Оби­да

Мы все быст­ро оби­жа­ем­ся. Хотя мы зна­ем, что оби­жать­ся не хоро­шо, но все рав­но оби­жа­ем­ся, осо­бен­но на самых близ­ких людей. Мы не дума­ем, что оби­да – это про­бле­ма. Писа­ние гово­рит, что оби­ды будут при­хо­дить. Важ­но, как мы на них реа­ги­ру­ем. Самые боль­ные уда­ры при­хо­дят со сто­ро­ны наших близ­ких, и их труд­нее все­го перенести.

«Ибо не враг поно­сит меня – это я пере­нес бы; не нена­вист­ник мой пре­воз­но­сит­ся надо мною – от него я укрыл­ся бы; но ты, кото­рый был для меня то же, что я, друг мой и близ­кий мой, с кото­рым мы раз­де­ля­ли искрен­ние бесе­ды и ходи­ли вме­сте в дом Божий.» Псал­тирь 54:13–15

Я сего­дня буду раз­мыш­лять на инте­рес­ную тему, эта тема назы­ва­ет­ся “Оби­да”.

Мы все пони­ма­ем, что оби­жать­ся это не пра­виль­но. Малень­ким детям гово­рят: «ты не оби­жай­ся, Ванеч­ка, ты не оби­жай­ся, Танеч­ка», но они все рав­но оби­жа­ют­ся. Когда мы вырас­та­ем, мы мень­ше оби­жа­ем­ся. Хотя мы зна­ем, что оби­жать­ся не хоро­шо, но все рав­но оби­жа­ем­ся. И я сего­дня молюсь, что­бы Дух Свя­той открыл нам в све­те Сло­ва Божье­го, что такое оби­да, и поче­му нам не нуж­но дер­жать оби­ду в сво­ем сердце.

Оби­ды, как пра­ви­ло, при­хо­дят из-за каких-то пустя­ков, недо­ра­зу­ме­ний, недо­ска­зан­но­сти. Если разо­брать­ся на что ты оби­дел­ся, то часто выяс­ня­ет­ся, что оби­жать­ся было не на что. Когда чело­век оби­жа­ет­ся, он не дума­ет, что это для него огром­ная про­бле­ма. Ино­гда эти оби­ды у нас копят­ся. Одну оби­ду про­гло­тил, вто­рую, тре­тью и они, таким обра­зом, накап­ли­ва­ют­ся. У детей есть копил­ки, они похо­жи на свин­ку. Люди бро­са­ют туда монет­ки до тех пор, пока свин­ка не напол­нит­ся, и потом ее раз­би­ва­ют. Точ­но так же про­ис­хо­дит с оби­да­ми. Мы похо­жи на такие копил­ки. Они копят­ся в чело­ве­ке, и потом вдруг про­ис­хо­дит взрыв. И этот взрыв раз­ру­ша­ет отношения.

Боль­ше все­го мы оби­жа­ем­ся на близ­ких нам людей. Мы все пони­ма­ем, что осно­ва семьи – это отно­ше­ния с Богом. Они опре­де­ля­ют наше состо­я­ние. Все стро­ит­ся по прин­ци­пу вза­и­мо­от­но­ше­ний. Если у тебя есть вза­и­мо­от­но­ше­ния с Богом, все заме­ча­тель­но. Если есть у мужа, жены, детей вза­и­мо­от­но­ше­ния, то полу­ча­ет­ся заме­ча­тель­ная семья. Есть вза­и­мо­от­но­ше­ния на рабо­те с кол­ле­га­ми, с началь­ни­ком, то все заме­ча­тель­но. Есть вза­и­мо­от­но­ше­ния в церк­ви с лиде­ром, с бра­тья­ми и сест­ра­ми, тоже все замечательно.

Поэто­му враг рабо­та­ет, что­бы отно­ше­ния были раз­ру­ше­ны. Если раз­ру­ша­ют­ся отно­ше­ния, раз­ру­ша­ет­ся все. Раз­ру­ши­лись отно­ше­ния в семье, это часто дово­дит семью до раз­во­да. Люди рас­хо­дят­ся и не хотят жить друг с дру­гом. Раз­ру­ша­ют­ся отно­ше­ния на рабо­те, люди ухо­дят на дру­гую рабо­ту. Раз­ру­ша­ют­ся отно­ше­ния в церк­ви, про­ис­хо­дит то же самое. Враг рабо­та­ет осо­бен­ным обра­зом на раз­ру­ше­ние отно­ше­ний. Осо­бен­но боль­ные уда­ры для нас, уда­ры со сто­ро­ны близ­ких нам людей. Если близ­кие люди, муж и жена, оскорб­ля­ют и обзы­ва­ют друг дру­га, это не про­длит­ся веч­но. Оби­ды копят­ся, потом они выли­ва­ют­ся во что-то дру­гое, и когда-нибудь они сработают.

