От редак­то­ра

Про­шли празд­ни­ки. И все поти­хо­неч­ку начи­на­ет воз­вра­щать­ся на «кру­ги свои», как напи­са­но в Биб­лии. Кто-то рабо­та­ет, кто учит­ся, а кто и пла­ны новые стро­ит; а в про­чем, все так же, как и было, те же буд­ни и те же праздники.
Для нас же веру­ю­щих, как и для все­го Рос­сий­ско­го брат­ства 2004‑й — это год памят­ных дат и исто­ри­че­ски зна­чи­мых собы­тий, кото­рые мы поста­ра­ем­ся осве­тить в нашей газе­те в тече­ние года. Одна из них: 135 лет со дня рож­де­ния Ива­на Сте­па­но­ви­ча Проханова.
Исто­ри­че­ски так сло­жи­лось или это про­мы­сел Божий, но год рож­де­ния Про­ха­но­ва 1869 сов­пал с годом воз­ник­но­ве­ния пер­вой бап­тист­ской – латыш­ской общи­ны на древ­ней Нов­го­род­ской зем­ле, так что и еван­гель­ской церк­ви на Нов­го­род­чине тоже 135. Хоть и родил­ся Иван Сте­па­но­вич на Кав­ка­зе, но жизнь и дея­тель­ность это­го уди­ви­тель­но­го чело­ве­ка при­над­ле­жа­ла всей Рос­сии, в том чис­ле и Нов­го­род­чине. Про­ха­нов свя­зан с Нов­го­род­чи­ной не толь­ко пото­му что посе­щал Нов­го­род, но и пото­му что рабо­тал с новгородцами. 
В 1910 году Нов­го­род пест­рел афи­ша­ми о том, что в город при­ез­жа­ет Иван Про­ха­нов и в народ­ном клу­бе состо­ит­ся чте­ние – про­по­ведь на тему “…” . Стра­ни­цы неко­то­рых изда­ний того вре­ме­ни до сих пор хра­нят память о том его приезде. 
Сре­ди учре­ди­те­лей Все­рос­сий­ско­го Еван­гель­ско­го Сою­за в 1908 году пред­се­да­те­лем кото­ро­го был инже­нер-тех­но­лог И. С. Про­ха­нов были и нов­го­род­ские дво­ряне: дочь гене­рал-май­о­ра А. И. Пей­кер (кото­рая вме­сте со сво­ей мате­рью выпус­ка­ла жур­нал «Рус­ский рабо­чий» еще при Паш­ко­ве), дей­стви­тель­ный стат­ский совет­ник Ф. К. Пистоль­корс, дочь гене­рал-май­о­ра Е. К. Пистоль­корс. Вот что писал Иван Сте­па­но­вич в жур­на­ле «Хри­сти­а­нин» за 1927 год о нов­го­род­ке — ари­сто­крат­ке О. Д. Пистоль­корс, ото­шед­шей в веч­ность в 1926 году. «Покой­ная Оль­га Дмит­ри­ев­на зна­ла пре­крас­но немец­кий, фран­цуз­ский и англий­ский язы­ки, име­ла уди­ви­тель­ную спо­соб­ность пере­во­дить быст­ро и хоро­шо ста­тьи, бро­шю­ры и кни­ги духов­но­го содер­жа­ния со всех озна­чен­ных язы­ков на рус­ский язык. Она сде­ла­ла мно­го таких пере­во­дов для «Хри­сти­а­ни­на» и «Утрен­ней Звез­ды»… Вокруг покой­ной все­гда име­лась груп­па хоро­ших пере­вод­чи­ков духов­ных книг. Покой­ная про­из­во­ди­ла впе­чат­ле­ние кри­сталь­но-чистой хри­сти­ан­ской души…» 
В 1910 году на съез­де, кото­рый про­хо­дил в С.-Петербурге в каче­стве деле­га­та от Нов­го­род­ской общи­ны Еван­гель­ских хри­сти­ан при­сут­ство­вал купец – фаб­ри­кант Заха­рий А. Шаров… 
Миро­вой судья А. Вла­ди­ми­ров при­ни­мал актив­ное уча­стие в выпус­ках газе­ты «Утрен­няя Звез­да» и жур­на­ла «Хри­сти­а­нин» еще в доре­во­лю­ци­он­ное время.
Сего­дня мы пуб­ли­ку­ем выдерж­ку из газе­ты «Утрен­няя Звез­да» 1922 года, об обра­ще­нии и кре­ще­нии И. С. Про­ха­но­ва, что осо­бен­но акту­аль­но в эти кре­щен­ские дни. Этот рус­ский вели­кан мно­гое смог бы сде­лать, если бы не «Союз воин­ству­ю­щих безбожников». 

