Пости­гая фено­мен рос­сий­ско­го протестантизма

В пого­жие дни сен­тяб­ря вот уже две­на­дца­тый год под­ряд по ини­ци­а­ти­ве стар­ше­го пре­сви­те­ра Ана­то­лия Кора­бель в Хра­ме Хри­ста еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов Вели­ко­го Нов­го­ро­да про­хо­дят науч­но-исто­ри­че­ские кон­фе­рен­ции «Фено­мен рос­сий­ско­го протестантизма».

В этом году кон­фе­рен­ция была посвя­ще­на зна­ме­на­тель­ной юби­лей­ной дате – 150-летию нача­ла еван­гель­ско­го про­буж­де­ния сре­ди выс­шей петер­бург­ской ари­сто­кра­тии, свя­зан­но­го с дея­тель­но­стью англий­ско­го про­по­вед­ни­ка лор­да Грен­ви­ла Ред­сто­ка (1833–1913).

Еван­гель­ская мис­сия Ред­сто­ка в Рос­сии ока­за­лась под огнем острой кри­ти­ки со сто­ро­ны сто­рон­ни­ков тра­ди­ци­он­но­го пра­во­сла­вия и свет­ских авто­ров. Не обо­шли вни­ма­ни­ем это­го про­по­вед­ни­ка и наши писа­те­ли-клас­си­ки: Федор Досто­ев­ский, Лев Тол­стой, Иван Тур­ге­нев, Нико­лай Лесков.

О свое­об­раз­ном вос­при­я­тии Ред­сто­ка Нико­ла­ем Лес­ко­вым гово­рил на кон­фе­рен­ции про­по­вед­ник из Там­бо­ва, пре­по­да­ва­тель исто­рии и тео­ло­гии Мос­ков­ско­го инсти­ту­та духов­ной музы­ки Вла­ди­мир Попов в докла­де: «Дон-Кихот про­по­вед­ни­че­ства» (Лорд Ред­сток под пером Нико­лая Лескова)».

Доклад­чик отме­тил, что Лес­ков в кни­ге «Лорд Ред­сток, его уче­ние и про­по­ведь», высту­пил со свой­ствен­ным ему юмо­ром как бла­го­же­ла­тель­ный кри­тик, ука­зы­вая на сла­бые, под­час смеш­ные, и силь­ные сто­ро­ны его про­по­вед­ни­че­ства. В докла­де так­же была про­ана­ли­зи­ро­ва­на и бур­ная реак­ция на порт­рет Ред­сто­ка, нари­со­ван­ный Лесковым.

Ред­сток, как извест­но, мало при­да­вал зна­че­ния веро­ис­по­вед­ным раз­ли­чи­ям. В подоб­ной тональ­но­сти про­зву­чал и доклад док­то­ра бого­сло­вия, про­фес­со­ра Ново­го Заве­та Петер­бург­ской Еван­ге­ли­че­ской Бого­слов­ской Ака­де­мии Йозе­фа Баро­на. Пред­ста­ви­те­лям раз­ных кон­фес­сий про­сто необ­хо­дим диа­лог, необ­хо­ди­мы встре­чи и обмен духов­ным опы­том. Йозеф Барон, автор ака­де­ми­че­ских тру­дов «Тео­ло­гия апо­сто­ла Пав­ла», «Крест и бого­сло­вие», «Крест и фило­со­фия», под­черк­нул, что исто­ри­че­ские тра­ди­ции тех или иных кон­фес­сий не долж­ны раз­де­лять хри­сти­ан, кото­рые испо­ве­ду­ют Еди­но­го Живо­го Бога в трех Лицах.

О харак­тер­ных осо­бен­но­стях тру­до­вой про­те­стант­ской эти­ки гово­рил доцент Петер­бург­ско­го Госу­ни­вер­си­те­та мор­ско­го и реч­но­го фло­та, магистр цер­ков­ной исто­рии Миха­ил Нево­лин. Доклад­чик при­вел в при­мер про­ек­ты и начи­на­ния лиде­ра оте­че­ствен­но­го про­те­стан­тиз­ма Ива­на Про­ха­но­ва по устро­е­нию тру­до­вых ком­мун и арте­лей. Зре­лый хри­сти­а­нин, по оцен­ке Нево­ли­на, рас­смат­ри­ва­ет цер­ков­ное слу­же­ние и граж­дан­скую рабо­ту как два рав­но­цен­ных попри­ща сле­до­ва­ния за Христом.