Пса­лом 54:13 «ибо не враг поно­сит меня, — это я пере­нес бы; не нена­вист­ник мой вели­ча­ет­ся надо мною, — от него я укрыл­ся бы; но ты, кото­рый был для меня то же, что я, друг мой и близ­кий мой, с кото­рым мы раз­де­ля­ли искрен­ние бесе­ды и ходи­ли вме­сте в дом Божий».

Если вра­ги на нас что-то гово­рят, мы можем это пере­не­сти. Если какой-то пья­ни­ца на тебя накри­чал, тебе не при­ят­но, но ты это пере­не­сешь и забу­дешь. Но если ты при­шел домой, и эти же сло­ва услы­шал от мужа или жены, то реак­ция будет совер­шен­но дру­гая. Чем бли­же к нам люди, тем боль­нее нано­сят­ся раны, тем труд­нее их перенести.

Имен­но близ­кие отно­ше­ния дья­вол хочет раз­ру­шить. Дья­вол хочет украсть, убить и погу­бить. Мы долж­ны это пони­мать, что­бы защи­тить себя и не поз­во­лить этим оби­дам раз­ру­шить наши отношения.

Семья долж­на быть рай­ским местом, где есть любовь, при­ня­тие, ува­же­ние. К сожа­ле­нию, семья может стать местом боли и горе­чи, и при­чи­на это­му – нако­пив­ши­е­ся обиды.

Вна­ча­ле, может быть, в этом нет ниче­го страш­но­го. Но посте­пен­но, оби­да начи­на­ет рабо­тать в чело­ве­ке и, как ядо­ви­тое семя, при­но­сить свои ядо­ви­тые пло­ды. Писа­ние гово­рит нам наблю­дать, что­бы в нас не воз­ник ника­кой горь­кий корень. Этот горь­кий корень отрав­ля­ет нашу жизнь и жизнь дру­гих людей.

Иисус гово­рит в Еван­ге­лии от Луки, что соблаз­ны или оби­ды при­дут. Нику­да от это­го не деть­ся. Наши отно­ше­ния все­гда испы­ты­ва­ют­ся. И они осо­бен­но испы­ты­ва­ют­ся, когда при­хо­дят какие-то кон­флик­ты и труд­но­сти. Имен­но в кон­флик­тах и труд­но­стях откры­ва­ет­ся наше истин­ное «я». И оно не все­гда хоро­шее и кра­си­вое, мяг­кое и пуши­стое. Пока нет про­бле­мы, нет кон­флик­та, у нас все хоро­шо. Но во вре­мя кон­флик­та про­яв­ля­ет­ся про­бле­ма. Она пока­зы­ва­ет, что у нас внут­ри. Мы выска­зы­ва­ем чело­ве­ку то, что дума­ли о нем, а он – то, что думал о тебе. И ты даже не дога­ды­вал­ся, что это есть в тебе и в этом человеке.

Мат­фея 24:10 «и тогда соблаз­нят­ся мно­гие». «Соблаз­нят­ся» – озна­ча­ет оби­дят­ся. И тогда оби­дят­ся мно­гие, «и друг дру­га будут пре­да­вать, и воз­не­на­ви­дят друг друга».

Что дела­ет оби­да? Они соблаз­нят­ся, оби­дят­ся, и что про­ис­хо­дит даль­ше? Про­ис­хо­дит пре­да­тель­ство. Семья, цер­ковь – это завет­ные отно­ше­ния. Оби­да несет за собой пре­да­тель­ство и изме­ну, нару­ше­ние завет­ных отно­ше­ний. Поче­му? Здесь напи­са­но, они воз­не­на­ви­дят друг дру­га. Ино­гда в голо­ве не укла­ды­ва­ет­ся, как самые близ­кие люди могут так силь­но нена­ви­деть друг дру­га? Муж и жена – люди, кото­рые люби­ли друг дру­га, гово­ри­ли самые луч­шие, кра­си­вые сло­ва, вдруг пре­вра­ща­ют­ся в самых злей­ших вра­гов. Их отно­ше­ния ста­но­вят­ся пря­мо про­ти­во­по­лож­ны­ми. Как гово­рить­ся, от люб­ви до нена­ви­сти один шаг. Они так люби­ли друг дру­га, и уже пол­ны нена­ви­сти. Как такое может происходить?

