Пол­ков­ник-кава­лер­гард В. А. Пашков *

К 190-летию со дня рож­де­ния В. А. Пашкова

2.04.1831–30.01.1902 (на над­гроб­ном камне)

«Вы так­же зна­е­те, какое поло­же­ние он зани­ма­ет здесь — он явля­ет­ся стол­пом собра­ния» Из пись­ма Чэс Стан­лис от 5 октяб­ря 1879 года, Москва.

Кем же был этот чело­век, посяг­нув­ший на духов­ные и идео­ло­ги­че­ские осно­вы рос­сий­ско­го госу­дар­ства? В Био­гра­фи­че­ском сло­ва­ре гово­рит­ся, что в 1831 г. от бра­ка бое­во­го гене­ра­ла Алек­сандра Васи­лье­ви­ча Паш­ко­ва с Ели­за­ве­той Пет­ров­ной, урож­ден­ной Кин­дя­ко­вой, родил­ся сын Васи­лий. Древ­ний дво­рян­ский род Паш­ко­ва в XVIII сто­ле­тии при­об­рел гро­мад­ное состо­я­ние вслед­ствие бра­ка пра­де­да Васи­лия Алек­сан­дро­ви­ча — Алек­сандра Ильи­ча — с доче­рью извест­но­го бога­ча и фаб­ри­кан­та И. С. Мяс­ни­ко­ва, Дарьей Ива­нов­ной. Этот союз при­нес ему 19 000 кре­стьян, 4 бога­тей­ших заво­да и, как гово­рят, «позо­ло­тил герб». После несколь­ких семей­ных раз­де­лов за отцом В. А. Паш­ко­ва чис­ли­лось 2150 кре­пост­ных в Мос­ков­ской Ниже­го­род­ской и Орен­бург­ской губер­ни­ях. В родо­слов­ном име­нии Паш­ко­ва, с. Крек­ши­но Зве­ни­го­род­ско­го уез­да, нахо­ди­лось 1000 деся­тин зем­ли, а на Ура­ле имел­ся меде­пла­виль­ный завод.

02Обра­зо­ва­ние Паш­ков полу­чил в Паже­ском кор­пу­се, где окон­чил уче­бу в 1849 г., будучи вто­рым уче­ни­ком по успе­ва­е­мо­сти, что было отра­же­но на мра­мор­ной дос­ке. Воен­ная карье­ра его стро­и­лась вполне удач­но и бла­го­по­луч­но: 26 мая 1849 г. он был выпу­щен кор­не­том в Кава­лер­гард­ский полк; в 1850 г. про­из­ве­ден в пору­чи­ки, а 28 мая 1853 г. по болез­ни уво­лен со служ­бы с про­из­вод­ством в штабс-рот­мист­ры. 23 мар­та 1854 г. Паш­ков вновь посту­пил на служ­бу в Кава­лер­гард­ский полк в преж­нем воин­ском зва­нии пору­чи­ка, но уже 23 апре­ля того же года его про­из­ве­ли в штабс рот­мист­ры. Спу­стя три года он стал рот­мист­ром, а через год уво­лен со служ­бы с про­из­вод­ством в пол­ков­ни­ки. До 40 лет Васи­лий Алек­сан­дро­вич совсем не инте­ре­со­вал­ся рели­ги­оз­ны­ми вопро­са­ми, отно­сил­ся к хри­сти­ан­ству «холод­но и пре­не­бре­жи­тель­но» и жил обыч­ны­ми свет­ски­ми инте­ре­са­ми. «Когда-то я был без Хри­ста, — гово­рил о себе Паш­ков, — чужд заве­тов обе­то­ва­ния, не имел надеж­ды и был без­бож­ни­ком в мире (Еф. 2,12). Закон Божий был для меня мерт­вой бук­вой; я руко­во­дил­ся исклю­чи­тель­но пра­ви­ла­ми чело­ве­че­ски­ми, живя для себя, пыта­ясь в самые луч­шие мину­ты жиз­ни сов­ме­стить несов­ме­сти­мое, то есть, слу­жить двум гос­по­дам. Я был дру­гом миру… и жил по воле кня­зя мира сего, а вме­сте боял­ся окон­ча­тель­но рассо­рить­ся с Богом…»

Один из его совре­мен­ни­ков, рус­ский писа­тель Живо­тов, оста­вил харак­тер­ный сло­вес­ный порт­рет пол­ков­ни­ка-кава­лер­гар­да: «Кра­си­вый брю­нет, роста выше сред­не­го, с мане­ра­ми и обра­ще­ни­ем чисто­го ари­сто­кра­та; при­ят­ный мяг­кий тенор, боль­шие выра­зи­тель­ные гла­за рас­по­ла­га­ют в его поль­зу, а мастер­ски разыг­ры­ва­е­мое раду­шие под­ку­па­ет собе­сед­ни­ка… К делам веры, церк­ви и рели­гии Васи­лий Алек­сан­дро­вич был совер­шен­но рав­но­ду­шен, а в вопро­сах кано­ни­че­ских по-дет­ски неве­же­ствен; о набож­но­сти, не гово­ря уже о фана­тиз­ме, нико­гда не зарож­да­лось и мыс­лей в голо­ве Васи­лия Алек­сан­дро­ви­ча, быв­ше­го страст­ным охот­ни­ком, люби­те­лем тан­цев, балов, круп­ным игро­ком в кар­ты, лихим наездником».

