К 130-ЛЕТИЮ ПАШКОВСКОГО СЪЕЗДА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ.
В августе 1882 года Василий Александрович Пашков сообщал известному в России проповеднику Евангелия Якову Деляковичу Делякову: «Я надеюсь, что будем иметь съезд братьев со всей России. Спишусь еще с вами об этом». «В 1884 году – вспоминает М. М. Корф, – Господь положил на сердце Пашкову объединить всех верующих России, чтобы они могли узнать друг друга и потом совместно работать… Как теперь, я хорошо помню этот вечер 24 марта 1884 года, когда в своем кабинете дорогой брат (В. А. Пашков – А. К.) мне прочитал это письмо и спросил: «Не хочешь ли ты его подписать?». Это сделать я был готов с величайшей радостью, но я ясно предвидел и то, что это письмо в глазах правительства будет открытым нашим решением следовать за Христом. Все же я уповал на Господа, и Он даровал нам силу все страдания ради Христа почитать для себя величайшим богатством в этом мире. Письмо, сопровождаемое молитвами, было разослано штундистам, баптистам, меннонитам, молоканам и евангельским христианам». Итак, Пашковым и Корфом было составлено и разослано письмо-воззвание с просьбой, чтобы общины и группы означенных верующих прислали своих представителей на конференцию, созываемую 1 апреля в Петербурге.
«Санкт – Петербург, 24 марта 1884 года.
Любезные братья! Господь наш Иисус Христос, посвящая себя за церковь свою, готовясь идти на крестную смерть, чтобы подобно зерну горчичному падши в землю, умереть и не остаться одним, но принести много плода, – обратился к отцу Своему с предсмертною молитвою, в которой высказывается заветное Его желание Он молит Отца не только о тех, которые первые последовали за ним, но и верующих в Него по слову их, прося: «Да будет все едино. Да будут совершены во едино». Это завещание Христово, переданное Церкви Его целых восемнадцать столетий тому назад, по сие время остается не исполненным. Господь по сие время ожидает осуществления Его воли, так ясно, так настоятельно им выраженной, воли, которая была предметом постоянной заботы земной Его жизни.
Не кажется ли вам, дорогие братья, что надлежит нам, членам Тела Христова, напоенным одним духом и составляющим одно тело с Ним, – нам, которые призваны к общению с Отцом и Сыном, вспомнить, что Христос жаждет совершения единства единого Его Тела. Не кажется ли вам, что настала пора привести в исполнение завещания главы Церкви?
Если от нас не зависит совершение единства всей земной Церкви, – то, по крайней мере, мы обязаны способствовать объединению Церкви Христовой там, где Господь нас поставил. Предлагаем , вам братья, вооружиться этой мыслью, послать от церкви вашей одно лицо из тех, которых Дух Святой поставил у вас блюстителями стада, – для совместного молитвенного пред Господом исследования путей, им Самим указанных для совершения единства Церкви Христовой.
Вспомните, братья, что Христос умер для того, чтобы рассеянных чад Божьих собрать воедино, чтобы составить из них одно стадо, имеющего одного Пастыря. Да соберет же Господь нас вокруг Себя с тем, чтобы научить нас сохранять единство духа в союзе мира.
Мы полагаем собраться в Петербурге к 1–му будущего месяца дней на восемь. Приезжие могут найти помещение по прилагаемому адресу. Те из братьев, которых присылающая их церковь не будет в состоянии снабдить средствами для проживания в столице, и притом не имеющие на то собственных средств, найдут по тому же адресу бесплатную квартиру и содержание поблизости от нее в народной столовой.
Просим вас в наискорейшем времени сообщить имя присылаемого от вас брата заказным письмом по следующему адресу. Марии Ивановне Игнатьевой, Выборгская, Ломанов переулок, дом Пашкова №3. Братьям, оставшимся дома, да внушит Господь Дух Святой поддерживать молитвой, собранных в Петербурге, чтобы и тем и другим получить равную долю благословения от Господа. Граф М. Корф, В. Пашков.
Покорнейшая просьба удерживать непременно от прибытия сюда таких, которые не от церкви присылаются».
На первый в истории России съезд христиан протестантских исповеданий в Петербург пригласили молокан, штундистов, баптистов, для «совместного молитвенного пред Господом исследования путей, Им Самим указанных для совершения единства Церкви Христовой».
«К 1‑му апреля, – далее пишет Корф, – в Петербург съехались семьдесят братьев со всех концов нашей родины. Первое собрание состоялось в доме Пашкова. Встреча была очень радостная, и мы сразу же предложили собравшимся на обсуждение шесть параграфов выработанных представителями родственных церквей по случаю съезда… Для этого еще до съезда собрались несколько братьев: «Д‑р Бедекер из Англии, Яков Деляков, штундист из южной России, пресвитер Петербургской немецкой общины баптистов – И. В. Каргель, граф М. М. Корф и В. А. Пашков. Эти шесть параграфов говорили о работе и сотрудничестве родственных течений, о крещении и Вечере Господней». Схожесть идей и понимание Библии не только привлекало людей, но и побуждало совместно трудиться для распространения Библейского Христианского учения.
