Образ Божий в человеке

При всей важ­но­сти вопро­са, отку­да про­изо­шел чело­век, ответ на него не дает всех необ­хо­ди­мых зна­ний для пони­ма­ния того, что чело­век собой пред­став­ля­ет. Перед нами про­дол­жа­ет сто­ять вопрос, что же имен­но Бог про­из­вел на свет, сотво­рив человека.

Если мы пой­дем по пути иссле­до­ва­ния биб­лей­ско­го опи­са­ния чело­ве­ка, то обна­ру­жим, что сего­дня чело­век нахо­дить­ся фак­ти­че­ски в ненор­маль­ном состо­я­нии. Под­лин­ный чело­век – не тот, кото­ро­го мы видим в чело­ве­че­ском обще­стве. Под­лин­ный чело­век – суще­ство, вышед­шее из рук Бога, неза­пят­нан­ное гре­хом и паде­ни­ем. В истин­ном смыс­ле сло­ва един­ствен­ны­ми насто­я­щи­ми чело­ве­че­ски­ми суще­ства­ми были Адам и Ева до гре­хо­па­де­ния и Иисус. Все осталь­ные испор­чен­ные, извра­щен­ные и иска­жен­ные образ­чи­ки чело­ве­че­ско­го рода. Поэто­му, если мы хотим дать пра­виль­ное опре­де­ле­ние чело­ве­ку, нам надо обра­тить свой взгляд на чело­ве­ка в пер­во­здан­ном состо­я­нии и на Хри­ста. 
 
Глав­ная харак­те­ри­сти­ка пер­во­на­чаль­но­го состо­я­ния чело­ве­ка состо­ит в том, что он был создан Богом по Божье­му обра­зу и подо­бию. Эта харак­те­ри­сти­ка отно­сить­ся толь­ко к чело­ве­ку, в отли­чии от всех дру­гих сотво­рен­ных существ. 
 
Божий образ упо­ми­на­ет­ся в несколь­ких местах Биб­лии. Наи­бо­лее, пожа­луй, извест­ное из них – Быт. 1:26–27: «И ска­зал Бог: сотво­рим чело­ве­ка по обра­зу Наше­му, по подо­бию Наше­му; и да вла­ды­че­ству­ют они над рыба­ми мор­ски­ми, и над пти­ца­ми небес­ны­ми, и над ско­том, и над всею зем­лею, и над все­ми гада­ми, пре­смы­ка­ю­щи­ми­ся по зем­ле». В сле­ду­ю­щем сти­хе автор добав­ля­ет: «Муж­чи­ну и жен­щи­ну сотво­рил их, и бла­го­сло­вил их, и нарек им имя: чело­век, в день сотво­ре­ния их». В Новом Заве­те образ Божий в свя­зи с сотво­ре­ни­ем чело­ве­ка упо­ми­на­ет­ся два­жды. В 1 Кор. 11:7 Павел пишет: «Итак муж не дол­жен покры­вать голо­ву, пото­му что он есть образ и сла­ва Божия; а жена есть сла­ва мужа». А в Иак. 3:9 автор на осно­ва­нии того, что чело­век создан по подо­бию Бога, осуж­да­ет исполь­зо­ва­ние язы­ка для про­кля­тия людей: «Им бла­го­слов­ля­ем Бога и Отца, и им про­кли­на­ем чело­ве­ков, сотво­рен­ных по подо­бию Божию». 
 
Кро­ме того, в Новом Заве­те есть несколь­ко мест, в кото­рых образ Божий упо­ми­на­ет­ся в свя­зи с пре­об­ра­зо­ва­ни­ем веру­ю­щих в про­цес­се спа­се­ния. В Рим. 8:29 отме­ча­ет­ся, что они начи­на­ют соот­но­сить­ся с обра­зом Сына: «Ибо кого Он пре­дуз­нал, тем и пред­опре­де­лил быть подоб­ны­ми обра­зу Сына Сво­е­го». Во 2 Кор. 3:18 чита­ем: » Мы же все, откры­тым лицом, как в зер­ка­ле, взи­рая на сла­ву Гос­под­ню, пре­об­ра­жа­ем­ся в тот же образ от сла­вы в сла­ву, как от Гос­под­ня Духа,” и т. д. Мы при­над­ле­жим Богу. Тот факт, что мы пре­бы­ва­ем в обра­зе Божьем, не толь­ко озна­ча­ет, что мы обла­да­ем неко­то­ры­ми Его свой­ства­ми, но и слу­жит напо­ми­на­ни­ем , что мы при­над­ле­жим Ему. Когда Иису­су при­нес­ли моне­ту, Он спро­сил, чье на ней изоб­ра­же­ние. Услы­шав от фари­се­ев и иро­ди­ан пра­виль­ный ответ: «Кеса­ря», – Иисус ска­зал: «Отда­вай­те кеса­ре­во кеса­рю, а Божье Богу». Что зна­чит «Божье»? По всей види­мо­сти, все, что несет образ Божий. Иисус по сути гово­рил: » Отда­вай­те день­ги кеса­рю, на них его образ, и они при­над­ле­жат ему. Но себя отда­вай­те Богу. Вы несе­те Его образ и при­над­ле­жи­те Ему». Пре­дан­ность, вер­ность, любовь, слу­же­ние Богу – вот над­ле­жа­щее отно­ше­ние тех, кто несет в себе образ Божий. 
 
