Ноев Ков­чег

Ноев Ков­чег — кра­си­вая леген­да или реаль­ный факт, име­ю­щий пря­мое отно­ше­ние к исто­рии чело­ве­че­ства? Один из самых вес­ких мате­ри­аль­ных аргу­мен­тов, кото­рые под­твер­ди­ли под­лин­ность Биб­лии, а сле­до­ва­тель­но и суще­ство­ва­ния Твор­ца, или все­го лишь миф? Такой вопрос вол­ну­ет серд­ца и души сто­рон­ни­ков обе­их точек зре­ния на про­тя­же­нии уже мно­гих веков.

Вот крат­кая хро­ни­ка поис­ков. К реши­тель­ным дей­стви­ям всех, кто издрев­ле стре­мил­ся най­ти Ноев ков­чег на Ара­ра­те, под­сте­ги­ва­ли слу­хи о том, что в Эчми­ад­зин­ском мона­сты­ре (Арме­ния) в рези­ден­ции ката­ли­ко­са хра­нит­ся при­не­сен­ный с вер­ши­ны еще во вре­ме­на Гри­го­рия Про­све­ти­те­ля кусок кора­бель­но­го дере­ва. Еще рань­ше, в 275 г. до Р.Х., вави­лон­ский, а затем и гре­че­ский исто­ри­ки писа­ли, что в курд­ских горах Арме­нии лежит “древ­ний ков­чег Кси­сут­ро­са” и с него “люди отди­ра­ют смо­лу, что­бы исполь­зо­вать ее как про­ти­во­ядие или аму­лет”… Каза­лось бы, чего же про­ще — надо про­сто взой­ти на пик и посмот­реть сво­и­ми гла­за­ми! Но пона­ча­лу это­го-то сде­лать было нель­зя — вос­хож­де­ния на свя­щен­ную вер­ши­ну были стро­жай­ше запрещены…

Кто пер­вым взо­шел на Ара­рат? Кто нару­шил Божий запрет не под­ни­мать­ся к Ков­че­гу? Счи­та­лось, что табу было нару­ше­но лишь в 1829 г. фран­цу­зом Ф. Пар­ро, но при этом вос­хож­де­нии аль­пи­нист мень­ше все­го думал о поис­ках суд­на. Он “про­сто про­хо­дил мимо”, вот и попро­бо­вал свои силы на Ара­ра­те. В том же 1829 г., в сен­тяб­ре, на Ара­рат под­ни­ма­лись 2 сол­да­та 41-го егер­ско­го пол­ка вме­сте с армян­ским кре­стья­ни­ном О. Або­вя­ном и буду­щим клас­си­ком армян­ской лите­ра­ту­ры Хача­ту­ром Або­вя­ном. Мы не зна­ем, кто из них пер­вым достиг Ара­ра­та (рус­ские с армя­на­ми или фран­цуз), но мы хоро­шо зна­ем, ЧТО ИМЕННО нашла наша экс­пе­ди­ция. На вер­шине рус­ские обна­ру­жи­ли… дере­вян­ный крест с над­пи­сью на пли­те: “По веле­нию Нико­лая Пав­ло­ви­ча, высо­чай­ше­го само­держ­ца всея Руси, сим для веры хри­сти­ан­ской свя­щен­ным местом овла­дел Иван Федо­ро­вич Пас­ке­вич-Эри­ван­ский.”. О его пер­вом поко­ре­нии Ара­ра­та, в запад­ных изда­ни­ях нет ни строч­ки. Быть может, пото­му, что очень уж не люби­ли на Запа­де это­го пол­ко­вод­ца (было за что), а может, про­сто не хоте­лось отда­вать при­о­ри­тет. Зато — отда­дим его мы, Пас­ке­вич-Эри­ван­ский — пер­вый вос­хо­ди­тель на Ара­рат в нашей пись­мен­ной истории…

Полу­ча­ет­ся, Ара­рат — это рус­ская гора?! Забе­гая впе­ред, ска­жем, что воз­ле Ара­ра­та было мно­го рус­ских зна­ме­ни­то­стей. А.С. Гри­бо­едов ска­зал: “Один вид этой древ­ней горы сра­жа­ет неизъ­яс­ни­мым удив­ле­ни­ем, я дол­го сто­ял непо­дви­жен”, — Нико­лай I — ему не повез­ло, гора была дол­го в обла­ках — и импе­ра­тор изрек: “Что ж, зато и Ара­рат не уви­дел рус­ско­го царя!”…

А спу­стя пол­ве­ка после Пас­ке­ви­ча-Эри­ван­ско­го нача­лось, по суще­ству, сорев­но­ва­ние за пра­во пер­вым най­ти остат­ки кораб­ля Ноя. В 1856 г. “три без­бож­ни­ка-ино­стран­ца” наня­ли в Арме­нии двух про­вод­ни­ков и отпра­ви­лись в путь с целью “опро­верг­нуть суще­ство­ва­ние биб­лей­ско­го ков­че­га”. Лишь спу­стя десят­ки лет перед смер­тью один из про­вод­ни­ков при­знал­ся, что “к сво­е­му удив­ле­нию”, они обна­ру­жи­ли ков­чег. Сна­ча­ла они пыта­лись его уни­что­жить, но у них ниче­го не вышло, пото­му что он был черес­чур боль­шим”. Тогда они покля­лись, что нико­му не рас­ска­жут о сво­ей наход­ке, и то же самое заста­ви­ли сде­лать сво­их сопровождающих…

В 1876 г. лорд Брайс на высо­те 4,3 км обна­ру­жил и взял обра­зец из кус­ка обра­бо­тан­но­го брев­на дли­ной 1,3 м. В 1892 г. архи­ди­а­кон Нури, один из глав­ных свя­щен­ни­ков Хал­дей­ской церк­ви, нако­нец-то впер­вые вме­сте с пятью сопро­вож­да­ю­щи­ми наблю­дал “боль­шое дере­вян­ное суд­но” вбли­зи вершины!

(Про­дол­же­ние сле­ду­ет: экс­пе­ди­ция 1916 года рус­ских солдат)

Под­го­то­вил И.Н. Исаков