Иисус гово­рит, что это начи­на­ет­ся с мало­го, это начи­на­ет­ся с оби­ды. Ты ска­зал что-то не то, тебе ска­за­ли что-то не то, сде­ла­ли что-то не так. И чело­век про­гла­ты­ва­ет семя оби­ды, кото­рое начи­на­ет рас­ти, если сра­зу не разо­брать­ся с этой оби­дой. Напи­са­но, что семя при­но­сит плод по роду своему.

Напи­са­но, нам надо хра­нить боль­ше все­го свое серд­це, не поз­во­лять при­хо­дить оби­дам. Но если оби­да при­шла, она начи­на­ет рабо­тать и при­но­сить пло­ды пре­да­тель­ства и нена­ви­сти. Люди настоль­ко нена­ви­дят друг дру­га. Начи­на­ет­ся вой­на, враж­да. Самые кро­во­про­лит­ные вой­ны – это граж­дан­ские вой­ны. Когда отец идет про­тив сына, сын про­тив отца.

Извеч­ная про­бле­ма – отцы и дети. Про­ис­хо­дит то же самое, накап­ли­ва­ют­ся оби­ды. Дети оби­жа­ют­ся на роди­те­лей; что-то не так ска­за­ли, не уди­ли­ли вни­ма­ния. Роди­те­ли оби­жа­ют­ся на детей, что не бла­го­дар­ные, не так к ним отно­сят­ся, как хоте­лось бы. Все это пере­пле­та­ет­ся, насла­и­ва­ет­ся одно на дру­гое, и люди года­ми носят и копят в себе обиды.

Но оби­да не оста­ет­ся сама по себе. Она начи­на­ет мути­ро­вать, раз­ви­вать­ся, это при­во­дит к пре­да­тель­ству и нена­ви­сти. Это про­ис­хо­дит, если корень оби­ды не вырван.

То же самое может про­ис­хо­дить на рабо­те. Кон­флик­ты. Под­чи­нен­ный оби­дел­ся на началь­ни­ка. Началь­ник оби­дел­ся на под­чи­нен­ных. Кол­ле­ги оби­де­лись друг на дру­га. Мы живем в мире, где так мно­го обид. Иисус гово­рит о том, что при­дут оби­ды, соблаз­ны, но как мы будем на это реа­ги­ро­вать? Это зави­сит от состо­я­ния наше­го серд­ца. Если в наше серд­це попа­да­ет оби­да, то она созда­ет хоро­шую поч­ву для пло­хих семян, из кото­рых вырас­та­ет пре­да­тель­ство, изме­на, ненависть.

То же самое про­ис­хо­дит в церк­вях. Люди оби­жа­ют­ся друг на дру­га, на пас­то­ра, на лиде­ров. В чем опас­ность такой обиды?

Прит­чи 18:20 «Озло­бив­ший­ся брат непри­ступ­нее креп­ко­го горо­да, и ссо­ры подоб­ны запо­рам замка».

Оби­да дела­ет нас непри­ступ­ны­ми, мы закры­ва­ем­ся в себе. Мы счи­та­ем, что мы хоро­шие, а с нами посту­пи­ли непра­виль­но, неспра­вед­ли­во. Это закры­ва­ет нас. В сре­де непро­ще­ния и оби­ды начи­на­ет рас­ти и раз­ви­вать­ся то, что в ито­ге при­не­сет боль­шие про­бле­мы и раз­ру­шит отношения.

Мат­фея 24:11 «и мно­гие лже­про­ро­ки вос­ста­нут, и пре­льстят многих».

