Пас­ха иудей­ская (биб­лей­ская)

Пер­вый из трех еже­год­ных празд­ни­ков, когда тре­бо­ва­лось, что­бы все веру­ю­щие муж­ско­го пола при­хо­ди­ли в свя­ти­ли­ще (Исх. 23:14 — 17). Суще­стви­тель­ноe pesah — про­из­вод­ное от гла­го­ла pasah («прой­ти мимо» в зна­че­нии «поща­дить», — Исх. 12:12 — 13). Пас­ха свя­за­на с празд­ни­ком Опрес­но­ков (hag hammassot) — неде­лей, когда иуде­ям было стро­го запре­ще­но упо­треб­лять квас­ное (Исх. 23:15).

Исто­ри­че­ски Пас­ха свя­за­на с деся­той каз­нью еги­пет­ской — смер­тью всех пер­вен­цев. Бог пове­лел Изра­и­лю взять по агн­цу на каж­дое семей­ство и пома­зать их кро­вью кося­ки и пере­кла­ди­ны две­рей (Исх. 12:7). Этот знак давал без­опас­ность поме­чен­но­му таким обра­зом дому.

Вече­ром 14 ниса­на (ави­ва) пас­халь­ные агн­цы зака­лы­ва­лись. Испе­чен­ное мясо ели с прес­ным хле­бом и горь­ки­ми тра­ва­ми (Исх. 12:8), что сим­во­ли­зи­ро­ва­ло ожи­да­ние ско­ро­го ухо­да и горечь еги­пет­ско­го раб­ства (Втор. 16:3). Пас­ха была семей­ным тор­же­ством. Если семья была малень­кой, для уча­стия в пас­халь­ной тра­пе­зе сле­до­ва­ло при­гла­сить соседей.

Пер­вые настав­ле­ния отно­си­лись к под­го­тов­ке к исто­ри­че­ско­му Исхо­ду (Исх. 12:21 — 23). Даль­ней­шие — к тому, как соблю­дать семи­днев­ный празд­ник Опрес­но­ков (Исх. 13:3 — 10). Повто­рять собы­тия Пас­хи сле­до­ва­ло каж­дый год, что­бы пере­дать ее опыт сле­ду­ю­щим поко­ле­ни­ям (Исх. 12:24 — 27).

В после­ду­ю­щие годы пас­халь­ный обряд раз­ви­вал­ся и вклю­чал в себя новые чер­ты. Так, во вре­мя Пас­хи ста­ли пить четы­ре чаши вина, сме­шан­но­го с водой. В подо­ба­ю­щие момен­ты ста­ли петь Пс. 112 — 117. Для напо­ми­на­ния о тру­дах вре­мен еги­пет­ско­го раб­ства ста­ли пода­вать фрук­ты, сме­шан­ные с уксу­сом и по кон­си­стен­ции напо­ми­нав­шие известь.

Пер­вый и седь­мой дни неде­ли отме­ча­лись как суб­бо­та. Пре­кра­ща­лась вся­кая рабо­та, и веру­ю­щие при­хо­ди­ли в свя­щен­ное собра­ние (Исх. 12:16; Чис. 28:18, 25). На вто­рой день празд­ни­ка свя­щен­ник махал пер­вым ячмен­ным сно­пом жат­вы, что­бы освя­тить сбор уро­жая (Лев. 23:10 — 14). В допол­не­ние к обыч­ным жерт­вам в жерт­ву все­со­жже­ния при­но­си­лись два тель­ца, один овен и семь агн­цев, а в жерт­ву за грех — один козел (Чис. 28:19 — 23; Лев. 23:8).

В Вет­хо Завет­ные вре­ме­на Пас­ху часто не соблю­да­ли. После Синая (Чис. 9:1 — 14) и до вхо­да в Хана­ан (Нав. 5:10) ее не празд­но­ва­ли ни разу. О том, что­бы отме­чать ее долж­ным обра­зом, забо­ти­лись цари рефор­ма­то­ры Езе­кия (2 Пар. 30) и Иосия (4 Цар. 23:21 — 23; 2 Пар. 35). Осо­бо выде­ля­лось празд­но­ва­ние Пас­хи после освя­ще­ния вто­ро­го Хра­ма (Езд. 6:19 — 22).

Древ­няя Цер­ковь при­да­ва­ла осо­бое зна­че­ние тому, что имен­но во вре­мя Пас­хи умер Хри­стос. Ап. Павел назы­ва­ет Его «Пас­хой нашей» (1 Кор. 5:7). Еван­ге­лист Иоанн, гово­ря о смер­ти Хри­ста, напо­ми­на­ет о пове­ле­нии не пре­лом­лять костей пас­халь­но­го агн­ца (Исх. 12:46) — «кость его да не сокру­шит­ся» (Ин. 19:36). Хри­сти­а­нин дол­жен оста­вить «ста­рую заквас­ку» поро­ка и лукав­ства, заме­нив ее «опрес­но­ка­ми чисто­ты и исти­ны» (1 Кор. 5:8).

С. Pfeiffer (перев. Д. Э.).

(Тео­ло­ги­че­ский энцик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. Элвелл Уолтер).