Древ­няя исто­рия Нов­го­ро­да содер­жит све­де­ния о раз­ных рели­ги­оз­ных иска­ни­ях в наро­де. «Нов­го­род­ские анти­цер­ков­ные дви­же­ния XIV-XVI в.в. в бого­слов­ском дис­кур­се Рус­ско­го Пра­во­сла­вия», — тако­ва была тема докла­да пре­по­да­ва­те­ля Выс­шей Като­ли­че­ской Духов­ной Семи­на­рии Алек­сея Андре­ева. Пра­во­слав­ное духо­вен­ство рас­смат­ри­ва­ло стри­голь­ни­ков и суб­бот­ни­ков как ере­ти­ков и вело с ними борь­бу. Но про­цесс Бого­ис­ка­тель­ства не оста­но­вить гоне­ни­я­ми. Он про­дол­жал­ся и в сле­ду­ю­щие века, порож­дая новые фор­мы и содер­жа­ния рели­ги­оз­ной жизни.

Вто­рая поло­ви­на XX века в Рос­сии была не менее бур­ной неже­ли эпо­ха позд­не­го сред­не­ве­ко­вья. Рас­ко­лы, гоне­ния, поиск пра­виль­но­го отно­ше­ния к госу­дар­ству и обще­ству – все это име­ло место быть при совет­ском режи­ме. Татья­на Николь­ская, член Сою­за писа­те­лей Рос­сии, доцент Петер­бург­ско­го Хри­сти­ан­ско­го уни­вер­си­те­та, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук посвя­ти­ла свой доклад жерт­вен­ным хри­сти­а­нам-подвиж­ни­кам, осно­ва­те­лям хри­сти­ан­ско­го сам­из­да­та на при­ме­ре дея­тель­но­сти под­поль­ной бап­тист­ской типо­гра­фии в Ивангороде.

Магистр цер­ков­ной исто­рии Оль­га Соко­ло­ва увле­ка­ет­ся иссле­до­ва­ни­ем запад­ных и восточ­ных духов­но-мисти­че­ских прак­тик. Она поде­ли­лась сво­и­ми изыс­ка­ни­я­ми о спе­ци­фи­че­ском духов­ном опы­те Жан­ны д‑Арк.

Фило­лог Гали­на Вла­ди­ми­ро­ва откры­ла нам «дру­го­го», мало извест­но­го Сер­гея Есе­ни­на. Слож­ная, впе­чат­ли­тель­ная и про­ти­во­ре­чи­вая нату­ра поэта, во вре­ме­на раз­гу­ла без­бо­жия после боль­ше­вист­ско­го пере­во­ро­та, ста­ла оли­це­тво­ре­ни­ем обще­ствен­но-поли­ти­че­ско­го водо­во­ро­та. Дет­ство и ран­няя юность – жизнь в бла­го­дат­ной хри­сти­ан­ской атмо­сфе­ре под вли­я­ни­ем набож­ной мате­ри. А жизнь в боль­шом горо­де сре­ди экс­тра­ва­гант­ной боге­мы засо­са­ла в тря­си­ны гре­ха и поро­ка. Но в его насле­дии есть и духов­ные сти­хи, есть жем­чу­жи­ны Биб­лей­ской муд­ро­сти и цер­ков­ные пре­да­ния. Вот эту сто­ро­ну жиз­ни и твор­че­ства поэта как раз при­от­кры­ла докладчица.

Оль­га Став­це­ва, Ири­на Туль­пе, Еле­на Некра­со­ва пред­став­ля­ли на кон­фе­рен­ции фило­соф­ское сооб­ще­ство. Оль­га Став­це­ва – иссле­до­ва­тель фило­со­фии и бого­сло­вия дат­ско­го мыс­ли­те­ля Сере­на Кьер­ке­го­ра, рас­ска­за­ла о Пет­ре Ган­зене, пер­вом пере­вод­чи­ке тру­дов фило­со­фа. Ири­на Туль­пе рас­кры­ла лич­ность осно­ва­те­ля «Дес­но­го Брат­ства», Нико­лая Ильи­на, мно­го писав­ше­го о поста­нов­ке обра­зо­ва­ния, как пути к позна­нию Бога-Твор­ца. А Еле­на Некра­со­ва зна­ко­ми­ла участ­ни­ков с исто­ри­ей вхож­де­ния кине­ма­то­гра­фа в цер­ков­ную жизнь Евро­пы, США и России.