03В сво­их мему­а­рах граф М. Корф пишет: «Васи­лий Алек­сан­дро­вич полу­чил выс­шее обра­зо­ва­ние, но рели­ги­оз­ные вопро­сы его совер­шен­но не инте­ре­со­ва­ли. Он даже уез­жал в Моск­ву, что­бы толь­ко не быть втя­ну­тым в общий круг веру­ю­щих. Духов­ное про­буж­де­ние кос­ну­лось его жены, Алек­сан­дры Ива­нов­ны, а еще рань­ше его сво­я­че­ни­цы, Черт­ко­вой Ели­за­ве­ты Ива­нов­ны (обе — доче­ри гра­фа Чер­ны­ше­ва-Круг­ли­ко­ва). Нако­нец, и сам В. А. Паш­ков был слом­лен ясны­ми дово­да­ми уве­ро­вав­ших, ука­за­ни­я­ми Свя­щен­но­го Писа­ния, и обра­тил­ся к Гос­по­ду. В этом же году обра­тил­ся Алек­сей Пав­ло­вич Боб­рин­ский и мно­гие дру­гие. Через месяц после обра­ще­ния Паш­ко­ва и я уве­ро­вал. И несмот­ря на то, что он был деся­тью года­ми стар­ше меня, мы сде­ла­лись с ним на всю жизнь близ­ки­ми дру­зья­ми… до самой послед­ней мину­ты жиз­ни мое­го люби­мо­го дру­га». Княж­на Софья Пав­лов­на Ливен, гово­ря о Паш­ко­ве, под­чер­ки­ва­ла, что он был «чрез­вы­чай­но доб­рый и бла­го­род­ный» чело­век. «Ему это новое рели­ги­оз­ное тече­ние сна­ча­ла было не по серд­цу, и он не желал слу­шать лор­да — про­по­вед­ни­ка. Одна­жды его жена Алек­сандра Ива­нов­на при­гла­си­ла Ред­сто­ка к обе­ду. Васи­лию Алек­сан­дро­ви­чу, как хозя­и­ну дома, ниче­го дру­го­го не оста­ва­лось делать, как любез­но встре­тить гостя по обы­чаю рус­ско­го госте­при­им­ства. За сто­лом гость все вре­мя гово­рил о Сло­ве Божьем, и при­сут­ству­ю­щие с инте­ре­сом слу­ша­ли его. По окон­ча­нии обе­да все пере­шли в гости­ную, и там бесе­да про­дол­жа­лась. Когда Ред­сток пред­ло­жил встать на коле­ни и помо­лить­ся, это мно­гим пока­за­лось стран­ным и совер­шен­но непри­выч­ным. Но молит­ва это­го Божье­го чело­ве­ка так силь­но подей­ство­ва­ла на Васи­лия Алек­сан­дро­ви­ча, что ему вне­зап­но откры­лось его лич­ное состо­я­ние. Он понял, что все слы­шан­ное им из Сло­ва Божье­го каса­лось и его лич­но. Он 04почув­ство­вал свою гре­хов­ность и отчуж­ден­ность от Бога и тут же стал каять­ся. Ему открыл­ся не толь­ко его грех, но и вели­чие спа­се­ния Божье­го во Хри­сте Иису­се. Он всей душой уве­ро­вал во Хри­ста как лич­но­го Спа­си­те­ля, про­лив­ше­го Кровь Свою и за его гре­хи и вос­крес­ше­го и для его оправ­да­ния, и он верой полу­чил про­ще­ние». Паш­ков сви­де­тель­ство­вал: «Оза­рен­ный све­том Гос­под­ня, я уви­дел себя отчуж­ден­ным и вра­гом по рас­по­ло­же­нию к злым делам, понял, что я — греш­ник погиб­ший, что ниче­го не в состо­я­нии сде­лать для сво­е­го спа­се­ния… Я дове­рил­ся Спа­си­те­лю мое­му, в кото­ром и имею теперь жизнь веч­ную. Гос­подь при­нял меня, как при­ни­ма­ет вся­ко­го при­хо­дя­ще­го к Нему; я теперь при­над­ле­жу не себе, а Ему, живу не для себя, но для умер­ше­го за меня и вос­крес­ше­го Христа».

Через пят­на­дцать лет после встре­чи с Васи­ли­ем Алек­сан­дро­ви­чем Живо­тов вспо­ми­нал: «Паш­ков казал­ся чело­ве­ком глу­бо­ко убеж­ден­ным; его гла­за горе­ли, когдa он спо­рил, его руки твер­до под­пи­сы­ва­ли чек на круп­ную сум­му для „целей про­па­ган­ды“ и лич­но себе он во мно­гом стал отка­зы­вать, пре­об­ра­зив­шись в апо­сто­ла: он пере­стал кутить, бро­сил доро­гую заба­ву с лошадь­ми и охо­той, пере­стал посе­щать театр и даже курить, отка­зал­ся от посто­ян­но­го каби­не­ти­ка у Боре­ля, сло­вом, начал вести образ жиз­ни веру­ю­ще­го христианина…»

Рев­но­сти Паш­ко­ва в слу­же­нии Богу не было гра­ниц. Про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие — вот его стрем­ле­ние теперь и цель. Софья Ливен рас­ска­зы­ва­ла: «Одна­жды, узнав, что эскад­рон Кава­лер­гард­ско­го пол­ка, в кото­ром он неко­гда был пол­ков­ни­ком, дол­жен был прой­ти мимо его дома, по Набе­реж­ной Невы, Васи­лий Алек­сан­дро­вич вышел ему навстре­чу с пач­кой Еван­ге­лий и, обра­тив­шись к коман­ди­ру эскад­ро­на, попро­сил его раз­ре­ше­ния раз­дать их сол­да­там, на что тот дал своё согла­сие. Сол­да­ты спе­ши­лись, и каж­дый полу­чил по Ново­му Заве­ту». «В Санкт-Петер­бур­ге импе­ра­тор ува­жа­ет хри­сти­ан, — сооб­ща­ла в сво­ем пись­ме фран­цу­жен­ка-гувер­нант­ка Чэс Стан­лис, — мно­гие из них явля­ют­ся чле­на­ми цар­ско­го дво­ра и мини­стер­ства или зани­ма­ют высо­кое поло­же­ние в стране. Все они оста­ют­ся на пози­ци­ях, но изме­ни­ли свой взгляд на мир и явля­ют­ся ярки­ми сви­де­те­ля­ми на местах сво­ей службы».

