Освя­ще­ние (про­по­ведь епископа)

«Если в тече­ние сто­ле­тий со дней Рефор­ма­ции «оправ­да­ние верой» сде­ла­ли пред­ме­том забот­ли­во­го иссле­до­ва­ния – что при­нес­ло бес­ко­неч­ную поль­зу Цар­ствию Божье­му – поче­му же «освя­ще­ние», через кото­рое лишь оправ­да­ние вхо­дит в свои пол­ные пра­ва и кото­рое есть путь, путь для дости­же­ния цели Божьей, не было бы достой­но наше­го вни­ма­тель­но­го рас­смот­ре­ния» (И.В.Каргель)

«Непра­вед­ный пусть еще дела­ет неправ­ду; нечи­стый пусть еще сквер­нит­ся; пра­вед­ный да тво­рит прав­ду еще, и свя­тый да освя­ща­ет­ся еще» (Откр. 22:11)

В Вет­хом Заве­те мож­но про­чи­тать исто­рию о супру­же­ской паре и про­ро­ке Ели­сее. Одна бога­тая жен­щи­на при­гла­ша­ла про­ро­ка к себе в гости на обед. Одна­жды она ска­за­ла мужу: «Вот, я знаю, что чело­век Божий, кото­рый про­хо­дит мимо нас посто­ян­но, свя­той..» (4 Царств 4:9). Как бы хоте­лось, что­бы окру­жа­ю­щие нас люди, сосе­ди и близ­кие так гово­ри­ли о веру­ю­щих сего­дня: «про­хо­дят мимо нас посто­ян­но свя­тые»… мы долж­ны пони­мать, что когда Бог гово­рит через Писа­ние: «Вы свя­ты, пото­му что Я свят» (Лев. 11:44–45, 19:2), это не обо­зна­ча­ет, что чело­век без гре­ха, но обо­зна­ча­ет, что веру­ю­щий полу­ча­ет ста­тус от Бога: «свя­той». Освя­ще­ние же — это уже не ста­тус, но необ­хо­ди­мый про­цесс при­бли­же­ния к Богу вся­ко­го веру­ю­ще­го. 
 
Писа­ние гово­рит, что по при­чине умно­же­ния без­за­ко­ния во мно­гих охла­де­ет любовь (Мтф. 24:12). «У боль­шин­ства веру­ю­щих болез­нен­ная жизнь веры дела­ет­ся пра­ви­лом, — 100 лет назад писал Кар­гель, — све­жесть духа пони­жа­ет­ся с каж­дым годом и сбли­же­ние с миром воз­рас­та­ет и уко­ре­ня­ет­ся, как у отдель­ных веру­ю­щих, так и у целой общи­ны». Поэто­му нет необ­хо­ди­мо­сти дока­зы­вать, что тема свя­то­сти акту­аль­на сего­дня, как нико­гда. 
 
Биб­лия о свя­то­сти 
 
Давай­те пого­во­рим сего­дня о свя­то­сти: что такое свя­тость и кто такой свя­той на осно­ва­нии Свя­щен­но­го Писа­ния. В еврей­ском язы­ке есть несколь­ко слов, обо­зна­ча­ю­щих «освя­ще­ние». Но основ­ное из них — «kawdesh» — «кадеш» обо­зна­ча­ет «отде­лить, отстра­нить для осо­бой цели». К при­ме­ру, если мы отде­ля­ем какую-либо вещь или пред­мет (сосу­ды, зда­ния, люди или любое дру­гое, даже напри­мер, один день из семи дру­гих), то мы берем из чис­ла дру­гих, подоб­ных ему пред­ме­тов, и отде­ля­ем от досе­ле свой­ствен­но­го ему упо­треб­ле­ния, поль­зу­ясь им осо­бо, в виду новой, усмот­рен­ной или пред­на­зна­чен­ной цели. Про­цесс освя­ще­ния — это раз­гра­ни­че­ние свя­то­го от не свя­то­го, пото­му что освя­ще­ние это и есть отде­ле­ние. Цель же освя­ще­ния — упо­доб­ле­ние свя­то­му Богу. Напри­мер, свя­щен­ни­ки и леви­ты освя­ти­лись для того, что­бы нести ков­чег Гос­по­да (1 Пар.15:12). 
 
