Послуш­ный сын

«Отец мой был необык­но­вен­но даро­ви­тым госу­дар­ствен­ным дея­те­лем, цени­мым импе­ра­то­ром Нико­ла­ем I (1825–1855) и Алек­сан­дром II (1855–1881), – вспо­ми­на­ет М.М. Корф, – он зани­мал выс­шие госу­дар­ствен­ные долж­но­сти и был осо­бен­но любим госу­да­рем Нико­ла­ем I». «В при­мер интим­ных отно­ше­ний госу­да­ря с отцом при­ве­ду один слу­чай из мое­го дет­ства. Мне была тогда 5 лет; это было в 1847 году.

Лето мы про­во­ди­ли в Цар­ском Селе, близ Петер­бур­га, где лет­ние меся­цы про­во­дил госу­дарь Нико­лай. Отец мой был часто при­зы­ва­ем во дво­рец. Совер­шен­но неожи­дан­но как-то гово­рит мне мой отец: «Госу­дарь хочет с тобой позна­ко­мить­ся, и на этих днях пове­зу тебя во дво­рец». Я знал о госу­да­ре толь­ко пона­слыш­ке от отца и нико­гда еще его не видел; я испу­гал­ся быть у царя.

Для пред­став­ле­ния мое­го мне была при­го­тов­ле­на бар­хат­ная рубаш­ка. В назна­чен­ный вечер взял меня отец, и мы отпра­ви­лись во дво­рец. Этот вечер у госу­да­ря был сво­бо­ден, и была толь­ко семья. Как толь­ко мы вошли во дво­рец, нас встре­тил госу­дарь; он тот­час взял меня на свои руки и понес через мно­гие чуд­ные залы к импе­ра­три­це и ска­зал: «Вот сын Кор­фа». Она была радуш­на и лас­ко­ва. Любез­ный при­ем высо­чай­ших особ, рос­кош­ная обста­нов­ка двор­ца мне очень понра­ви­лась, и это про­бу­ди­ло во мне жела­ние оста­вать­ся в этой сре­де, и дей­стви­тель­но жела­ние пяти­лет­не­го ребен­ка со вре­ме­нем исполнилось».

С само­го ран­не­го дет­ства, «с трех­лет­не­го воз­рас­та», бла­го­да­ря мами­ным рас­ска­зам, Модест услы­шал Еван­гель­скую весть: «Она гово­ри­ла мне об Иису­се Хри­сте, как о Боге, явив­шем­ся во пло­ти, рас­ска­зы­ва­ла по рисун­кам и кар­тин­кам о жиз­ни Хри­ста. Она все­гда за меня моли­лась, про­ся Гос­по­да дер­жать меня в Его руках».

Когда Моде­сту испол­ни­лось две­на­дцать лет, любя­щая мама пода­ри­ла ему Новый Завет с над­пи­сью: «Доб­ро­му сыну в память от дру­га и мате­ри. Бла­го­сло­ви, Гос­по­ди, отро­ка Тво­е­го Моде­ста. Наставь его все­гда ходить по свя­тым запо­ве­дям Тво­им; да научит­ся он испол­нять волю Твою и сла­во­сло­вить Имя Твое. 30 июня 1854 г. Цар­ское Село». Заве­щая сыну вер­ность Сло­ву Гос­под­не­му, не зна­ла тогда мама, что ров­но через трид­цать лет, в июне, за эту вер­ность и испол­не­ние запо­ве­дей Гос­под­них, ее сына, Моде­ста Кор­фа, депор­ти­ру­ют из России.