Что такое про­рок? Про­рок – чело­век, гово­ря­щий исти­ну от Бога. Лже­про­ро­ки – это люди, кото­рые гово­рят сло­во, но оно не явля­ет­ся истин­ным, оно не явля­ет­ся для нас живым сло­вом. Сло­во Божье назы­ва­ет таких людей – «вол­ки в ове­чьей шку­ре». Поче­му вол­ки в ове­чьей шку­ре? Что­бы не испу­гать овец. Если он при­дет как волк, все испу­га­ют­ся. Но если он при­шел под видом овеч­ки, совер­шен­но дру­гой при­ем, как буд­то бы он один из наших. Поче­му я гово­рю об этом? Пото­му что в состо­я­нии оби­ды, мы теря­ем спо­соб­ность адек­ват­но вос­при­ни­мать исти­ну Божью. Мы боль­ны и ране­ны, и это дела­ет нас духов­но неадек­ват­ны­ми. И в этот момент появ­ля­ют­ся люди, идеи, сло­ва, кото­рые хотят тебе как бы помочь.

Какая цель вол­ка? Отбить от ста­да и съесть. Лег­кой добы­чей для вол­ка ста­но­вят­ся боль­ные и ране­ные овцы. Когда овцы здо­ро­вы, они вме­сте, они в ста­де, они в церк­ви, они с пас­ты­рем. Но когда овца забо­ле­ва­ет, она начи­на­ет отста­вать, и в этот момент серый волк ждет под горой, он тут как тут. Поэто­му напи­са­но, что вос­ста­нут мно­гие лжепророки.

Я рас­ска­зы­вал, что когда в семье про­бле­мы, жена идет к сосед­ке тете Груне. А тетя Гру­ня в пятый раз заму­жем. Жена делит­ся с ней сво­и­ми про­бле­ма­ми с мужем, а она в ответ: «все мужи­ки такие, у меня пятый такой же как и пер­вый», и дает совет: «ты брось его, най­дешь дру­го­го, может луч­ше попа­дет­ся». Враг видит, что ты созрел для лож­ных сове­тов. Когда ты в пра­виль­ном состо­я­нии, ты лег­ко отли­чишь исти­ну от лжи. Но когда ты в состо­я­нии оби­ды, ты лег­ко ложь при­ни­ма­ешь за истину.

Поче­му еще эта ложь может быть при­ят­на нам? Пото­му что мы ищем то, что нам нра­вит­ся, и что мы хоте­ли бы услы­шать в этой ситу­а­ции. Ино­гда мы зна­ем прав­ду. Мы зна­ем, что Бог хочет совер­шен­но дру­го­го, но мы с каким-то упор­ством ищем то, что нра­вит­ся нам, и что хотим услы­шать. 
Напри­мер, чело­век забо­лел, но он не хочет идти к вра­чу, пото­му что тот ска­жет, что нуж­на опе­ра­ция. Чело­век гово­рит: «Я боюсь опе­ра­ции, меня же будут резать. Это страш­но и боль­но. Луч­ше я сам при­ду­маю, как выле­чить­ся». И мы сами себе выби­ра­ем лекар­ства, лечим себя, и слиш­ком запус­ка­ем болезнь. Хоро­шо, если нас спа­сут, а то могут и не спасти.

Иисус наш Цели­тель во всех отно­ше­ни­ях, и Он гово­рит нам сло­во исти­ны, пото­му что толь­ко исти­на дела­ет нас сво­бод­ны­ми. Но люди в состо­я­нии оби­ды не хотят слы­шать исти­ну. Поче­му? Пото­му что, когда они слы­шат исти­ну, они пони­ма­ют, что им нуж­но менять­ся. Мы хотим слы­шать прав­ду о ком-то, но не о себе. Нам так инте­рес­но, когда гово­рят о нашем сосе­де. Но когда дело каса­ет­ся нас, наша реак­ция: «не тро­гай­те меня, не надо меня тро­гать, не сыпь­те мне соль на рану».

В этот момент мы не хотим, что­бы нас лечи­ли, а дали какое-нибудь обез­бо­ли­ва­ю­щее, но обез­бо­ли­ва­ю­щее не лечит. Оно дает тебе облег­че­ние на вре­мя. Ино­гда мы ищем облег­че­ние и не хотим услы­шать прав­ду, и не про­сто услы­шать, а при­ме­нить ее в сво­ей жиз­ни, пото­му что тогда нам надо будет менять­ся, менять сво­ей характер.

2 Тимо­фея 4:3 «Ибо будет вре­мя, когда здра­во­го уче­ния при­ни­мать не будут, но по сво­им при­хо­тям будут изби­рать себе учи­те­лей, кото­рые льсти­ли бы слу­ху; и от исти­ны отвра­тят слух и обра­тят­ся к басням».

