продолжение, начало в №5(52)
Мужчины долго не позволяли женщинам одержать победу в «брючном вопросе». В период эллинизма женщин ожидало осуждение на смерть за появление в общественном месте в брюках. Французская королева Мария-Антуанетта закончила свою жизнь на эшафоте во время Великой французской революции. А могла бы и не дожить до эшафота — задолго до революции она как-то показалась в брюках, и за это ее едва не растерзала возмущенная толпа. Когда в XIX веке некая голландка села в брюках (кстати, достаточно широких) на велосипед, она вызвала такое волнение, что городской голова был вынужден вызвать пожарных, чтобы восстановить порядок. В то же самое время в Англии в ресторанах отказывались обслуживать женщин, одетых в спортивную одежду, покуда вопрос об этом не был поставлен в Парламенте. Парижанки оказались хитрее: они застраховали себя тем, что добились от Департамента полиции разрешения на ношение брюк в общественных местах. Однако за всю историю таких разрешений было выдано всего десять экземпляров. И только в начале XX века был отменен указ Наполеона на «запрет ношения женщинами мужских брюк», но только для того, чтобы ездить на велосипеде и кататься на лошадях».
Наполеон, покоривший Европу, не смог осознать красоты женщины в брюках. Женщина же хотела победить и общество, и Наполеона.
Новая реформа юбки назревала за океаном. Американки, переселявшиеся в девятнадцатом веке на запад своей страны, путешествовали в повозках, испытывая трудности полукочевого бытия. Корсет и кринолин были не для них. Некто Амалия Блюмер из штата Огайо еще в 1840‑х годах почла за благо надеть на женщин шаровары, прикрыв их короткой, свободной юбкой до колен. Мужчины забили тревогу. В штате Иллинойс власти пытались запретить юбки, подол которых был выше пятнадцати сантиметров от земли. Но женщины западной цивилизации в итоге стали носить не только брючные костюмы, они отобрали у мужчин одежду ковбоев и докеров — джинсы вкупе с клетчатыми фланелевыми рубашками.
Женщины меняли моду, но и она меняла их — в угоду брюкам становится модным тип красавицы, которая скорее напоминает мальчика, чем женщину. Мир еще пытался опомниться, с обожанием взирая на женственную Мэрилин Монро, но было уже поздно… Мадонна, поигрывая накачанными мускулами, уже щеголяет в военном френче и галифе. Дочь Мухаммеда Али великолепно чувствует себя в мужском макинтоше и благоухает мужским парфюмом. А модельер Александр Маккуин уже выводит на подиум мужчин в юбках до середины колена. На улицах крупнейших столиц мира подростки уже облачаются в короткие, выше колен, юбки поверх дежурных джинсов. Маятник начал движение в другую сторону.
Мужчинам перестает быть нужной одежда воина, скачущего на лошади и защищающего слабую женщину, потому современная женщина с большой ловкостью проделывает то же самое. В конце XX столетия оказалось, что история брюк — это символ не только трансформации моды за последние сто лет, но и того, как менялись сами женщины.
Задумайтесь, что значат последние несколькие десятилетия, принесшие победу брюк для женщин, на фоне всей истории человеческой цивилизации от Адама с Евой до наших дней? Это всего лишь песчинка на морском берегу. Несмотря на все грандиозные успехи эмансипации, женщине все-таки суждено отдавать предпочтение – и это мнение всех мужчин — не брючному костюму, а юбке и платью, чтобы иметь успех. Это обусловлено тем, как настоящий мужчина воспринимает образ женщины. Ведь платье, как никакой другой вид одежды, подчеркивает женственность, особенно длинное платье. В XVI веке, например, женщины носили юбки, которые располагались в несколько ярусов или набивались конским волосом. Чтобы их носить, придумали каркас из обручей. Обтянутые парчой, украшенные драгоценностями, такие юбки были очень дороги. Французы, тоже одевшие своих дам в такие юбки, назвали их «vertugardan», что в переводе на русский язык означает “охраняющая добродетель”. Мужчинам всегда нравились женщины в юбках, иначе они не стали бы придумывать такие поэтичные названия.
Моделирование женской одежды традиционно вертелось и вертится до сих пор вокруг трех основных компонентов: юбка, платье и сарафан. Коко Шанель создала костюм, в котором женщина также могла в любое время дня и ночи выглядеть элегантно. Теперь мы знаем это творение под именем «костюм „Шанель»: жакет, юбка, блуза, – и это классика женской одежды.
Давайте подытожим наш такой долгий разговор.
Библия говорит:
«На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5).
Вы скажете: «Я ношу женские брюки». Но вспомните, кто придумал этот вид одежды и ради чего. Еще на заре цивилизации люди разделили мужскую и женскую одежду именно для того, чтобы мужчина отличался от женщины. Вы скажете: «Это очень удобно, поэтому я и ношу брюки». Вот и носите их тогда, когда это удобно (в поле и на велосипеде). Скажу более: это неудобно – прийти на визит к английской королеве в брюках. Если бы вас удостоили такой чести, вы бы оделись соответственно случаю и не стали бы оскорблять Ее Величество своим внешним видом в шароварах и без шляпки – это было бы неудобно, стеснительно, стыдно и неприлично. Когда вы позволяете себе прийти в брюках в Дом Божий и говорите: «Это так удобно!», неужели вы не почитаете за честь визит к Царю Царей и Господу Господствующих? Или, может быть, ваш визит в Храм – это для вас не встреча с Иисусом?
Материал в Интернете исследовала и подготовила для публикации В. М. Сафонова, старшая сестра в Храме Христа