От мира к Богу

30 октяб­ря, при­дя домой из собра­ния, я напи­са­ла на листе бума­ги: «Гос­подь мой и Бог мой! Хочу слу­жить Тебе все­ми сила­ми моей души и любить Тебя всем серд­цем! Помо­ги мне и возь­ми меня на слу­же­ние Тебе!» («Гость» № 3. 1911. С. 26).

Ели­за­ве­та Нико­ла­ев­на Кутей­ни­ко­ва зани­ма­ет зна­чи­тель­ное место в исто­рии еван­гель­ско­го дви­же­ния в Рос­сии и, в част­но­сти, на Нов­го­род­чине. Она явля­ет­ся так­же талант­ли­вой рус­ской поэтес­сой и пуб­ли­цист­кой пер­вой поло­ви­ны ХХ века.

С само­го нача­ла заме­чу, что сте­пень изу­чен­но­сти дан­ной темы не выдер­жи­ва­ет ника­кой критики.И хотя у Е. Н. Кутей­ни­ко­вой (лит. псев­до­ним Дон­ская) было изда­но четы­ре сбор­ни­ка: «От мира к Богу: Сб. сти­хо­тво­ре­ний». Рига. 1930; «Окно в сад» Жене­ва. 193?; «Отзву­ки тяж­кой годи­ны» Париж 1949; «Под сенью кре­ста: Сб. сти­хо­тво­ре­ний». Жене­ва. 1950, в Рос­сии нахо­дит­ся толь­ко один из них и в одном экзем­пля­ре: в Москве, в Рос­сий­ской госу­дар­ствен­ной биб­лио­те­ке. Еще один сбор­ник «Окно в сад» не так дав­но появил­ся в интер­не­те на сай­те: vtoraya-literatura.com

Прав­да, в несколь­ких спра­воч­ных изда­ни­ях упо­ми­на­ет­ся поэтес­са Лам­берт-Кутей­ни­ко­ва (двой­ная фами­лия появи­лась после заму­же­ства): А. Д. Алек­се­ев. Лите­ра­ту­ра рус­ско­го зару­бе­жья. Кни­ги 1917–1940 Мате­ри­а­лы к биб­лио­гра­фии. СПб. «Нау­ка» 1993; Ю. А. Гор­бу­нов. Писа­тель­ни­цы Рос­сии. Мате­ри­а­лы для биб­лио­гра­фи­че­ско­го сло­ва­ря. Ека­те­рин­бург, 2004–2011; А. И. Кора­бель. Via sacra. Свя­той путь. СПб. «Палит­ра». 2013. Кро­ме это­го, срав­ни­тель­но недав­но были опуб­ли­ко­ва­ны мему­а­ры Лам­бер­тов: Лам­берт Алек­сандр, Лам­берт Вик­тор. Оче­ви­дец рево­лю­ции. Мему­а­ры рус­ско­го швей­цар­ца Алек­сея Ива­но­ви­ча Лам­бер­та (1863–1942). М., Изда­тель­ство: Роди­на МЕДИА. 2014.

Мате­ри­ал этих изда­ний поз­во­ля­ет заклю­чить, что хотя инте­рес к лич­но­сти и твор­че­ству Е. Н. Кутей­ни­ко­вой акти­ви­зи­ру­ет­ся, глу­бо­ко­го ана­ли­за ее жиз­нен­но­го пути и твор­че­ской дея­тель­но­сти в кон­тек­сте исто­ри­че­ско­го и духов­но­го син­те­за пока нет. Не вве­де­ны в науч­ный обо­рот и мате­ри­а­лы госу­дар­ствен­ных архивов.

