В погожие дни сентября вот уже двенадцатый год подряд по инициативе старшего пресвитера Анатолия Корабель в Храме Христа евангельских христиан-баптистов Великого Новгорода проходят научно-исторические конференции «Феномен российского протестантизма».
В этом году конференция была посвящена знаменательной юбилейной дате – 150-летию начала евангельского пробуждения среди высшей петербургской аристократии, связанного с деятельностью английского проповедника лорда Гренвила Редстока (1833–1913).
Евангельская миссия Редстока в России оказалась под огнем острой критики со стороны сторонников традиционного православия и светских авторов. Не обошли вниманием этого проповедника и наши писатели-классики: Федор Достоевский, Лев Толстой, Иван Тургенев, Николай Лесков.
О своеобразном восприятии Редстока Николаем Лесковым говорил на конференции проповедник из Тамбова, преподаватель истории и теологии Московского института духовной музыки Владимир Попов в докладе: «Дон-Кихот проповедничества» (Лорд Редсток под пером Николая Лескова)».
Докладчик отметил, что Лесков в книге «Лорд Редсток, его учение и проповедь», выступил со свойственным ему юмором как благожелательный критик, указывая на слабые, подчас смешные, и сильные стороны его проповедничества. В докладе также была проанализирована и бурная реакция на портрет Редстока, нарисованный Лесковым.
Редсток, как известно, мало придавал значения вероисповедным различиям. В подобной тональности прозвучал и доклад доктора богословия, профессора Нового Завета Петербургской Евангелической Богословской Академии Йозефа Барона. Представителям разных конфессий просто необходим диалог, необходимы встречи и обмен духовным опытом. Йозеф Барон, автор академических трудов «Теология апостола Павла», «Крест и богословие», «Крест и философия», подчеркнул, что исторические традиции тех или иных конфессий не должны разделять христиан, которые исповедуют Единого Живого Бога в трех Лицах.
О характерных особенностях трудовой протестантской этики говорил доцент Петербургского Госуниверситета морского и речного флота, магистр церковной истории Михаил Неволин. Докладчик привел в пример проекты и начинания лидера отечественного протестантизма Ивана Проханова по устроению трудовых коммун и артелей. Зрелый христианин, по оценке Неволина, рассматривает церковное служение и гражданскую работу как два равноценных поприща следования за Христом.
Древняя история Новгорода содержит сведения о разных религиозных исканиях в народе. «Новгородские антицерковные движения XIV-XVI в.в. в богословском дискурсе Русского Православия», — такова была тема доклада преподавателя Высшей Католической Духовной Семинарии Алексея Андреева. Православное духовенство рассматривало стригольников и субботников как еретиков и вело с ними борьбу. Но процесс Богоискательства не остановить гонениями. Он продолжался и в следующие века, порождая новые формы и содержания религиозной жизни.
Вторая половина XX века в России была не менее бурной нежели эпоха позднего средневековья. Расколы, гонения, поиск правильного отношения к государству и обществу – все это имело место быть при советском режиме. Татьяна Никольская, член Союза писателей России, доцент Петербургского Христианского университета, кандидат исторических наук посвятила свой доклад жертвенным христианам-подвижникам, основателям христианского самиздата на примере деятельности подпольной баптистской типографии в Ивангороде.
Магистр церковной истории Ольга Соколова увлекается исследованием западных и восточных духовно-мистических практик. Она поделилась своими изысканиями о специфическом духовном опыте Жанны д‑Арк.
Филолог Галина Владимирова открыла нам «другого», мало известного Сергея Есенина. Сложная, впечатлительная и противоречивая натура поэта, во времена разгула безбожия после большевистского переворота, стала олицетворением общественно-политического водоворота. Детство и ранняя юность – жизнь в благодатной христианской атмосфере под влиянием набожной матери. А жизнь в большом городе среди экстравагантной богемы засосала в трясины греха и порока. Но в его наследии есть и духовные стихи, есть жемчужины Библейской мудрости и церковные предания. Вот эту сторону жизни и творчества поэта как раз приоткрыла докладчица.
Ольга Ставцева, Ирина Тульпе, Елена Некрасова представляли на конференции философское сообщество. Ольга Ставцева – исследователь философии и богословия датского мыслителя Серена Кьеркегора, рассказала о Петре Ганзене, первом переводчике трудов философа. Ирина Тульпе раскрыла личность основателя «Десного Братства», Николая Ильина, много писавшего о постановке образования, как пути к познанию Бога-Творца. А Елена Некрасова знакомила участников с историей вхождения кинематографа в церковную жизнь Европы, США и России.
