Один берет­ся, а дру­гой оставляется

«Но, как было во дни Ноя, так будет и в при­ше­ствие Сына Чело­ве­че­ско­го: ибо, как во дни перед пото­пом ели, пили, жени­лись и выхо­ди­ли замуж, до того дня, как вошел Ной в ков­чег, и не дума­ли, пока не при­шел потоп и не истре­бил всех, — так будет и при­ше­ствие Сына Чело­ве­че­ско­го; тогда будут двое на поле: один берет­ся, а дру­гой остав­ля­ет­ся; две мелю­щие в жер­но­вах: одна берет­ся, а дру­гая остав­ля­ет­ся. Итак, бодр­ствуй­те, пото­му что не зна­е­те, в кото­рый час Гос­подь ваш при­и­дет. Но это вы зна­е­те, что, если бы ведал хозя­ин дома, в какую стра­жу при­дет вор, то бодр­ство­вал бы и не дал под­ко­пать дома сво­е­го. Пото­му и вы будь­те гото­вы, ибо в кото­рый час не дума­е­те, при­и­дет Сын Чело­ве­че­ский» (Мф. 24:37–44).

Перед нами дра­ма­ти­че­ские и вме­сте с тем в выс­шей сте­пе­ни вер­ные сло­ва. Эти­ми сло­ва­ми Иисус Хри­стос воз­ве­стил исти­ну о вос­хи­ще­нии Церк­ви с выте­ка­ю­щи­ми отсю­да послед­стви­я­ми. Эти сло­ва при­зы­ва­ют нас бодр­ство­вать и про­из­ве­сти стро­гую и бес­ком­про­мисс­ную про­вер­ку наше­го внут­рен­не­го духов­но­го состо­я­ния. При этом нас пора­жа­ет лако­нич­ность это­го повест­во­ва­ния: несколь­ки­ми штри­ха­ми начер­та­на кар­ти­на наше­го вре­ме­ни: «и как во дни Ноя перед пото­пом ели, пили, жени­лись, выхо­ди­ли замуж», а в Еван­ге­лии от Луки еще допол­не­но: «…поку­па­ли, про­да­ва­ли, сади­ли, стро­и­ли» (Лк. 17:28). Немно­ги­ми сло­ва­ми опи­сан род заня­тий и круг инте­ре­сов живу­щих на зем­ле людей.

Двое. Один берет­ся, а дру­гой остав­ля­ет­ся. У них общие заня­тия, воз­мож­но, общие инте­ре­сы, общая жизнь, общие гре­хи. В дру­гом месте ска­за­но: «…в ту ночь будут двое на одной посте­ли: один возь­мет­ся, а дру­гой оста­вит­ся» (Лк. 17:34).

Двое вме­сте и такие раз­ные уча­сти. В чем же дело? Мы поста­ра­ем­ся с Божьей помо­щью отве­тить на эти вопро­сы. Для это­го при­ве­дем при­ме­ры из Свя­щен­но­го Писа­ния о людях, кото­рые нахо­ди­лись в оди­на­ко­вых усло­ви­ях, но у кото­рых были раз­лич­ные исхо­ды. И самый древ­ний при­мер нахо­дим на стра­ни­цах кни­ги Бытия. Мы зна­ем, что у Ада­ма и Евы были два сына: Каин и Авель. Сыно­вья поль­зо­ва­лись оди­на­ко­вой забо­той и любо­вью роди­те­лей, а резуль­та­ты ока­за­лись таки­ми раз­ны­ми: один стал бла­го­сло­ве­ни­ем для наро­дов, а имя дру­го­го ста­ло нари­ца­тель­ным. Далее, мы зна­ем двух бра­тьев Иса­ва и Иако­ва. И та же самая кар­ти­на. Они были свя­за­ны уза­ми тес­но­го род­ства, но один полу­чил бла­го­сло­ве­ние, а дру­гой нет.

