“… Должен ли христианин прощать того, кто не просит прощения и не думает об этом? Я имею невестку, которая сделала мне много неприятностей, а теперь как ни в чем не бывало желает продолжать дружеские отношения. Я сказала ей: “После всего того, что ты сделала, тебе следовало бы сказать по крайней мере: “Я сожалею”. Но в ответ она сказала: “Я никогда в моей жизни ни перед кем ни извинялась и не говорила, что я должна была ответить на эти слова? Как должен поступать христианин в таком или подобном положении? Терпеть? Но до каких же пор?”
Нам прежде всего следует вспомнить слова Христа: “Если брат твой согрешил против тебя, прости ему”. Сколько раз? Семь раз? Нет, но семь раз по семидесяти.
В вашем положении, когда вы живете с человеком, который вам часто приносит огорчения, другого ответа быть не может, как только прощать. Вы не должны носить в душе гнев против такого человека. Вы можете ограничить с нею или с ним связи; можете стать более осторожными, но не должны требовать извинения. Вынужденное извинение ничего не стоит. Вам легче просто простить. Это хорошо прежде всего для вас.
Извинение – это не условия для прощения. Христианин, рожденный свыше, должен прежде всего пребывать в мире с Господом и с самим собою, а если христианин не имеет духа прощения, у него не может быть и умиротворения в сердце.
Подумайте о том человеке, который согрешил против вас, но не желает это признать и извиниться. Вполне возможно, что он никогда не пережил возрождения или имеет какие-либо психологические дефекты или жизненные потрясения ожесточили его сердце. Главное, чтобы ваше сердце не утратило мира с Богом.
Возможно, ваша невестка думает, что вы виноваты в неприятностях. Принесите ей свои извинения. Если она не примет их – вы свободны перед Господом, и вам беспокоиться не о чем. Важно, чтобы вы имели в душе дух прощения.
Люди мира сего с этим положением не считаются, но мы же ведь христиане и знаем заповедь Христа о прощении брата, который согрешил против нас. Ну, а если он виноват? Вот именно того, кто виноват перед нами, мы и должны прощать независимо от того, сознает он свой поступок или нет, просит он прощения или нет.
Вспомните, что перенес Иисус Христос, безгрешный Сын Божий. И Он молился о тех, которые Его распинали, просил Отца простить их. Люди мира сего не могут вместить такое положение, но христианин – это новая тварь, и его отношение к обидчикам совершенно другое. На Христа плевали, над Ним насмехались, Его били до крови, богохульствовали. Вы ведь не перенесли столько боли от вашей невестки? Конечно, нет. А вот Священное Писание учит нас смотреть на Христа и подражать Ему во всем и особенно в прощении тех, кто виновен перед нами.
Вы можете сказать: Но Христос прощает нас не раньше нашего покаяния.
Это верно. Но вы также должны понять, что, когда Христос молился со креста: “Отче, прости им, ибо не знают, что делают”. Он не ожидал от распинающих покаяния. Это первое. Второе, вы должны понять, что если мы исповедуем перед Богом наши согрешения, приходим к Нему с покаянием, то только потому, что Бог, Отец Небесный, умилил наши сердца, дал нам дух покаяния. Христос сказал: “Никто не приходит ко Мне, если не привлечет его Отец Небесный”.
Мы просим прощения за сделанные грехи только потому, что Отец Небесный открыл нам глаза на самих себя, и мы во свете Писания увидели себя грешниками. Только при таком состоянии человек способен прийти ко Христу за прощением.
Конечно, мы не в состоянии пробудить сознание и совесть обидчиков и возбудить в них дух покаяния. Это не в наших силах. Здесь не может быть соревнования. Но позвольте мне напомнить вам несколько стихов из 1Петра 2:20–21: “Ибо что за похвала, если вы терпите,когда вас бьют за проступки? Но, если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его”.
О прощении