Посе­ти­тель собра­ний в 1880 г. некий В. Попов в ста­тье «Вос­крес­ные бесе­ды г‑на Паш­ко­ва» писал в «Цер­ков­ном вест­ни­ке»: «Гос­по­дин Паш­ков, при­над­ле­жа­щий к выс­ше­му Петер­бург­ско­му обще­ству, в сво­ей рос­кош­ной квар­ти­ре, нахо­дя­щей­ся на Гага­рин­ской набе­реж­ной (дом 10. — Прим. авто­ра), по вос­крес­ным дням устра­и­ва­ет рели­ги­оз­ные бесе­ды, на кото­рых при­сут­ству­ет мно­го наро­да, при­над­ле­жа­ще­го к раз­ным сло­ям обще­ства. Да, гос­по­дин Паш­ков, вы вовре­мя высту­пи­ли со сво­им уче­ни­ем. Оно как раз по вку­су наше­го вре­ме­ни. Вам пред­сто­ит вели­кая жат­ва». Про­то­и­е­рей Иоанн Яны­шев (рек­тор Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии) после выхо­да этой ста­тьи лич­но встре­тил­ся с Васи­ли­ем Алек­сан­дро­ви­чем, а после бесе­ды искренне пове­дал сле­ду­ю­щее: «Дума­ет­ся, что гос­по­ди­ну Паш­ко­ву жаль наше­го про­сто­го, да и не про­сто­го наро­да, кото­рый так ред­ко может слы­шать внят­ное и раз­дель­ное чте­ние Свя­то­го Писа­ния и цер­ков­ных молитв и еще реже — про­стое искрен­нее и заду­шев­ное Сло­во нази­да­ния, обли­че­ния и уте­ше­ния». Паш­ков напи­сал рек­то­ру Яны­ше­ву четы­ре пись­ма, в кото­рых, не устра­и­вая поле­ми­че­ских бата­лий, объ­яс­нил свое испо­ве­да­ние веры: «Бого­слов­ских позна­ний я не имею ника­ких, — писал Паш­ков в пись­ме от 9 апре­ля 1880 года, — а пото­му, зная, что я лег­ко могу оши­бать­ся… ста­рал­ся избе­гать их в бесе­дах сво­их». Но самое глав­ное, в том же пись­ме Васи­лий Алек­сан­дро­вич поста­рал­ся объ­яс­нить Яны­ше­ву: «Я пока­ял­ся пред Ним в гре­хов­но­сти и отча­ян­ной испор­чен­но­сти серд­ца сво­е­го, обра­тил­ся к Нему, поте­ряв на себя надеж­ду… Гос­подь дал мне уве­ро­вать в про­ще­ние гре­хов, воз­ве­ща­е­мое име­нем Его… Гос­подь теперь опре­де­лил меня на слу­же­ние Ему, Кото­ро­му я и пре­да­юсь с радо­стью вот уже ско­ро пять лет; оно состо­ит в том, что­бы сви­де­тель­ство­вать людям о Нем, о Его бес­пре­дель­ной люб­ви… Я гово­рю всем, что дела­ми наши­ми мы не оправ­да­ем­ся пред Богом, а оправ­да­ем­ся верою в Иису­са Хри­ста, но разу­ме­ет­ся, что истин­ная вера не может не про­яв­лять­ся в делах»

05Соглас­но вос­по­ми­на­ни­ям гра­фа М. Кор­фа, Паш­ков вла­дел одним из самых боль­ших домов в Петер­бур­ге. Дом этот нахо­дит­ся меж­ду набе­реж­ной Куту­зо­ва (быв­шей Гага­рин­ской) и ул. Шпа­лер­ной. В сво­ем пись­ме к Я. Д. Деля­ко­ву от 1883 году, нахо­дясь в с. Крек­ши­но, стан­ции Голи­цы­но, Мос­ков­ской губер­нии, Васи­лий Алек­сан­дро­вич писал: «Мы реши­лись отдать в наем боль­шую часть сво­е­го дома и поме­стить­ся со сво­ей семьей в одном ниж­нем эта­же и части дома на Шпа­лер­ной (дом 6. — Прим. авто­ра)…» С. П. Ливен вспо­ми­на­ла: «Пре­крас­ный Паш­ков­ский дом в Петер­бур­ге на Фран­цуз­ской набе­реж­ной (у Литей­но­го моста. — Прим. авто­ра) стал цен­тром еван­гель­ско­го слу­же­ния». Один из оче­вид­цев писал в сво­их вос­по­ми­на­ни­ях: «В боль­шой при­хо­жей лакеи сни­ма­ли верх­нее пла­тье и при­гла­ша­ли вой­ти. Я под­нял­ся вме­сте с дру­ги­ми, по несколь­ким сту­пе­ням белой широ­кой лест­ни­цы на первую пло­щад­ку, про­шел через высо­кую задра­пи­ро­ван­ную мас­сив­ной шел­ко­вой пор­тье­рой дверь напра­во и очу­тил­ся в ярко осве­щен­ном зале. Зал был боль­шой, длин­ный, с рядом окон на набе­реж­ную. Его ярко осве­ща­ли люст­ра и стен­ные лам­пы; на сте­нах ника­ких укра­ше­ний не было. Весь зал был застав­лен ряда­ми стульев».

06В сво­ей ста­тье «„Гене­рал“ Паш­ков и его про­по­ве­ди» А. С. Пру­га­вин оста­вил нам весь­ма коло­рит­ное опи­са­ние январ­ско­го собра­ния 1880 года: «Это было в про­шлое вос­кре­се­нье, вече­ром, часу в вось­мом… Вхо­жу в дом. Пре­крас­ное антре: обста­нов­ка бар­ская, рос­кош­ная, на широ­кую ногу. Яркое осве­ще­ние, мно­го­чис­лен­ная ливрей­ная при­слу­га. По широ­кой лест­ни­це тянут­ся доро­гие, кра­си­вые дорож­ки; гро­мад­ные изящ­ные вазы, тяже­лые дра­пи­ров­ки на две­рях и окнах. Напра­во от вхо­да широ­кая, вся зали­тая све­том лест­ни­ца ведет в бель­этаж… мы вхо­дим в зал, весь устав­лен­ный ряда­ми сту­льев с про­хо­дом по сре­дине, точ­но в теат­ре. Огром­ные окна плот­но закры­ты тем­но-крас­ною дра­пи­ров­кою; напра­во и нале­во две­ри, тща­тель­но при­кры­тые; в про­стен­ках зер­ка­ла, на сте­нах кар­ти­ны в золо­тых рам­ках — кра­си­вые ланд­шаф­ты и два-три каких-то, может быть фамиль­ных порт­ре­та. В углу, око­ло две­ри спра­ва голов­ка хоро­шень­кой моло­день­кой девуш­ки с откры­ты­ми пле­чи­ка­ми и руч­ка­ми. Тут же на осо­бой высо­кой под­став­ке, — что-то в роде пюпит­ра, — сто­ит лам­па с синим аба­жу­ром; рядом с пюпит­ром — стул.