Люди будут сами выби­рать и лечить себя. Пони­ма­е­те в чем опас­ность? Мы сами для себя хотим выбрать лекар­ство, выпи­сать для себя рецепт, но не тот, кото­рый Бог при­го­то­вил, а тот, кото­рый нам нра­вит­ся. Мы хотим зани­мать­ся само­ле­че­ни­ем, но это нам не помо­жет. Иисус наш Гос­подь и Цели­тель. И Он хочет нас выле­чить, что­бы мы были здо­ро­вы­ми овца­ми Его ста­да. Он хочет, что­бы в тво­ем серд­це про­изо­шли изме­не­ния и при­нес­ли те резуль­та­ты, кото­рые сде­ла­ют тебя дру­гим человеком.

Очень важ­но в этот момент не под­дать­ся обо­льще­нию. Часто люди убе­га­ют от самих себя, из одной семьи в дру­гую, из одной церк­ви в дру­гую, с одной рабо­ты на дру­гую. Таких людей назы­ва­ют «пере­ка­ти поле».

Пса­лом 1:3 «будешь как дере­во, поса­жен­ное при пото­ках вод».

Мы не «пере­ка­ти поле», мы – дере­во, поса­жен­ное у Божьих пото­ков, кото­рое успеш­но, пло­до­нос­но. Поче­му? Пото­му что у него есть кор­ни, кото­рые пита­ют его, они полу­ча­ют живи­тель­ную вла­гу. Дере­во не созда­но, что­бы здесь поси­деть, там поси­деть, что­бы его сюда поса­ди­ли, туда пере­са­ди­ли. Это дере­во умрет, оно обре­че­но на поги­бель, оно не будет пло­до­нос­ным. Поэто­му Гос­подь гово­рит нам: «один муж, одна жена – одна плоть».

Это каса­ет­ся нас, это каса­ет­ся церк­ви. Когда Бог тебя насаж­да­ет в церк­ви, Он жела­ет, что­бы ты про­цве­тал там, где Он тебя наса­дил. Враг рабо­та­ет, что­бы ты не состо­ял­ся, что­бы ты не испол­нил волю Божью в семье, в церк­ви, в слу­же­нии, на рабо­те – это его стра­те­гия. Но нам не безыз­вест­ны коз­ни дьявола.

Мат­фея 24:12 «и, по при­чине умно­же­ния без­за­ко­ния, во мно­гих охла­де­ет любовь».

Мы не рас­смат­ри­ва­ем, что оби­да – это без­за­ко­ние. Мы при­вык­ли раз­де­лять гре­хи по уго­лов­но­му кодек­су: «Убий­ство, воров­ство, пре­лю­бо­де­я­ние – это пло­хо, но я же не убий­ца, ни вор, ни пре­ступ­ник». Но оби­да, вырас­тая, при­во­дит к пре­да­тель­ству, к нена­ви­сти , к измене.

К чему еще она при­во­дит? «и, по при­чине умно­же­ния без­за­ко­ния, во мно­гих охла­де­ет любовь». Здесь сто­ит сло­во «Ага­пе» – Божья любовь. Когда чело­век начи­на­ет оби­жать­ся на кого-то, потом он эту оби­ду пере­но­сит на Бога. Бог, поче­му это про­ис­хо­дит со мной? Поче­му Ты это допу­стил? Я Тебя про­сил, молил­ся, а полу­ча­ет­ся все по-дру­го­му. Чело­век начи­на­ет оби­жать­ся на Бога. Когда он оби­жа­ет­ся на Бога, он уда­ля­ет­ся от Бога, и в нем охла­де­ва­ет Божья любовь: он пере­ста­ет молить­ся, читать сло­во, слу­жить, он пере­ста­ет делать то, что он дол­жен делать. Это физи­че­ский закон: чем бли­же ты к источ­ни­ку теп­ла, тем силь­нее ты чув­ству­ешь этот источ­ник; и чем даль­ше ты ухо­дишь от источ­ни­ка теп­ла, тем холод­нее становится.

То же самое про­ис­хо­дит в семьях. Если супру­ги оби­же­ны друг на дру­га, там охла­де­ва­ет любовь. Они уже не любят друг дру­га, не нуж­ны друг дру­гу, и в резуль­та­те, начи­на­ют нена­ви­деть друг друга.

