Ожидание… Наверное, никто так остро не чувствует глубину этого понятия, как заключенные. Находящиеся в неволе ожидают свободы, встречи с близкими, веря, что все будет по-другому, все наладится. В Писании сказано: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Библия — это книга о вере, и из этого отрывка мы видим, что вера неразрывно связана с ожиданием. Мы верим, что Иисус воскрес из мертвых и каждому верующему в Него он дарует воскресенье и жизнь вечную. А пока мы находимся в ожидании. Апостол Петр говорит, что мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (см. «Пет. 3:13).
В детстве все мы ждали дня рождения, Нового года, каникул, и чем сильнее ждали, тем медленнее тянулось время. Во взрослой жизни мы понимаем, что ожидание — это не просто созерцание стрелок на часах, ожидание — это действие: если студент ожидает получить хорошую оценку, он больше учится; если спортсмен ожидает победы на соревнованиях, он усерднее тренируется.
Ожидание Второго пришествия Христа тоже накладывает отпечаток на жизнь христианина. Иисус сказал: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будете подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» (Лк. 12:35–36). «Чресла препоясаны» – это библейское выражение означает «быть готовыми», готовыми в любое время творить добро. Раньше, когда богатый человек отлучался на долгое время, он поручал управление своим имением слуге, которому доверял. Если слуга добросовестно выполнял свои обязанности, он был готовым сразу же открыть ворота хозяину, как только тот постучит. Если же слуга злоупотреблял доверием, самовольничал, он не мог сразу же отворить дверь неожиданно вернувшемуся хозяину: нужно было в последнюю минуту замести следы самоуправства. И мы тоже не знаем времени Второго пришествия, после которого уже будет поздно что-либо исправлять, не знаем и часа своей кончины, поэтому всегда должны бодрствовать.
Иисус в своей притче изображает ожидающих Его возвращения на землю в образе слуг и рабов. Кому-то, кто недавно уверовал, или все еще находится в поиске, такое сравнение может показаться обидным, но вчитайтесь в библейский текст внимательнее: «Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им» (Лк. 12:37). То есть рабы Христовы не будут вечно рабами: в Царстве Божьем они будут в почете. Да и на этой земле сделать выбор в пользу добра и жить согласно этому выбору, не унизительно. Быть рабом Христовым — значит творить добро и тем самым собирать для себя нетленные богатства на небесах (см. Лк. 12:33–34).
Говоря об ожидании, Иисус призывает Своих учеников не только к добрым делам, но и к вере, притом вера — это основа, а добрые дела являются лишь ее результатом. Наше душевное спокойствие во время ожидания должно также демонстрировать нашу веру: «…не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться» (Лк. 12:22). На этом месте Писания часто сосредотачивают свое внимание неверующие и с ехидством вопрошают, мол, если ни о чем не заботиться, тогда, дескать, и до полного запустения недолго. Но этот отрывок не призывает к безделью, он лишь указывает, что результаты нашего труда всецело зависят от Бога. Другими словами, земледелец должен выполнять свою работу: сеять и при этом не переживать о вещах, которые находятся за пределами его контроля и которые он изменить не может. Сколько нервов съедают переживания о том, чего мы не контролируем. Посеял фермер и переживает: будет или не будет вовремя дождь, будет ли сухая погода во время уборки урожая? У каждого свои переживания о тех вещах, от которых зависит его жизнь, и в то же время эти вещи не в сфере нашего контроля. И такие переживания являются помехой для нашего ожидания и препятствием для наших добрых дел по вере. Но, засеяв поле, мы должны с верой ожидать, что Бог пошлет и дождь в свое время, и сухую погоду во время уборки урожая, а если даже нет, тогда Он все равно нас не покинет и не оставит и позаботится о нас другим способом. Вера и праведная жизнь по вере, проявляющаяся в доверии к Богу и в добрых делах, – вот чего желает от нас Господь, пока мы находимся в ожидании.
Иисус также сказал, как не надо делать: «Если же раб тот скажет в сердце своем: «не скоро придет господин мой», и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными» (Лк. 12:45–46). И сколько есть случаев, когда человек думает, что у него впереди еще долгая жизнь, ему рано думать о Боге, поэтому он берет от жизни все. И неожиданно приходит к такому человеку болезнь или даже смерть, а он не готов, потому что собирался готовиться только после выхода на пенсию.
Давайте также проанализируем поведение неразумного раба. Он бьет слуг и служанок, то есть с презрением относится к своим ближним. Во-вторых, он начинает есть и напиваться. Без еды мы не можем жить, но есть мудрость, которая гласит: человек живет не для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить. У людей, которые зациклились на ежедневном обжорстве и других телесных удовольствиях, пропадает всякое желание жить по Евангелию, они слишком сфокусированы на себе, поэтому не видят своего ближнего. Это грех, который называется чревоугодием. Более того, такая зацикленность на телесном, является характерной чертой язычников, которые поклоняются не Творцу, а творению.
Хочу сказать всем, кто ожидает освобождения, ждет встречи с близкими и верит, что в дальнейшем все будет хорошо. Если вы действительно ожидаете доброго, то к этому доброму нужно готовиться уже сейчас. Нужно переосмыслить прошлое с точки зрения Евангелия, впустить Христа в свое сердце и просить у Него силы, чтобы с достоинством ожидать как своего освобождения, так и Второго пришествия Христа.
Леонид Каночкин