И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову…
Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. (1 Коринфянам 11:5,7–10)
В наше время тема “покрытия головы” практически не рассматривается с богословских позиций. В большинстве церквей это установление принято как традиция, которую не обсуждают.
Апостол Павел настолько ясно и недвусмысленно пишет, что верующая жена должна покрывать голову во время контакта с духовным миром, а мужу не следует это делать, что надо либо не хотеть видеть очевидного, либо иметь очень хорошую экзегетическую подготовку, чтобы путем сложных доказательств прийти к выводу, что Павел имел в виду нечто совершенно противоположное тому, что он написал.
Почему же возникает искреннее непонимание и разномыслие по этому поводу? Описывая христианские отношения, апостол Павел пишет, что во Христе “нет ни мужеского пола, ни женского” (Гал. 3:28) и отсюда напрашивается как будто логичный вывод: никаких внешних знаков отличия между мужчинами и женщинами быть не должно.
Однако равенство во Христе не означает равенство во плоти. До момента перехода в вечность плоть будет иметь определенные признаки и именно на эти признаки обращал внимание коринфян апостол Павел, когда говорил о покрытии головы. Он не призывает жен покрывать голову духовного человека, который во Христе, а он ясно говорит о человеческой плоти, которая еще не во Христе.
Новый Завет нигде не говорит о равенстве начальствующих и подчиненных, родителей и детей, мужа и жены, хотя перед Богом все имеют равные права. Апостол Павел наглядно иллюстрирует это положение на примере человеческого тела, каждый член которого находится в определенном подчинении у других членов, но при этом имеет равные права, хотя и неравные возможности.
В контексте этого рассуждения становится ясно, почему апостол Павел ни разу не упомянул здесь слова “брат” и “сестра”, а говорит только “муж” и “жена”. Слова “муж” и “жена” говорят о соподчиненности в семейных аспектах. В данном рассуждении апостола Павла интересуют не проблемы единства и равноправия, так как эти вопросы он рассматривал в других посланиях, а вопросы правильного иерархического соотношения.
На чем же основывает Павел подчинение жен своим мужьям?
Прежде всего, необходимость и законность подчинения Павел выводит из соотношения между Богом и Иисусом Христом: “всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог” (1 Кор. 11:3). То есть истину о том, что “жене глава — муж” Павел основывает на том, что во всем есть определенный порядок, который касается даже взаимоотношений Христа и Отца.
Анализируя каждый шаг жизни Иисуса Христа, можно указать, что в его поведении равенство с Отцом никогда не вступало в
противоречие с Его подчинением Отцу. Будучи равен Отцу по сущности, Он никогда не уклонялся от подчиненности. В поведении же людей, как по отношению к Богу, так и по отношению друг к другу, равенство и соподчиненность уживаются между собой очень плохо. Например, в исторических церквах отношения подчинения рядовых верующих “духовным отцам” подавили равноправные братские отношения друг к другу. С другой стороны, в некоторых свободных протестантских церквах равноправные братские отношения возобладали настолько, что препятствуют церковной дисциплине и подчинению младших — страшим, рядовых верующих — пасторам и т. д. равенство, которое превращается в панибратство, уничтожает подчиненность, которая должна быть в церквах. У Христа была идеальная гармония внутреннего равенства с Отцом и подчинения Ему.
Второй предпосылкой, на которой Павел пытается восстановить гармонию отношений подчиненности и равенства, является приоритет творения. Для апостола Павла было совершенно очевидно, что первоначально Богом был создан именно мужчина. Бог как Творец мира, имея власть над всем творением, передал часть своей власти мужчине, которого Он сотворил. Именно Адаму Бог подчинил весь растительный и животный мир (Быт. 1:26). Жена же была создана как помощник, соответственный и подобный мужу. Таково бесспорное утверждение Библии. Жена содействует и помогает мужу и только вдвоем они составляют единую плоть, предусмотренную Богом, и в этом смысле жена становится “славой мужа” (1 Кор. 11:7). Следовательно, покрытие головы — знак, указывающий на подчиненное положение жены по отношению к мужу.
Покрытие головы, знак повиновения определенной власти, является свидетельством не только для видимого мира, но и знаком для ангелов. О чем свидетельствует ангелам этот знак? Конечно, не о замужестве носящей этот знак. Писание явно указывает, что это знак, свидетельствующий о власти мужа над ней, а не о самом замужестве (1 Кор. 11:10). То есть, сестра, покрывающая свою голову, свидетельствует ангелам о своем добровольном подчинении мужу.
Зачем ангелам это свидетельство, и для каких ангелов оно дано? Писание говорит, что некогда в небесной иерархии произошла катастрофа: один из ангелов, наиболее близких к Богу, отказался подчиняться. Произошло нарушение равновесия между равенством и соподчинением. В результате этой катастрофы множество других ангелов также возмутилось против подчинения Богу. Все они были низвергнуты в преисподню и превратились в “духов злобы поднебесной”. Сегодня сатана и падшие ангелы, наблюдая за жизнью людей, видят, что Бог получил не только от Своего Единородного Сына, но и от слабых и беспомощных в духовном мире людей то повиновение, которое Он не получил от них, и это постыжает их. Одним из проявлений этого подчинения выступает повиновение жены мужу, знаком которого является покрытие головы. Покрытие головы срамит сатану и не покорившихся Богу ангелов, как знак, говорящий, что жена подчиняется мужу, в то время, как они не смогли усвоить науку подчинения. Это же свидетельство, в глазах ангелов света, приносит радость в духовном мире от Божьей победы над неповиновением.
Из этих рассуждений становится ясно, почему сатана постоянно и яростно восстает против покрытия головы женами. Очевидно, этот знак глубоко задевает его, так как сестры в церкви делают то, что он не сумел сделать. Таково значение слов: “знак власти над ней для Ангелов” (1 Кор. 11:10).
Из всех рассуждений апостола Павла ясно, что покрытие головы — это не принудительное явление природы, а добровольный акт. Сестры в церкви потому и постыжают ангелов, что они добровольно, будучи равные мужчинам в отношении благодати, подчиняются им, находясь во плоти и тем самым свидетельствуют о своей покорности Божьим установлениям. Если жена покоряется мужу и Божьему порядку, то она добровольно, самостоятельно и не зная об этих рассуждениях, будет покрывать голову, так как написано в Писании, и она чувствует, хотя и не может этого объяснить, что подобный знак делает ее ниже по сравнению с мужем.
В заключение Павел обращается к аргументам церковной традиции и установившихся обычаев. Он говорит “Если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии” (1 Кор. 11:16).
Д‑р Сергей Санников, Одесса, Украина
(по материалам “Христианской газеты”, №7(70)