Мы долж­ны сле­до­вать образ­цу Иису­са, пол­но­стью рас­кры­ва­ю­ще­го Божий образ. Он совер­шен­ный образ Божий, чья чело­веч­ность не запят­на­на гре­хом (Евр. 4:15). Его в пол­ной мере харак­те­ри­зу­ют сло­ва: «Отче Мой! если воз­мож­но, да мину­ет Меня чаша сия; впро­чем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39) Образ­цом для под­ра­жа­ния дол­жен быть Он, ска­зав­ший: «Мне долж­но делать дела Послав­ше­го Меня, доко­ле есть день; при­хо­дит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9:4) 
 
Свою чело­веч­ность мы созна­ем толь­ко тогда, когда долж­ным обра­зом свя­за­ны с Богом. Не име­ет зна­че­ния какие мы куль­тур­ные или бла­го­род­ные, никто не может быть вполне чело­ве­ком, если он не ста­но­вить­ся искуп­лен­ным уче­ни­ком Бога. Новый Завет ясно пока­зы­ва­ет, что Бог вос­ста­нав­ли­ва­ет иска­жен­ный образ и даже, воз­мож­но, дела­ет его более совер­шен­ным (2Кор.3:18). 
 
Уче­ба и рабо­та – бла­го. Образ Божий под­ра­зу­ме­ва­ет вла­ды­че­ство над миром. Чело­ве­ку надо научить­ся пони­мать и кон­тро­ли­ро­вать тво­ре­ние, раз­ви­вать его потен­ци­ал для себя и для Бога. Это озна­ча­ет так­же уме­ние управ­лять соб­ствен­ной лич­но­стью и сво­и­ми спо­соб­но­стя­ми. Обра­ти­те вни­ма­ние, что вла­ды­че­ство чело­ве­ка вхо­ди­ло в изна­чаль­ный Божий план еще до гре­хо­па­де­ния. Сле­до­ва­тель­но рабо­та – не про­кля­тье. Это часть Божье­го пла­на. 
 
Чело­век име­ет цен­ность. Свя­тость чело­ве­че­ской жиз­ни – крайне важ­ный для Бога прин­цип. Убий­ство запре­ще­но даже после гре­хо­па­де­ния, при­чем по той при­чине, что чело­век создан по обра­зу Божье­му: «кто про­льет кровь чело­ве­че­скую, того кровь про­льет­ся рукою чело­ве­ка: ибо чело­век создан по обра­зу Божию» (Быт. 9:6). Хотя в этом сти­хе пря­мо не гово­рить­ся, что чело­век все еще оста­ет­ся в обра­зе Божьем, ясно, что чело­век, даже будучи греш­ни­ком, про­дол­жа­ет нести его. Ибо в про­тив­ном слу­чае Бог не выдви­гал бы образ в каче­стве обос­но­ва­ния для запре­та убий­ства. 
 
Образ рас­про­стра­ня­ет­ся на все чело­ве­че­ство. Образ был дан Ада­му, чело­ве­ку. Как бы не отно­сить­ся к нему – как к пер­во­род­но­му чело­ве­че­ско­му суще­ству или как к сим­во­ли­че­ско­му «Ада­му», – он пред­став­ля­ет собой сущ­ность чело­ве­че­ско­го рода, а «Ева» – матерь всех живу­щих (Быт. 3:20). Из Быт. 1:27 и 5:1–2 явству­ет, что образ при­сут­ству­ет как в муж­чине так и в жен­щине. Уни­вер­саль­ность обра­за озна­ча­ет, что у любо­го чело­ве­ка есть досто­ин­ство. Кернс пишет, что Каль­вин при­зы­ва­ет к бла­го­го­ве­нию перед чело­ве­ком. Хотя эти сло­ва не совсем пра­виль­но пере­да­ют мысль Каль­ви­на, в прин­ци­пе такой взгляд обос­но­ван. Ни к одно­му чело­ве­че­ско­му суще­ству не сле­ду­ет отно­сить­ся пре­не­бре­жи­тель­но. Все они пре­крас­ны, хотя и явля­ют собой иска­жен­ное пред­став­ле­ние того, что изна­чаль­но заду­мал Бог. Есть потен­ци­ал подо­бия Твор­цу. Есть доб­рые дела совер­ша­е­мые нехри­сти­а­на­ми. Эти дела сами по себе не заслу­жи­ва­ют мило­сти спа­се­ния, но они угод­ны Богу, посколь­ку спо­соб­ству­ют Его основ­ной цели. 
 
Уни­вер­саль­ность обра­за озна­ча­ет так­же, что все люди чув­стви­тель­ны к духов­но­му. Хотя вре­ме­на­ми такие точ­ки сопри­кос­но­ве­ния быва­ют глу­бо­ко спря­тан­ны­ми и труд­но раз­ли­чи­мы­ми, у любо­го чело­ве­ка есть воз­мож­ность для обще­ния с Богом, без кото­ро­го не может быть пол­ной само­ре­а­ли­за­ции. 
 
Каж­дое чело­ве­че­ское суще­ство – тво­ре­ние Божье по Обра­зу Божье­му. Каж­дый из нас лич­ность, обла­да­ю­щая спо­соб­но­стью покло­нят­ся и слу­жить Твор­цу. Когда мы поль­зу­ем­ся эти­ми спо­соб­но­стя­ми в пра­виль­ных целях, мы пол­нее все­го отра­жа­ем то, что Бог хочет видеть в нас. Имен­но тогда мы ста­но­вим­ся людь­ми в пол­ном смыс­ле это­го слова.