Гре­че­ское сло­во «hageeadzo» — «агио­со», встре­ча­ю­ще­е­ся в Новом Заве­те, обо­зна­ча­ет «отде­ле­ние от обыч­ных вещей, посвя­ще­ние Богу, очи­ще­ние, осво­бож­де­ние от вины и гре­ха, вдох­но­ве­ние, вос­ста­нов­ле­ние духа». При­чем име­ет­ся вви­ду не толь­ко освя­ще­ние серд­ца, но и жиз­ни, о чем пишет Стронг в сво­ем сло­ва­ре. Серд­це видит Бог, жизнь видят окру­жа­ю­щие нас люди. 
 
Освя­ще­ние Сло­вом Божьим 
 
1 Тим. 4:5 «Все освя­ща­ет­ся Сло­вом Божьим и молит­вою». Обык­но­вен­ное чте­ние и изу­че­ние Свя­щен­но­го Писа­ния про­из­во­дит в чело­ве­ке неви­ди­мый про­цесс освя­ще­ния, отде­ле­ния от мира гре­ха. Это про­ис­хо­дит путем есте­ствен­но­го позна­ния запо­ве­ди и фор­ми­ро­ва­ния жела­ния ее испол­нять. Напри­мер, чело­век слы­шит сло­во: «кто крал, впредь не кра­ди» (Еф.4:28), и это сло­во обли­ча­ет и учит его не совер­шать подоб­ный грех. Хри­стос в сво­ей Пер­во­свя­щен­ни­че­ской молит­ве про­сит Отца: «Освя­ти (т.е. отде­ли) их исти­ною Тво­ею: Сло­во­Т­вое есть Исти­на» (Ин. 17:17). Павел гово­рит, что освя­ще­ние Церк­ви так­же про­изо­шло через Сло­во: «Хри­стос воз­лю­бил Цер­ковь и пре­дал Себя за нее, что­бы освя­тить ее, очи­стив банею вод­ною посред­ством сло­ва». Таким обра­зом, тот кто не чита­ет Биб­лию, не может освя­щать­ся, что под­твер­жда­ют и сло­ва Хри­ста: « заблуж­да­е­тесь, не зная Писа­ний, ни силы Божи­ей». 
 
Освя­ще­ние Духом Свя­тым 
 
Дух Свя­той про­ти­во­по­став­ля­ет­ся пло­ти, толь­ко Он пре­одо­ле­ва­ет ее. Жизнь по Духу— это и есть жизнь освя­ще­ния, а жизнь по пло­ти (1 Кор. 3:1–4) — жизнь вет­хо­го чело­ве­ка. Пло­ды и слу­же­ние, бла­го­при­ят­ные Богу, про­из­ве­де­ны в нас Духом Свя­тым. Цель освя­ще­ния Духом Свя­тым изме­нить нашу чело­ве­че­скую (плот­скую) при­ро­ду, кото­рая оста­ет­ся мно­го лет «крайне испор­чен­ной» (Иер. 17:9). А плот­ские помыш­ле­ния явля­ют­ся враж­дой про­тив Бога (Рим. 8:7). «Наше отно­ше­ние к Духу Свя­то­му очень важ­но, — пишет Кар­гель, — созна­ешь ли ты Его при­сут­ствие в тебе? И живешь ли ты в Нем, мой брат? Если нет, то твое отно­ше­ние к Духу Свя­то­му похо­же на отре­че­ние от Него; и как может Он тогда при­ве­сти в испол­не­ние Свое дело освя­ще­ния в тебе?» 
 
Само­освя­ще­ние 
 
Откр. 22:11 и Рим. 12:13. 
В неко­то­рых церк­вях я зада­вал вопрос: может ли чело­век само­освя­щать­ся? Неко­то­рые были в недо­уме­нии, неко­то­рые гово­ри­ли кате­го­рич­ное «нет», и лишь малая часть отве­ти­ла: «может». Если мы вспом­ним что обо­зна­ча­ет сло­во «освя­ще­ние», то ответ будет оче­ви­ден: конеч­но, само­освя­ще­ние воз­мож­но, хотя и зву­чит это все-таки несколь­ко стран­но. В Свя­щен­ном Писа­нии мы нахо­дим, что освя­ще­ние про­из­во­дит Бог, чело­век («И сошел Мои­сей с горы к наро­ду и освя­тил народ» — Мои­сей дол­жен был освя­тить дру­гих людей, Исх 19:14) и пред­ме­ты («Жерт­вен­ник, освя­ща­ю­щий дар» Мтф. 23:19). О само­освя­ще­нии же ясно гово­рит­ся в кн. Исход, 9:22: «свя­щен­ни­ки же, при­бли­жа­ю­щи­е­ся к Гос­по­ду [Богу], долж­ны освя­тить себя, что­бы не пора­зил их Гос­подь». Кто дол­жен освя­тить свя­щен­ни­ков? Они долж­ны освя­тить сами себя, ина­че про­изой­дет пора­же­ние от Гос­по­да. Что же это — само­освя­ще­ние? 
 