Оби­да – очень опас­ное семя, хотя на пер­вый взгляд не кажет­ся таким опас­ным и страш­ным. Если мы допус­ка­ем оби­ды, если мы поз­во­ля­ем им накап­ли­вать­ся в нашей жиз­ни, они при­ве­дут нас к пла­чев­ным резуль­та­там. Поэто­му Бог не хочет, что­бы мы поз­во­ля­ли оби­дам быть в нашем серд­це. Иисус гово­рит: «люби­те вра­гов ваших, бла­го­слов­ляй­те гоня­щих вас». Ты не смо­жешь это­го делать, если в тебе нет люб­ви Божьей. Ты вооб­ще ниче­го не смо­жешь делать. Ты охла­де­ешь пол­но­стью ко все­му духов­но­му. Бог пока­зы­ва­ет, насколь­ко это опасно.

Мат­фея 24:13 «пре­тер­пев­ший же до кон­ца спасется».

1Коринфянам 10:13 «вас постиг­ло иску­ше­ние не ина­че как человеческое»,

но Бог даст нам силы это пре­одо­леть. Писа­ние гово­рит, что все воз­мож­но с Богом. Все воз­мож­но тому, кто верит.

Мар­ка 4:16 «Подоб­ным обра­зом и посе­ян­ное на каме­ни­стом месте озна­ча­ет тех, кото­рые, когда услы­шат сло­во, тот­час с радо­стью при­ни­ма­ют его».

Люди при­хо­дят в цер­ковь, и вна­ча­ле так все хоро­шо, так заме­ча­тель­но. Или люди толь­ко что поже­ни­лись, какое заме­ча­тель­ное вре­мя, как все пре­крас­но. 
17ст. «но не име­ют в себе кор­ня и непо­сто­ян­ны; потом, когда наста­нет скорбь или гоне­ние за сло­во, тот­час соблазняются».

Быть посто­ян­ным озна­ча­ет быть посвя­щен­ным. Муж посвя­щен жене, жена посвя­ще­на мужу, мы посвя­ще­ны сво­ей семье, Гос­по­ду. Это посвя­ще­ние дела­ет тебя посто­ян­ным. Когда ты посвя­тил себя раз и навсе­гда, тогда ты не «пере­ка­ти поле», а дере­во, поса­жен­ное при пото­ках вод. Посвя­ще­ние дела­ет тебя посто­ян­ным. 
Непо­сто­ян­ные люди – не посвя­ще­ны, у них нет кор­ня. Когда при­хо­дят труд­но­сти, они не могут жить друг с дру­гом, они долж­ны раз­бе­жать­ся, рас­ка­тить­ся, разъ­е­хать­ся. Им не нра­вит­ся эта цер­ковь, эта семья, ищут дру­гую семью. Что это такое? Это люди без кор­ня, непо­сто­ян­ные, обид­чи­вые. Но мы пони­ма­ем, что бла­го­сло­вен тот, кто посто­я­нен. «Ты будешь как дере­во, поса­жен­ное при пото­ках вод» – это гово­рит­ся о тво­ем посто­ян­стве, тво­ем посвя­ще­нии. Мы сами выби­ра­ем быть таки­ми людь­ми. Напи­са­но, что «насаж­ден­ные в доме Гос­под­нем они цве­тут». Ты можешь пред­ста­вить дере­во, кото­рое посто­ян­но пере­са­жи­ва­ют? Такое дере­во погиб­нет. Об этом тебе ска­жет любой садов­ник. Но люди не дума­ют так о сво­ей жиз­ни, о сво­ей семье.

Какая в этом опас­ность? Ста­ти­сти­ка гово­рит, что если люди в пер­вый раз раз­ве­лись, во вто­рой, они еще быст­рее раз­во­дят­ся, в тре­тий, еще быст­рее. Поче­му? Пото­му что это внут­рен­нее состо­я­ние, с кото­рым люди ухо­дят, не изме­ня­ет­ся. Они при­шли к дру­го­му чело­ве­ку, но в их серд­це оста­ет­ся то же самое отношение.