07С любо­пыт­ством огля­ды­вал я пуб­ли­ку, что раз­ме­сти­лась на сту­льях, крес­лах и дива­нах, сто­я­щих вдоль стен. Тут и масте­ро­вые, и лакеи, и кухар­ки, и чинов­ни­цы, и офи­це­ры, и ден­щи­ки, и гим­на­зи­сты, и юнке­ра; тут же и важ­ные бары­ни и сту­дент­ки, и чинов­ни­ки, и чер­но­ра­бо­чие и куп­цы… Вот какой-то шикар­ный мун­дир с аксель­бан­та­ми, а рядом поч­та­льон с бля­хою… Пуб­ли­ка посто­ян­но при­бы­ва­ет. Вско­ре все места в зале были заня­ты. Тогда отво­ри­лись две­ри с пра­вой и левой сто­ро­ны залы. Там ока­за­лись ы, точ­но так же уста­нов­лен­ные ряда­ми сту­льев и кре­сел. В ком­на­ту спра­ва ведет осо­бый ход, в этой ком­на­те пуб­ли­ка состо­я­ла пре­иму­ще­ствен­но из дам; меж­ду ними вид­не­лось несколь­ко гвар­дей­ских офи­це­ров. По вре­ме­нам отту­да слы­шал­ся сдер­жан­ный раз­го­вор на фран­цуз­ском язы­ке. Вско­ре и эти ком­на­ты напол­ни­лись пуб­ли­кою». Далее Пру­га­вин рису­ет нам кар­ти­ну почте­ния и бла­го­го­ве­ния, с кото­рым встре­ча­ли Васи­лия Алек­сан­дро­ви­ча при­сут­ству­ю­щие в доме на Гага­рин­ской набе­реж­ной: «Все под­ня­лись с мест. Гос­по­дин, вошед­ший в зал и оста­но­вив­ший­ся у две­ри око­ло пюпит­ра, был более чем сред­не­го роста, хоро­шо сло­жен, с длин­ны­ми, почти седы­ми бакен­бар­да­ми, с корот­ко под­стри­жен­ны­ми воло­са­ми, при­че­сан­ны­ми по — воен­но­му, на косой про­бор, со здо­ро­вым цве­том лица и подвиж­ны­ми, немно­го влаж­ны­ми серы­ми гла­за­ми. Одет очень скром­но… В руках он дер­жит малень­кое Еван­ге­лие… Такие же точ­но еван­ге­лия были у при­сут­ству­ю­щих. Скло­нив­ши голо­ву на Еван­ге­лие, он про­из­но­сит: „Гос­подь Бог да бла­го­сло­вит наше чте­ние!“ — и опус­ка­ет­ся на стул. Все садят­ся». «Бого­слу­же­ние начи­на­лось молит­вой о нис­по­сла­нии Духа Божия собран­ным во имя Его, кото­рую дро­жа­щим голо­сом и со сле­за­ми на гла­зах про­из­но­сил про­по­вед­ник». Из пись­ма гувер­нант­ки в доме Паш­ко­ва Чэс Стан­лис к лор­ду Ред­сто­ку: «В вос­кре­се­нье про­хо­дит обще­ствен­ное собра­ние, на кото­ром про­по­ве­ду­ет пол­ков­ник Паш­ков или один из его дру­зей — граф К. (граф Корф — Прим. авто­ра). Эти собра­ния посе­ща­ют люди из раз­ных сосло­вий, даже свя­щен­ни­ки. Я заме­ти­ла, что они слу­ша­ли вни­ма­тель­но и, каза­лось, были тро­ну­ты. Неко­то­рые из свя­щен­ни­ков рас­про­стра­ня­ли листов­ки и убеж­да­ли сво­их зна­ко­мых послу­шать пол­ков­ни­ка Пашкова».

Нуж­но отме­тить, что Паш­ков про­во­дил собра­ния в двух направ­ле­ни­ях, хотя Попов назы­ва­ет их «вос­крес­ные бесе­ды». «Кро­ме этих чте­ний у них есть еще осо­бые собра­ния, на кото­рые допус­ка­ет­ся толь­ко избран­ная пуб­ли­ка и при­том не ина­че, как по биле­там…» Дей­стви­тель­но, биле­ты суще­ство­ва­ли, и не толь­ко как про­пуск в дом Паш­ко­ва, но и в дом Ливен и в дру­гих местах собра­ний. Люди, не попав­шие на собра­ния, ухо­ди­ли со сле­за­ми на глазах.

«Залы дома его (Паш­ко­ва. — Прим. авто­ра) были боль­шие, — под­чер­ки­ва­ла Корф. — В них спер­ва нача­лись малые собра­ния, а впо­след­ствии они ста­ли так пере­пол­нять­ся, что недо­ста­ва­ло для всех жела­ю­щих места. Мне пом­нит­ся, что не задол­го до наше­го уда­ле­ния из Рос­сии, на одном вечер­нем собра­нии при­сут­ство­ва­ло свы­ше 700 чело­век. На этом собра­нии при­сут­ство­вал так­же и обер-про­ку­рор сино­да, К. П. Побе­до­нос­цев. Мож­но себе пред­ста­вить, как такая мас­са выхо­дя­ще­го из собра­ния наро­да пора­жа­ла про­хо­дя­щих по ули­це людей. Мно­гим из них каза­лось, что в этом, доме что-то слу­чи­лось. По горо­ду ста­ли рас­про­стра­нять­ся слу­хи о собра­ни­ях, про­ис­хо­див­ших в доме Пашкова».