Ели­за­ве­та Нико­ла­ев­на Кутей­ни­ко­ва нам инте­рес­на не толь­ко как хри­сти­ан­ская поэтес­са, но и как граж­да­нин наше­го горо­да. Здесь она, как и мы, вос­хи­ща­лась Крем­лем, любо­ва­лась Вол­хо­вом, ходи­ла по тем же улицам…

В одном из хри­сти­ан­ских жур­на­лов 1930 года сооб­ща­лось: «Имя Е. Н. Дон­ской хоро­шо извест­но чита­те­лям жур­на­ла „Гость“ и гово­рит само за себя: оно не нуж­да­ет­ся в реко­мен­да­ци­ях для веру­ю­щих. Они при­вык­ли ценить вдох­но­ве­ния Е. Н. Дон­ской и её чистые созер­ца­ния в Гос­по­де. Появ­ле­ние её кни­ги сти­хо­тво­ре­ний „От мира к Богу“ будет встре­че­но ими с радостью».

Так кто же эта «извест­ная» чита­те­лям, но не извест­ная нам, и осо­бен­но для нов­го­род­цев, – неведомая?

К сожа­ле­нию, нет точ­ных све­де­ний о датах ее жиз­ни и смер­ти (1880‑е — 1960‑е). Роди­лась Ели­за­ве­та Кутей­ни­ко­ва око­ло 1887 года в С.-Петербурге. Кро­ме Ели­за­ве­ты, в семье было еще чет­ве­ро детей: Анна, Ека­те­ри­на, Дмит­рий и Петр.

Отец — Нико­лай Сте­па­но­вич Кутей­ни­ков (1841 или 1842, Архан­гельск — 27 апре­ля (9 мая) 1901, Санкт-Петер­бург) — рус­ский пуб­ли­цист и пере­вод­чик. По сло­ва­рю Вен­ге­ро­ва кора­бель­ный инже­нер, поручик.

Учил­ся в кон­це 1850‑х в Санкт-Петер­бург­ском уни­вер­си­те­те, был бли­зок с рево­лю­ци­о­не­ром Д. И. Писа­ре­вым, о кото­ром напе­ча­тал вос­по­ми­на­ния («Неде­ля», 1868, № 33).

Дебю­ти­ро­вал в печа­ти ста­тьёй об ита­льян­ской опе­ре в «Север­ной пче­ле» (1863). В 1870‑х при­ни­мал уча­стие в «Оте­че­ствен­ных запис­ках», позд­нее в «Новом вре­ме­ни» и «Исто­ри­че­ском вест­ни­ке». Боль­шая часть его ори­ги­наль­ных ста­тей была посвя­ще­на вопро­сам кре­стьян­ско­го быта. Пере­вёл «Исто­рию жирон­ди­стов» Ламар­ти­на, «Само­де­я­тель­ность» Смай­ль­са, «Дере­вен­ские общи­ны» Мена и мно­гие дру­гие про­из­ве­де­ния. 
Мать — Ека­те­ри­на Дмит­ри­ев­на Кутей­ни­ко­ва (Каверз­не­ва) закон­чи­ла Смоль­ный инсти­тут бла­го­род­ных девиц.

Про­жи­ва­ли Кутей­ни­ко­вы на Васи­льев­ском Ост­ро­ве 13 линия, дом 16, кв.1.

Из вос­по­ми­на­ний Ели­за­ве­ты вид­но, что она с ран­не­го дет­ства тяну­лась к Богу. «Мне вспом­ни­лось дет­ство, когда быва­ло вече­ром, помо­лив­шись Богу уже в посте­ли, — я вся тре­пе­та­ла от неизъ­яс­ни­мо­го бла­жен­ства, — и буд­то ангел-хра­ни­тель покры­вал меня кры­лья­ми <…> Но то было дет­ство, а каж­дый ребе­нок чист перед Богом». Вот так скром­но пишет о себе буду­щая поэтесса.

Повзрос­лев и став кур­сист­кой Бес­ту­жев­ских кур­сов, кото­рые закон­чи­ла в 1911 г., Ели­за­ве­та Кутей­ни­ко­ва раз­мыш­ля­ла над смыс­лом жиз­ни, сожа­лея о том, что мно­гие моло­дые люди в «дан­ную мину­ту, ищут и не нахо­дят, муча­ют­ся и про­кли­на­ют жизнь, насла­жда­ют­ся и затем впа­да­ют в апа­тию, дума­ют о пет­ле». Кутей­ни­ко­ва сопереживалаи сво­им одно­курс­ни­цам, видя их жизнь и стрем­ле­ние: «Сколь­ко кур­си­сток, воз­вра­тив­шись домой, <…> вдруг ощу­ща­ют пусто­ту в серд­це и в буду­щем, — что-то ледя­ное, неждан­ное, неиз­вест­но отку­да нахлынувшее».

