Первый из трех ежегодных праздников, когда требовалось, чтобы все верующие мужского пола приходили в святилище (Исх. 23:14 — 17). Существительноe pesah — производное от глагола pasah («пройти мимо» в значении «пощадить», — Исх. 12:12 — 13). Пасха связана с праздником Опресноков (hag hammassot) — неделей, когда иудеям было строго запрещено употреблять квасное (Исх. 23:15).
Исторически Пасха связана с десятой казнью египетской — смертью всех первенцев. Бог повелел Израилю взять по агнцу на каждое семейство и помазать их кровью косяки и перекладины дверей (Исх. 12:7). Этот знак давал безопасность помеченному таким образом дому.
Вечером 14 нисана (авива) пасхальные агнцы закалывались. Испеченное мясо ели с пресным хлебом и горькими травами (Исх. 12:8), что символизировало ожидание скорого ухода и горечь египетского рабства (Втор. 16:3). Пасха была семейным торжеством. Если семья была маленькой, для участия в пасхальной трапезе следовало пригласить соседей.
Первые наставления относились к подготовке к историческому Исходу (Исх. 12:21 — 23). Дальнейшие — к тому, как соблюдать семидневный праздник Опресноков (Исх. 13:3 — 10). Повторять события Пасхи следовало каждый год, чтобы передать ее опыт следующим поколениям (Исх. 12:24 — 27).
В последующие годы пасхальный обряд развивался и включал в себя новые черты. Так, во время Пасхи стали пить четыре чаши вина, смешанного с водой. В подобающие моменты стали петь Пс. 112 — 117. Для напоминания о трудах времен египетского рабства стали подавать фрукты, смешанные с уксусом и по консистенции напоминавшие известь.
Первый и седьмой дни недели отмечались как суббота. Прекращалась всякая работа, и верующие приходили в священное собрание (Исх. 12:16; Чис. 28:18, 25). На второй день праздника священник махал первым ячменным снопом жатвы, чтобы освятить сбор урожая (Лев. 23:10 — 14). В дополнение к обычным жертвам в жертву всесожжения приносились два тельца, один овен и семь агнцев, а в жертву за грех — один козел (Чис. 28:19 — 23; Лев. 23:8).
В Ветхо Заветные времена Пасху часто не соблюдали. После Синая (Чис. 9:1 — 14) и до входа в Ханаан (Нав. 5:10) ее не праздновали ни разу. О том, чтобы отмечать ее должным образом, заботились цари реформаторы Езекия (2 Пар. 30) и Иосия (4 Цар. 23:21 — 23; 2 Пар. 35). Особо выделялось празднование Пасхи после освящения второго Храма (Езд. 6:19 — 22).
Древняя Церковь придавала особое значение тому, что именно во время Пасхи умер Христос. Ап. Павел называет Его «Пасхой нашей» (1 Кор. 5:7). Евангелист Иоанн, говоря о смерти Христа, напоминает о повелении не преломлять костей пасхального агнца (Исх. 12:46) — «кость его да не сокрушится» (Ин. 19:36). Христианин должен оставить «старую закваску» порока и лукавства, заменив ее «опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5:8).
С. Pfeiffer (перев. Д. Э.).
(Теологический энциклопедический словарь. Элвелл Уолтер).