Обряд­ность и вера

«… Мария Ершо­ва в ста­тье «раз­мыш­ле­ния о рож­де­стве» напи­са­ла, что релик­вии и вооб­ще обряд­ность в рели­гии боль­ше воз­дей­ству­ют на мораль­ное улуч­ше­ние людей, неже­ли абстракт­ное мыш­ле­ние о Боге. А мне кажет­ся наобо­рот: мыш­ле­ние о Боге, пра­виль­ное мыш­ле­ние, дела­ет боль­ше, чем релик­вии и сим­во­лы. Прав ли я?»

Абстракт­ное мыш­ле­ние о Боге, то есть отвле­чен­ное, некон­крет­ное, мыш­ле­ние мало дает душе чело­ве­ка. Мораль­ная жизнь таких людей низ­ка. В этом М. Ершо­ва пра­ва. Одна­ко мораль­ная жизнь тех веру­ю­щих, кото­рые в хри­сти­ан­стве не дают места релик­ви­ям и обря­дам, несрав­нен­но выше тех, кто за них дер­жит­ся. Это зна­ют все, это неопро­вер­жи­мый факт. Хри­стос поло­жил конец релик­ви­ям и обря­дам. Они нуж­ны были в Вет­хом Заве­те. Они ука­зы­ва­ли на гря­ду­ще­го мес­сию, на этом была осно­ва­на вет­хо­за­вет­ная рели­гия. Когда же Мес­сия при­шел и уже совер­шил спа­се­ние людей, отпа­ла необ­хо­ди­мость в обрядах.

Рели­гия не име­ю­щая живо­го обще­ния с Богом, вынуж­де­на заме­нять этот недо­ста­ток или абстракт­ным мыш­ле­ни­ем о Боге или внеш­ни­ми пред­ме­та­ми, релик­ви­я­ми, сим­во­ла­ми, обряд­но­стью. Кто познал живо­го Бога, тот не нуж­да­ет­ся в релик­ви­ях. Бог в Духе Свя­том дей­ству­ет в его серд­це без под­соб­ных средств.

Нико­лай Вод­нев­ский