Оно свя­за­но с фак­том нашей отде­лен­но­сти для Бога во Хри­сте (1 Кор 1:2). Зна­че­ние наше­го прак­ти­че­ско­го само­освя­ще­ния во-пер­вых, заклю­че­но в нашем духов­ном росте. Оно осу­ществ­ля­ет­ся в тече­ние всей жиз­ни веру­ю­ще­го. Мы нико­гда не достиг­нем такой точ­ки, когда уже не будем нуж­дать­ся в свя­то­сти. Во-вто­рых, освя­ще­ние под­ра­зу­ме­ва­ет отчуж­де­ние от гре­ха, поступ­ков, людей и пред­ме­тов (2 Кор. 6:14, 7:1, 1 Фесс 4:3–7), а так­же посвя­ще­ние себя Богу и испол­не­ние Его воли (Рим 6:19, 22; 12:2; 1 Пет. 1:14). В‑третьих, это про­цесс, под­ра­зу­ме­ва­ю­щий уве­ли­че­ние часто­ты и про­дол­жи­тель­но­сти тех про­ме­жут­ков вре­ме­ни, когда мы про­яв­ля­ем в сво­ей жиз­ни свя­тость (Евр 3:14). Свя­тость раз­ли­ча­ет­ся не в сте­пе­ни, а в часто­те и в дли­тель­но­сти ее про­яв­ле­ния. Наша прак­ти­че­ская свя­тость — это то, что в повсе­днев­ной жиз­ни нуж­но про­яв­лять чаще и доль­ше (2 Кор. 7:1). Прак­ти­че­ская свя­тость — это бла­го­че­стие, в кото­ром мы име­ем пове­ле­ние упраж­нять­ся (1 Тим.4:7–8). Бог пове­лел нам ста­рать­ся иметь свя­тость, пото­му что это непре­мен­ное усло­вие, кото­рое чело­век дол­жен в обя­за­тель­ном поряд­ке выпол­нить. В Посла­нии к Евре­ям, 12:14 ска­за­но: «Ста­рай­тесь иметь мир со все­ми и свя­тость, без кото­рой никто не уви­дит Гос­по­да». 
 
Освя­ще­ние Кро­вью Иису­са Хри­ста 
 
Кровь на кося­ках еврей­ских жилищ в Егип­те раз­де­ли­ла народ, избран­ный Богом, и егип­тян (Исход 12). Точ­но так Кровь Гос­по­да Иису­са Хри­ста освя­ти­ла Его народ (Евр. 13:12, Евр.10:10). В Вет­хом Заве­те осквер­не­ние тела мож­но было снять даже при помо­щи кро­ви тель­цов и коз­лов, при­но­си­мых в жерт­ву за грех. Сколь вы дума­е­те, боль­ше Свя­тая Кровь Хри­ста, Кото­рый Духом Свя­тым при­нес Себя, непо­роч­но­го Богу, очи­стит совесть нашу от мерт­вых дел для слу­же­ния Богу Живо­му и Истин­но­му (Евр. 9:13–14). 
 
Апо­стол Павел при­нял от Само­го Хри­ста запо­ведь, кото­рую мы назы­ва­ем При­ча­сти­ем. Хри­стос ска­зал: «Эта чаша есть Новый Завет в Моей Кро­ви». Совер­шая При­ча­стие, умест­но будет напом­нить об отде­ле­нии от зла, ибо «кто ест и пьет недо­стой­но, тот ест и пьет осуж­де­ние себе, не рас­суж­дая о Теле Гос­под­нем. Отто­го мно­гие из вас немощ­ны и боль­ны и нема­ло уми­ра­ет…» (1 Кор. 11:29, 32,34 — три раза в одной гла­ве апо­стол предо­сте­ре­га­ет нас об осуж­де­нии!). За что осуж­да­ет Гос­подь? За то, что недо­стой­ным ока­зы­ва­ет­ся чело­век Свя­той запо­ве­ди При­ча­стия. Недо­стой­ность же сокры­та в недо­стат­ке освя­ще­ния, кото­рый мож­но испра­вить раз­мыш­ле­ни­ем о Свя­той Пра­вед­ной Кро­ви Хри­сто­вой. Сно­ва хочет­ся напом­нить о необ­хо­ди­мо­сти освя­ще­ния и серд­ца, и жиз­ни. В отно­ше­нии При­ча­стия вер­но то, что видит состо­я­ние наше­го серд­ца, кото­рое воз­мож­но скрыть от людей, но не от Хри­ста. 
 