В 1867 году на выстав­ке в Пари­же, у биб­лей­ско­го киос­ка Корф позна­ко­мил­ся с людь­ми Биб­лей­ско­го обще­ства, кото­рым он оста­вил свой адрес в Рос­сии. Так сын пред­се­да­те­ля депар­та­мен­та зако­нов при Госу­дар­ствен­ном Сове­те, Модест Моде­сто­вич Корф, стал доб­рым дру­гом и сотруд­ни­ком в мис­сии рас­про­стра­не­ния Еван­ге­лия в Рос­сии: «С 1867 года я начал полу­чать от незна­ко­мых хри­сти­ан­ских дея­те­лей боль­шие сум­мы на покуп­ку Новых заве­тов для раз­да­чи их бес­плат­но, по мое­му усмот­ре­нию. Я поку­пал эти экзем­пля­ры в кан­це­ля­рии Св. Сино­да и рас­сы­лал всем жела­ю­щим, кото­рых нахо­ди­лось доволь­но мно­го. Эта новая обя­зан­ность при­бли­зи­ла меня к лор­ду Ред­сто­ку, кото­рый был одним из тех лиц, кото­рые посы­па­ли мне эти сум­мы, но я его лич­но не знал.

Бла­го­да­ря рас­про­стра­не­нию Новых Заве­тов, я позна­ко­мил­ся с неболь­шим круж­ком хри­сти­ан, кото­рые соби­ра­лись в извест­ный день для молит­вы; они при­гла­си­ли меня их посе­тить. Подоб­ные собра­ния были для меня новиз­на. Соби­ра­лись у про­фес­со­ра Аста­фье­ва (он был пра­во­слав­ный). Так в пол­ном раз­га­ре свет­ской моей жиз­ни неожи­дан­но откры­ва­ет­ся мне совер­шен­но новая дверь — через эти молит­вен­ные собрания».

«По при­ез­де лор­да Ред­сто­ка, в фев­ра­ле 1874 г в Петер­бург, он начал свои собра­ния в част­ных круж­ках, а так­же в Англий­ской (про­те­стант­ской) церк­ви. В горо­де нача­ли мно­го нем гово­рить, и мои свет­ские дамы с удив­ле­ни­ем мне пере­да­ва­ли, что он очень жела­ет со мною позна­ко­мить­ся. Это их удив­ля­ло, пото­му что почи­та­ли меня свет­ским чело­ве­ком, и вдруг — лорд инте­ре­су­ет­ся мною! Он знал меня толь­ко, что я рев­ност­но рас­про­стра­нял Новые Заве­ты. Вско­ре я с ним позна­ко­мил­ся и нашел в нем англий­ско­го лор­да, но вме­сте с тем, он про­из­вел на меня огром­ное впе­чат­ле­ние. В пер­вый раз в моей жиз­ни я встре­тил чело­ве­ка ари­сто­кра­ти­че­ско­го кру­га (не бого­сло­ва), кото­рый имел такое глу­бо­кое позна­ние Биб­лии. Когда он читал нам Биб­лию, то впе­чат­ле­ние было такое, что чита­ет он Биб­лию, как Боже­ствен­ное пись­мо, адре­со­ван­ное на его имя, и пото­му оно ему так доро­го. На меня про­из­ве­ло еще боль­шое впе­чат­ле­ние его дет­ское, про­стое отно­ше­ние к Иису­су Хри­сту. Но что меня в осо­бен­но­сти пора­зи­ло, так это то, что он был ни пас­тор, ни свя­щен­ник, ни про­фес­сор бого­сло­вия, а толь­ко англий­ский лорд, а меж­ду тем такой убеж­ден­ный, что Хри­стос очи­стил гре­хи его иску­пи­тель­ною Кро­вью, про­ли­той на кре­сте, — и что эта уве­рен­ность ясно под­твер­жде­на во всей Свя­той Биб­лии… Лор­да Ред­сто­ка я еще не решал­ся при­гла­сить, что­бы у меня на дому иметь собра­ние, по лич­ным при­гла­ше­ни­ям. Этот шаг пока­зал бы слиш­ком боль­шое мое сочув­ствие к его дея­тель­но­сти. Одна­ко я потом решил­ся при­гла­сить лор­да иметь у меня собра­ние, для моих зна­ко­мых из свет­ско­го обще­ства, в кото­ром я вращался.

