Послуш­ные овцы и доб­рый пастырь

Одна­жды, как повест­ву­ет Свя­щен­ное Писа­ние в пер­вой кни­ге Пара­ли­по­ме­нон, «силь­но захо­те­лось пить Дави­ду, и он ска­зал: кто напо­ит меня водою из коло­де­зя Виф­ле­ем­ско­го, что у ворот? Тогда эти трое про­би­лись сквозь стан Фили­стим­ский и почерп­ну­ли воды из коло­де­зя Виф­ле­ем­ско­го, что у ворот, и взя­ли, и при­нес­ли Дави­ду. Но Давид не захо­тел пить ее и вылил ее во сла­ву Гос­по­да, и ска­зал: сохра­ни меня Гос­подь, чтоб я сде­лал это! Ста­ну ли я пить кровь мужей сих, пола­гав­ших души свои! Ибо с опас­но­стью соб­ствен­ной жиз­ни они при­нес­ли воду. И не захо­тел пить ее. Вот что сде­ла­ли трое этих храб­рых» (1Пар.11:17–19).

Вой­ско изра­иль­ско­го царя Дави­да сла­ви­лось сво­ей храб­ро­стью. Но сре­ди всех этих вои­нов лето­пись выде­ли­ла по-осо­бо­му име­на трех, осо­бо храб­рых людей. Сре­ди всех храб­ре­цов – толь­ко трое, кото­рым не было рав­ных на войне. И вот один из их подви­гов: про­би­лись через стан фили­стим­лян­ский и набра­ли воды для сво­е­го царя. Воду, кото­рую Давид, вос­хи­щен­ный их муже­ством, даже не посмел выпить, а вылил во сла­ву Божью. Очень инте­рес­но ведет себя царь Давид по отно­ше­нию к этим под­чи­нен­ным: мы видим осо­бен­ную чут­кость. И в дан­ном слу­чае это осо­бое отно­ше­ние было заслу­же­но таким вот тро­га­тель­ным отно­ше­ни­ем к сво­е­му царю. Но что побу­ди­ло этих людей ока­зать такую честь Дави­ду? Неуже­ли про­сто жела­ние выде­лить­ся, или, может быть, выслу­жить­ся перед царем? Конеч­но же, нет. Это мог­ло бы быть похо­жим на прав­ду, если бы это дело не сто­и­ло чело­ве­че­ской жиз­ни. Но они рис­ко­ва­ли жиз­нью, что­бы при­не­сти воду Дави­ду, пото­му что пони­ма­ли, что Давид – пома­зан­ник Божий. Божий осо­бый чело­век, отно­ше­ние к кото­ро­му долж­но быть осо­бен­ным. То самое осо­бое отно­ше­ние, о кото­ром писал апо­стол Павел в сво­ем пас­тор­ском послании:

«Достой­но началь­ству­ю­щим пре­сви­те­рам долж­но ока­зы­вать сугу­бую честь, осо­бен­но тем, кото­рые тру­дят­ся в сло­ве и уче­нии» (1Тим.5:17,18).

