Обра­зец для всех христиан

Пер­вая Цер­ковь ста­ла образ­цом для всех веру­ю­щих в про­сто­те слу­же­ния, в вер­но­сти Богу, в мораль­ной чисто­те и бла­го­че­стии. Искрен­ность пер­вых хри­сти­ан про­ве­ря­лась в тех усло­ви­ях, когда хри­сти­ан­ство было мало­чис­лен­ным, невли­я­тель­ным и гони­мым в мире.

Часто под сло­вом «цер­ковь» мы под­ра­зу­ме­ва­ем храм или иное куль­товое зда­ние, одна­ко, Цер­ковь – не кам­ни, а живые люди, и «схо­дить в цер­ковь» озна­ча­ет схо­дить к верую­щим людям – помо­лить­ся с ними, послу­шать уче­ние Хри­ста и вме­сте про­сла­вить Бога.

Хри­сти­ан­ству уже более двух ты­сяч лет. За это вре­мя оно успе­ло мно­гократно раз­де­лить­ся на раз­лич­ные кон­фес­сии, места­ми обра­сти лжеуче­ниями и суе­ве­ри­я­ми, одна­ко во все вре­ме­на веру­ю­щих в Хри­ста людей влек­ло к иде­а­лам жиз­ни и слу­же­ния пер­вой Церк­ви. Пер­вая Цер­ковь ста­ла образ­цом для всех веру­ю­щих в искрен­но­сти и про­сто­те слу­же­ния, в вер­но­сти Богу, в мораль­ной чисто­те и благочестии.

…Мы в про­сто­те и бого­угод­ной ис­кренности, не по плот­ской муд­ро­сти, но по бла­го­да­ти Божи­ей, жили в мире… (2 Корин­фя­нам 1,12).

Искрен­ность пер­вых хри­сти­ан про­ве­ря­лась в тех усло­ви­ях, когда хри­сти­ан­ство было мало­чис­лен­ным, невли­я­тель­ным и гони­мым в мире. При­мкнуть к хри­сти­а­нам означа­ло – стать в гла­зах язы­че­ско­го и свет­ского мира почти что сума­сшед­шим. Не ради богат­ства или сла­вы, или поло­же­ния в обще­стве, или вли­я­ния на людей, или любой дру­гой выго­ды ста­но­ви­лись хри­сти­а­на­ми. Бла­гая весть об Иису­се Хри­сте изме­ня­ла серд­ца греш­ни­ков, отвра­щая их от зло­де­я­ний и без­ве­рия, направ­ля­ла к новой жиз­ни во Хри­сте Иису­се, делая их пра­вед­ны­ми. Про­щён­ный Богом и про­све­щён­ный исти­ной че­ловек не сты­дил­ся сво­е­го Спа­си­те­ля, не стес­нял­ся зва­ния хри­сти­а­ни­на, а в чисто­те серд­ца искрен­но слу­жил Богу и ближ­ним, невзи­рая на то, ка­ким он был в гла­зах обще­ства. Из та­ких искрен­них, про­стых хри­сти­ан и состо­я­ла пер­вая Церковь.

Фор­мы бого­слу­же­ний были очень про­сты­ми, глав­ным обра­зом они состо­я­ли из чте­ния Биб­лии, при­ча­стия, настав­ле­ний, молитв и сла­во­сло­вий. На одной ска­мье в цер­кви сиде­ли бога­тый и бед­ный, раб и гос­по­дин, обра­зо­ван­ный чело­век и некниж­ный. Про­сто­та слу­же­ния выра­жа­лась и в неслож­ной церков­ной иерар­хии. Ран­ние церк­ви были авто­ном­ны и управ­ля­лись сове­та­ми пре­сви­те­ров, кото­рые боя­лись ис­пользовать своё поло­же­ние и авто­ритет для коры­сти и часто пер­вы­ми ста­но­ви­лись мучениками.

Не бой­ся ниче­го, что тебе надоб­но будет пре­тер­петь… Будь верен до смер­ти, и дам тебе венец жиз­ни (От­кровение 2,10).

Вера и вер­ность – одно­ко­рен­ные сло­ва не толь­ко в рус­ском язы­ке. Вер­ность не быва­ет без глу­бо­кой веры. Нико­гда хри­сти­ане так мас­со­во не про­яв­ля­ли вер­ность сво­е­му Гос­по­ду, как в пер­вые три века хри­сти­ан­ства. В самом нача­ле из две­на­дца­ти апо­столов один­на­дцать умер­ли муче­ни­че­ски, лишь один – Иоанн Бого­слов – умер есте­ствен­ной смер­тью, одна­ко же и он дол­гие годы был стра­дальцем за имя Христово.

