Первая Церковь стала образцом для всех верующих в простоте служения, в верности Богу, в моральной чистоте и благочестии. Искренность первых христиан проверялась в тех условиях, когда христианство было малочисленным, невлиятельным и гонимым в мире.
Часто под словом «церковь» мы подразумеваем храм или иное культовое здание, однако, Церковь – не камни, а живые люди, и «сходить в церковь» означает сходить к верующим людям – помолиться с ними, послушать учение Христа и вместе прославить Бога.
Христианству уже более двух тысяч лет. За это время оно успело многократно разделиться на различные конфессии, местами обрасти лжеучениями и суевериями, однако во все времена верующих в Христа людей влекло к идеалам жизни и служения первой Церкви. Первая Церковь стала образцом для всех верующих в искренности и простоте служения, в верности Богу, в моральной чистоте и благочестии.
…Мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире… (2 Коринфянам 1,12).
Искренность первых христиан проверялась в тех условиях, когда христианство было малочисленным, невлиятельным и гонимым в мире. Примкнуть к христианам означало – стать в глазах языческого и светского мира почти что сумасшедшим. Не ради богатства или славы, или положения в обществе, или влияния на людей, или любой другой выгоды становились христианами. Благая весть об Иисусе Христе изменяла сердца грешников, отвращая их от злодеяний и безверия, направляла к новой жизни во Христе Иисусе, делая их праведными. Прощённый Богом и просвещённый истиной человек не стыдился своего Спасителя, не стеснялся звания христианина, а в чистоте сердца искренно служил Богу и ближним, невзирая на то, каким он был в глазах общества. Из таких искренних, простых христиан и состояла первая Церковь.
Формы богослужений были очень простыми, главным образом они состояли из чтения Библии, причастия, наставлений, молитв и славословий. На одной скамье в церкви сидели богатый и бедный, раб и господин, образованный человек и некнижный. Простота служения выражалась и в несложной церковной иерархии. Ранние церкви были автономны и управлялись советами пресвитеров, которые боялись использовать своё положение и авторитет для корысти и часто первыми становились мучениками.
Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откровение 2,10).
Вера и верность – однокоренные слова не только в русском языке. Верность не бывает без глубокой веры. Никогда христиане так массово не проявляли верность своему Господу, как в первые три века христианства. В самом начале из двенадцати апостолов одиннадцать умерли мученически, лишь один – Иоанн Богослов – умер естественной смертью, однако же и он долгие годы был страдальцем за имя Христово.
С первого дня Церкви до 311 года погибло несколько сотен тысяч христиан. Главным образом, христиан убивали и мучили за отказ поклоняться идолам. В Римской империи формально разрешалось исповедовать любую религию, но с одним условием – человек был обязан поклоняться императору как божеству и участвовать в различных языческих праздниках, при этом можно было быть атеистом, требовалось лишь формальное исполнение обряда. Конечно же, христиане не могли даже формально поклоняться никому, кроме Иисуса Христа, и бескомпромиссность к греху, к язычеству вела их на бесчисленные кресты, костры и другие мучительные казни.
Чиновник Плиний Младший (племянник историка Плиния Старшего) докладывал императору Траяну, что освобождал подозреваемых в принадлежности к христианам, если они приносили жертвы богам и изображению императора, потому что «настоящих христиан нельзя принудить ни к одному из этих поступков». Настоящих же христиан Плиний казнил. Впрочем, нельзя объяснить всенародную ненависть к христианам только нежеланием последних приносить жертвы популярным языческим богам. Враг человеческих душ, сатана, возбуждал неестественную злобу в сердцах людей к святым. Остаётся удивляться, как связывали древние люди беды в своей жизни с самим фактом существования христиан. «Если Тибр вошёл в стены, если Нил не разлился по полям, если небо не дало дождя, если произошло землетрясение, если случился голод или эпидемия, то тотчас кричат: христиан ко льву» (Квинт Тертуллиан, около 200 г. н. э.).
Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неосквернённым от мира (Иакова 1, 27).
Первые верующие были поистине благочестивыми людьми, во- первых, по отношению к бедным. Посылая апостола Павла на служение в языческие страны, другие апостолы заповедали ему помнить нищих, христиан из незащищённых слоёв общества, что Павел старался в точности исполнить. Церкви брали на себя обязанности попечения о тех, кто попал в тяжёлую ситуацию: о стариках, больных, сиротах и вдовах, и даже иногда о тех, кто не мог после уверования работать, например, об актёрах или гладиаторах. Так, в середине III века большая Римская церковь содержала около 500 вдовиц.
Первые христиане были особенно чуткими к тому, чтобы не оскверниться от этого мира. Это подразумевало не только отказ от языческих жертвоприношений, но и отрицание языческих культурных ценностей. То, что в мире считалось (и считается сейчас) нормой – обман, блуд, сквернословие, зависть, гордость и другие людские пороки, – для христиан того времени было недопустимым. Быть христианином означало – быть исключительным человеком. Христиане даже не посещали театров и амфитеатров, увеселительных домов, цирков и других мероприятий, на которых царила жестокость и безнравственность. Это и в наше время вызвало бы подозрительность и непонимание.
Необходимо помнить, что первая Церковь была очень внимательной к тому, что говорит Святой Дух, старалась угождать Богу. Все те добрые её качества, описанные выше, Бог ожидает и от современной Церкви. Такой же искренности, простоты, любви, верности и благочестия Господь ожидает и от нас с вами.
А. Ю. Михеев