Ноев Ковчег — красивая легенда или реальный факт, имеющий прямое отношение к истории человечества? Один из самых веских материальных аргументов, которые подтвердили подлинность Библии, а следовательно и существования Творца, или всего лишь миф? Такой вопрос волнует сердца и души сторонников обеих точек зрения на протяжении уже многих веков.
Вот краткая хроника поисков. К решительным действиям всех, кто издревле стремился найти Ноев ковчег на Арарате, подстегивали слухи о том, что в Эчмиадзинском монастыре (Армения) в резиденции каталикоса хранится принесенный с вершины еще во времена Григория Просветителя кусок корабельного дерева. Еще раньше, в 275 г. до Р.Х., вавилонский, а затем и греческий историки писали, что в курдских горах Армении лежит “древний ковчег Ксисутроса” и с него “люди отдирают смолу, чтобы использовать ее как противоядие или амулет”… Казалось бы, чего же проще — надо просто взойти на пик и посмотреть своими глазами! Но поначалу этого-то сделать было нельзя — восхождения на священную вершину были строжайше запрещены…
Кто первым взошел на Арарат? Кто нарушил Божий запрет не подниматься к Ковчегу? Считалось, что табу было нарушено лишь в 1829 г. французом Ф. Парро, но при этом восхождении альпинист меньше всего думал о поисках судна. Он “просто проходил мимо”, вот и попробовал свои силы на Арарате. В том же 1829 г., в сентябре, на Арарат поднимались 2 солдата 41-го егерского полка вместе с армянским крестьянином О. Абовяном и будущим классиком армянской литературы Хачатуром Абовяном. Мы не знаем, кто из них первым достиг Арарата (русские с армянами или француз), но мы хорошо знаем, ЧТО ИМЕННО нашла наша экспедиция. На вершине русские обнаружили… деревянный крест с надписью на плите: “По велению Николая Павловича, высочайшего самодержца всея Руси, сим для веры христианской священным местом овладел Иван Федорович Паскевич-Эриванский.”. О его первом покорении Арарата, в западных изданиях нет ни строчки. Быть может, потому, что очень уж не любили на Западе этого полководца (было за что), а может, просто не хотелось отдавать приоритет. Зато — отдадим его мы, Паскевич-Эриванский — первый восходитель на Арарат в нашей письменной истории…
Получается, Арарат — это русская гора?! Забегая вперед, скажем, что возле Арарата было много русских знаменитостей. А.С. Грибоедов сказал: “Один вид этой древней горы сражает неизъяснимым удивлением, я долго стоял неподвижен”, — Николай I — ему не повезло, гора была долго в облаках — и император изрек: “Что ж, зато и Арарат не увидел русского царя!”…
А спустя полвека после Паскевича-Эриванского началось, по существу, соревнование за право первым найти остатки корабля Ноя. В 1856 г. “три безбожника-иностранца” наняли в Армении двух проводников и отправились в путь с целью “опровергнуть существование библейского ковчега”. Лишь спустя десятки лет перед смертью один из проводников признался, что “к своему удивлению”, они обнаружили ковчег. Сначала они пытались его уничтожить, но у них ничего не вышло, потому что он был чересчур большим”. Тогда они поклялись, что никому не расскажут о своей находке, и то же самое заставили сделать своих сопровождающих…
В 1876 г. лорд Брайс на высоте 4,3 км обнаружил и взял образец из куска обработанного бревна длиной 1,3 м. В 1892 г. архидиакон Нури, один из главных священников Халдейской церкви, наконец-то впервые вместе с пятью сопровождающими наблюдал “большое деревянное судно” вблизи вершины!
(Продолжение следует: экспедиция 1916 года русских солдат)
Подготовил И.Н. Исаков