Подоб­ные внут­рен­ние пере­жи­ва­ния Ели­за­ве­та, не скры­вая, ощу­ща­ла и в себе: «Недав­но, пере­чи­ты­вая свой днев­ник, я то и дело натал­ки­ва­лась на стра­ни­цы бес­про­свет­но­го отча­я­ния. И это после всех грез о том, как «в борь­бе обре­тем мы пра­во свое», как спра­вед­ли­вость будет удо­вле­тво­ре­на, голод­ные ста­нут сыты­ми, послед­ние — пер­вы­ми. Напри­мер: «Покой душев­ный исче­за­ет. Буду­щее… как про­пасть. Холод­ный скеп­ти­цизм… Веры нет… Сомне­ния во всем и в себе… » Или: „Я муча­юсь — это факт. И про­сто сплош­ное муче­ние — неко­то­рые дни, горечь жиз­ни все­гда, вез­де дает себя чув­ство­вать. Что же это за горечь? Поче­му это муче­нье? Я думаю, что, достиг­нув извест­но­го воз­рас­та, люди, что­бы зани­мать­ся так же наив­но и жиз­не­ра­дост­но тем, чем они зани­ма­лись в юно­сти, долж­ны себя дурманить…“»

Ели­за­ве­та при­хо­дит к мне­нию, что это все есте­ствен­ное след­ствие пути позна­ния добра изла, на кото­рый всту­пил пер­вый чело­век, поте­ряв связь с Богом, — попы­ток устро­е­ния жиз­ни вне Бога, под зна­ме­нем про­грес­са. «Мяг­кое крес­ло, инте­рес­ная газе­та, вкус­ный горя­чий чай с кон­фе­та­ми, билет в Малый театр на сего­дняш­ний вечер, в Дво­рян­ское Собра­ние — на зав­траш­ний, — выши­тое пла­тье, о кото­ром так при­ят­но поду­мать, — вот путь сата­ны, кото­рым я очень искус­но отвле­ка­лась все послед­ние годы от жиз­ни с Богом и для Бога. Пото­му-то мы и не чув­ству­ем Бога в этой суете,сидя где-нибудь в ресто­ране за газе­той, — и кажет­ся нам, что Бога нет».

Подоб­ные раз­мыш­ле­ния при­ве­ли Ели­за­ве­ту Кутей­ни­ко­ву в цер­ковь в «Дом Еван­ге­лия», кото­рая толь­ко что откры­лась в СПб., в Рож­де­ствен­ские дни 1911 года. В церк­ви были орга­ни­зо­ва­ны спе­ци­аль­ные круж­ки и собра­ния для кур­си­сток и сту­ден­тов. Ели­за­ве­та отклик­ну­лась на при­зыв пас­то­ра Виль­гель­ма Андре­еви­ча Фет­ле­ра к моло­дым людям сле­до­вать за Хри­стом. «Всем серд­цем, всем суще­ством моим я отве­чаю: Иду! Иду, Гос­подь, куда бы Ты ни послал меня. Да будет воля Твоя», — писа­ла пас­то­ру Фет­ле­ру Елизавета.

