Заповедь о почитании родителей — одна из важнейших в Писании. Она дана вместе с законами, которые требуют поклоняться Единому Богу, трепетно относится к человеческой жизни, уважать чужую собственность, хранить святость брака (Исх. 20:12). Господь желает, чтобы в избранном народе была прочная связь между поколениями, чтобы отдельные семьи и кланы стали большой, сильной семьей народа Божьего. Это установление Божие дано на все времена. Отменить его не могут никакие жизненные обстоятельства. Почтение к родителям должно выражаться не только в уважительном отношении к ним. Дети должны обеспечивать их в старости, советоваться с ними, принимая важные решения, и помнить, что родители наделены властью благословлять от имени Бога.(Быт. 49:25).
Почтение к старшим в Библии неразрывно связано со страхом Господним. Невозможно представить себе поклонение Богу без заботы о родителях. «Пред лицом седого вставай и почитай лицо старца, и бойся Бога твоего. Я Господь.»(Лев. 19:32). Почтение выражалось в том, что старцам отводились лучшие места в собрании, их слово было решающим в суде, а благословение(в котором они могли и отказать) имело первостепенную важность. Участие старцев в жизни общества подразумевало, что в нем есть мудрость, поэтому их отсутствие считалось тяжелой потерей. (1Цар. 2:31). В Книге Второзакония, когда предсказывается нашествие завоевателей, упоминается, что этот безбожный народ «не уважит лицо старца» (Вт. 28:50). Заботиться о стариках повелевает Сам Бог. Некоторым иудеям эта обязанность казалась тяжкий бременем, и они всячески пытались от нее избавиться. Обличая лукавство фарисеев, Христос упоминает существовавшую тогда практику: «Кто скажет отцу или матери: «корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», – тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего и матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим…» (Мк. 7:11–13) Не желая обременять себя заботой о родителях, дети «посвящали» свое имущество Богу (хотя обряд был во многом фиктивным). Это давало им мнимое право отказывать родителям в помощи. Христос строго осудил этот обычай, в котором появилась высшая форма лицемерия (Мк. 7:6).
Пятая заповедь содержит обетование: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). Забота о родителях оборачивается великим благословением, а нарушение заповеди приводит к трагическим последствиям: «Злословящий отца и мать смертью да умрет» (Мк. 7:10). Наказание исходит от Бога: «Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы» (Прит. 20:20), но в ветхозаветные времена осуществлялось и через людей: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21:17)
Новый Завет не отменяет пятую заповедь и не преуменьшает ее важность для верующих. В послании к ефесянам, описывая те перемены, которые должны происходить в жизни христианина, Апостол Павел учит: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость». Павел обращает особое внимание на обетование, которое предназначено и для сегодняшнего христианина: «… да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6:1–3).
С. Санников
Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, ибо сын не имеет права быть равнодушным к матери. (Ги де Мопассан)
Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, и чтобы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит благодарность. (Сократ)
Что вы можете сделать для укрепления мира во всем мире? Идите домой и любите свою семью. (Мать Тереза)