Побеж­ден­ная обида

«Нас огор­ча­ют, а мы все­гда раду­ем­ся… Вам не тес­но в нас, но в серд­цах ваших тес­но. В рав­ное воз­мез­дие, – гово­рю, как детям, – рас­про­стра­ни­тесь и вы» (2 Кор. 6:10, 12–13).

ВЕЛИКИЙ ГРЕХ

Думаю, что нас более харак­те­ри­зу­ют сло­ва: «Нас огор­ча­ют, а мы все­гда оби­жа­ем­ся». Давай­те про­ана­ли­зи­ру­ем свою жизнь и уви­дим, что когда нас огор­ча­ют – в нас радо­сти нет. Если кого-то огор­ча­ют, то так есте­ствен­но оскорб­лять­ся. Явля­ет­ся ли это грехом?

Думаю, что если сомне­ва­ю­щий­ся гре­шит, то оби­жа­ю­щий­ся тоже гре­шит пред лицом Гос­под­ним. Поче­му? Ведь послед­ствий оби­ды целый букет. За оби­дой сле­ду­ет ропот, непри­ми­ри­мость, раз­дра­жи­тель­ность, отсут­ствие люб­ви. У огор­чен­но­го теря­ет­ся сон, все помыш­ле­ния сосре­до­то­че­ны на огор­че­нии; все его есте­ство заня­то оби­дой. Мы не можем про­стить ближ­не­му, ведь охва­че­ны непри­ми­ри­мо­стью. Поэто­му мы не будем гово­рить об обид­чи­ке, но об огор­чен­ных, и о тех, кото­рые оби­жа­ют­ся вме­сто того, что­бы радоваться.

Оби­да – это вели­кий грех. Оби­да не при­бли­жа­ет, а уда­ля­ет нас от Бога, не дает духов­но рас­ти. Оби­да нас озлоб­ля­ет и уда­ля­ет от лица Гос­под­не­го. Итак, если пони­ма­ем, что это не про­сто грех, а вели­кий грех пред Богом, то что же делать? Будем ли даль­ше огор­чать­ся, оби­жать­ся – или ста­нем при­дер­жи­вать­ся сове­та Апо­сто­ла Пав­ла, кото­рый гово­рит: «Нас огор­ча­ют, а мы все­гда радуемся»?

После­до­вав за Иису­сом Хри­стом в небес­ный Иеру­са­лим, каж­дый из нас пони­ма­ет, что оби­да не допус­ка­ет туда вой­ти. И каж­дый из нас не поже­ла­ет этой оби­ды. А как же достичь радо­сти, о кото­рой ска­зал Апо­стол Павел? Или же это иллю­зия, и невоз­мож­но достичь желан­ной цели?

ПРЕБЫВАТЬ В ГОСПОДЕ

Пре­будь­те во Мне, и Я в вас… Без Меня не може­те делать ниче­го» (Ин. 15:4, 5).

Итак, пер­вый шаг в дости­же­нии радо­сти – наше пре­бы­ва­ние во Хри­сте. Если не пре­бу­дем в Иису­се – зна­чит, мы обре­че­ны на пол­ный про­вал, и когда нас огор­ча­ют – то все­гда обижаемся.

Когда мы в пока­я­нии отда­ли свои серд­ца Гос­по­ду, заклю­чи­ли завет с Ним, у нас долж­на быть опре­де­лен­ная цель – дости­же­ние Иису­са Хри­ста. Апо­стол Павел напи­сал: «не достиг­ну ли и я, как достиг меня Хри­стос Иисус» (Флп. 3:12). Итак, у хри­сти­а­ни­на, кото­рый после­до­вал за Спа­си­те­лем, долж­на быть цель – пре­бы­ва­ние в Иису­се, и Хри­стос тогда так­же будет в христианине.

Но как толь­ко хри­сти­а­нин ста­вит перед собою цель пре­бы­вать в Гос­по­де, то сра­зу видит сопро­тив­ле­ние – наша плоть про­ти­вит­ся. Апо­стол Павел гово­рит, что дух про­ти­вит­ся пло­ти, плоть про­ти­вит­ся духу, и вы не то дела­е­те, что долж­ны. Идет про­тив­ле­ние – плоть не жела­ет пре­бы­ва­ния в Иису­се Хри­сте, а дух жела­ет этого.