А вот при­мер из Ново­го Заве­та. Вспом­ним бога­ча и Лаза­ря. Пер­вый пир­ше­ство­вал бли­ста­тель­но, дру­гой был нищим и покры­тым язва­ми, но после кон­чи­ны Лазарь был отне­сен на лоно Авра­амо­во, а богач ока­зал­ся в аду. И сле­ду­ю­щая кар­ти­на так­же из Ново­го Заве­та: мытарь и фари­сей. Оба при­шли в храм. И тот и дру­гой моли­лись Богу. И если б мы были там, то не уви­де­ли бы меж­ду ними ника­кой раз­ни­цы. И тот и дру­гой моли­лись, обра­ща­лись к Все­выш­не­му. Но один, ска­за­но, пошел более оправ­дан­ным. И при­чем этим более оправ­дан­ным стал тот, от кого мень­ше все­го ожи­да­ли, что он будет имен­но тако­вым. Это был мытарь, пре­зрен­ный в наро­де грешник.

И что­бы закон­чить эту гале­рею при­ме­ров, при­ве­дем самый яркий и самый рази­тель­ный при­мер: со Хри­стом были рас­пя­ты по пра­вую и по левую сто­ро­ну два раз­бой­ни­ка. И, каза­лось бы, им долж­на быть уго­то­ва­на оди­на­ко­вая участь. Но мы зна­ем, что один услы­шал обе­то­ва­ние: «…ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43), дру­гой же полу­чил веч­ное осуждение.

Поче­му же один берет­ся, а дру­гой остав­ля­ет­ся? Объ­яс­не­ние нам дает Свя­щен­ное Писа­ние. В отно­ше­нии Каи­на и Аве­ля в Посла­нии к евре­ям мы чита­ем: «Верою Авель при­нес Богу жерт­ву луч­шую, неже­ли Каин…» (Евр. 11:4). Итак, та душа, кото­рая име­ет твер­дую и непо­ко­ле­би­мую веру в Гос­по­да и в Его обе­то­ва­ния, полу­ча­ет бла­жен­ную участь в веч­но­сти — быть с Гос­по­дом. Ибо «…без веры уго­дить Богу невоз­мож­но» (Евр. 11:6). У Аве­ля была живая, Божья вера, а у Каи­на, как сви­де­тель­ству­ет Свя­щен­ное Писа­ние, не было тако­вой. Преж­де все­го вера опре­де­ля­ет нашу участь — быть в оби­те­лях неба со Христом.

Далее эту бла­жен­ную участь опре­де­ля­ют так­же сми­ре­ние и сокру­ше­ние, что вид­но на при­ме­ре мыта­ря и фари­сея. Фари­сей обра­щал­ся к Богу гор­до и хва­лил­ся собой. Мытарь же, не смея под­нять глаз к небу, уда­рял себя в грудь, умо­лял: «…Боже! будь мило­стив ко мне, греш­ни­ку!» (Лк. 18:13) и был оправ­дан в сво­ем сми­ре­нии и сокрушении.

И все вен­ча­ет любовь. Мы зна­ем, Мар­фа и Мария были род­ные сест­ры. Гос­подь оди­на­ко­во любил их, но Мария с боль­шей жаж­дой слу­ша­ла сло­ва Спа­си­те­ля. Для нее слу­шать Гос­по­да и лице­зреть Его было доро­же все­го. И как след­ствие, она сде­ла­ет потом бес­при­мер­ное доб­рое дело: возо­льет миро на голо­ву и тело Гос­по­да, тем самым при­го­то­вив Его к погре­бе­нию. Она люби­ла Гос­по­да всем серд­цем, а «…любовь есть испол­не­ние зако­на» (Рим. 13:10). А коль так, то нет осуж­де­ния, а зна­чит, открыт вход в веч­ное Цар­ство Гос­по­да. Любовь, гово­рит Свя­щен­ное Писа­ние, есть сово­куп­ность совер­шен­ства (см. Кол. 3:14). И для нее нет закона.

Поды­то­жим. Вера, сми­ре­ние, сокру­ше­ние, неосуж­де­ние и, как вер­ши­на все­го, любовь — вот что опре­де­ля­ет бла­жен­ную участь души в веч­но­сти. И к это­му нуж­но доба­вить, что свя­тая, чистая, без­упреч­ная жизнь, жизнь по Писа­нию так­же слу­жит этой цели. Это и есть зве­нья, кото­рые состав­ля­ют одну и ту же цепь.