Ана­то­лий Кора­бель дав­но сотруд­ни­ча­ет с работ­ни­ка­ми мест­но­го Архи­ва и пре­по­да­ва­те­ля­ми Нов­го­род­ско­го уни­вер­си­те­та. Ната­лья Федо­рук, стар­ший науч­ный сотруд­ник Гос­ар­хи­ва Нов­го­род­ской обла­сти и доцент кафед­ры и архео­ло­гии Нов­го­род­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, высту­пи­ла на кон­фе­рен­ции с докла­дом: «Обзор доку­мен­тов из фон­дов Гос­ар­хи­ва Нов­го­род­ской обла­сти по исто­рии про­те­стан­тов в соста­ве насе­ле­ния Нов­го­род­ской губер­нии (XIX-XX) века».
Собран­ная ста­ти­сти­ка отра­жа­ла осо­бен­но замет­ный рост про­те­стант­ских церк­вей, вклю­чая и бап­ти­стов, в нача­ле XX века.

Фило­соф-рели­гио­вед Вик­тор Кури­лов дав­но зани­ма­ет­ся иссле­до­ва­ни­ем всех пери­пе­тий госу­дар­ствен­но-кон­фес­си­о­наль­ных отно­ше­ний в совет­скую эпо­ху. Его выступ­ле­ние обри­со­ва­ло часто воз­ни­кав­шие кон­флик­ты меж­ду цер­ко­вью и госу­дар­ством и попыт­ки при­ве­де­ния отно­ше­ний в состо­я­ние мир­но­го сосу­ще­ство­ва­ния и диалога.

Вла­ди­мир Его­ров, доцент кафед­ры фило­со­фии, рели­гио­ве­де­ния и педа­го­ги­ки Рус­ской Хри­сти­ан­ской Гума­ни­тар­ной Ака­де­мии рабо­та­ет в обла­сти срав­ни­тель­но­го рели­гио­ве­де­ния. В сфе­ре его науч­ных инте­ре­сов – новые рели­ги­оз­ные дви­же­ния, а так­же кон­фес­сии запад­но­го про­ис­хож­де­ния. Сво­и­ми нара­бот­ка­ми в этой обла­сти он делил­ся с участ­ни­ка­ми конференции.

В рабо­те кон­фе­рен­ции Вла­ди­мир Его­ров участ­ву­ет не впер­вые, так как счи­та­ет, что Нов­го­род­ская кон­фе­рен­ция – зна­ко­вое собы­тие для Рос­сии. Она обо­га­ща­ет свет­ских и цер­ков­ных участ­ни­ков, вно­сит полез­ное мно­го­об­ра­зие в куль­тур­ную и рели­ги­оз­ную жизнь.

В про­грам­ме кон­фе­рен­ции неиз­мен­но при­сут­ству­ет и куль­тур­ная состав­ля­ю­щая. В ста­рин­ном доме, где ранее совер­ша­лись Бого­слу­же­ния, а теперь это кино­му­зей мест­ные веру­ю­щие вре­мя от вре­ме­ни устра­и­ва­ют тема­ти­че­ские духов­но-про­све­ти­тель­ские концерты.

На сей раз кон­церт посвя­щал­ся жен­щи­нам-хри­сти­ан­кам – Ели­за­ве­те Черт­ко­вой, кото­рую Лес­ков назы­вал «ста­ро­сти­хой ред­сто­ков­ской церк­ви». И Марии Мясо­едо­вой, тоже ари­сто­крат­ке, поэтес­се и стра­да­ли­це за веру в Иису­са Хри­ста. Мясо­едо­ва, капи­тан меж­ду­на­род­ной хри­сти­ан­ской мис­сии «Армия Спа­се­ния», сра­зу попа­ла в жер­но­ва мас­со­вых репрес­сий, орга­ни­зо­ван­ных боль­ше­ви­ка­ми. Ее гоня­ли из лаге­ря в лагерь, из ссыл­ки в ссыл­ку. И жизнь свою она закон­чи­ла в сибир­ской лес­ной глу­хо­ма­ни, уха­жи­вая за пре­ста­ре­лы­ми инвалидами.

