Пас­ха

Еже­год­ный празд­ник и пери­од вре­ме­ни, уста­нов­лен­ные в память о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом. Дата это­го древ­ней­ше­го и важ­ней­ше­го из пере­хо­дя­щих празд­ни­ков опре­де­ля­ет хри­сти­ан­ский литур­ги­че­ский год.

В гер­ман­ских язы­ках обще­упо­тре­би­тель­ные сло­ва (в англ. easter, в нем. ostern) про­ис­хо­дят либо от име­ни неиз­вест­ной гер­ман­ской боги­ни вес­ны — Eastre (эту точ­ку зре­ния раз­ви­вал англий­ский монах Беда Досто­по­чтен­ный), либо, что более веро­ят­но, от древ­не­го гер­ман­ско­го кор­ня, озна­ча­ю­ще­го «рас­свет» или «восток» (вре­мя и место вос­хо­дя­ще­го солн­ца). В древ­но­сти эти­ми гер­ман­ски­ми сло­ва­ми ста­ли пере­во­дить греч. cло­во pascha (от евр. pesah). Это сло­во упо­треб­ля­ет­ся в Биб­лии и вошло в боль­шин­ство роман­ских язы­ков (франц. paques, итал. pasqua).

Празд­но­ва­ние Пас­хи в ран­не­хри­сти­ан­ской Церк­ви и сопут­ству­ю­щие ему кален­дар­ные спо­ры были резуль­та­том хри­сти­ан­ских попы­ток осво­бо­дить­ся от вли­я­ния иуда­из­ма. Вос­кре­се­нье вытес­ни­ло еврей­скую суб­бо­ту уже во II в., и, несмот­ря на пред­при­ня­тые в Малой Азии попыт­ки сохра­нить дату еврей­ской Пас­хи (14 ниса­на) для празд­но­ва­ния хри­сти­ан­ской Пас­хи, Никей­ский собор поста­но­вил еже­год­но празд­но­вать Пас­ху в пер­вое вос­кре­се­нье после пол­но­лу­ния и весен­не­го рав­но­ден­ствия (21 мар­та). К сожа­ле­нию, раз­лич­ные мето­ды вычис­ле­ния Пас­хи, раз­ра­бо­тан­ные для согла­со­ва­ния еврей­ско­го лун­но­го и рим­ско­го сол­неч­но­го кален­да­ря, при­ве­ли к мно­го­чис­лен­ным спо­рам, как, напр., спор VII в., раз­го­рев­ший­ся в Бри­та­нии меж­ду кельт­ским и рим­ским хри­сти­ан­ством. Даже извест­ная рефор­ма кален­да­ря, пред­при­ня­тая в 1582 г. папой Гри­го­ри­ем XIII, сна­ча­ла была направ­ле­на на то, что­бы сохра­нить празд­но­ва­ние Пас­хи вес­ной, для чего был исправ­лен неболь­шой сдвиг во вре­ме­ни (11 дней на тот момент) в менее точ­ном юли­ан­ском кален­да­ре. Посколь­ку в пра­во­сла­вии по-преж­не­му исполь­зу­ют ста­рый кален­дарь, рас­хож­де­ние с дру­ги­ми церк­ва­ми может дохо­дить до пяти недель. В послед­ние годы в инте­ре­сах хри­сти­ан­ско­го един­ства были выдви­ну­ты пред­ло­же­ния счи­тать уни­вер­саль­ным днем Пас­хи вто­рое вос­кре­се­нье апре­ля. Это, в свою оче­редь, поз­во­ли­ло бы создать еди­ную миро­вую литургию.

Пер­во­на­чаль­но в честь Пас­хи слу­жи­ли одну ноч­ную служ­бу, где вспо­ми­на­лись смерть и вос­кре­се­ние Хри­ста. Во вре­мя это­го обря­да зажи­га­ли пас­халь­ную све­чу, моли­лись, чита­ли Свя­щен­ное Писа­ние и все при­ча­ща­лись. Кро­ме того, это вре­мя счи­та­лось иде­аль­ным момен­том для кре­ще­ния (вос­кре­се­ние к новой жиз­ни сим­во­ли­зи­ро­ва­лось белы­ми одеж­да­ми); оно, в свою оче­редь, удли­ня­ло крат­кий под­го­то­ви­тель­ный пери­од до 40-днев­но­го поста (уста­нов­лен­но­го в честь 40-днев­но­го поста Хри­сто­ва перед стра­стя­ми). Соот­вет­ствен­но, после IV в. еди­ный празд­ник рас­пал­ся на несколь­ко частей, и вос­кре­се­ние ста­ли празд­но­вать отдель­но, утром в Свет­лое вос­кре­се­нье, а пас­халь­ные неде­ли рас­тя­ну­лись еще на 40 или 50 дней. В тече­ние дол­гих веков вокруг Пас­хи воз­ник­ло мно­же­ство народ­ных обы­ча­ев, ухо­дя­щих кор­ня­ми в весен­ний язы­че­ский фольк­лор (пас­халь­ные яйца и кро­лик) и в иудей­ские и хри­сти­ан­ские предания.

R. K. Bishop (nep. А. К.)