«Нас огорчают, а мы всегда радуемся… Вам не тесно в нас, но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы» (2 Кор. 6:10, 12–13).
ВЕЛИКИЙ ГРЕХ
Думаю, что нас более характеризуют слова: «Нас огорчают, а мы всегда обижаемся». Давайте проанализируем свою жизнь и увидим, что когда нас огорчают – в нас радости нет. Если кого-то огорчают, то так естественно оскорбляться. Является ли это грехом?
Думаю, что если сомневающийся грешит, то обижающийся тоже грешит пред лицом Господним. Почему? Ведь последствий обиды целый букет. За обидой следует ропот, непримиримость, раздражительность, отсутствие любви. У огорченного теряется сон, все помышления сосредоточены на огорчении; все его естество занято обидой. Мы не можем простить ближнему, ведь охвачены непримиримостью. Поэтому мы не будем говорить об обидчике, но об огорченных, и о тех, которые обижаются вместо того, чтобы радоваться.
Обида – это великий грех. Обида не приближает, а удаляет нас от Бога, не дает духовно расти. Обида нас озлобляет и удаляет от лица Господнего. Итак, если понимаем, что это не просто грех, а великий грех пред Богом, то что же делать? Будем ли дальше огорчаться, обижаться – или станем придерживаться совета Апостола Павла, который говорит: «Нас огорчают, а мы всегда радуемся»?
Последовав за Иисусом Христом в небесный Иерусалим, каждый из нас понимает, что обида не допускает туда войти. И каждый из нас не пожелает этой обиды. А как же достичь радости, о которой сказал Апостол Павел? Или же это иллюзия, и невозможно достичь желанной цели?
ПРЕБЫВАТЬ В ГОСПОДЕ
Пребудьте во Мне, и Я в вас… Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:4, 5).
Итак, первый шаг в достижении радости – наше пребывание во Христе. Если не пребудем в Иисусе – значит, мы обречены на полный провал, и когда нас огорчают – то всегда обижаемся.
Когда мы в покаянии отдали свои сердца Господу, заключили завет с Ним, у нас должна быть определенная цель – достижение Иисуса Христа. Апостол Павел написал: «не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3:12). Итак, у христианина, который последовал за Спасителем, должна быть цель – пребывание в Иисусе, и Христос тогда также будет в христианине.
Но как только христианин ставит перед собою цель пребывать в Господе, то сразу видит сопротивление – наша плоть противится. Апостол Павел говорит, что дух противится плоти, плоть противится духу, и вы не то делаете, что должны. Идет противление – плоть не желает пребывания в Иисусе Христе, а дух желает этого.
Итак, что же делать с плотью? Апостол Павел говорит: «но усмиряю и порабощаю тело мое» (1 Кор. 9:27). Начинается открытая борьба против плоти, которая противится пребыванию в Господе. Почему же наша плоть противостоит этому? Ведь это же так хорошо – пребывать в Иисусе Христе, и когда Он в нас! «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:15, 17). Итак, Апостол называет причину противления плоти, нежелания пребывать во Христе – это наследственный грех, который мы приобрели от прародителей Адама и Евы. Итак, греху не нравится пребывать в Иисусе Христе. Он всегда удаляется от Господа. И поэтому Павел говорит, что он плоть греховную усмиряет и порабощает.
НЕПРЕСТАННОЕ ОСВЯЩЕНИЕ
Христианин становится на путь смирения и порабощения плоти, зная, что в ней не живет ничего хорошего, и она постоянно противится Господу. Этим мы становимся на вторую ступень исполнения воли Божьей. Апостол Павел говорит: «Ибо воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4:3).
Издревле Господь сказал, что грехи наши сделали разделение между Им и нами, т.е. грех отдаляет человека от Бога. Невозможно пребывать в Иисусе Христе с грехом; поэтому мы, когда начинаем смирять и порабощать тело, освящаемся. Как долго мы должны совершать это освящение?
В Откровении 22:11 написано: «…святый да освящается еще», т.е. святой не должен останавливаться на пути освящения, но постоянно очищаться дальше. Это повседневный постоянный процесс. И как только мы остановимся в освящении, то сразу начнем погрязать во грехах, а плоть начнет преобладать над духом.
«Вам не тесно в нас, но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы» (2 Кор. 6:12–13). Здесь Апостол говорит, что их сердца свободны, расширены и способны вмещать всех. А как же мы? Почему мы не способны вмещать ближнего своего? Почему наше сердце сжато и захламлено так, что не способно к этому?