Гово­рил об этом Павел, пото­му что хотел пока­зать насто­я­щее хри­сти­ан­ское отно­ше­ние к слу­жи­те­лям Божьим и научить это­му веру­ю­щих. Толь­ко такое отно­ше­ние паст­вы к пас­ты­рям явля­ет­ся биб­лей­ским. Напро­тив, любое дру­гое пони­ма­ние это­го вопро­са не может быть хри­сти­ан­ским. И посколь­ку Дух Свя­той побуж­дал Пав­ла писать об этом в сво­их посла­ни­ях Церк­вям, зна­чит, была тогда такая необ­хо­ди­мость. Он хотел, что­бы веру­ю­щие научи­лись ува­жать тако­вых бра­тьев (посла­ние к Филиппийцам,2:29), что­бы дели­лись вся­ким доб­ром с ними (к Гала­там 6:6,7; 1Коринфянам 9:7–14), что­бы почи­та­ли, были с ними в мире и в люб­ви (1Фесалоникийцам 5:13). Апо­стол хотел, что­бы это зна­ли все (1 Фес. 5:27). И посколь­ку мы пони­ма­ем, что посла­ния эти напи­са­ны не толь­ко хри­сти­а­нам пер­вых веков, но и всем после­ду­ю­щим, в том чис­ле и нам с вами, мы обя­за­ны выпол­нять эти поста­нов­ле­ния. Но мно­гие ли совре­мен­ные хри­сти­ане зада­ют­ся вопро­сом: «Как я могу ока­зать честь, да еще и сугу­бую, началь­ству­ю­щим пре­сви­те­рам?» Если вы спро­си­те у ваших пас­ты­рей, что это зна­чит – «ока­зы­вать сугу­бую честь», воз­мож­но, им будет нелег­ко отве­тить. Не пото­му что они не име­ют это­го духов­но­го зна­ния, а пото­му что они в сво­ей жиз­нен­ной прак­ти­ке очень часто не испы­ты­ва­ют тако­го отно­ше­ния к себе со сто­ро­ны паст­вы, за исклю­че­ни­ем ред­ких слу­ча­ев. Но Бог через апо­сто­ла Пав­ла учит нас тому, что­бы это было не ред­ко­стью, а посто­ян­ством в нашей хри­сти­ан­ской жиз­ни в отно­ше­ни­ях к слу­жи­те­лям. Что­бы они это зна­ли не толь­ко в тео­рии, но мог­ли бы почув­ство­вать и уви­деть такие отно­ше­ния паст­вы на практике.

Если это­го не делать, не при­слу­ши­вать­ся к этим настав­ле­ни­ям и Божьим пове­ле­ни­ям, то будет про­ис­хо­дить то, что напи­са­но далее сти­хом ниже: «Не заграж­дай рта у вола моло­тя­ще­го» (1 посла­ние к Тимо­фею 5:17,18). Дру­ги­ми сло­ва­ми, не ока­зы­вая чести пре­сви­те­рам, люди ста­но­вят­ся опре­де­лен­ным пре­пят­стви­ем в слу­же­нии тем, кого Бог удо­сто­ил этой при­ви­ле­гии. Вме­сто того что­бы ува­жи­тель­но, с осо­бой почти­тель­но­стью, с доб­ром и любо­вью отно­сит­ся к слу­жи­те­лям, неко­то­рые выби­ра­ют пря­мо про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну: осуж­дать и требовать.

Мы чита­ем в Еван­ге­лии от Луки (7:2) об одном сот­ни­ке, у кото­ро­го был слу­га, кото­рым он доро­жил. Доро­жил так, что пошел на встре­чу к Иису­су, про­сить об исце­ле­нии боль­но­го слу­ги. Всем бы хоте­лось, конеч­но, таких отно­ше­ний со сто­ро­ны пас­ты­рей, началь­ни­ков, руко­во­ди­те­лей, любо­го выше­сто­я­ще­го чело­ве­ка. Каж­до­му было бы при­ят­но, если бы им доро­жи­ли так, как доро­жил сот­ник сво­им слу­гой. Может быть, неко­то­рые даже поду­ма­ют: «Какой хоро­ший гос­по­дин, все были бы таки­ми. И народ любит, и сина­го­гу постро­ил, и о слу­ге забо­тит­ся, и доро­жит им. Вот бы обо мне так забо­тил­ся мой пас­ты­ре­на­чаль­ник, вот бы так мной доро­жи­ли в церк­ви, в кол­лек­ти­ве, в семье…» Но в чем сек­рет тако­го отно­ше­ния началь­ни­ка к под­чи­нен­но­му? Поче­му сот­ник так забо­тил­ся о нем? Поче­му так доро­жил им? Извест­но, что отно­ше­ния меж­ду гос­по­ди­ном и слу­гой чаще быва­ют дру­ги­ми (Еван­ге­лие от Луки 17:7–9):