А. И. Корабель

До обра­ще­ния

Иван Сте­па­но­вич Про­ха­нов родил­ся 17-го апре­ля 1869 года в г. Вла­ди­кав­ка­зе, Тор­ской области.
С само­го ран­не­го дет­ства он отли­чал­ся крот­ким и вдум­чи­вым харак­те­ром. В ран­ней юно­сти он любил уеди­нять­ся и меч­тать над кни­гою. Мыс­ли его вра­ща­лись око­ло самых корен­ных вопро­сов: о Боге. о душе, о жиз­ни и т. п.
В этот пери­од жиз­ни он испы­ты­вал осо­бые душев­ные вос­тор­ги, чув­ства уми­ле­ния и зна­ме­на­тель­ные душев­ные переживания.
Счи­та­ем не лиш­ним упо­мя­нуть из это­го пери­о­да два харак­тер­ных фак­та, сви­де­тель­ству­ю­щих о том, насколь­ко душа И. С. была чут­ка ко все­му про­ис­хо­див­ше­му с ним и вокруг него.
Одна­жды он пошел на про­гул­ку с ружьем вдоль бере­га бур­ли­во­го Тере­ка. На былин­ке сиде­ла птич­ка. Он выстре­лил, птич­ка ране­ная упа­ла. Тот­час же он почув­ство­вал страш­ное душев­ное угры­зе­ние и даже потря­се­ние. Под­бе­жав к птич­ке и видя ее окро­вав­лен­ной и уми­ра­ю­щей, он, крас­ный от сты­да и вол­не­ния, цело­вал птич­ку и ста­рал­ся вдох­нуть в нее жизнь. Но, увы, она скон­ча­лась. Как опу­щен­ный в воду, как раз­би­тый пара­ли­чом, едва вла­чил он ноги, идя домой. Несколь­ко дней после того он тос­ко­вал и решил после того нико­гда и ни при каких усло­ви­ях не брать ору­жие и не отни­мать ничью жизнь, что и сдер­жал свя­то пред 
Господом. 