С пер­во­го дня Церк­ви до 311 года погиб­ло несколь­ко сотен тысяч хри­сти­ан. Глав­ным обра­зом, хри­стиан уби­ва­ли и мучи­ли за отказ покло­нять­ся идо­лам. В Рим­ской импе­рии фор­маль­но раз­ре­ша­лось испо­ве­до­вать любую рели­гию, но с одним усло­ви­ем – чело­век был обя­зан покло­нять­ся импе­ра­то­ру как боже­ству и участ­во­вать в раз­лич­ных язы­че­ских празд­ни­ках, при этом мож­но было быть ате­и­стом, тре­бо­ва­лось лишь фор­маль­ное исполне­ние обря­да. Конеч­но же, хри­сти­ане не мог­ли даже фор­маль­но покло­няться нико­му, кро­ме Иису­са Хри­ста, и бес­ком­про­мисс­ность к гре­ху, к язы­че­ству вела их на бес­чис­лен­ные кре­сты, кост­ры и дру­гие мучитель­ные казни.

Чинов­ник Пли­ний Млад­ший (пле­мян­ник исто­ри­ка Пли­ния Стар­ше­го) докла­ды­вал импе­ра­то­ру Тра­я­ну, что осво­бож­дал подозрева­емых в при­над­леж­но­сти к христиа­нам, если они при­но­си­ли жерт­вы богам и изоб­ра­же­нию импе­ра­то­ра, пото­му что «насто­я­щих хри­сти­ан нель­зя при­ну­дить ни к одно­му из этих поступ­ков». Насто­я­щих же хри­сти­ан Пли­ний каз­нил. Впро­чем, нель­зя объ­яс­нить все­на­род­ную нена­висть к хри­сти­а­нам толь­ко не­желанием послед­них при­но­сить жерт­вы попу­ляр­ным язы­че­ским бо­гам. Враг чело­ве­че­ских душ, сата­на, воз­буж­дал неесте­ствен­ную зло­бу в серд­цах людей к свя­тым. Оста­ёт­ся удив­лять­ся, как свя­зы­ва­ли древ­ние люди беды в сво­ей жиз­ни с самим фак­том суще­ство­ва­ния хри­сти­ан. «Если Тибр вошёл в сте­ны, если Нил не раз­лил­ся по полям, если небо не дало дождя, если произо­шло зем­ле­тря­се­ние, если слу­чил­ся голод или эпи­де­мия, то тот­час кри­чат: хри­сти­ан ко льву» (Квинт Тер­тул­ли­ан, око­ло 200 г. н. э.).

Чистое и непо­роч­ное бла­го­че­стие пред Богом и Отцом есть то, что­бы при­зи­рать сирот и вдов в их скор­бях и хра­нить себя неосквер­нён­ным от мира (Иако­ва 1, 27).

Пер­вые веру­ю­щие были поис­тине бла­го­че­сти­вы­ми людь­ми, во- пер­вых, по отно­ше­нию к бед­ным. Посы­лая апо­сто­ла Пав­ла на слу­жение в язы­че­ские стра­ны, дру­гие апо­сто­лы запо­ве­да­ли ему пом­нить нищих, хри­сти­ан из неза­щи­щён­ных сло­ёв обще­ства, что Павел ста­рал­ся в точ­но­сти испол­нить. Церк­ви бра­ли на себя обя­зан­но­сти попе­че­ния о тех, кто попал в тяжё­лую ситуа­цию: о ста­ри­ках, боль­ных, сиро­тах и вдо­вах, и даже ино­гда о тех, кто не мог после уве­ро­ва­ния рабо­тать, напри­мер, об актё­рах или гладиато­рах. Так, в сере­дине III века боль­шая Рим­ская цер­ковь содер­жа­ла око­ло 500 вдовиц.

Пер­вые хри­сти­ане были особен­но чут­ки­ми к тому, что­бы не осквер­ниться от это­го мира. Это подразу­мевало не толь­ко отказ от язы­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний, но и отри­ца­ние язы­че­ских куль­тур­ных цен­но­стей. То, что в мире счи­та­лось (и счи­та­ет­ся сей­час) нор­мой – обман, блуд, сквер­нословие, зависть, гор­дость и дру­гие люд­ские поро­ки, – для хри­сти­ан того вре­ме­ни было недо­пу­сти­мым. Быть хри­сти­а­ни­ном озна­ча­ло – быть исклю­чи­тель­ным чело­ве­ком. Хри­стиане даже не посе­ща­ли теат­ров и амфи­те­ат­ров, уве­се­ли­тель­ных домов, цир­ков и дру­гих меро­при­я­тий, на кото­рых цари­ла жесто­кость и без­нравственность. Это и в наше вре­мя вызва­ло бы подо­зри­тель­ность и непонимание.

Необ­хо­ди­мо пом­нить, что пер­вая Цер­ковь была очень вни­ма­тель­ной к тому, что гово­рит Свя­той Дух, ста­ралась уго­ждать Богу. Все те доб­рые её каче­ства, опи­сан­ные выше, Бог ожи­да­ет и от совре­мен­ной Церк­ви. Такой же искрен­но­сти, про­сто­ты, люб­ви, вер­но­сти и бла­го­че­стия Гос­подь ожи­да­ет и от нас с вами.

А. Ю. Михеев