Неиз­ме­нен­ное серд­це про­из­во­дит то же самое. Как гово­рит­ся, «от себя не убе­жишь». Гос­подь гово­рит: «тебе нуж­но менять серд­це свое». Но люди пред­по­чи­та­ют убе­гать от про­блем. Если ты убе­га­ешь, ты ста­но­вишь­ся веч­ным ски­таль­цем. Пото­му что, не изме­нив­шись в сво­ем серд­це, ты пыта­ешь­ся стро­ить новые отно­ше­ния, но будут при­хо­дить те же самые про­бле­мы. Куда бы ты не при­шел, ты при­но­сишь себя. От пере­ме­ны мест сла­га­е­мых, сум­ма не меняется.

В чем суть и корень? Это – непро­ще­ние. Поче­му люди копят оби­ды? Пото­му что они не про­ща­ют. Гос­подь нам гово­рит: «про­щай­те, что­бы вам было про­ще­но». Каза­лось бы, мы это уже слы­ша­ли сто раз. Вот прит­ча, кото­рую рас­ска­зы­вал Иисус. «Был чело­век, кото­ро­го взя­ли за дол­ги. У него был огром­ный долг в несколь­ко мил­ли­ар­дов дол­ла­ров, но гос­по­дин его про­стил. Чело­век вышел и встре­ча­ет сво­е­го това­ри­ща, кото­рый дол­жен был ему несколь­ко дол­ла­ров. Он схва­тил его и начал душить. Дру­зья уви­де­ли и рас­ска­за­ли гос­по­ди­ну. Напи­са­но, что гос­по­дин взял и бро­сил его истя­за­те­лю, пока не отдаст все­го долга».

Когда мы не про­ща­ем кого-то, то мы не сво­бод­ные люди – это муча­ет и истя­за­ет нас, но про­ще­ние дела­ет тебя сво­бод­ным, и тебя, и тех людей. Петр спро­сил Иису­са: «сколь­ко раз надо про­щать»? Петр был очень инте­рес­ным чело­ве­ком, он все­гда зада­вал вопро­сы. Я думаю, он счи­тал себя духов­ным чело­ве­ком, пото­му что пер­вое откро­ве­ние было ска­за­но ему: «не плоть и кровь это откры­ли тебе, но Отец, живу­щий на небе­сах». В дру­гой раз, Петр пошел по воде. Я пред­став­ляю, как уче­ни­ки после это­го смот­ре­ли на Пет­ра, и как он сам смот­рел на себя: «толь­ко я один вышел, поэто­му я могу Иису­су любые вопро­сы задавать».

И когда Петр спро­сил: «сколь­ко раз нуж­но про­щать»? он, воз­мож­но, думал: «какой я духов­ный парень». Иисус ему отве­тил, что про­щать надо мно­го, 490 раз в сут­ки. О чем здесь гово­рит­ся? Гово­рит­ся о том, что­бы мы нико­гда и ниче­го не копи­ли в сво­ем серд­це, что­бы мы хра­ни­ли свое серд­це от обид. Там, где есть оби­ды, там есть не про­ще­ние, гор­дость, раз­ру­ше­ние, раз­де­ле­ние, нена­висть. Нам не нуж­ны эти пло­ды. Они не при­не­сут нам бла­го­сло­ве­ние. Про­ще­ние – это то, что нуж­но преж­де все­го нам самим.

Про­ще­ние дела­ет нас сво­бод­ны­ми. Иисус ска­зал: «Дух Гос­по­день на Мне, ибо Он пома­зал Меня, отпу­стить изму­чен­ных на сво­бо­ду и плен­ни­ков из тюрем». В оби­де и в непро­ще­нии – мы сидим в тюрь­ме, но Дух Свя­той хочет сде­лать нас свободными.

Давай­те вста­нем и помо­лим­ся. Мы попро­сим, что­бы Дух Свя­той осве­тил нашу жизнь Сво­им све­том, наши семьи, отно­ше­ния в семьях, отно­ше­ния мужей и жен, отцов и детей, отно­ше­ния с близ­ки­ми, род­ствен­ни­ка­ми, твои отно­ше­ния на рабо­те и в церк­ви. Бог есть Бог поряд­ка. Бог хочет, что­бы поря­док был в тво­ей семье, в тво­ем серд­це. Бог хочет тебя бла­го­сло­вить. Бог хочет, что­бы ты испол­нил при­зва­ние. Ты был рож­ден уни­каль­ным для осо­бен­ной цели. Но все эти непра­виль­ные вещи оста­нав­ли­ва­ют тебя, они не дают тебе рас­крыть­ся, рас­крыть­ся тво­е­му потен­ци­а­лу, не дают тебе вой­ти в то при­зва­ние, кото­рое Бог приготовил.