Все зван­ные при­е­ха­ли, и дамы и муж­чи­ны, так что моя зала была пол­на. Лорд гово­рил реши­тель­но и ясно. 5 мар­та 1874 г. вече­ром после собра­ния я при­га­сил моих близ­ких дру­зей и лор­да остать­ся для интим­ной бесе­ды. Из зван­ных на эту бесе­да могу упо­мя­нуть неко­то­рых: были мой лич­ный друг барон Мир­бах, фли­гель-адъ­ютант госу­да­ря, лейб-медик госу­да­ря док­тор Карель, про­фес­сор Аста­фьев, дирек­тор кон­сер­ва­то­рии про­фес­сор Зарем­ба и еще два бра­та (Паш­ков и Боб­рин­ский, — авт.) и, конеч­но, лорд Ред­сток. Эти упо­мя­ну­тые бра­тья во Хри­сте уже все взя­ты в Цар­ство Небес­ное. За исклю­че­ни­ем Аста­фье­ва все они были про­те­стан­ты. Я откро­вен­но им ска­зал, что нахо­жусь в боль­шой внут­рен­ней борь­бе, — что я теперь вижу из Сло­ва Божья, что дер­заю быть спа­сен­ным толь­ко иску­пи­тель­ною Кро­вью Хри­ста, но что­бы осу­ще­ствить этот дар Божий и быть уве­рен­ным в моем спа­се­нии, я дол­жен отдать Иису­су Хри­сту мое серд­це, и что на этот шаг я решить­ся не могу; пото­му я про­сил бра­тьев остать­ся здесь, что­бы их молит­ва­ми они помог­ли мне, дабы я решил­ся на этот отваж­ный шаг.

Мы пре­кло­ни­ли коле­на, и лорд пер­вый начал за меня молить­ся; потом и все сер­деч­но за меня моли­лись. Я же все-таки не мог открыть мои уста и решить­ся на этот шаг. Сата­на дер­жал меня и мучил меня, что­бы поме­шать испол­нить волю Божью. Я не могу забыть все его лука­вые задерж­ки. Неко­то­рые я еще пом­ню; он мне нашеп­ты­вал: «Ты дол­жен спер­ва при­го­то­вить­ся; ты нахо­дишь­ся в рели­ги­оз­ном экс­та­зе, в рели­ги­оз­ном воз­буж­де­нии; ты взвол­но­ван, ты дол­жен спер­ва успо­ко­ить­ся; ты нахо­дишь­ся под гип­но­зом лор­да Ред­сто­ка; если ты теперь решишь­ся на этот шаг, то потом рас­ка­ешь­ся; ты все­гда был послуш­ным сыном; ты был для тво­их роди­те­лей их сол­ныш­ком, а теперь при­чи­нишь им скорбь; что ска­жет госу­дарь, кото­рый име­ет о тебе высо­кое мне­ние; нако­нец, все твои зна­ко­мые и дру­зья оста­вят тебя; ты любишь обра­зо­ван­ное обще­ство, и оно любит тебя; а с этим шагом ты все это хоро­шее — поте­ря­ешь; ты сде­ла­ешь­ся отще­пен­цем, и ты дол­жен будешь посту­пить в мона­стырь». — Нель­зя себе пред­ста­вить, как в такие мину­ты молитв дру­зей сата­на может все­лять столь­ко иску­ше­ний. Сата­на мастер­ски при­нял вид анге­ла све­та (II Кор.11,14).

Когда дру­зья кон­чи­ли молить­ся, я дол­жен был про­сить их про­дол­жать молить­ся, что­бы мне решить­ся прий­ти ко Хри­сту; и тут толь­ко блес­нул у меня вопрос: «Где же исти­на?» — и ответ был дан Самим Хри­стом: «Я есмь Исти­на» (Иоанн. 14,6). И мне откры­лось, что во Хри­сте и в Его Сло­ве — исти­на, и что я вполне могу Хри­сту и Его Сло­ву дове­рить­ся. Гос­подь дал мне силу вспом­нить так­же сло­ва из Свя­то­го Писа­ния: «Если уста­ми сво­и­ми будешь испо­ве­до­вать Иису­са Гос­по­дом и серд­цем сво­им веро­вать, что Бог вос­кре­сил Его, то спа­сешь­ся, пото­му что серд­цем веру­ют к пра­вед­но­сти, а уста­ми испо­ве­ду­ют ко спа­се­нию» (Рим.10,9). Нако­нец-то я мог отдать серд­це мое Спа­си­те­лю мое­му, открыть мои уста и в молит­вен­ном духе ска­зать Иису­су: «Я отда­юсь Тебе всецело».