В. Г. Павлов сообщал: «Прибыл благополучно в Петербург 1 апреля в 10 часов утра. Сегодня же отправились отыскивать собрание, которое и нашли в доме княгини Ливен, где было собрано до 100 человек, которые принимали святую вечерю. Так как большая часть не были крещены по вере, то мы и не участвовали с ними. Из баптистов приехали сегодня, кроме нас: В. Р. Колодин, Ф. П. Балихин из Таврической губернии, М. Ратушный и И. Рябошапка из Херсонской; затем немецкие братья-проповедники: А. Либиг – из Одессы и И. Каргель из Болгарии. Кроме того, был здесь американский миссионер из Тавраза – Истен, Бедекер и Рандклиф. После обеда собрание было в том же доме. Говорили и молились многие, но никому не предлагают, а кто чувствует побуждение, тот говорит и молится. Так, как цель собрания была достигнуть единства, то я тоже сказал речь на эту тему и, взяв в основание Деяние Апостолов, гл. 2:42, показал, что единство тогдашних христиан произвел Дух Святой и что мы можем достигнуть единства не иначе, как прося излияния Святого Духа, и должны возвратиться к апостольскому учению».
На «прощальном собрании» в Санкт-Петербурге, которое проходило в доме княгини Ливен в 1907 году, Василий Гурьевич Павлов с восхищением рассказывал: «Я вспоминаю первый съезд при брате В. А. Пашкове. Хотя съезд должен был тогда разъехаться раньше, чем следовало, но все – таки он не остался безрезультатным. Мысль о единстве, несомненно, сделалась ближе к сердцам русских верующих и связь не формальная, а духовная, все время существовала и не прекращалась». По записям съезда, «делегатов было боле семидесяти человек», а всех присутствующих на «съезде около ста». «Наряду с главным вопросом – вопросом о единстве – съезду предстояло обсудить перспективы дальнейшего развития дела Божия в России». Это была первая попытка к сближению лидеров евангельского исповедания, озабоченных поиском приемлемых для России форм христианского служения.
В их честь прошли приемы в домах Пашкова, Корфа, Ливен, Гагариной и Голицыной. «Один день они обедали у Пашкова, на другой день их «с великой радостью угощал» граф Корф, на третий «радушно угощала» княгиня Гагарина».
На съезде присутствовали люди разных сословий. «Много было крестьян в своей простой одежде, прибывших с ложкой за одним голенищем сапога и с гребнем за другим. На заседаниях среди крестьян, служащих, рабочих, мастеровых, сидели князья, графы, бароны, дамы великосветского общества». Так как каждый день заседания съезда и обеды проходили у разных господ, читателю будет интересно узнать, как они общались между собой. На одном из обедов у графа Корфа, «особое внимание всех привлекал одетый по национальному обычаю украинский крестьянин. Он был в шароварах и сапогах, причем одна штанина в сапоге, а другая сверху сапога.
Длинноволосый, с длинной бородой, одетый в красную рубаху он был усажен на одно из первых мест, и все присутствующие скоро узнали, что это Рябошапка, один из героев веры, стойко последовавший за Христом. Ему подали обед на золотой тарелке с изысканного сервиза. Рябошапка с удивлением рассматривал тарелку и что-то зашептал. – Что ты говоришь? – спросил граф. Рябошапка ответил: «Тарелочка, тарелочка ты бы затанцевала, если бы узнала, какие гости сегодня». Граф вместе с супругой, Еленой Михайловной, обслуживающий гостей пояснил, что этот золотой сервиз получил его отец лично от царя в подарок, и что он подавался только гостям из царской семьи. «Сегодня же я подаю это вам, дорогие братья и сестры и дорогому Рябошапке, выражая этим свое почтение» – сказал Модест Модестович».
Шестого апреля съезд должен был продолжаться в доме В. А. Пашкова. Жители Петербурга, иностранные гости собрались в самом радужном настроении и ожидали прибытия делегатов из провинции. Но никто не явился… Василий Александрович, в большом смущении, послал в гостиницу выяснить, в чем дело. Но гостиница оказалась пустой и никто не смог объяснить, что произошло. Оказалось, что в то самое утро гостиница была окружена жандармами, и после тщательного досмотра всех отвели в Петропавловскую крепость, где был учинен допрос. Одним из допрашивающих чиновников был обер-прокурор Святейшего правительствующего Синода – К. П. Победоносцев. После длительной процедуры всех приезжих братьев, опять же жандармы, отвели на вокзал, купили билеты и отправили домой. «Один из братьев, доехав до первой станции, вернулся обратно и рассказал, что произошло». Несмотря на то, что съезд из-за притеснений царским правительством не закончил свою работу и не привел к объединению собравшихся, значение его для Евангельского и Баптистского движения очень велико. Впервые в России встретились пашковцы, баптисты, штундисты и другие верующие в Евангелие.
Много лет спустя граф М. М. Корф, вспоминая об этом съезде, скажет, что «это собрание послужило для меня уроком на всю жизнь. Мы должны искать единства не только в понимании основных, догматических вопросов, но и в духе и истине, которую верующие находят в нашем Искупителе… Не будем забывать, что единство не означает однообразие. Здесь иллюстрацию можно взять с нашего тела. Оно имеет много различных членов и органов, но всех их объединяет одна кровь, они резко отличаются друг от друга и имеют разные функции. Глаз не имеет ни малейшего представления о работе уха, равно и ухо ничего не знает о деятельности глаза. Но все же, они близко расположены друг к другу, принадлежат к одному телу , имеют одну и ту же голову. Внутреннее, духовное единство не должно быть зависимо от разномыслия во взглядах, что всегда будет встречаться у детей Божиих. С помощью Иисуса Христа мы можем стоять и смотреть выше всех человеческих разномыслий (Гал. 6:15)».
Первый съезд евангелистов в СПб