После неко­то­рой внут­рен­ней борь­бы в мар­те 1911 года Ели­за­ве­та Кутей­ни­ко­ва окон­ча­тель­но при­ня­ла реше­ние: «Нуж­но толь­ко поже­лать. И я поже­ла­ла быть сво­бод­ной, поже­ла­ла создать в сво­ей душе Храм Вели­чай­ше­му Богу. Для это­го я при­шла такая, как есть, ко Кре­сту Иису­са Хри­ста и ска­за­ла: я при­хо­жу к Тебе не с ясной и чистой душой, без сомне­ний, — но с душой, разъ­еден­ной сомне­ни­я­ми и почти без веры, пото­му что, где мне взять эту веру, когда я посто­ян­но пита­лась скеп­ти­циз­мом, с еще зву­ча­щи­ми в моз­гу тези­са­ми Каут­ско­го, Рена­на, Тол­сто­го, с жиз­нью пол­ной все­воз­мож­ных гре­хов и мра­ка. Мне нужен мир и для меня самой, и что­бы я мог­ла гово­рить о мире поги­ба­ю­щим людям.

После того как я сде­ла­ла это, мне ста­ло лег­ко. Мало того, все, чем рань­ше увле­ка­лась, что счи­та­ла нуж­ным или при­ят­ным для жиз­ни, все это мне теперь, если мож­но так выра­зить­ся, постыло».

В июне, нахо­дясь уже в Лон­доне, Ели­за­ве­та начи­на­ет свою ста­тью сло­ва­ми: «Три меся­ца про­шло, как совер­ши­лось мое обра­ще­ние к Богу, — но нико­гда еще я не осо­зна­ва­ла так ясно, как теперь, что имен­но совер­ши­лось <…>. Раз­ве была у меня в душе уве­рен­ность и твер­дость в тот день, когда я реши­лась? Ника­кой. — Но тем не менее сей­час же вслед за этим я почув­ство­ва­ла себя как-то глу­по, совсем по-дет­ски, лег­ко и свободно».

В Лон­доне Ели­за­ве­та начи­на­ет пони­мать, что у нее появи­лось новое чув­ство, чув­ство, кото­ро­го преж­де не было: «пуб­лич­но бла­го­да­рить Бога» за то, что Он сде­лал для нее. И еще, чув­ство веры, о кото­ром она не может не рас­ска­зать: «Что-то про­изо­шло во мне, в чем сама не могу дать себе ясно­го отче­та, что-то есть во мне, чего рань­ше не было. И это, кажет­ся, чув­ство веры, кото­ро­го рань­ше не име­ла, ибо сна­ча­ла при­ня­ла веру, как факт. Как при­шло оно ко мне? Конеч­но, — через само­углуб­ле­ние, чте­ние Сло­ва Божия и молит­ву <…>. Теперь я осо­бен­но осо­зна­ла, что, когда я всмат­ри­ва­юсь в без­дну той ямы, где я про­си­де­ла луч­шие годы жиз­ни, ужас берет меня и отвра­ще­ние. Но, зна­чит, даже и из такой ямы Бог может вытащить».

До рево­лю­ции 1917 года Ели­за­ве­та Нико­ла­ев­на несколь­ко раз быва­ла в Англии, где посе­ща­ла раз­ные рели­ги­оз­ные кон­фе­рен­ции, изу­ча­ла опыт рабо­ты Армии Спа­се­ния. Об этих поезд­ках в раз­ные годы она мно­го писа­ла в жур­на­ле «Гость». После Октябрь­ско­го пере­во­ро­та Ели­за­ве­та Нико­ла­ев­на вме­сте со сво­им бра­том Пет­ром Нико­ла­е­ви­чем пере­еха­ла в Нов­го­род. В тече­ние шести лет она тру­ди­лась в Нов­го­ро­де. Тес­но сотруд­ни­ча­ла с латыш­ски­ми коло­ни­я­ми и пре­по­да­ва­ла рус­ский язык в шко­лах на Нов­го­род­чине. Пре­бы­вая на духов­ном попри­ще, руко­во­ди­ла жен­ски­ми круж­ка­ми в Нов­го­род­ской церк­ви ЕХБ.

Поз­же она напишет:

«Так и мне все домик пред­став­ля­ет­ся 
В город­ке остав­лен­ном моем, 
Вал зеле­ный к Вол­хо­ву спус­ка­ет­ся, 
Геор­ги­ны, аст­ры под окном. 
В ком­нат­ках у сто­ли­ка доща­то­го, 
Кто-то в крес­ле ста­рень­кий сидит… 
На сто­ле боль­шая Биб­лия раз­вер­ну­та… 
Дету­шек он в памя­ти хра­нит. 
Ах, часы, с ним вме­сте про­ве­ден­ные, 
Не забу­дут­ся, не сгла­дят­ся они — 
Точ­но блес­ком солн­ца посреб­рен­ные 
Звон­кие алмаз­ные ручьи».

