Ежегодный праздник и период времени, установленные в память о Воскресении Христовом. Дата этого древнейшего и важнейшего из переходящих праздников определяет христианский литургический год.
В германских языках общеупотребительные слова (в англ. easter, в нем. ostern) происходят либо от имени неизвестной германской богини весны — Eastre (эту точку зрения развивал английский монах Беда Достопочтенный), либо, что более вероятно, от древнего германского корня, означающего «рассвет» или «восток» (время и место восходящего солнца). В древности этими германскими словами стали переводить греч. cлово pascha (от евр. pesah). Это слово употребляется в Библии и вошло в большинство романских языков (франц. paques, итал. pasqua).
Празднование Пасхи в раннехристианской Церкви и сопутствующие ему календарные споры были результатом христианских попыток освободиться от влияния иудаизма. Воскресенье вытеснило еврейскую субботу уже во II в., и, несмотря на предпринятые в Малой Азии попытки сохранить дату еврейской Пасхи (14 нисана) для празднования христианской Пасхи, Никейский собор постановил ежегодно праздновать Пасху в первое воскресенье после полнолуния и весеннего равноденствия (21 марта). К сожалению, различные методы вычисления Пасхи, разработанные для согласования еврейского лунного и римского солнечного календаря, привели к многочисленным спорам, как, напр., спор VII в., разгоревшийся в Британии между кельтским и римским христианством. Даже известная реформа календаря, предпринятая в 1582 г. папой Григорием XIII, сначала была направлена на то, чтобы сохранить празднование Пасхи весной, для чего был исправлен небольшой сдвиг во времени (11 дней на тот момент) в менее точном юлианском календаре. Поскольку в православии по-прежнему используют старый календарь, расхождение с другими церквами может доходить до пяти недель. В последние годы в интересах христианского единства были выдвинуты предложения считать универсальным днем Пасхи второе воскресенье апреля. Это, в свою очередь, позволило бы создать единую мировую литургию.
Первоначально в честь Пасхи служили одну ночную службу, где вспоминались смерть и воскресение Христа. Во время этого обряда зажигали пасхальную свечу, молились, читали Священное Писание и все причащались. Кроме того, это время считалось идеальным моментом для крещения (воскресение к новой жизни символизировалось белыми одеждами); оно, в свою очередь, удлиняло краткий подготовительный период до 40-дневного поста (установленного в честь 40-дневного поста Христова перед страстями). Соответственно, после IV в. единый праздник распался на несколько частей, и воскресение стали праздновать отдельно, утром в Светлое воскресенье, а пасхальные недели растянулись еще на 40 или 50 дней. В течение долгих веков вокруг Пасхи возникло множество народных обычаев, уходящих корнями в весенний языческий фольклор (пасхальные яйца и кролик) и в иудейские и христианские предания.
R. K. Bishop (nep. А. К.)