Дру­гой факт.
В этот пери­од жиз­ни он видел сон.
В город­ской сад, на камен­ной лест­ни­це, веду­щей в него, явля­ет­ся Хри­стос. Вни­зу вокруг лест­ни­цы огром­ная тол­па наро­да. Хри­стос при­горш­ня­ми берет золо­то и бро­са­ет в народ. Из всех людей боль­ше все­го золо­тых монет льет­ся к Ива­ну Про­ха­но­ву, но они у него не задер­жи­ва­ют­ся ни на мину­ту. А текут через его суму к окру­жа­ю­щим людям. Он сам оста­вал­ся нищим, обо­га­щая других.
Рас­суж­дая об этом сне. Он понял, что Хри­стос зовет его брать как мож­но боль­ше от Него его духов­ных даров для немед­лен­ной пере­да­чи дру­гим, быть ору­ди­ем духов­но­го обо­га­ще­ния народа.
Учил­ся Иван Про­ха­нов в Вла­ди­кав­каз­ском реаль­ном учи­ли­ще, где окон­чил курс в 1887 году. В реаль­ном учи­ли­ще обри­со­ва­лись осо­бен­но­сти его харак­те­ра: его готов­ность помо­гать сла­бым уче­ни­кам, его прав­ди­вость в отно­ше­нии к учи­те­лям, его крот­кий нрав и спо­соб­ность и к лите­ра­тур­но­му твор­че­ству вооб­ще, и к сти­хо­сло­же­нию в частности.
Сочи­не­ния уче­ни­ка 6‑го и 7‑го клас­са Ива­на Про­ха­но­ва цити­ро­ва­лись в Изве­сти­ях Попе­чи­те­ля Кав­каз­ско­го окру­га, как образ­цы по содер­жа­нию и по сти­лю. Одно из сти­хо­тво­ре­ний его чита­лось на пуб­лич­ном акте в учи­ли­ще и т. п.
Послед­ний год реаль­но­го учи­ли­ща был для И. С.П. кри­ти­че­ским в смыс­ле опре­де­ле­ния все­го направ­ле­ния его жизни.
В этот пери­од вре­ме­ни И. С.П. нахо­дил­ся под вли­я­ни­ем сле­ду­ю­щих факторов:
1. Преж­де все­го на него вли­я­ет кра­со­та кав­каз­ской при­ро­ды. Вла­ди­кав­каз рас­по­ло­жен у под­но­жья Кав­каз­ско­го хреб­та на бере­гу вос­пе­то­го Пуш­ки­ным и Лер­мон­то­вым веч­но реву­ще­го Тере­ка. В ясный весен­ний день из горо­да откры­ва­ет­ся чуд­ный вид: вни­зу поло­са зеле­ных леси­стых гор, над ними поло­са фио­ле­то­вых ска­ли­стых гор, а еще выше поло­са бело­снеж­ных вер­шин во гла­ве с Каз­бе­ком, а над все­ми яркое южное солн­це, зали­ва­ю­щее всю пано­ра­му сво­и­ми золо­ты­ми луча­ми. Юный И. С.П. любил бро­дить по обры­ви­сто­му бере­гу быст­ро­го Тере­ка или поси­деть на камне сре­ди его реву­щих волн и любо­вать­ся на чуд­ные виды. Созер­ца­ние этих вели­че­ствен­ных кар­тин при­ро­ды про­из­во­ди­ло на юную душу невы­ра­зи­мо уми­ро­тво­ря­ю­щее впе­чат­ле­ние, под­ни­мая мысль к недо­ся­га­е­мым высо­там и вдох­нов­ляя моло­до­го чело­ве­ка на пер­вые сти­хо­твор­ные труды. 
2. Самый харак­тер реаль­но­го обра­зо­ва­ния влек И. С.П. к прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти в будущем.
3. Затем, на него вли­я­ет неве­ру­ю­щая сре­да уче­ни­ков реаль­но­го учи­ли­ща, сре­ди кото­рых был кру­жок, изу­чав­ший фило­со­фию и осо­бен­но увле­кав­ший­ся пес­си­миз­мом Шопен­гау­э­ра, Гарт­ма­на и др.
4. Но самое силь­ное вли­я­ние на И. С.П. было вли­я­ние религиозное.
Рас­ска­зы отца и мате­ри о страш­ных побо­ях и гоне­ни­ях за веру, кото­рым под­вер­га­лись они и их еди­но­вер­цы-моло­кане, и об уди­ви­тель­ной стой­ко­сти и крот­ком тер­пе­нии, кото­рые они про­яв­ля­ли, напол­ня­ли серд­це юно­го И. С.П. уми­ле­ни­ем, вос­тор­гом пред духов­ным геро­из­мом этих после­до­ва­те­лей Хри­ста и неволь­но созда­ва­лось жела­ние само­му упо­до­бить­ся им. И. С.П. очень любил посе­щать мест­ную тюрь­му и спра­ши­вать, нет ли сре­ди аре­стан­тов штун­ди­стов, кото­рых обыч­но пере­сы­ла­ли через Вла­ди­кав­каз по направ­ле­нию к Закав­ка­зью. Кро­тость и сми­ре­ние на лицах этих стра­даль­цев за веру, их молит­вы за гони­те­лей про­из­во­ди­ли на И. С.П. такое впе­чат­ле­ние, как буд­то перед ним были муче­ни­ки пер­вых веков хри­сти­ан­ства. Здесь он чув­ство­вал вели­кую, несо­кру­ши­мую силу Хри­сто­вой исти­ны. Эта сила ста­ла более и более овла­де­вать им. 
Про­стые бес­хит­рост­ные про­по­ве­ди бра­тьев в собра­ни­ях, при­зы­вав­шие людей ко спа­се­нию и новой жиз­ни, остав­ля­ли в моло­дом серд­це глу­бо­кие следы.
Осе­нью 1886 года в душе И. С.П. про­изо­шел основ­ной духов­ный пере­во­рот. Он воз­ро­дил­ся для новой жиз­ни. Слу­чи­лось это при сле­ду­ю­щих обстоятельствах.
Еще с 15 лет ум И. С.П. был занят неот­вяз­чи­вы­ми вопро­са­ми: «Для чего мы живем? Како­ва цель нашей жиз­ни?» На эту тему И. С.П. любил вести бесе­ды; с целью най­ти ответ на этот вопрос он жад­но читал кни­ги, но, увы, нигде он не нахо­дил удо­вле­тво­ри­тель­но­го ответа. 
Одна­жды вече­ром, осе­нью 1886 года И. С.П. при­шел домой из круж­ка това­ри­щей, где обыч­но гово­ри­лись речи на пес­си­ми­сти­че­ские темы. Один из това­ри­щей перед тем поку­шал­ся на само­убий­ство. Едва-едва уда­лось спа­сти. Душа И. С.П. была потря­се­на и у него у само­го уже нача­ла являть­ся мысль о том, что небы­тие луч­ше бытия. Он стал поду­мы­вать об отцов­ском ружье, что висе­ло в его ком­на­те. С эти­ми мыс­ля­ми он вошел в свою ком­на­ту. Зажег­ши лам­пу, он заме­тил, что ружья нет, а на стене он уви­дел запис­ку: «Люби­те ли вы Хри­ста?» Эти сло­ва прон­зи­ли серд­це И. С.П. Он был охва­чен наплы­вом чувств, сра­зу же открыл Еван­ге­лие, начал читать и молиться.
В тот вечер он понял всю про­сто­ту и глу­би­ну слов: «Я есмь … жизнь» (Ин. 14:6) и «для меня жизнь – Хри­стос» (Фил. 1:24). Он понял. Что наша жизнь при­над­ле­жит Тому, Кто нам ее дал и пото­му цель жиз­ни – воз­вра­ще­ние ее Соб­ствен­ни­ку. Жить для Бога, для Хри­ста – все для Хри­ста – ста­ло для И. С.П. лозун­гом. Вслед за этим он при­со­еди­нил­ся к мест­ной общине через кре­ще­ние. Состо­яв­ше­е­ся 17 янва­ря 1887 года.

газе­та “Утрен­ня Звез­да” 1922 года