В 1924 году, по дру­гим источ­ни­кам в 1925 году, Кутей­ни­ко­ва выеха­ла в Лат­вию, в г. Режи­цы, а через неко­то­рое вре­мя пере­еха­ла в Ригу. В Риге в Хра­ме Спа­се­ния пас­то­ром был все тот же В. А. Фет­лер. В рус­ско­языч­ной церк­ви Ели­за­ве­та про­дол­жи­ла свое слу­же­ние, нача­тое еще в СПб., в Доме Еван­ге­лия на Васи­льев­ском ост­ро­ве при пас­то­ре В. А. Фет­ле­ре мно­го лет назад. В её обя­зан­но­сти вхо­ди­ло не толь­ко руко­вод­ство жен­ским слу­же­ни­ем, но и лите­ра­тур­ное твор­че­ство. Она мно­го езди­ла по дру­гим церк­вам, высту­па­ла, писа­ла ста­тьи, сти­хи и осве­ща­ла раз­ные собы­тия. Печа­та­лась в раз­ных хри­сти­ан­ских газе­тах и журналах.

Отме­чу, что Ели­за­ве­та Нико­ла­ев­на Кутей­ни­ко­ва — Дон­ская, начи­ная с «Дома Еван­ге­лия» в СПб., сотруд­ни­ча­ла со мно­ги­ми извест­ны­ми в то вре­мя дво­ря­на­ми-еван­ге­ли­ста­ми А. И. Пей­кер, М. П. Мясо­едо­вой, в Нов­го­ро­де с Б. Н. Пав­ло­вым, в Ста­рой Рус­се с Г. Р. Мак­сю­тен­ко. Мно­гие из её сти­хов были поло­же­ны на музы­ку, в том чис­ле и это:

«Что сеял ты нын­че вес­ною? 
Цве­ты ли в роди­мом краю? 
Смот­ри, как кру­жат­ся тол­пою 
Работ­ни­цы пчел­ки в саду.

При­пев:

Сей доб­рое семя все­гда 
(Сей доб­рое семя во имя Хри­ста), 
Пожнешь, что посе­ял тогда 
(Пожнешь, что посе­ял, посе­ял тогда). 
День жат­вы при­дет, не замед­лит — 
Пожнешь, что посе­ял тогда!

Что сеял ты, друг мой вес­ною? 
Не зла­ков ли хлеб­ных зер­но? 
Коло­сьев вол­ной золо­тою 
Покры­то все поле твое!»…

А рядом — о, страш­ное поле! 
Не враг ли посе­ял там зло? 
Колю­чей, опас­ной тра­вою 
Так густо оно заросло.

Что сеял на поле ты жиз­ни — 
Любовь или злую враж­ду? 
Взой­дет твой посев и созре­ет, 
И в веч­но­сти при­мешь ты мзду.

Посе­ем Учи­те­ля сло­во, 
Вели­кое сло­во люб­ви, 
О жерт­ве Его всем рас­ска­жем, 
О про­ли­той Агн­цем Крови.

В 1930 году в Риге вышел пер­вый сбор­ник сти­хов Е. Кутей­ни­ко­вой под лите­ра­тур­ным псев­до­ни­мом Е. Н. Дон­ская, чем и пора­до­вал дол­го­ждан­ной ново­стью поклон­ни­ков ее твор­че­ства. Имя Е. Н. Дон­ской было хоро­шо извест­но чита­те­лям жур­на­ла «Гость». Они при­вык­ли ценить её поэ­ти­че­ское вдох­но­ве­ние и её раз­мыш­ле­ния о Гос­по­де. И неуди­ви­тель­но, что поис­ки Ели­за­ве­ты Дон­ской (а поэ­зия и есть поиск) при­ве­ли её к теме воз­вы­шен­ной, духов­ной. Зем­ное и небес­ное, насущ­ное и духов­ное пере­кли­ка­ют­ся, и эту пере­клич­ку инте­рес­но наблю­дать вни­ма­тель­но­му читателю.