Кон­стан­тин Пет­ро­вич бывал в доме Паш­ко­ва ради «инте­ре­са», а еще и рань­ше — для «про­слу­ши­ва­ния». Так, в сво­ей запис­ке мини­стру внут­рен­них дел гра­фу Н. П. Игна­тье­ву от 4 июня 1881 г., Побе­до­нос­цев докла­ды­вал: «Он (Паш­ков. — Прим. авто­ра) открыл про­по­ве­до­ва­ние в соб­ствен­ном доме, куда соби­ра­лось до 1500 чело­век для слу­ша­ния его поуче­ний…» Побы­вав­шие там рас­ска­зы­ва­ли, насколь­ко их сна­ча­ла пора­жа­ла свое­об­раз­ность этих обще­ний. «В наряд­ном зале сиде­ли рядом люди самых раз­лич­ных зва­ний и сосло­вий и, сидя впе­ре­меж­ку на обтя­ну­тых шел­ком крес­лах и сту­льях, вни­ма­тель­но вслу­ши­ва­лись в про­стые еван­гель­ские сло­ва о люб­ви Божьей. Вокруг фис­гар­мо­нии сто­я­ла груп­па веру­ю­щих девиц; све­жи­ми голо­са­ми они пели пере­ве­ден­ные с англий­ско­го язы­ка еван­гель­ские пес­ни, при­зы­ва­ю­щие ко Хри­сту. Их пение сопро­вож­да­лось музы­кой талант­ли­вой певи­цы и тру­же­ни­цы на ниве Божьей, Алек­сан­дрой Ива­нов­ной Пей­кер. Трое из этих моло­дых деву­шек (Софья, Оль­га, Мария. — Прим. авто­ра) были доче­ри хозя­и­на дома, Паш­ко­ва, трое были доче­ри мини­стра юсти­ции, гра­фа Пале­на, и две — княж­ны Голи­цы­ны (Алек­сандра и Оль­га. — Прим. авто­ра)». Соглас­но вос­по­ми­на­ни­ям княж­ны Ливен, в 1878 году были запре­ще­ны все пуб­лич­ные собра­ния, но Гос­подь помог сво­бод­но про­дол­жать собра­ния в домах Паш­ко­ва и Ливен.

Чэс Стан­лис — фран­цуз­ская гувер­нант­ка, слу­жив­шая в доме Васи­лия Паш­ко­ва, в сво­ем пись­ме лор­ду Ред­сто­ку, в пись­ме от 5 октяб­ря 1879 года из Моск­вы писа­ла: «Хри­сти­ан в Санкт-Петер­бур­ге до сих пор тер­пят, но не очень любят. Импе­ра­тор поз­во­ля­ет им соби­рать­ся и закры­ва­ет гла­за на то, что запре­ща­ет закон. Он любит семью Паш­ко­ва и не может не вос­хи­щать­ся и не ува­жать „Про­те­стан­тов“, как их нача­ли назы­вать. Одна­ко я боюсь, что час пре­сле­до­ва­ния настал для наших доро­гих дру­зей». «У Паш­ко­вых имел­ся дом и на Выборг­ской сто­роне, — вспо­ми­на­ла Ливен. — Там Васи­лий Алек­сан­дро­вич открыл сто­ло­вую, в кото­рой за очень малую пла­ту мож­но было полу­чить про­стое, но хоро­шее куша­нье, а так­же чай или кофе с моло­ком. На сте­нах сто­ло­вой были напи­са­ны сло­ва из Свя­щен­но­го Писа­ния. Посе­ти­те­ли сто­ло­вой обслу­жи­ва­лись веру­ю­щи­ми жен­щи­на­ми. Паш­ков­ский дом на Выборг­ской сто­роне был так­же цен­тром еван­гель­ской рабо­ты». Инфор­ми­руя чита­те­лей газе­ты «День» о щед­ро­сти Паш­ко­ва, Живо­тов писал, что «он (Паш­ков) запла­тил одно­му П. Е. Шиман­ско­му 32,000 р. за отчуж­ден­ный кло­чок зем­ли на Ломан­ском пере­ул­ке и построй­ку там дома с деше­вы­ми квар­ти­ра­ми и бес­плат­ною столовою.

Забе­гая впе­ред, хочет­ся отме­тить, что собра­ния в одном из Паш­ков­ских домов про­дол­жа­лись не толь­ко после его выдво­ре­ния из Рос­сии, но и после его смер­ти. Вот что пишет в авто­био­гра­фии М. А. Орлов, буду­щий все­со­юз­ный руко­во­ди­тель еван­ге­ли­стов: «…Гос­подь при­вел меня в собра­ние Еван­гель­ских хри­сти­ан в доме Паш­ко­ва (на Выборг­ской сто­роне, Ломан­ский пере­улок, 17. — Прим. авто­ра), где про­по­ве­до­ва­ли Хри­ста рас­пя­то­го… Про­изо­шло это в 1907 году. Через про­по­ведь бра­та А. И. Ива­но­ва о „Блуд­ном сыне“… я полу­чил воз­рож­де­ние свы­ше, и вско­ре брат К. П. Пет­ров пре­по­дал мне кре­ще­ние, и я был при­нят в Петер­бург­скую общи­ну еван­гель­ских хри­сти­ан». О том, что в доме Паш­ко­ва на Выборг­ской сто­роне про­хо­ди­ли собра­ния в 1907 году, мож­но про­чи­тать в при­ло­же­нии к жур­на­лу «Хри­сти­а­нин» за 1907 год.

