В 1941 году журнал «Пикчсер пост мэгэзин» опубликовал статью «Носить ли женщинам брюки?», иллюстрацией к которой была фотография женщины в брючном костюмеза барной стойкой, со стаканом и сигаретой . Прошло чуть больше полвека, и проблема перестала для нас быть проблемой: современная женщина решила однозначно — конечно, носить! Но это решение, к сожалению, оказалось в противоречии с церковной традицией. Почему? Попытаемся разобраться вместе…
Людям почти сразу пришло в голову разделить одежду на мужскую и женскую: эволюция быта, нравственных, этических, эстетических и религиозных представлений изменили юбкоподобную одежду. У молодых мужчин древних цивилизаций она становилась короче, у почитаемых и знатных — удлинялась. Женская одежда была более закрытой, отличаясь всегда более длинной юбкой.
Итак, в древности и мужчины, и женщины предпочитали носить такую одежду, которая целомудренно скрывала бедра и ноги.
Слово «брюки» (по одной из версий, тюркского происхождения) означает «сдвоенная юбка» или «двойная юбка». Уже в самом слове заключена история возникновения брюк. Они родились из юбки, но чтобы стать брюками, юбке понадобилось много веков.
Около 2000 — 2700 лет назад в причерноморских степях обитали скифы. Чтобы выжить, вели кочевой образ жизни, то и дело перебираясь на своих низкорослых, мохнатых лошаденках с одного места на другое. Они проводили на неоседланных лошадях помногу часов каждый день. И тут без штанов — меховых или кожаных — было не обойтись. Другой предок современных брюк — шаровары. Родиной шаровар считается Восток, а именно – Персия. Шаровары образовались из юбки по чисто утилитарной причине: персидским воинам было неудобно участвовать в походах и сражениях в юбках. Самые смекалистые из них перетягивали ремнем свои юбки между ног, чтобы было удобнее ехать на коне. Через какое-то время юбки стали сшивать определенным образом, оставляя прорези внизу для продевания ног. Получилась юбка-брюки или всем известные шаровары. В быту восточный мужчина носил юбку, а во время военных походов надевал шаровары. Так, во всяком случае, поступали мужчины Персии.
Итак, шаровары – видоизмененная юбка – одежда для воина.
Несмотря на то, что шаровары – это чисто «мужское» изобретение, очень быстро женщины присвоили их себе. Нельзя сказать, когда появились шаровары в женской одежде, но можно точно указать, с чьей легкой руки это свершилось. Этот «мужской» вид одежды был внедрен в дамский гардероб ассирийской царицей Семирамидой еще в 800‑м году до нашей эры! Она участвовала в боях вместе с мужем и надевала «брюки-гольфы», дабы ее не узнавали. Заострим наше внимание на этом факте: женщина в первый раз одела штаны для того, чтобы ее не могли отличить от мужчины. После этого женщины Востока стали носить широкие прозрачные шаровары, присобранные на щиколотках, но — ! — только в гареме. А те, что работали в поле, одевали не шелковые, а полотняные и в большинстве случаев – черного цвета. Таджикские женщины и по сей день носят узкие брюки, но только под платьем.
Итак, женщины переняли мужское изобретение, которое все еще оставалось юбкой.
В допетровской Руси царю и боярам шили штаны из зарбафа, объяри, камки, атласа и тафты. По описям XVI-XVII веков известны штаны “холодные, стеганые и теплые”, то есть с меховым “исподом”, который делали из черевин собольих, беличьих, песцовых. Но, по-видимому, более употребительным было в народе слово “порты” (имевшее также значение “одежды вообще”). Кстати, от слова “порты” произошло слово “портной”. Порты были немудреным изделием из двух штанин; самыми модными считались синие порты в полоску или елочку.
Со второй половины XIX века крестьянин сменил порты на штаны — они были на поясе и застегивались на пуговицы. Порты стали надевать на работу, а по праздникам мужики надевали плисовые шаровары (из хлопчатобумажного бархата, с карманами), заправляли их в сапоги. Черные, синие, красные шаровары оживляли деревенские гулянья и ярмарки. В селах, живших ремеслом, к концу прошлого века по праздникам стали носить городские брюки. Деревенские штаны было принято шить не длинными — до щиколотки. Но страна была отсталой, и в Поволжье, например, деревенские подростки до четырнадцати-пятнадцати лет ходили без штанов, в одной рубахе, право на штаны у них появлялось только года за два перед женитьбой.
Итак, русские женщины в деревнях никогда не носили ни штанов, ни порток, ни брюк. Более того, в некоторых русских деревнях штаны не выдавались даже мальчикам, но только мужчинам.
Женщины же поначалу носили сарафаны, а в ХIX веке стали шить и юбки. Было принято верхние юбки шить из батиста или ситца — голубые, розовые, кубовые, стальные, синие. В семьях с достатком могли себе позволить городские покупные ткани — бархат, бенгалин, репс, кашемир. Но такие юбки были дороги и надевали их только по праздникам и в церковь.
Итак, это традиционно для России — в церковь одевать самую лучшую юбку. И точно так, как брюки в крестьянском сознании были связаны напрочь с мужской зрелостью, юбка — с тем, что девушка выходит замуж и становится женщиной:
Поневу (особого покроя юбка) на девушку надевали во время свадьбы. Поневу поддевали на кнут, поднимали выше головы и, опуская на невесту, приговаривали: “Вот тебе гроза и воля, и вся твоя судьба”. Невеста с громким плачем отвечала: “На что девичью красу снимаете, бабью сухоту надеваете”.
Родиной современных брюк по праву считается Англия. И не только брюк, но и всего мужского делового костюма. Идейным вдохновителем создания образа делового человека можно считать французского философа-идеалиста Джона Локка. Именно он удачно обрисовал, как должен выглядеть преуспевающий молодой человек и внутренне, и внешне. И даже определение, данное Джоном Локком, на долгие годы вошло в обиход. Это определение – «джентльмен»: благовоспитанный, преуспевающий молодой человек в смокинге, брюках, жилетке, рубашке, галстуке, перчатках, цилиндре и с тростью в руке. Образ джентльмена родился в первом десятилетии XIX века и очень скоро стал классикой мужской одежды и непререкаемым авторитетом для всех западных мужчин. Мужчина Западной цивилизации отказался от ношения юбки на неопределенный срок и полностью перешел на использование брюк. Можно сказать так: не только брюки, но и весь брючный костюм оказался гениальным изобретением мужчины.
Женщины же методично и настойчиво стали подрывать мужскую брючную монополию. Всякое посягательство на этот образ со стороны женщин мужчины гневно пресекали. Юридически мужчин можно понять, ведь женщины фактически покушались на авторское право мужчин: ведь это именно мужчины придумали брюки.
Итак, женщины стали завидовать мужским брюкам. Только лишь потому, что эта одежда казалась им удобнее? В первый раз женщина одела брюки для того, чтобы ее не отличили от мужчины в бою. Затем женщины Востока придумали носить праздничные шаровары в гареме исключительно для мужа и черные юбку-брюку для работы в поле. Мужчины же, гениально изобретшие брючный костюм, никак не хотели делить его с женщиной, по всей видимости, полагая что он им нужнее, лучше идет и, в конце концов, являясь мужской одеждой изначально, отличает их от слабой женщины в юбке.
Продолжение следует.
Материал в Интернете исследовала и подготовила для публикации В. М. Сафонова, старшая сестра в Храме Христа