Нов­го­род­ские веру­ю­щие в 1920 году

Это толь­ко архив­ные дан­ные. Но в циф­рах ста­ти­сти­ки рас­стре­лян­ных, сослан­ных, лишен­ных прав — судь­бы человеческие.
В 1937 году за веру в Бога мож­но было попла­тить­ся не толь­ко сво­бо­дой, но и жиз­нью. Но они все рав­но верили…

Пер­вые пере­се­лен­цы из Лат­вии появи­лись в Нов­го­род­ской губер­нии в 1864 году в местеч­ке Любень и Дере­ва Кре­стец­ко­го уез­да. Пер­вая латыш­ская общи­на еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов обра­зо­ва­лась в Любене (Кре­стец­кий уезд) в 1869 году.

Пер­вая госу­дар­ствен­ная реги­стра­ция общин отно­сит­ся к 1912 году:
“В Депар­та­мент Духов­ных Дел. Вслед­ствие отно­ше­ния от 16 сего янва­ря за N 371, воз­вра­щая при сем про­ше­ние бап­ти­стов Лажин­ской воло­сти, Кре­стец­ко­го уез­да, Дави­да Аун­са, Индри­ка Розен­та­ля и др., уве­дом­ляю Депар­та­мент Духов­ных Дел, что в 1912 году с раз­ре­ше­ния губерн­ско­го прав­ле­ния, были откры­ты бап­тист­ские латыш­ские общи­ны: Нов­го­род­ская, Нико­ла­ев­ско — Бере­зов­ская, Нащин­ская, Креч­нов­ская и Коло­мов­ская — Нов­го­род­ско­го уез­да. Буг­ров­ская, Любен­ская и Лажин­ско — Кло­бу­чин­ская Кре­стец­ко­го уез­да. Духов­ным настав­ни­ком всех этих общин тогда же… был утвер­жден меща­нин горо­да Либа­вы Янъ Кри­сто­повъ Янсонъ.”

29.05.1914 года “поста­нов­ле­ни­ем Губерн­ско­го Прав­ле­ния” была откры­та объ­еди­нен­ная “Общи­на Латыш­ских бап­ти­стов Нов­го­род­ско­го и Кре­стец­ко­го уез­дов”, ина­че гово­ря, обра­зо­вал­ся сво­е­го рода Союз Нов­го­род­ских Бап­ти­стов. 4 авгу­ста был утвер­жден “Совет этой общи­ны в лице пред­се­да­те­ля (Яна Янсо­на) и това­ри­ща его и две­на­дца­ти чле­нов”. В этот Совет вошли пред­ста­ви­те­ли всех латыш­ских общин.
Позд­нее обра­зо­ва­лись и при­мкну­ли к Сою­зу общи­ны Кунин­ская, Дере­во-Латыш­ская и дру­гие общины.

Общи­на “Табор” (более ран­нее ее назва­ние — Нико­ла­ев­ско — Бере­зов­ская) объ­еди­ни­ла в себе веру­ю­щих из Нико­ла­ев­ско­го обще­ства, Бере­зов­ско­го, Дмит­ри­ев­ско­го и Ермо­лин­ско­го. Она была одной из самых многочисленных.

17 авгу­ста 1930 года веру­ю­щие “Табо­ра” пода­ли заяв­ле­ние в Нов­го­род­ское Рай­он­ное Адми­ни­стра­тив­ное отде­ле­ние с прось­бой о пере­ре­ги­стра­ции общи­ны под назва­ни­ем “Табор­ская Латыш­ская Бап­тист­ская общи­на”. Но 3 мар­та 1931 года общи­на была закры­та, в молит­вен­ном доме “Табор” власть устро­и­ла клуб-избу читальню.

Такой же боль­шой и мно­го­чис­лен­ной была Любо­ляд­ская общи­на. В 1930 году толь­ко в Любо­ля­дах веру­ю­щих было 79 чело­век — чле­нов общи­ны. А в состав ее вхо­ди­ли еще бап­ти­сты из дере­вень Нащи, Люби­щи, Ска­че­ли и других.

Совсем рядом с Любо­ляд­ской рас­по­ла­га­лась Дуб­ров­ская общи­на, кото­рая была одной из самых актив­ных в деле про­по­ве­ди Еван­ге­лия. Ее член Эрнест Зиверт был мис­си­о­не­ром — попе­чи­те­лем в Ябло­нец­кой воло­сти Луж­ско­го уез­да. Август Зиверт орга­ни­зо­вал регент­ские кур­сы в Шим­ской общине еван­ге­ли­стов-паш­ков­цев — рус­ских бра­тьев во Хри­сте. Август Зиверт мно­го потру­дил­ся в деле про­по­ве­ди Ева­неглия как сре­ди латыш­ско­го, так и сре­ди рус­ско­го наро­да. До 1934 года он ездил в уже неле­галь­ные груп­пы еще уце­лев­ших веру­ю­щих Шим­ска, Ста­рой Рус­сы. Даль­ней­шая судь­ба вер­но­го слу­ги Божье­го нам не извест­на. Дирек­тор Вос­крес­ной Шко­лы в Дуб­ров­ской общине Фер­ди­нанд Леп­пе два­жды был осуж­ден за веру, 4 сен­тяб­ря 1937 года его рас­стре­ля­ли и вме­сте с ним — Озо­ля Осваль­да, Мат­фея Сприн­ги­са (дочь Мат­фея ныне здрав­ству­ет и явля­ет­ся чле­ном Церк­ви горо­да Песто­во Нов­го­род­ской обла­сти) и дру­гих веру­ю­щих из Любо­ляд, Нащей, Капуст­но. Молит­вен­ный дом в Дуб­ров­ке раз­ру­шил ура­ган неза­дол­го до того, как захо­те­ла совет­ская власть отобрать его.

