Прежде чем мы перейдем к изучению истории евангельских христиан-баптистов, хотелось бы упомянуть о переселенцах в Новгородскую губернию. Начиная с 1822 года, в Новгородскую губернию переселяются прибалтийские «колонисты» (так их называет историк Э.Г. Истомина). «Почти всем им предоставлялись земли на территории военных поселений. В первые годы колонисты получали некоторые льготы, но в последствии они должны были, помимо уплаты различных государственных податей, платить также и оброк в ведомство военных поселений. В 1835 году из петербургских колоний было переселено 31 семейство латышей, которых разместили в селениях Горелово, Николаевское и Александровское Новгородского уезда. В 1836 году в Новгородскую губернию прибыла еще одна партия переселенцев – 51 семейство… Переселение прибалтийских крестьян в Новгородскую губернию продолжалось и в последующие годы, вплоть до начала империалистической войны».
Всемирно известный деятель русского баптизма и полиглот – Василий Гурьевич Павлов – в статье «Правда о баптистах» сообщал: «В Россию баптизм проник из Пруссии, сперва в соседнее царство Польское, где он был сначала воспринят немцами, а потом и поляками. Пионерами в деле распространения баптизма были проповедники Альф и Ашендорф. Отсюда он вскоре проник в прибалтийские провинции и на юг России. Латыши, литовцы, эсты и финны также примкнули к этому движению. Несмотря на то, что последователи баптизма вышли из лютеранской протестантской церкви, они до последнего времени также подвергались жестоким гонениям от своих прежних единоверцев. Закон 1879 года даровал баптистам-инородцам некоторые права, и они менее подвергались гонениям».
Действительно, баптисты появились на территории Царской России сначала в Финляндии в 1855 и затем в Латвии в 1860 году. Но первая баптистская Церковь на территории Российской империи возникла в Латвии: в 1860 году, в сентябре, 9 латышей на семь дней уехали из Лиепаи в соседний немецкий город Мемель, и после свидетельства о своей вере, в церкви приняли крещение. В интерпретации Роберта Торбета начало пробуждения представлено несколько иначе: «Начало баптистского движения в Латвии относится к контактам верующих с немецкими баптистами, которые установил Якобсон — молодой корабельный плотник, в поисках работы отправившийся из порта Либау (Лиепая) в Мемель (Клайпеду). Это произошло во время Крымской войны, когда его родной город и порт был блокирован британцами. Со временем поселенцы из Мемеля прибыли в Либау, причем многие из них были баптистами. Так в 1860 г. возникла группа, которая, подвергаясь преследованиям со стороны властей, отправилась в Мемель, чтобы получить крещение. В сентябре 1861 г. тайно, ночью, стали проводиться первые крещения на латвийской земле; было крещено семьдесят два верующих». Известный латвийский служитель И.И. Земит на одном из своих выступлений в Москве сказал следующее: «Началом баптистского движения среди латышей можно считать 9 сентября 1861 года, когда в Курляндии были крещены по вере нашим братом Герткером семьдесят две души».
Некоторые историки считают, что это были незначительные группы верующих, и они не сыграли заметной роли в формировании российского баптизма, оставшись локальным явлением. Подлинными же очагами распространения баптизма и евангельского христианства стали юг России, Украина, Кавказ и Санкт-Петербург. Чтобы хоть как-то повлиять на сложившийся стереотип и попытаться изменить это мнение, мы будем апеллировать к историческим фактам и архивным документам.
150 лет – Появление первых баптистов