Итак, что же делать с пло­тью? Апо­стол Павел гово­рит: «но усми­ряю и пора­бо­щаю тело мое» (1 Кор. 9:27). Начи­на­ет­ся откры­тая борь­ба про­тив пло­ти, кото­рая про­ти­вит­ся пре­бы­ва­нию в Гос­по­де. Поче­му же наша плоть про­ти­во­сто­ит это­му? Ведь это же так хоро­шо – пре­бы­вать в Иису­се Хри­сте, и когда Он в нас! «Ибо не пони­маю, что делаю: пото­му что не то делаю, что хочу, а что нена­ви­жу, то делаю… а пото­му уже не я делаю то, но живу­щий во мне грех» (Рим. 7:15, 17). Итак, Апо­стол назы­ва­ет при­чи­ну про­тив­ле­ния пло­ти, неже­ла­ния пре­бы­вать во Хри­сте – это наслед­ствен­ный грех, кото­рый мы при­об­ре­ли от пра­ро­ди­те­лей Ада­ма и Евы. Итак, гре­ху не нра­вит­ся пре­бы­вать в Иису­се Хри­сте. Он все­гда уда­ля­ет­ся от Гос­по­да. И поэто­му Павел гово­рит, что он плоть гре­хов­ную усми­ря­ет и порабощает.

НЕПРЕСТАННОЕ ОСВЯЩЕНИЕ

Хри­сти­а­нин ста­но­вит­ся на путь сми­ре­ния и пора­бо­ще­ния пло­ти, зная, что в ней не живет ниче­го хоро­ше­го, и она посто­ян­но про­ти­вит­ся Гос­по­ду. Этим мы ста­но­вим­ся на вто­рую сту­пень испол­не­ния воли Божьей. Апо­стол Павел гово­рит: «Ибо воля Божия есть освя­ще­ние ваше» (1 Фес. 4:3).

Издрев­ле Гос­подь ска­зал, что гре­хи наши сде­ла­ли раз­де­ле­ние меж­ду Им и нами, т.е. грех отда­ля­ет чело­ве­ка от Бога. Невоз­мож­но пре­бы­вать в Иису­се Хри­сте с гре­хом; поэто­му мы, когда начи­на­ем сми­рять и пора­бо­щать тело, освя­ща­ем­ся. Как дол­го мы долж­ны совер­шать это освящение?

В Откро­ве­нии 22:11 напи­са­но: «…свя­тый да освя­ща­ет­ся еще», т.е. свя­той не дол­жен оста­нав­ли­вать­ся на пути освя­ще­ния, но посто­ян­но очи­щать­ся даль­ше. Это повсе­днев­ный посто­ян­ный про­цесс. И как толь­ко мы оста­но­вим­ся в освя­ще­нии, то сра­зу нач­нем погря­зать во гре­хах, а плоть нач­нет пре­об­ла­дать над духом.

«Вам не тес­но в нас, но в серд­цах ваших тес­но. В рав­ное воз­мез­дие, – гово­рю, как детям, – рас­про­стра­ни­тесь и вы» (2 Кор. 6:12–13). Здесь Апо­стол гово­рит, что их серд­ца сво­бод­ны, рас­ши­ре­ны и спо­соб­ны вме­щать всех. А как же мы? Поче­му мы не спо­соб­ны вме­щать ближ­не­го сво­е­го? Поче­му наше серд­це сжа­то и захлам­ле­но так, что не спо­соб­но к этому?

При­чи­на одна – оби­да. Эта оби­да име­ет мно­го подруг: непри­ми­ри­мость, ропот, него­до­ва­ние, отсут­ствие люб­ви и так далее. Такой мусор захлам­ля­ет наше серд­це. Поэто­му при огор­че­нии засо­рен­ное серд­це начи­на­ет выплес­ки­вать всю свою грязь. И путь освя­ще­ния – это очи­ще­ние наше­го серд­ца от все­го, что не сла­вит Гос­по­да, что меша­ет нам пре­бы­вать в Иису­се Хри­сте. Чем боль­ше мы освя­ща­ем­ся и очи­ща­ем­ся, тем боль­ше погру­жа­ем­ся в Иису­са Христа.

ПОГРУЖАТЬСЯ В ИИСУСА

В Иезе­ки­и­ля 47:3–5 опи­са­но, что Гос­подь повел про­ро­ка по воде. Вна­ча­ле воды было по щико­лот­ку. Через тыся­чу лок­тей уже было по коле­но. Еще через тыся­чу – по пояс. Потом невоз­мож­но было идти, и про­рок поплыл, погру­жен­ный в воду. Так и в нашей жиз­ни со Хри­стом, Кото­рый гово­рит: «Пре­будь­те во Мне, и Я в вас».

По мере очи­ще­ния и освя­ще­ния мы погру­жа­ем­ся в Иису­са Хри­ста: либо по щико­лот­ку, либо по коле­но, либо уже пол­но­стью охва­чен Гос­по­дом. И когда мы уже пол­но­стью в Иису­се, то: «уже не я живу, но живет во мне Хри­стос» (Гал. 2:20), т.е. хри­сти­а­нин очи­щен­ный, освя­щен­ный. Он дости­га­ет слов Гос­по­да: «Пре­будь­те во Мне, и Я в вас».