Причина одна – обида. Эта обида имеет много подруг: непримиримость, ропот, негодование, отсутствие любви и так далее. Такой мусор захламляет наше сердце. Поэтому при огорчении засоренное сердце начинает выплескивать всю свою грязь. И путь освящения – это очищение нашего сердца от всего, что не славит Господа, что мешает нам пребывать в Иисусе Христе. Чем больше мы освящаемся и очищаемся, тем больше погружаемся в Иисуса Христа.
ПОГРУЖАТЬСЯ В ИИСУСА
В Иезекииля 47:3–5 описано, что Господь повел пророка по воде. Вначале воды было по щиколотку. Через тысячу локтей уже было по колено. Еще через тысячу – по пояс. Потом невозможно было идти, и пророк поплыл, погруженный в воду. Так и в нашей жизни со Христом, Который говорит: «Пребудьте во Мне, и Я в вас».
По мере очищения и освящения мы погружаемся в Иисуса Христа: либо по щиколотку, либо по колено, либо уже полностью охвачен Господом. И когда мы уже полностью в Иисусе, то: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20), т.е. христианин очищенный, освященный. Он достигает слов Господа: «Пребудьте во Мне, и Я в вас».
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе…» (Флп. 2:5). Когда уже не я живу, но живет во мне Христос, то Его чувствования передаются мне потому, что я пребываю в Господе. Тогда мы не идем, а «плывем», полностью поглощены Иисусом Христом.
Какие же чувствования Христа должны сопровождать нас, детей Божьих?
Однажды Иисус шел с учениками по Самарийским селениям, и самаряне не приняли их. Апостолы наполнились обидой: «Как это так? Мы с таким великим Человеком идем, а какие-то самаряне нас не принимают! Господи, повели, мы огонь сведем с неба и уничтожим!» Что же Христос отвечает? – «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». Чувствования Господа – «не губить». А почему Апостолы желали погубить? – Обида. Вот на что она способна.
Далее. Когда Христос находился в Гефсимании, подходит один из учеников и говорит: «…Радуйся, Равви! И поцеловал Его». Кажется, Иисусу Христу было бы справедливо взять его, потрясти и подальше бросить: «Как же так, негодный ученик! Ты со Мною пробыл столько времени и столько благ получал от Меня!» А Христос что сказал? Это обидело Его? Господь говорит: «Друг, для чего ты пришел?» Он его называет другом!
Христос идет оплеванный, избитый, измученный, истерзанный, видит плачущих о Нем женщин. Сказать бы: «А когда Я стоял перед Пилатом, вы что, не могли говорить в Мою защиту? Где вы были? А теперь плачете?» Но у Христа нет обиды, огорчения, а любовь, сострадание к этим женщинам, и Он говорит: «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших». Этим чувствованиям Господь хочет научить и нас.
БРОШЕННЫЙ КАМЕНЬ
Когда брошенный камень падает в пруд, он поднимает грязь. Бросили в нас камень, и мы огорчаемся. Почему? – Дно нечистое. А представьте, что мы бросаем камень в реку, где дно чистое. Там поднимется грязь? – Нет, ведь дно чистое.
Нужно очищаться, освящаться, освобождаться от нечистоты. И когда сердце чисто, брошенный камень не вызовет обиды, огорчения, но сострадание и любовь. Ведь сердце заполнено любовью, радостью, миром, долготерпением, кротостью, воздержанием – качествами, которые не выплескивают грязь и ил.
Апостол Павел говорит: «Вам не тесно в наших сердцах». Т.е. мы вмещаем вас. А вы? Освободитесь, очиститесь, и когда ваши сердца будут чистые, то будете пребывать в Иисусе Христе. Тогда будете иметь те же чувствования, что и у Христа, и брошенный камень (то есть огорчение) не вызовет в вас гнев, ярость, но сострадание, милосердие, любовь к этому человеку. Мы или начинаем мстить, или начинаем молиться. От каждого из нас Господь хочет, чтобы мы начинали благословлять.
Возможно ли этого достичь? – Возможно. Апостол Павел со своими сподвижниками достиг. И если мы поставим перед собою эту цель, то будем иметь успех и благословение, и наши сердца будут чистыми. И тогда не будет обид, огорчений, но радость; и нам откроется свободный вход в Царство Небесное.
В. М. Холостов.