Содер­жа­ние это­го сбор­ни­ка по темам воз­мож­но раз­де­лить на семь неболь­ших раз­де­лов: Хри­стос, Биб­лей­ские моти­вы, духов­ные созер­ца­ния и молит­вен­ные пере­жи­ва­ния, роди­на, семья, при­ро­да и пути благовестия.

В пер­вом отде­ле обра­ща­ют на себя вни­ма­ние сти­хо­тво­ре­ния: «Он был Один», где обри­со­ва­на скорбь Хри­ста о роде чело­ве­че­ском на горе Еле­он­ской, «Отверг­ну­тый Хри­стос», про­ли­ва­ю­щий свя­тые сле­зы Свои об опу­сто­шен­ных серд­цах, в готов­но­сти при­нять всех, искрен­но при­хо­дя­щих к Нему, и «Крест­ный путь» Гос­по­да И. Хри­ста, кото­рый пря­мо не назван авто­ром, спра­ши­ва­ю­щим веру­ю­ще­го в заклю­чи­тель­ных сло­вах стихотворения:

«Ты имя, зна­ешь ли Его? 
Твои Он взял оковы»…

Во вто­ром раз­де­ле ложат­ся на серд­це сти­хо­тво­ре­ния: «Под вла­стью тьмы», о враж­де Сау­ла к Дави­ду, и «Скорбь Дави­да», опла­ки­ва­ю­ще­го свой грех.

«Бог отверг, мол­чит, не отве­ча­ет, — 
Он Дави­да свет­ло­куд­ро­го избрал. 
Ясен, тих Давид, на лютне все игра­ет, — 
Нена­ви­стен он Сау­лу стал.

Если б мог Саул пред ним сми­рить­ся! 
Нет! Вся кровь вдруг вспых­ну­ла огнем… 
Пусть в дру­гом, но в этом он не поко­рит­ся 
Даже Богу пред сво­им врагом».

В тре­тьем раз­де­ле внут­рен­нюю борь­бу чело­ве­ка с самим собою и при­ми­ре­ние его в Гос­под­нем покое вос­про­из­во­дит сти­хо­тво­ре­ние «Вни­кай в себя».

«Силен тот, кто с Иису­сом дер­за­ет», — гово­рит автор, пере­да­ю­щий дру­гим сти­хо­тво­ре­ни­ем «В хра­ме» пере­жи­ва­ние веру­ю­щей души.

«Мне отрад­но здесь в семье Хри­сто­вой! 
Смрад и гро­хот дале­ко ушли, — 
Высо­ко над мною жиз­ни веч­ной, новой 
Струи огне­вые тихо потекли».

Сти­хо­тво­ре­ние это было напи­са­но по вдох­но­ве­нию в самом хра­ме — в Риж­ском Хра­ме Спасения.

Искрен­нею молит­вен­но­стью про­ник­ну­ты сти­хо­тво­ре­ния «От мира к Богу» и «Утрен­нее», где выра­же­на бес­тре­пет­ная твер­дость души в све­те Божьем.

«Путь лишь один есть, дитя мое бед­ное: 
Я иску­пил тебя, дал исце­ле­ние, 
Лишь у Меня ты най­дешь избав­ле­ние,- 
Верь в Мою силу от века побед­ную, 
Верь и живи».

«Мне ли с опо­рой надеж­ною 
Мне ли боять­ся, Гос­по­ди?» — спра­ши­ва­ет себя автор.

Пат­ри­о­ти­че­ским чув­ством люб­ви к стра­да­ю­щей отчизне отме­че­но сти­хо­тво­ре­ние чет­вер­то­го раз­де­ла «Роди­на», помочь кото­рой в её вели­ких испы­та­ни­ях может толь­ко Господь.