Это была пер­вая моя сво­бод­ная молит­ва. Как тяже­лый камень ска­тил­ся с моих плеч, и я полу­чил уве­рен­ность мое­го спа­се­ния. В этом тес­ном, интим­ном собра­нии, я испы­тал всю радость мое­го рож­де­ния свы­ше и одно­вре­мен­но уве­рен­ность мое­го спа­се­ния. Все это пре­вы­ша­ет наше чело­ве­че­ское разу­ме­ние. Но когда мы вста­ли с колен, моя радость была невы­ра­зи­ма. Я дол­жен был при­вет­ство­вать лоб­за­ни­ем свя­тым каж­до­го бра­та и доро­го­го лор­да, кото­рый, дей­стви­тель­но, был мне духов­ным отцом; он при­вел меня к еди­но­му Посред­ни­ку меж­ду Богом и чело­ве­ка­ми ко Хри­сту Иису­су, Спа­си­те­лю моему».

С это­го вре­ме­ни Модест Моде­сто­вич посвя­тил жизнь свою Иису­су Хри­сту, что­бы спа­сать греш­ни­ков. В 1883 году в пись­ме мини­стру МВД Обер-про­ку­рор сооб­щал, что рас­про­стра­ня­ет­ся лите­ра­ту­ра и уче­ние в раз­ных мест­но­стях чле­на­ми «Обще­ства поощ­ре­ния духов­но-нрав­ствен­но­го чте­ния», «гра­фом М.М. Кор­фом и его род­ствен­ни­ка­ми, а так­же без сомне­ния и про­чи­ми чле­на­ми Обще­ства». Род­ствен­ни­ки же Кор­фа — что очень важ­но для исто­рии нов­го­род­ской церк­ви — про­жи­ва­ли и на тер­ри­то­рии Нов­го­род­ской губер­нии. Яркой фигу­рой был его тесть, Шулеп­ни­ков. Так как для новой живой церк­ви нуж­ны были новые духов­ные пес­но­пе­ния, то «… одним из потру­див­ших­ся на этом попри­ще, — по вос­по­ми­на­ни­ям кня­ги­ни Ливен, — и был Шулеп­ни­ков, отли­чав­ший­ся боль­шой музы­каль­но­стью, пере­ло­жив­ший на музы­ку несколь­ко псал­мов и неко­то­рые гим­ны для обще­го пения».

Нахо­дясь вынуж­ден­но за гра­ни­цей, 10 фев­ра­ля 1927 года М.М. Корф напи­шет Про­ха­но­ву: «Со вре­ме­ни изгна­ния мое­го из доро­го­го оте­че­ства я посто­ян­но воз­но­шу искрен­ние молит­вы за вас, име­на кото­рых Гос­подь зна­ет. Хотя мне в июле минет, если Гос­по­ду будет угод­но, 85 лет, но Спа­си­тель мой дает мне еще силы воз­ве­щать Его любовь и вер­ность. Будем вме­сте ждать Его при­ше­ствия, когда Он явит­ся на обла­ках взять Свою Неве­сту (т.е. Цер­ковь — авт.), состо­я­щую из всех искуп­лен­ных дра­го­цен­ною Его Кро­вию. В мои годы я серд­цем не поста­рел, и Гос­подь дает мне силы — духу, душе и телу — про­слав­лять Спа­си­те­ля наше­го и рабо­тать здесь, в Швей­ца­рии, меж­ду наши­ми доро­ги­ми соотечественниками».

Спа­си­те­лю было угод­но, что­бы наш брат, талант­ли­вый и неуто­ми­мый про­по­вед­ник Еван­ге­лия про­жил еще 10 лет — в 1937 году М.М. Корф воз­вра­тил­ся в свой веч­ный дом к Тому, по чьим путям ходил он на зем­ле и чье Свя­тое имя сла­во­сло­вил, живя на земле.

Гла­ва из кни­ги, посвя­щен­ной исто­рии еван­гель­ско­го дви­же­ния на Новгородчине.