«Кто из вас, имея раба пашу­ще­го или пасу­ще­го, по воз­вра­ще­нии его с поля, ска­жет ему: пой­ди ско­рее, садись за стол? Напро­тив, не ска­жет ли ему: при­го­товь мне поужи­нать и, под­по­я­сав­шись, слу­жи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Ста­нет ли он бла­го­да­рить раба сего за то, что он испол­нил при­ка­за­ние? Не думаю» — вот обыч­ные отно­ше­ния меж­ду слу­гой и гос­по­ди­ном. В еван­гель­ской же исто­рии о сот­ни­ке и его слу­ге эти отно­ше­ния дру­гие, необыч­ные. В чем сек­рет этих вза­и­мо­от­но­ше­ний? Сот­ник сам отве­ча­ет на этот вопрос, раз­го­ва­ри­вая с Иисусом:

«Ибо я и под­власт­ный чело­век, но, имея у себя в под­чи­не­нии вои­нов, гово­рю одно­му: пой­ди, и идет; и дру­го­му: при­ди, и при­хо­дит; и слу­ге мое­му: сде­лай то, и дела­ет» (Лук.7:8) Гос­по­дин про­сил о таком слу­ге, кото­рый дела­ет то, что ему говорят.

Еще один при­мер вза­и­мо­от­но­ше­ний мы видим в том же Еван­ге­лии, 19:11–27, в прит­че о деся­ти минах. Жесто­кий началь­ник ока­зал­ся жесток к тому, кто лукав и ленив. К дру­гим же двум рабам жесто­кий началь­ник ока­зал­ся очень добр.

Не зави­сят ли отно­ше­ния меж­ду стар­шим и млад­шим в боль­шей мере от млад­ше­го? Как это не стран­но зву­чит, но это дей­стви­тель­но так. Поче­му? 
Пото­му что хоро­шие отно­ше­ния меж­ду людь­ми стро­ят­ся вза­им­но. Биб­лия гово­рит, что­бы млад­шие пови­но­ва­лись пас­ты­рям. И если чело­век никак не хочет пови­но­вать­ся и слу­шать­ся, то какое отно­ше­ние у пас­ты­ря будет к нему? В жиз­ни часто быва­ет так, что паства очень тре­бо­ва­тель­на к сво­им пре­сви­те­рам и пас­ты­рям и хочет, что­бы отно­ше­ние слу­жи­те­лей было ко всем оди­на­ко­во. Но оно не может быть оди­на­ко­во! К тому, кто почи­та­ет, ува­жа­ет, сми­ря­ет­ся и слу­ша­ет­ся, отно­ше­ние одно, а к тому, кто не ува­жи­те­лен, кто пока­зы­ва­ет свой харак­тер и про­яв­ля­ет свое­во­лие, непо­слу­шен, – дру­гое. Пред­ставь­те себе, что в семье два ребен­ка: один из них послуш­ный, дела­ет все, уго­ждая роди­те­лям, а дру­гой – само­до­воль­ный эго­ист, непо­слуш­ный и непо­кор­ный. Роди­те­ли, конеч­но, любят обо­их, и обо­им будут поку­пать подар­ки; но одно­му с радо­стью и чаще, а дру­го­му с воз­ды­ха­ни­ем и реже. Не нуж­но тре­бо­вать от слу­жи­те­лей оди­на­ко­во­го отно­ше­ния ко всем. Если вы — непо­слуш­ная овеч­ка, то к вам радост­но­го слу­же­ния не будет нико­гда. И тако­го же отно­ше­ния, как к послуш­ным, тоже не будет. Это обще­че­ло­ве­че­ские нор­мы пове­де­ния. Все мы это видим на при­ме­ре послуш­ных и непо­слуш­ных детей, на при­ме­ре сво­их семей, дру­зей. Поче­му же от слу­жи­те­лей мы ждем, что они будут посту­пать по-дру­го­му? Они луч­ше и с радо­стью будут слу­жить тому, кто пови­ну­ет­ся. Непо­кор­ным же сам Бог про­ти­вит­ся, и с каким уси­ли­ем при­хо­дит­ся слу­жить пас­то­ру таким людям, кото­рым про­ти­вит­ся Сам Бог! Это слу­же­ние «с воз­ды­ха­ни­ем», непо­лез­ное для непо­слуш­ной паст­вы (Посла­ние к Евре­ям, 13:17). Чело­ве­че­ская гор­дость пыта­ет­ся все­гда оправ­дать­ся: эго­и­стич­но про­ща­ет любой грех себе, дру­гих при этом винит и осуж­да­ет. Если чело­век пре­бы­ва­ет в таком состо­я­нии непо­ви­но­ве­ния стар­шим, то это зна­чит, что он идет на пово­ду у лука­во­го. Это каче­ство Божье­го про­тив­ни­ка: кле­ве­тать на дру­гих. И даже если эта кле­ве­та не созна­тель­ная, даже если эта ложь кажет­ся прав­дой, даже если эта оби­да кажет­ся спра­вед­ли­вой – в гла­зах Божьих это грех и про­кля­тие. Давай­те раз­бе­рем­ся, поче­му Бог так строг к непослушным?