Г. И. Маза­ев в сво­их «Вос­по­ми­на­ни­ях» рас­ска­зы­ва­ет, что «одно из вели­ких собы­тий, радост­но взвол­но­вав­ших мою душу — это зна­ме­на­тель­ный съезд бап­ти­стов в Рос­сии и мое уча­стие в нем. Съезд был созван в Пет­ро­гра­де в янва­ре 1907 года… В Пет­ро­гра­де я был впер­вые, поэто­му непри­выч­ная мне сто­лич­ная обста­нов­ка силь­но сму­ща­ла меня. Осо­бен­но силь­но я стес­нял­ся про­по­ве­до­вать, поэто­му, когда мне пред­ла­га­ли про­по­ве­до­вать, я вся­че­ски ста­рал­ся отка­зы­вать­ся… Мы посе­ща­ли тогда собра­ния по ул. Мор­ской, дом 43. Там пре­иму­ще­ствен­но соби­ра­лись пред­ста­ви­те­ли выс­ше­го сосло­вия, но несмот­ря на это, бра­тья насто­я­тель­но тре­бо­ва­ли от меня, что­бы я не укло­нял­ся от про­по­ве­дей. Одна­ко сму­ще­ния сво­е­го я пере­бо­роть не смог и решил пере­ме­нить место посе­ще­ния собра­ний. Сре­ди гостей был бла­го­сло­вен­ный Гос­по­дом про­по­вед­ник брат Бали­хин Федор Про­хо­ро­вич. Он был про­по­вед­ни­ком еще до мое­го обра­ще­ния, его я силь­но полю­бил и вот с ним мы реши­ли посе­щать собра­ние на Ломан­ском пере­ул­ке, в доме № 17. Этот дом при­над­ле­жал рус­ско­му пол­ков­ни­ку Паш­ко­ву… Здесь собра­ние состо­я­ло из фаб­рич­ных про­стых людей, домаш­ней при­слу­ги и дво­ро­вых людей. Это собра­ние я полю­бил и сме­ло сви­де­тель­ство­вал в нем о Гос­по­де. Пуб­ли­ка, в свою оче­редь, полю­би­ла нас с бра­том Бали­хи­ным и про­си­ла не остав­лять их собра­ний… Одна­жды после собра­ния вече­ром нас при­гла­си­ла к себе на чай гос­по­жа М. И. Игна­тье­ва… Вечер про­шел в радост­ной ожив­лен­ной бесе­де. Утром сле­ду­ю­ще­го дня мы полу­чи­ли изве­стие, что жена Паш­ко­ва, будучи уже в то вре­мя вдо­вой, силь­но забо­ле­ла, и на посе­ще­ние её съе­ха­лось мно­го сестер».

Про­шло десять лет. В октяб­ре 1918 года в «Вест­ни­ке Спа­се­ния» сооб­ща­лось, что собра­ния по адре­су Ломан­ский пере­улок, 17, все еще про­хо­ди­ли по втор­ни­кам, чет­вер­гам, суб­бо­там и вос­кре­се­ньям. Что­бы у чита­те­ля не было пута­ни­цы, уточ­ним, что дом этот чис­лил­ся за А. И. Паш­ко­вой — женой Васи­лия Александровича.

Хочу напом­нить чита­те­лю еще одну фор­му слу­же­ния паш­ков­цев рус­ским людям, кото­рую не вспо­ми­на­ют. В сво­ей пуб­ли­ци­сти­че­ской замет­ке по пово­ду пье­сы гра­фа Л. Н. Тол­сто­го «„Пер­вый вино­кур“ Лес­ков писал, что сюжет заим­ство­ван из кар­ти­ны, кото­рую исполь­зо­ва­ли еван­ге­ли­сты-паш­ков­цы. Лито­гра­фи­ро­ван­ная кар­ти­на „Пер­вый вино­кур“ более все­го рас­про­стра­ня­лась при извест­ной под­держ­ке от Васи­лия Алек­сан­дро­ви­ча Паш­ко­ва и гра­фа Моде­ста Моде­сто­ви­ча Кор­фа и их дру­зей. Кре­стья­нам „вино­кур“ вез­де нра­вил­ся. Сюжет кар­ти­ны был такой: сидит сата­на и учит курить вино, а в дета­лях были изоб­ра­же­ны разо­ре­ния и бед­ствия, кото­рые при­но­сит пере­вод сыт­но­го хле­ба на пья­ный спирт, и воз­ни­ка­ю­щее отсю­да пьян­ство, раз­врат и пре­ступ­ле­ния, и „сини очи под­би­ты, и уве­чья“, — сло­вом, все то, что виде­ли и что отме­ча­ли в сво­их сочи­не­ни­ях Кирилл Туров­ский и Кирилл Бело­зер­ский. В общем, содер­жа­ние всей кар­ти­ны мож­но хоро­шо выра­зить одною фра­зою пре­по­доб­но­го Кирил­ла: „Люди ся про­пи­ва­ют, а души гибнут“».

«Толь­ко один раз Васи­лий Алек­сан­дро­вич полу­чил раз­ре­ше­ние при­е­хать в Рос­сию на шесть недель по слу­чаю болез­ни его сына (Алек­сандра. — Прим. авто­ра), зара­зив­ше­го­ся тифом. Мне было тогда око­ло 12 лет, — пишет Софья Пав­лов­на Ливен. — В нашем доме шло вечер­нее собра­ние, и вдруг неожи­дан­но откры­лась дверь, и вошёл высо­ко­го роста, по моим тогдаш­ним поня­ти­ям, ста­рец, сра­зу при­ко­вав­ший к себе общее вни­ма­ние. Все при­сут­ство­вав­шие в собра­нии вста­ли. Нико­гда не забу­ду впе­чат­ле­ния, кото­рое про­из­ве­ла на меня и на всех при­сут­ству­ю­щих бла­го­го­вей­ная молит­ва вошед­ше­го. Каза­лось, он бесе­ду­ет с Богом близ­ким и вели­ким и, как бы видя Неви­ди­мо­го, про­из­нёс: «Пока­жи им, что Ты можешь совер­шить в Рос­сии через гор­сточ­ку людей, пол­но­стью отдав­ших­ся Тебе!» В этот же при­езд в 1892 году, Васи­лий Алек­сан­дро­вич, про­да­ет свой дом на Гага­рин­ской набе­реж­ной 10, кото­рый Паш­ко­вы при­об­ре­ли в 1842 году у кня­зей Тру­бец­ких, пра­ви­тель­ству Фран­цуз­ской Республики.