Я хочу, что­бы мы сей­час были чест­ны­ми и искрен­ни­ми, что­бы не дума­ли: «при­ду домой, рас­ска­жу жене», или жена дума­ет: «рас­ска­жу мужу, или позво­ню род­ствен­ни­ку – сей­час сло­во для него». Давай­те это сло­во возь­мем для себя, пото­му что каж­дый из нас даст Богу отчет, преж­де все­го, за себя.

Молит­ва

Отец мы бла­го­да­рим Тебя за Твой Свя­той Дух, Дух исти­ны, Дух сво­бо­ды. Мы молим­ся, что­бы Твой свет при­шел сей­час в нашу жизнь, что­бы в нашем серд­це не было ника­кой оби­ды, огор­че­ния, нена­ви­сти, зло­сти. Мы в доме Божьем, что­бы свет Тво­е­го сло­ва помог нам уви­деть истин­ное поло­же­ние дел. Аминь.

Моли­тесь, пусть Гос­подь вам помо­жет. Покай­тесь, что вы не про­ща­ли кого-то, что дер­жа­ли в себе эти оби­ды. Про­си­те, что­бы вас Бог про­стил. Может быть, вы были оби­же­ны не толь­ко на людей, но вы были оби­же­ны на Бога. Про­си­те у Гос­по­да про­ще­ния за это. Про­ще­ние ведет нас к сво­бо­де, к пока­я­нию, к изме­не­нию, и наша жизнь меня­ет­ся. Когда в нашей жиз­ни есть пока­я­ние, оно озна­ча­ет изме­не­ния наше­го разу­ма, мыслей.

Я бла­го­да­рю, что Дух Свя­той при­но­сит сей­час сво­бо­ду. У неко­то­рых цепи пада­ют, даже слы­шен звук этих пада­ю­щих цепей. Все начи­на­ет­ся в нашем серд­це. Гос­подь помо­га­ет тебе сде­лать это реше­ние, помо­га­ет тебе про­стить. Бог осво­бож­да­ет тебя от это­го тяже­ло­го гру­за, от того, что давит на тебя и истя­за­ет тебя. Дух Свя­той пря­мо сей­час дает тебе сво­бо­ду. Он осво­бож­да­ет тебя через пока­я­ние и прощение.

Я бла­го­да­рю Тебя Дух Свя­той, я слав­лю Тебя за то, что люди, кото­рые были откры­ты, кото­рые вос­при­ня­ли это сло­во, как посла­ние, как «рему» для себя, они сей­час полу­ча­ют осво­бож­де­ние, про­ще­ние, сво­бо­ду в Тебе. Толь­ко через истин­ное пока­я­ние при­хо­дит истин­ное вос­ста­нов­ле­ние отно­ше­ний. Бог – это Бог отно­ше­ний. Враг хочет раз­ру­шать отно­ше­ния. Поэто­му мы выби­ра­ем волю Божью, мир, радость, пра­вед­ность, кото­рые при­хо­дят через отно­ше­ния в Цар­стве Божьем. Дух Свя­той про­дол­жа­ет Свою работу.

Если тебе сей­час вспо­ми­на­ют­ся какие-то люди, про­щай и бла­го­слов­ляй их. Напи­са­но: «бла­го­слов­ляй­те тех, кто про­кли­на­ет, и тех кто гонит вас». Мы не все­гда пра­виль­но пони­ма­ем сло­во «бла­го­слов­ляй­те». Это не зна­чит: «пусть он еще боль­ше дела­ет зла». «Бла­го­слов­ляй­те» озна­ча­ет, что Бог будет рабо­тать с ним, Бог будет касать­ся его серд­ца, пока­зы­вать, что в его серд­це не пра­виль­но. Но пусть эти изме­не­ния нач­нут­ся с наше­го серд­ца. Пусть про­ще­ние при­дет в наши серд­ца, пусть это нач­нет­ся с каж­до­го из нас. Пусть из тво­е­го серд­ца поте­кут источ­ни­ки жиз­ни. Давай воз­да­дим сла­ву Богу.

Пас­тор Юрий Иль­чен­ко. Хабаровск.