На вече­ре мно­го зву­ча­ло раз­но­об­раз­ной музы­ки: тра­ди­ци­он­ные пес­но­пе­ния из фон­да еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов и клас­си­ка – этю­ды Шопе­на, сочи­не­ния Гла­зу­но­ва. Испол­ни­те­ли – юные веру­ю­щие из Хра­ма Христа.

Вос­крес­ный день – свое­об­раз­ное про­дол­же­ние кон­фе­рен­ции. Про­по­ве­ди, хоро­вые пес­но­пе­ния, молит­вы пере­ме­жа­ют­ся пока­зом фраг­мен­тов видео­филь­ма из исто­рии общи­ны. Кар­ти­ны трид­ца­ти­лет­ней дав­но­сти о тор­же­ствен­ной уста­нов­ке заклад­но­го кам­ня буду­ще­го Хра­ма, речи выда­ю­щих­ся слу­жи­те­лей, общее пение. По ходу Вос­крес­но­го Бого­слу­же­ния игра­ет духо­вой оркестр из музы­кан­тов раз­ных поко­ле­ний: стар­цы, дети, под­рост­ки и молодежь.

Вся про­грам­ма, все дни, все номе­ра пока­зы­ва­ют уни­каль­ность кон­фе­рен­ции. В сте­нах Хра­ма, на цер­ков­ной пло­щад­ке встре­ча­ют­ся и пло­до­твор­но рабо­та­ют люди цер­ков­ные и люди свет­ские раз­ных спе­ци­аль­но­стей: исто­ри­ки, бого­сло­вы, фило­со­фы, фило­ло­ги, куль­ту­ро­ло­ги и рели­гио­ве­ды. Храм Хри­ста, таким обра­зом, при­об­ре­та­ет уни­вер­саль­ное зна­че­ние, ста­но­вясь в какой-то мере науч­ным и куль­тур­ным цен­тром. Музы­каль­ные кол­лек­ти­вы церк­ви участ­ву­ют не толь­ко в бого­слу­жеб­ных собра­ни­ях, но и успеш­но высту­па­ют с духов­ным репер­ту­а­ром в Домах куль­ту­ры горо­да и района.

Науч­ные раз­ра­бот­ки участ­ни­ков не про­па­да­ют втуне. Они пуб­ли­ку­ют­ся в Аль­ма­на­хе «Фено­мен рос­сий­ско­го про­те­стан­тиз­ма». Аль­ма­нах рас­про­стра­ня­ет­ся по госу­ни­вер­си­те­там и мате­ри­а­лы его вхо­дят в науч­ный оборот.

На кон­фе­рен­ции про­шла пре­зен­та­ция кол­лек­тив­ной моно­гра­фии «О сво­бо­де сове­сти и рели­ги­оз­ных объ­еди­не­ни­ях» — соста­ви­тель и редак­тор Вла­ди­мир Его­ров. Авто­ры – участ­ни­ки кон­фе­рен­ции: Татья­на Николь­ская, Вик­тор Кури­лов, Еле­на Некра­со­ва. Так­же было пред­став­ле­но вто­рое изда­ние кни­ги Ана­то­лия Кора­бель «Свя­той путь» — объ­ем­ный кро­пот­ли­вый труд стар­ше­го пре­сви­те­ра, осве­ща­ю­щий на осно­ве огром­но­го мас­си­ва мате­ри­а­лов и вос­по­ми­на­ний исто­рию еван­гель­ско­го дви­же­ния на Новгородчине.

Нель­зя не ска­зать и об уни­каль­но­сти само­го места. Это гран­ди­оз­ный, вели­че­ствен­ный Храм с боль­шой при­ле­га­ю­щей тер­ри­то­ри­ей, обрам­лен­ной ряда­ми сосен и елей. И осо­бен­ная зем­ля Нов­го­род­ская, по кото­рой из века в век про­ка­ты­ва­лись вол­ны рели­ги­оз­ных иска­ний и зарож­да­лись само­стий­ные духов­ные дви­же­ния. На этой поч­ве как раз вырос­ло и рас­цве­ло инте­рес­ней­шее явле­ние, извест­ное под назва­ни­ем: «Фено­мен рос­сий­ско­го протестантизма».

Вла­ди­мир Попов
Источ­ник