«Каки­ми сло­ва­ми излить всю тос­ку по тебе? 
Недвиж­но, как буд­то дитя в колы­бе­ли, 
Пови­тая сне­гом, лежишь ты, Рос­сия род­ная, 
И дрем­лют сокры­тые силы в тво­ем закол­до­ван­ном сне…»

И далее:

«Он прой­дет через чащу лес­ную. 
Бес­силь­ны для Божье­го Сына все страш­ные чары зем­ли. 
Тебе при­не­сет Он, род­ная, ту воду живую, 
Что раны зале­чит, рас­торг­нет око­вы твои».

Любовь к род­ной семье отра­же­на в сти­хо­тво­ре­ни­ях пято­го раз­де­ла: «То не веточ­ка…» и осо­бен­но «Мать».

«Нет отра­ды боль­шей, как семья роди­мая, 
В обы­ден­ной жиз­ни мате­ри зем­ли; 
Дал Отец нам долю неце­ни­мую, 
В суе­те не ценим мы любви».

И далее:

«Бере­ги семью, от Бога дан­ную, 
Свя­то жем­чуг чистый сохрани».

В шестом раз­де­ле тро­га­тель­на «Смерть зве­ря», где пре­крас­но выяв­ле­но чув­ство при­ро­ды. Про­чув­ство­ва­но сти­хо­тво­ре­ние «Бра­тьям — узни­кам за веру» и «Окру­жи меня молит­ва­ми сво­и­ми»… седь­мо­го раз­де­ла, завер­ша­ю­ще­го сбор­ник Е. Н. Донской.

«Окру­жи меня молит­ва­ми сво­и­ми 
В смерт­ной боли тела мое­го, 
Чтоб Хри­ста я слы­шал тихий голос: 
Я с тобой, не бой­ся ничего!»

Под­во­дя итог впе­чат­ле­ни­ям от сбор­ни­ка Е. Н. Дон­ской, необ­хо­ди­мо ска­зать, что он пред­став­ля­ет собой цен­ный вклад не толь­ко для биб­лио­те­ки веру­ю­щих, но и для биб­лио­тек ищу­щих Бога душ. Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние и поэ­ти­че­ское мастер­ство авто­ра: напев­ность инто­на­ций, ясность обра­зов помо­га­ют ей точ­но и лако­нич­но пере­дать глу­би­ну пере­жи­ва­ний и воз­рас­та­ния чело­ве­че­ской души на пути позна­ния Бога. 
Даже нахо­дясь в эми­гра­ции, Е. Н. Кутей­ни­ко­ва и ее муж не теря­ли свя­зи с Рос­си­ей в слож­ный для их роди­ны пери­од, когда рели­ги­оз­ная дея­тель­ность под­вер­га­лась гонениям.

В нача­ле 1930 года пас­тор В. А. Фет­лер при­гла­сил из Жене­вы для слу­же­ния сре­ди рус­ских в Лат­вии пас­то­ра Нико­лая Алек­се­е­ви­ча Лам­бер­та, кото­рый и поспе­шил при­е­хать 19 фев­ра­ля в Ригу.

Хри­сти­ан­ский жур­нал сооб­щал чита­те­лям, что «Брат Лам­берт родил­ся и учил­ся в Рос­сии, где закон­чил свое выс­шее обра­зо­ва­ние, — по мате­ри рус­ский. Он живет уже дав­но в Швей­ца­рии. Изве­стие о смер­ти его мате­ри заста­ви­ло его углу­бить­ся в Свя­щен­ное Писа­ние. Он нашел во Хри­сте сво­е­го Спа­си­те­ля и посвя­тил себя на служ­бу сво­е­му Учи­те­лю. После того он про­шел пол­ный курс бого­слов­ских наук в Женев­ском уни­вер­си­те­те, чтоб луч­ше под­го­то­вить­ся к сво­е­му буду­ще­му слу­же­нию. Рус­ская общи­на в Хра­ме Спа­се­ния и все чле­ны Рус­ско­го Мис­си­о­нер­ско­го Обще­ства сер­деч­но при­вет­ству­ют и про­сят у Бога бла­го­сло­ве­ний на его духов­ную рабо­ту сре­ди них».