Кон­чи­на В. А. Пашкова

Восем­на­дцать лет про­вел Паш­ков в изгна­нии, но слу­же­ние его не пре­кра­ща­лось. Он про­дол­жал актив­но участ­во­вать в про­по­ве­ди Еван­ге­лия, а так­же актив­но под­дер­жи­вал мис­си­о­нер­ский труд само­от­вер­жен­ных бра­тьев в Рос­сии. Васи­лий Алек­сан­дро­вич скон­чал­ся в кон­це янва­ря 1902 года. «Рус­ский Жур­нал» в руб­ри­ке «По теле­фо­ну из Петер­бур­га» сооб­щал: «В Петер­бур­ге полу­че­но изве­стие, что в Пари­же скон­чал­ся отстав­ной пол­ков­ник гвар­дии Васи­лий Алек­сан­дро­вич Паш­ков, извест­ный в 70‑х и 80‑х гг. как гла­ва сек­тан­тов, назы­вав­ших­ся „паш­ков­ца­ми“».

Вла­ди­мир Черт­ков в сво­ем «Сво­бод­ном сло­ве» так­же поме­стил некро­лог, в кото­ром гово­ри­лось, что «13 фев­ра­ля Н.С. скон­чал­ся в Пари­же Васи­лий Алек­сан­лро­вич Паш­ков, извест­ный в Рос­сии, как осно­ва­тель того рели­ги­оз­но­го дви­же­ния, кото­рое полу­чи­ло непра­виль­ное назва­ние „Паш­ков­ской сек­ты“. В дей­стви­тель­но­сти он ника­кой сек­ты не осно­вы­вал, а про­сто при­нял так назы­ва­е­мое „Еван­ге­ли­че­ское“ пони­ма­ние хри­сти­ан­ско­го уче­ния, ста­рал­ся рас­про­стра­нять его про­по­ве­дью, лите­ра­ту­рой, лич­ны­ми сно­ше­ни­я­ми, вооб­ще всей дея­тель­но­стью. Обла­дая боль­ши­ми денеж­ны­ми сред­ства­ми и неуто­ми­мой энер­ги­ей в слу­же­нии тому, что он счи­тал исти­ной, В. А. Паш­ков есте­ствен­но стал цен­тром это­го дви­же­ния в Рос­сии; за что и был в нача­ле реак­ци­он­но­го цар­ство­ва­ния Алек­сандра III, — в 1884 году адми­ни­стра­тив­но выслан за гра­ни­цу, и про­вел почти 20 лет в изгна­нии, не пере­ста­вая тос­ко­вать о сво­ей родине.

Будучи в близ­ком род­стве с семьею Васи­лия Алек­сан­дро­ви­ча, я был хоро­шо зна­ком не толь­ко с его обще­ствен­ной дея­тель­но­стью, но и с ним лич­но, в его част­ной жиз­ни; и могу без пре­уве­ли­че­ния ска­зать, что чело­ве­ка более чистой и доб­рой души, более доб­ро­со­вест­но­го, вели­ко­душ­но­го, дели­кат­но­го, щед­ро­го и бла­го­род­но­го в выс­шем смыс­ле это­го сло­ва, мне не при­хо­ди­лось встречать».

Тело В. А. Паш­ко­ва было пере­прав­ле­но в Рим для захо­ро­не­ния на про­те­стант­ском клад­би­ще. Три его пле­мян­ни­цы из Петер­бур­га, его семья и Ната­лья Нико­ла­ев­на Кру­зе при­сут­ство­ва­ли при его погре­бе­нии. Стоя под высо­ки­ми кипа­ри­са­ми рим­ско­го клад­би­ща, они воз­ло­жи­ли на моги­лу венок из елок, при­ве­зен­ных из Рос­сии, как послед­ний при­вет с его зем­ной роди­ны, вспо­ми­на­ет Ливен: «На его похо­ро­нах в Риме, мы пели по-рус­ски такой гимн:

Кто, кто сии и кем обле­че­ны, 
В свет­лые ризы снеж­ной белизны?».

Клад­би­ще в Риме

08«Наша милая тётя Гага­ри­на, — вспо­ми­на­ла княж­на Софья Ливен, — когда ей слу­ча­лось быть за гра­ни­цей, обя­за­тель­но наве­ща­ла В. А. Паш­ко­ва, где бы он ни нахо­дил­ся. Когда же он скон­чал­ся, ей пока­за­лось немыс­ли­мо отпу­стить его без при­зна­ка бла­го­дар­но­сти бра­тьев и сестёр его роди­ны. Итак, она пред­ло­жи­ла нам тро­им, её пле­мян­ни­цам, поехать на похо­ро­ны дяди (по жене Васи­лия Алек­сан­дро­ви­ча мы состо­я­ли в род­стве с ним), как пред­ста­ви­тель­ни­цам рус­ских веру­ю­щих. И мы поеха­ли в Рим. До сих пор вспо­ми­наю с бла­го­дар­но­стью Гос­по­ду наше неза­бы­ва­е­мое путе­ше­ствие. Под высо­ки­ми кипа­ри­са­ми рим­ско­го клад­би­ща, мы поло­жи­ли на моги­лу венок из ёлок, при­ве­зен­ный нами из Рос­сии, — послед­ний при­вет с его зем­ной роди­ны. Кро­ме чле­нов семьи, вер­ной его сотруд­ни­цы Ната­лии Нико­ла­ев­ны Кру­зе и нас тро­их, при­сут­ство­ва­ли рус­ский послан­ник при Вати­кане и послан­ник при Ита­льян­ском пра­ви­тель­стве со сво­ей женой, двое или трое дру­зей и несколь­ко чело­век его домаш­них слу­жа­щих. Мест­ный еван­гель­ский пас­тор ска­зал несколь­ко слов на стих из Еван­ге­лия (Мф. 5,10). „Бла­жен­ны изгнан­ные за прав­ду, ибо их есть Цар­ство Небес­ное“. При мыс­лях об этом далё­ком клад­би­ще, мне при­хо­дят на память сло­ва из 11 гла­вы посла­ния к Евре­ям: „Те, кото­рых весь мир не был досто­ин, скитались…“»

Для того что­бы чита­тель ясно мог пред­ста­вить себе уди­ви­тель­ное место упо­ко­е­ния В. А. Паш­ко­ва, сде­ла­ем неболь­шой экс­курс на это древ­нее кладбище.