«Ибо в вас долж­ны быть те же чув­ство­ва­ния, какие и во Хри­сте Иису­се…» (Флп. 2:5). Когда уже не я живу, но живет во мне Хри­стос, то Его чув­ство­ва­ния пере­да­ют­ся мне пото­му, что я пре­бы­ваю в Гос­по­де. Тогда мы не идем, а «плы­вем», пол­но­стью погло­ще­ны Иису­сом Христом.

Какие же чув­ство­ва­ния Хри­ста долж­ны сопро­вож­дать нас, детей Божьих?

Одна­жды Иисус шел с уче­ни­ка­ми по Сама­рий­ским селе­ни­ям, и сама­ряне не при­ня­ли их. Апо­сто­лы напол­ни­лись оби­дой: «Как это так? Мы с таким вели­ким Чело­ве­ком идем, а какие-то сама­ряне нас не при­ни­ма­ют! Гос­по­ди, пове­ли, мы огонь све­дем с неба и уни­что­жим!» Что же Хри­стос отве­ча­ет? – «Не зна­е­те, како­го вы духа; ибо Сын Чело­ве­че­ский при­шел не губить души чело­ве­че­ские, а спа­сать». Чув­ство­ва­ния Гос­по­да – «не губить». А поче­му Апо­сто­лы жела­ли погу­бить? – Оби­да. Вот на что она способна.

Далее. Когда Хри­стос нахо­дил­ся в Геф­си­ма­нии, под­хо­дит один из уче­ни­ков и гово­рит: «…Радуй­ся, Рав­ви! И поце­ло­вал Его». Кажет­ся, Иису­су Хри­сту было бы спра­вед­ли­во взять его, потря­сти и подаль­ше бро­сить: «Как же так, негод­ный уче­ник! Ты со Мною про­был столь­ко вре­ме­ни и столь­ко благ полу­чал от Меня!» А Хри­стос что ска­зал? Это оби­де­ло Его? Гос­подь гово­рит: «Друг, для чего ты при­шел?» Он его назы­ва­ет другом!

Хри­стос идет опле­ван­ный, изби­тый, изму­чен­ный, истер­зан­ный, видит пла­чу­щих о Нем жен­щин. Ска­зать бы: «А когда Я сто­ял перед Пила­том, вы что, не мог­ли гово­рить в Мою защи­ту? Где вы были? А теперь пла­че­те?» Но у Хри­ста нет оби­ды, огор­че­ния, а любовь, состра­да­ние к этим жен­щи­нам, и Он гово­рит: «Не плачь­те обо Мне, но плачь­те о себе и о детях ваших». Этим чув­ство­ва­ни­ям Гос­подь хочет научить и нас.

БРОШЕННЫЙ КАМЕНЬ

Когда бро­шен­ный камень пада­ет в пруд, он под­ни­ма­ет грязь. Бро­си­ли в нас камень, и мы огор­ча­ем­ся. Поче­му? – Дно нечи­стое. А пред­ставь­те, что мы бро­са­ем камень в реку, где дно чистое. Там под­ни­мет­ся грязь? – Нет, ведь дно чистое.

Нуж­но очи­щать­ся, освя­щать­ся, осво­бож­дать­ся от нечи­сто­ты. И когда серд­це чисто, бро­шен­ный камень не вызо­вет оби­ды, огор­че­ния, но состра­да­ние и любовь. Ведь серд­це запол­не­но любо­вью, радо­стью, миром, дол­го­тер­пе­ни­ем, кро­то­стью, воз­дер­жа­ни­ем – каче­ства­ми, кото­рые не выплес­ки­ва­ют грязь и ил.

Апо­стол Павел гово­рит: «Вам не тес­но в наших серд­цах». Т.е. мы вме­ща­ем вас. А вы? Осво­бо­ди­тесь, очи­сти­тесь, и когда ваши серд­ца будут чистые, то буде­те пре­бы­вать в Иису­се Хри­сте. Тогда буде­те иметь те же чув­ство­ва­ния, что и у Хри­ста, и бро­шен­ный камень (то есть огор­че­ние) не вызо­вет в вас гнев, ярость, но состра­да­ние, мило­сер­дие, любовь к это­му чело­ве­ку. Мы или начи­на­ем мстить, или начи­на­ем молить­ся. От каж­до­го из нас Гос­подь хочет, что­бы мы начи­на­ли благословлять.

Воз­мож­но ли это­го достичь? – Воз­мож­но. Апо­стол Павел со сво­и­ми спо­движ­ни­ка­ми достиг. И если мы поста­вим перед собою эту цель, то будем иметь успех и бла­го­сло­ве­ние, и наши серд­ца будут чисты­ми. И тогда не будет обид, огор­че­ний, но радость; и нам откро­ет­ся сво­бод­ный вход в Цар­ство Небесное.

В. М. Холостов.