Из кни­ги вос­по­ми­на­ний отца — Алек­сея Ива­но­ви­ча: «Нико­лай окон­чил Тех­но­ло­ги­че­ский инсти­тут. Сыно­вья ино­стран­ных под­дан­ных не под­ле­жа­ли при­зы­ву на воен­ную служ­бу, но в Первую миро­вую вой­ну пат­ри­о­ти­че­ски настро­ен­ный Нико­лай Алек­се­е­вич ушел на фронт доб­ро­воль­цем. Его, моло­до­го офи­це­ра рус­ской армии, мож­но видеть на фото­гра­фии выпуск­ни­ков пет­ро­град­ско­го Пав­лов­ско­го воен­но­го учи­ли­ща — вме­сте с кото­ры­ми напереднем плане снял­ся импе­ра­тор Нико­лай II. Вер­нув­шись на роди­ну пред­ков в 1919 году, Нико­лай Алек­се­е­вич решил стать про­те­стант­ским пас­то­ром и окон­чил тео­ло­ги­че­ский факуль­тет Женев­ско­го уни­вер­си­те­та. Женив­шись на рус­ской поэтес­се Ели­за­ве­те Дон­ской (Кутей­ни­ко­вой), он посе­лил­ся с ней в женев­ском рай­оне Паки. В даль­ней­шем Нико­лай Лам­берт руко­во­дил каль­ви­нист­ской „Рабо­чей мис­си­ей“ в Жене­ве и был дирек­то­ром Рус­ско­го Биб­лей­ско­го Обще­ства во Фран­ции и Швей­ца­рии. Будучи чле­на­ми эку­ме­ни­че­ско­го дви­же­ния, он и его супру­га часто посе­ща­ли СССР»

Про­шли годы духов­но­го и твор­че­ско­го тру­да. В 1947 году Лам­берт-Кутей­ни­ко­ва пишет пись­мо в Совет­ский Союз к рус­ским веру­ю­щим бра­тьям: «Мы с мужем полу­чи­ли ваше пись­мо, а так­же „Брат­ский вест­ник“ за про­шлые годы и за этот год, и посы­ла­ем вам нашу сер­деч­ную бла­го­дар­ность за все. Ваш жур­нал доста­вил нам столь­ко радо­сти и уте­ше­ния, что пря­мо нет слов выра­зить их. Да даст вам Гос­подь мно­го сил и бла­го­сло­ве­ния изда­вать и даль­ше ваш жур­нал. Кро­ме хоро­ших духов­ных ста­тей в нем мно­го цен­ных све­де­ний о новой орга­ни­за­ции брат­ской еван­гель­ской жиз­ни и все­го Сою­за. Вот чему здеш­ним веру­ю­щим надо бы поучить­ся. Мой муж, а ваш брат во Хри­сте, Нико­лай Алек­се­е­вич, серд­цем так­же с вами. И мы рады были бы сно­ва быть в вашей сре­де, что­бы быть вам полез­ны­ми и оста­ток жиз­ни нашей про­ве­сти с поль­зой для дела Божия на родине. Но все это в руках Гос­по­да, и мы можем толь­ко молить­ся об этом».

Пред­став­лен­ная инфор­ма­ция име­ет опи­са­тель­ный харак­тер, ведь это совсем неизу­чен­ный исто­ри­ко-куль­тур­ный мате­ри­ал, кото­рый, на мой взгляд, заслу­жи­ва­ет даль­ней­ше­го исследования.

В ито­ге хочет­ся ска­зать, что в резуль­та­те наше­го поис­ка в Нов­го­род­скую исто­рию мож­но впи­сать новую строч­ку о пре­крас­ной хри­сти­ан­ской поэтес­се Е. Н. Лам­берт- Кутей­ни­ко­вой. Ну, а Вели­кий Нов­го­род при­об­рел еще один памят­ник куль­тур­но­го наследия.

А. И. Корабель