Не будем ози­рать­ся вокруг, но будем сле­до­вать за Гос­по­дом. Он серд­це­ве­дец, и может быть так, что те, кото­рые не топ­та­ли дво­ры Гос­под­ни, пер­вы­ми будут в Цар­стве Небес­ном, неже­ли те, кото­рые посе­ща­ют цер­ковь не один деся­ток лет. Гос­подь зна­ет серд­ца и зна­ет, что явля­ет­ся дви­жу­щей силой и побу­ди­тель­ным моти­вом каж­до­го чело­ве­ка. Он зна­ет, кто дела­ет доб­ро, чтоб пока­зать­ся пред людь­ми, а кто тво­рит его как для Гос­по­да. Даже для слу­жи­те­лей суще­ству­ет иску­ше­ние сле­ду­ю­ще­го тол­ка: осно­ва­тель­но под­го­то­вить­ся, ска­зать хоро­шую про­по­ведь, что­бы похва­ли­ли слу­ша­те­ли, а Гос­подь гово­рит, что двух наград не быва­ет. Если полу­чишь похва­лу от людей, то есть опас­ность, что не полу­чишь награ­ды от Гос­по­да. И когда при­дет Гос­подь, Он обна­ру­жит скры­тое во мра­ке. Как все тогда поме­ня­ет­ся места­ми: те, кото­рые были почи­та­е­мы в наро­де, ока­жут­ся лег­че пусто­ты; а те, кто был неза­мет­ным, вой­дут в сла­ву, в радость Гос­по­ди­на своего.

Не будем судить нико­го и раз­де­лять на пло­хих и хоро­ших. Отда­дим все Гос­по­ду. Мы осуж­да­ем бра­та за тот или иной посту­пок, а не зна­ем того, что он уже дав­но опла­кал его пред Гос­по­дом. И Гос­подь дав­но про­стил ему, а мы осквер­ня­ем­ся осуж­де­ни­ем и лиша­ем себя бла­жен­ной уча­сти, пото­му что, если осуж­да­ем, то и сами будем осуж­де­ны. Будем еди­ны во Хри­сте Иису­се, и пусть любовь Хри­сто­ва объ­ем­лет нас. Мно­гие из нас поте­ря­ли веру в жиз­нен­ную прав­ду люб­ви, но имен­но любо­вью живет мир. Не будем судить, а будем про­щать. Будем сочув­ство­вать и сопе­ре­жи­вать с дру­ги­ми. А кто упал — помо­жем подняться.

Двое. Один берет­ся, а дру­гой остав­ля­ет­ся. Неволь­но воз­ни­ка­ет вопрос: когда это будет? Гос­подь гово­рит: «…не ваше дело знать вре­ме­на или сро­ки, кото­рые Отец поло­жил в Сво­ей вла­сти» (Деян. 1:7). Хри­стос при­дет неожи­дан­но. А что­бы не застать нас врас­плох, Гос­подь гово­рит, что­бы мы были подоб­ны рабам, ожи­да­ю­щим воз­вра­ще­ния гос­по­ди­на сво­е­го (см. Лк. 12:36). Будем бодр­ство­вать, молить­ся и «…доко­ле есть вре­мя, будем делать доб­ро всем, а наи­па­че сво­им по вере» (Гал. 6:10). И еще: что­бы не быть застиг­ну­ты­ми врас­плох, будем слу­жить Богу и ближ­ним с любо­вью, про­щать оби­ды, не мстить, будем бороть­ся с иску­ше­ни­я­ми все­ми сила­ми души, на кото­рые толь­ко спо­соб­ны, бороть­ся до кро­ви, бороть­ся до смер­ти и побеж­дать. А «…побеж­да­ю­ще­му дам вку­шать, — гово­рит Гос­подь, — от дре­ва жиз­ни, кото­рое посре­ди рая Божия» (От. 2:7). Он умер и вос­крес для того, что­бы веру­ю­щие в Него име­ли жизнь веч­ную и были там, где Он.

Вита­лий Куликов