Анатолий Корабель давно сотрудничает с работниками местного Архива и преподавателями Новгородского университета. Наталья Федорук, старший научный сотрудник Госархива Новгородской области и доцент кафедры и археологии Новгородского государственного университета, выступила на конференции с докладом: «Обзор документов из фондов Госархива Новгородской области по истории протестантов в составе населения Новгородской губернии (XIX-XX) века».
Собранная статистика отражала особенно заметный рост протестантских церквей, включая и баптистов, в начале XX века.
Философ-религиовед Виктор Курилов давно занимается исследованием всех перипетий государственно-конфессиональных отношений в советскую эпоху. Его выступление обрисовало часто возникавшие конфликты между церковью и государством и попытки приведения отношений в состояние мирного сосуществования и диалога.
Владимир Егоров, доцент кафедры философии, религиоведения и педагогики Русской Христианской Гуманитарной Академии работает в области сравнительного религиоведения. В сфере его научных интересов – новые религиозные движения, а также конфессии западного происхождения. Своими наработками в этой области он делился с участниками конференции.
В работе конференции Владимир Егоров участвует не впервые, так как считает, что Новгородская конференция – знаковое событие для России. Она обогащает светских и церковных участников, вносит полезное многообразие в культурную и религиозную жизнь.
В программе конференции неизменно присутствует и культурная составляющая. В старинном доме, где ранее совершались Богослужения, а теперь это киномузей местные верующие время от времени устраивают тематические духовно-просветительские концерты.
На сей раз концерт посвящался женщинам-христианкам – Елизавете Чертковой, которую Лесков называл «старостихой редстоковской церкви». И Марии Мясоедовой, тоже аристократке, поэтессе и страдалице за веру в Иисуса Христа. Мясоедова, капитан международной христианской миссии «Армия Спасения», сразу попала в жернова массовых репрессий, организованных большевиками. Ее гоняли из лагеря в лагерь, из ссылки в ссылку. И жизнь свою она закончила в сибирской лесной глухомани, ухаживая за престарелыми инвалидами.
На вечере много звучало разнообразной музыки: традиционные песнопения из фонда евангельских христиан-баптистов и классика – этюды Шопена, сочинения Глазунова. Исполнители – юные верующие из Храма Христа.
Воскресный день – своеобразное продолжение конференции. Проповеди, хоровые песнопения, молитвы перемежаются показом фрагментов видеофильма из истории общины. Картины тридцатилетней давности о торжественной установке закладного камня будущего Храма, речи выдающихся служителей, общее пение. По ходу Воскресного Богослужения играет духовой оркестр из музыкантов разных поколений: старцы, дети, подростки и молодежь.
Вся программа, все дни, все номера показывают уникальность конференции. В стенах Храма, на церковной площадке встречаются и плодотворно работают люди церковные и люди светские разных специальностей: историки, богословы, философы, филологи, культурологи и религиоведы. Храм Христа, таким образом, приобретает универсальное значение, становясь в какой-то мере научным и культурным центром. Музыкальные коллективы церкви участвуют не только в богослужебных собраниях, но и успешно выступают с духовным репертуаром в Домах культуры города и района.
Научные разработки участников не пропадают втуне. Они публикуются в Альманахе «Феномен российского протестантизма». Альманах распространяется по госуниверситетам и материалы его входят в научный оборот.
На конференции прошла презентация коллективной монографии «О свободе совести и религиозных объединениях» — составитель и редактор Владимир Егоров. Авторы – участники конференции: Татьяна Никольская, Виктор Курилов, Елена Некрасова. Также было представлено второе издание книги Анатолия Корабель «Святой путь» — объемный кропотливый труд старшего пресвитера, освещающий на основе огромного массива материалов и воспоминаний историю евангельского движения на Новгородчине.
Нельзя не сказать и об уникальности самого места. Это грандиозный, величественный Храм с большой прилегающей территорией, обрамленной рядами сосен и елей. И особенная земля Новгородская, по которой из века в век прокатывались волны религиозных исканий и зарождались самостийные духовные движения. На этой почве как раз выросло и расцвело интереснейшее явление, известное под названием: «Феномен российского протестантизма».
Владимир Попов
Источник