Рим­ское клад­би­ще Тестач­чо на город­ской окра­ине по пра­ву счи­та­ет­ся одним из самых кра­си­вых и зна­чи­тель­ных в мире. Худо­же­ствен­ные над­гро­бия, антич­ная сте­на, пира­ми­да Цестия, напо­ми­на­ю­щая о заупо­кой­ном куль­те древ­них егип­тян, бла­го­род­ные кипа­ри­сы и пинии, вели­ко­леп­ные цве­ты — все это обра­зу­ет ансамбль необы­чай­ной выра­зи­тель­но­сти, мелан­хо­ли­че­ское оча­ро­ва­ние кото­ро­го уси­ле­но тиши­ной и поко­ем, столь не свой­ствен­ны­ми все­гда бур­ля­ще­му Риму.

Выход­цев из Рос­сии сре­ди упо­ко­ен­ных здесь немно­гим менее тыся­чи. Это худож­ни­ки К. Брюл­лов, П. Орлов, М. Мар­ков, П. и А. Све­дом­ские, И. Давы­дов, поэт Вяч. Ива­нов, лите­ра­то­ры Д. Бла­го­во (архи­манд­рит Пимен) и М. Перву­хин, певец и гари­баль­ди­ец Ф. Комис­сар­жев­ский, арти­сты А. Санин, П. Шаров, Ия Рус­ская, рек­тор Санкт-Петер­бург­ско­го уни­вер­си­те­та ака­де­мик Э. Х. Ленц, гене­ра­лы И. П. Аста­хов, П. П. Бога­ев­ский, Н. П. Гор­лов, К. К. Мер­дер, В. И. Ромей­ко-Гур­ко и князь Ф. Ф. Юсу­пов, вид­ный юрист и министр юсти­ции Н. В. Мура­вьев, сена­тор и член Госу­дар­ствен­но­го Сове­та П. Ф. Иор­да­нов, пред­во­ди­те­ли сто­лич­но­го дво­рян­ства А. Д. Зино­вьев и С. М. Сомов, осно­ва­тель рус­ско­го про­те­стан­тиз­ма В. А. Паш­ков, чле­ны Рос­сий­ско­го Импе­ра­тор­ско­го Дома и их потом­ки, пред­ста­ви­те­ли рус­ских ари­сто­кра­ти­че­ских фами­лий: кня­зья Баря­тин­ские, Вол­кон­ские, Гага­ри­ны, Голи­цы­ны, Гор­ча­ко­вы, Тру­бец­кие, Шахов­ские, Щер­ба­то­вы, гра­фы Кан­кри­ны, Муси­ны-Пуш­ки­ны, Сол­ло­гу­бы, Стро­га­но­вы, Фер­зе­ны, Шере­ме­те­вы, баро­ны Вран­ге­ли, Ганы, Тау­бе и Тизен­гау­зе­ны; пред­ста­ви­те­ли ста­рин­ных дво­рян­ских родов: Биби­ко­вы, Воло­ди­ме­ро­вы, Голе­ни­ще­вы-Куту­зо­вы, Нарыш­ки­ны, воен­ные, дипло­ма­ты, круп­ные чинов­ни­ки, путешественники.

Про­ник­но­вен­ные стро­ки о Тестач­чо при­над­ле­жат про­то­и­е­рею Рус­ской Церк­ви в Риме Миха­и­лу Осор­ги­ну: «Загля­ды­вая ино­гда на клад­би­ще у чере­пич­ной горы Тестач­чо, где под сенью пира­ми­ды Кая Цестия врас­та­ет в зем­лю над­мо­гиль­ная пли­та Шел­ли, где у две­рей скле­па сидит девуш­ка, изва­ян­ная Анто­коль­ским, где пла­ку­чее дерев­цо скло­ни­лось над име­нем Паш­ко­ва и где спит мно­го малень­ких, нико­му неве­до­мых людей, — я бро­дил гла­за­ми меж чер­ных кипа­ри­сов, отыс­ки­вая неза­ня­тый кло­чок зем­ли, кото­рый мож­но отку­пить зара­нее. Мне каза­лось, — и посей­час кажет­ся, — покой­ным и гор­дым лежать здесь, дале­ко от роди­ны кров­ной, в цен­тре роди­ны вели­кой куль­ту­ры. Здесь заез­жий соро­дич про­чтет на мра­мор­ной пли­те имя, — про­чтет вслух и, может вспом­нит или запом­нит; после вме­сте с име­нем клад­би­ща, пира­ми­ды и стран­ной, голой горы из антич­ных череп­ков, — мельк­нет в его памя­ти и над­пись по-рус­ски, наве­ки остав­ша­я­ся в Веч­ном Горо­де, посколь­ку, конеч­но, сама веч­ность — не услов­на. Быть свя­зан­ным с Римом — хотя бы уза­ми смер­ти — мне все­гда каза­лось честью». А поэт-роман­тик Пер­си Шел­ли о Тестач­чо ска­зал так: «Воз­мож­но полю­бить и смерть при мыс­ли о погре­бе­нии в столь див­ном месте». Вся тер­ри­то­рия клад­би­ща обне­се­на сте­ной. С север­ной сто­ро­ны, на via Caio Cestio воро­та с лако­нич­ной над­пи­сью RESURRECTURIS, т. е. «тем, кто воскреснет».

Мате­ри­ал из кни­ги «Via sacra. Свя­той путь.» 
А. И. Корабель.

* Георг Мюл­лер из Бри­сто­ля, кото­ро­го назы­ва­ли отцом сирот, во вре­мя пре­бы­ва­ния в Петер­бур­ге в 1882 году кре­стил четы­рех чело­век, в том чис­ле В. А. Паш­ко­ва, Н. Ф. Ливен, Н. В. Клас­сов­скую (гувер­нант­ку у Ливен. — Прим. автора).