Слу­жи­тель Божий постав­лен Самим Богом про­по­ве­до­вать, наста­и­вать на истине, даже обли­чая или запре­щая. Вполне понят­но, что сло­ва уве­ще­ва­ния и обли­че­ния быва­ет труд­но вос­при­ни­мать, пото­му что они обли­ча­ют и рас­кры­ва­ют несо­вер­шен­ство слу­ша­ю­ще­го, но от это­го нази­да­ние не пере­ста­ет быть истин­ной, ведь, в любом слу­чае, про­по­ведь – от Сло­ва Божье­го. Имен­но от это­го неже­ла­ния совер­шать духов­ный труд над сво­им внут­рен­ним чело­ве­ком, тру­дить­ся над духов­ным воз­рас­та­ни­ем во Хри­сте, непо­слуш­ные пас­ты­рям совер­ша­ют сле­ду­ю­щий за непо­слу­ша­ни­ем грех: по сво­им при­хо­тям изби­ра­ют себе учи­те­лей, кото­рые льстят слу­ху, и этим отвра­ща­ют себя от Исти­ны и от Бога. Не ува­жа­ю­щий свя­щен­но­слу­жи­те­ля совер­ша­ет грех и идет путем про­тив­ни­ка Богу. Это выгод­но толь­ко одно­му, тому, кто от созда­ния это­го мира стре­мит­ся раз­ру­шить Свя­тую Божью Цер­ковь, лукавому.

Гос­подь наш, Иисус Хри­стос в день послед­ней вече­ри ска­зал ученикам:

«Все вы соблаз­ни­тесь о Мне в эту ночь, ибо напи­са­но: пора­жу пас­ты­ря, и рас­се­ют­ся овцы ста­да» (Матф.26:31). Когда при­шло вре­мя тьмы, и был пора­жен Пас­тырь, тогда рас­се­я­лись овцы. То же может слу­чить­ся и теперь.

Хоте­лось бы, что­бы каж­дый пом­нил, что хоро­шее отно­ше­ние к себе заслу­жить мож­но лишь хоро­шим отно­ше­ни­ем к дру­гим (Мтф.7:12). Никто вам, тре­бу­ю­щим к себе, ниче­го не дол­жен, кро­ме люб­ви, и при­том вза­им­ной. Хоти­те, что­бы вас оце­ни­ли так, как оце­нил Давид тех храб­ре­цов? Цени­те сво­их духов­ных настав­ни­ков. Хоти­те, что­бы вами доро­жи­ли так, как доро­жил сот­ник сво­им слу­гой? Будь­те испол­ни­тель­ны и покор­ны. Хоти­те, что­бы к вам не отно­си­лись суро­во? Не лени­тесь и не лукавь­те. «Итак во всем, как хоти­те, что­бы с вами посту­па­ли люди, так посту­пай­те и вы с ними…» (Матф.7:12)

Так что, по настав­ле­нию Пав­ла и пове­ле­нию Духа Свя­то­го научим­ся ока­зы­вать сугу­бую честь слу­жи­те­лям Божьим, ува­жать пред­сто­я­те­лей наших в Гос­по­де, делить­ся доб­ром с настав­ля­ю­щи­ми, быть им послуш­ны­ми и покор­ны­ми, беречь и любить их, что­бы не быть пре­пят­стви­ем в их слу­же­нии и ока­зы­вать им помощь, извле­кая поль­зу для себя из радост­но­го слу­же­ния пас­ты­ре­на­чаль­ни­кам в бла­го­да­ти Божьей, кото­рую Гос­подь дает смиренным!

В.В. Колов