В 1926 году веру­ю­щи­ми “Табо­ра”, Дуб­рав­ки, Нов­го­ро­да был пред­при­нят боль­шой еван­ге­ли­за­ци­он­ный поход по дерев­ням Заос­ско­го и Нехин­ско­го сель­ских сове­тов. Коор­ди­ни­ро­вал и воз­глав­лял этот поход сын дво­ря­ни­на Борис Нико­ла­е­вич Пав­лов. Летом 1927 года еван­ге­ли­за­ци­он­ный поход повто­рил­ся. О Хри­сте рас­ска­зы­ва­ли рус­ские и латыш­ские хри­сти­ане рус­ским и латыш­ским греш­ни­кам. В деревне Бор “после их посе­ще­ния запи­сал­ся в общи­ну бап­ти­стов кре­стья­нин Нико­ла­ев Архип”.

В Нов­го­ро­де так­же были бап­ти­сты-латы­ши. Нов­го­род­ская общи­на была сме­шан­ной по сво­е­му соста­ву. Бого­слу­же­ния про­хо­ди­ли в нача­ле два­дца­тых годов в доме Мед­ни­са на Арте­ле­рий­ском пла­цу, позд­нее — на Кре­стьян­ской пло­ща­ди дом 10, и в Про­ле­тар­ской сло­бод­ке дом 16 на квар­ти­ре у сест­ры Давы­до­вой Софьи. В трид­ца­тые годы веру­ю­щие соби­ра­лись дома у Ласма­на Аль­бер­та, послед­не­го попе­чи­те­ля общин, а, точ­нее, неле­галь­ных групп веру­ю­щих, рас­стре­лян­но­го в 1937 году.
Пре­сви­те­ром Нов­го­род­ской общи­ны при­мер­но с 1924 по 1928 годы был Борис Пав­лов, в 1929 — Миха­ил Эспен­берг, сек­ре­та­рем общи­ны была Клав­дия Васи­лье­ва, каз­на­че­ем — Юлия Юрма­лен, сест­рин­ским слу­же­ни­ем руко­во­ди­ла Ели­за­ве­та Кутей­ни­ко­ва. Нов­го­род­ская общи­на име­ла тес­ную связь с Любо­ляд­ской общи­ной, общи­ной “Табор”, с Шим­ски­ми еван­ге­ли­ста­ми и со Ста­ро­рус­ски­ми бап­ти­ста­ми и евангелистами.

Вме­сте с созда­ни­ем общин созда­ва­лись юно­ше­ские круж­ки. Осо­бо актив­но они вели рабо­ту с 1921 по 1926 год под руко­вод­ством Нов­го­род­ско­го Союз­но­го коми­те­та Моло­де­жи. Актив­ным пред­се­да­те­лем это­го коми­те­та был в 1922 году Леварт Иван. Юно­ше­ские круж­ки изда­ва­ли свои стен­га­зе­ты. Еже­год­но созы­ва­лась Нов­го­род­ская Союз­ная кон­фе­рен­ция, куда съез­жа­лись пред­ста­ви­те­ли всех юно­ше­ских круж­ков общин Новгородчины.

В нача­ле трид­ца­тых годов все общи­ны Нов­го­род­чи­ны были лик­ви­ди­ро­ва­ны вла­стью сове­тов, молит­вен­ные дома ото­бра­ны, боль­шая часть веру­ю­щих как латы­шей, так и рус­ских — репрессирована.

Вид­ны­ми про­по­вед­ни­ка­ми и актив­ны­ми дея­те­ля­ми были: Витоль Антон (14.01.1938 — рас­стре­лян), диа­кон Витоль Эрнест, Денов Аль­берт, диа­кон Зупинь Индрик, Сприн­гис Мат­фей (рас­стре­лян в 1937 году), Эрман­сон Индрик (сослан, а поз­же рас­стре­лян), Леп­пе Фер­ди­нанд (рас­стре­лян в 1937 году), Бирз­нек Карл ( рас­стре­лян в 1937 году), Бар Рудольф (рас­стре­лян в 1937 году), Бер­з­вальд Август (рас­стре­лян в 1937 году), Бор­ден Эрнест (рас­стре­лян в 1937 году), Гуд­рик Петр (рас­стре­лян в 1937 году), Грик­ман Фриц (рас­стре­лян 15.09.1937 года), Звей Анна (рас­стре­ля­на 13.01.1938 году), Кол­берг Иван (рас­стре­лян 13.01.1938 года), Кукит Жан (рас­стре­лян 3.10.1938 года), Ласман Эду­ард (выслан в Север­ный Край 22.04.1930 года), Мелгалн Алек­сандр (рас­стре­лян в 1937 году), Озоль Аль­берт, Робеж­нек Рихард, Тилюк Гер­ман и Мин­на (рас­стре­ля­ны в 1937 году), Эве­лин Эрнест (рас­стре­лян в 1937 году). Силь Ели­за­ве­та, Пла­цен Виль­гель­ми­на, Ласман Аль­берт — бап­ти­сты общи­ны Нов­го­ро­да, рас­стре­лян­ные в 1937 году.

А. И. Корабель

Выра­жа­ем сер­деч­ную бла­го­дар­ность архи­вам Нов­го­род­ской области