Пол­но­та освя­ще­ния 
 
«Сам же Бог мира да освя­тит вас во всей пол­но­те, и ваш дух и душа и тело во всей цело­сти да сохра­нит­ся без поро­ка в при­ше­ствие Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста» (1 Фесс 5:23, и так­же 1 Тим. 4:5, Откр.22:11). Как мы уже гово­ри­ли, освя­ще­ние свя­за­но с фак­том нашей отде­лен­но­сти для Бога во Хри­сте Иису­се (1 Кор. 1:2), а так­же с нашим духов­ным ста­ту­сом в Гос­по­де Иису­се (1 Кор. 1:30, 1 Кор. 6:11). Нача­ло наше­го освя­ще­ния про­ис­хо­дит в момент спа­се­ния наше­го, при­чем мы при­об­ре­та­ем посто­ян­ное состо­я­ние освя­ще­ния (1 Кор.6:11). Бази­сом явля­ет­ся Жерт­ва Иису­са Хри­ста и Его Кровь, освя­ща­ю­щая нас (Евр.13:12). Осу­ществ­ля­ет освя­ще­ние Свя­той Дух (1 Пет­ра 1:2) в ответ на спа­си­тель­ную веру (Деян 26:18). Это освя­ще­ние — досто­я­ние каж­до­го спа­сен­но­го, неза­ви­си­мо от обсто­я­тельств и усло­вий его повсе­днев­ной жиз­ни. Будучи совер­шен­ным и пол­ным для каж­до­го веру­ю­ще­го, оно пре­бу­дет все­гда (Евр. 10:10), посколь­ку Бог свят, Он хочет, что­бы Его дети посто­ян­но воз­рас­та­ли в про­яв­ле­ние свя­то­сти (мораль­но­го совер­шен­ства или без­греш­но­сти) (Мтф. 5:48, 1 Ин 2:1). Мы про­яв­ля­ем эту свя­тость, когда отде­ля­ем себя от того, что в нрав­ствен­ном смыс­ле чуж­до Богу (Кол 3:8), когда пре­да­ем­ся Ему (Рим. 6:12–13) и тво­рим волю Его (Еф. 6:6, Рим 6:19–22, 12:1–2). 
 
Наше освя­ще­ние или свя­тость в Иису­се Хри­сте долж­но побуж­дать нас жить свя­той без­греш­ной жиз­нью (Еф. 4:1, 5:8, Кол.3:1–14). В повсе­днев­ной жиз­ни нам над­ле­жит жить свя­то, ибо мы свя­ты в Иису­се. Свя­тость в жиз­ни и в серд­це долж­на быть не толь­ко внеш­няя, фари­сей­ская, перед людь­ми, но и внут­рен­няя, сер­деч­ная, перед Богом. Окон­ча­тель­ное, пол­ное освя­ще­ние мы, спа­сен­ные, удо­сто­им­ся в духе испы­тать, когда Гос­подь воз­вра­тит­ся за Сво­ей Цер­ко­вью. Тогда наши тела изба­вят­ся от врож­ден­ной и враж­деб­ной Богу испор­чен­но­сти и упо­до­бят­ся про­слав­лен­но­му Телу Гос­по­да (Флп. 3:20, 21, 1 Ин.3:2). Тем самым мы пол­но­стью упо­до­бим­ся Иису­су Хри­сту. С это­го момен­та мы будем свя­ты как по сво­е­му духов­но­му состо­я­нию, так и по сво­е­му духов­но­му ста­ту­су (1 Кор 1:8, Еф. 1:4, 5:26–27, 1 Фес 5:23, Иуд 24). Мы верим, что Бог жела­ет дать нам жизнь в свя­то­сти, без гре­ха, жизнь пол­но­го освя­ще­ния, жизнь, испол­нен­ную Духом Свя­тым, не после смер­ти, а во вре­мя нашей жиз­ни на зем­ле. 
 
Итак, каж­дый дол­жен осо­знать, что освя­ще­ние — это, во-пер­вых, отде­ле­ние от зла, гре­ха и т.д.(Евр. 7:26). Во-вто­рых, это воля Божья (1 Фесс.4:3), в‑третьих, непре­мен­ное усло­вие (Евр.12:14). И, нако­нец, это непре­рыв­ный про­цесс, пове­ле­ние Хри­ста (Откр.22:11).