Пре­об­ра­же­ние

Это дра­ма­ти­че­ское собы­тие явля­ет­ся глав­ным пово­рот­ным момен­том в повест­во­ва­ни­ях Еван­ге­лия, посколь­ку теперь, совер­шая Свое слу­же­ние, Иисус направ­ля­ет­ся в Иеру­са­лим, навстре­чу Сво­им стра­да­ни­ям и смер­ти, кото­рая жда­ла Его там. Но преж­де чем все это про­изой­дет, был явлен про­блеск сла­вы. И мы чита­ем в Новом Заве­те, что имен­но бла­го­да­ря сла­ве, шед­шей впе­ре­ди Него, Он смог нести Крест. Откро­ве­ние этой сла­вы Хри­ста, о чем идет речь в этой гла­ве, яви­лось чет­ким под­твер­жде­ни­ем для уче­ни­ков исти­ны, кото­рую испо­ве­дал Петр по вере (Еван­ге­лие от Мат­фея 16:16); но это была так­же и боль­шая под­держ­ка для Само­го Хри­ста, когда Он столк­нул­ся с мука­ми, кото­рые Он испы­тал на дру­гом хол­ме, назы­ва­е­мом Голгофой.

Чте­ние тек­ста Еван­ге­лие от Мат­фея 17:1–13

1 По про­ше­ствии дней шести, взял Иисус Пет­ра, Иако­ва и Иоан­на, бра­та его, и воз­вел их на гору высо­кую одних, 
2 и пре­об­ра­зил­ся пред ними: и про­си­я­ло лицо Его, как солн­це, одеж­ды же Его сде­ла­лись белы­ми, как свет. 
3 И вот, яви­лись им Мои­сей и Илия, с Ним бесе­ду­ю­щие. 
4 При сем Петр ска­зал Иису­су: Гос­по­ди! хоро­шо нам здесь быть; если хочешь, сде­ла­ем здесь три кущи: Тебе одну, и Мои­сею одну, и одну Илии. 
5 Когда он еще гово­рил, се, обла­ко свет­лое осе­ни­ло их; и се, глас из обла­ка гла­го­лю­щий: Сей есть Сын Мой Воз­люб­лен­ный, в Кото­ром Мое бла­го­во­ле­ние; Его слу­шай­те. 
6 И, услы­шав, уче­ни­ки пали на лица свои и очень испу­га­лись. 
7 Но Иисус, при­сту­пив, кос­нул­ся их и ска­зал: встань­те и не бой­тесь. 
8 Воз­ве­дя же очи свои, они нико­го не уви­де­ли, кро­ме одно­го Иису­са. 
9 И когда схо­ди­ли они с горы, Иисус запре­тил им, гово­ря: нико­му не ска­зы­вай­те о сем виде­нии, доко­ле Сын Чело­ве­че­ский не вос­крес­нет из мерт­вых. 
10 И спро­си­ли Его уче­ни­ки Его: как же книж­ни­ки гово­рят, что Илии над­ле­жит прий­ти преж­де? 
11 Иисус ска­зал им в ответ: прав­да, Илия дол­жен прий­ти преж­де и устро­ить все; 
12 но гово­рю вам, что Илия уже при­шел, и не узна­ли его, а посту­пи­ли с ним, как хоте­ли; так и Сын Чело­ве­че­ский постра­да­ет от них. 
13 Тогда уче­ни­ки поня­ли, что Он гово­рил им об Иоанне Крестителе.

Струк­ту­ра отрывка

Для наше­го ана­ли­за тек­ста мы можем раз­де­лить отры­вок на три основ­ные части. Во-пер­вых, у нас есть запись о собы­тии пре­об­ра­же­ния (сти­хи 1–3). Во-вто­рых, мы име­ем пред­ло­же­ние Пет­ра и боже­ствен­ный ответ на него (сти­хи 4–8). И, в‑третьих, мы име­ем пове­ле­ние Иису­са и вопрос уче­ни­ков (сти­хи 9–13).

Это собы­тие, без­услов­но, явля­ет­ся осно­ва­ни­ем и клю­чом ко все­му отрыв­ку. В нем про­сто сооб­ща­ет­ся о том, что про­изо­шло, без каких-либо подроб­но­стей, как мы можем видеть это в дру­гих еван­гель­ских рас­ска­зах. Одна­ко в двух дру­гих частях мы име­ем важ­ней­ший диа­лог. Во вто­рой части мы видим пред­ло­же­ние Пет­ра, сопро­вож­да­е­мое голо­сом с Небес; это откро­ве­ние вызва­ло в уче­ни­ках страх, но сло­ва Иису­са успо­ко­и­ли их. Таким обра­зом, во вто­рой части есть три «речи», кото­рые сле­ду­ет рас­смот­реть. Затем, тре­тья часть, в кото­рой мы видим послед­ствия собы­тия, так­же содер­жит три «речи» – ука­за­ние, за кото­рым после­до­вал вопрос, и ответ. Что инте­рес­но, так это то, что, в конеч­ном сче­те, Иисус вооб­ще не пояс­ня­ет пре­об­ра­же­ние. Голос с Небес объ­яс­ня­ет, Кем явля­ет­ся Иисус, а не то, поче­му Мои­сей и Илия нахо­дят­ся здесь, на горе. У нас оста­ет­ся мно­го вопро­сов, как, впро­чем, и у учеников.

Парал­лель­ные тексты

Повест­во­ва­ние о пре­об­ра­же­нии мы нахо­дим так­же и в дру­гих Еван­ге­ли­ях. Марк (9:2–12) гово­рит нам: «Одеж­ды Его сде­ла­лись бли­ста­ю­щи­ми, весь­ма белы­ми, как снег, как на зем­ле белиль­щик не может выбе­лить» (9:3). Марк сооб­ща­ет так­же нам, что Петр не знал, что гово­рить, пото­му что был напу­ган. Марк не пере­да­ет всех слов, про­зву­чав­ших с Небес, за исклю­че­ни­ем, «Его слу­шай­те». Марк сооб­ща­ет нам, что уче­ни­ки запом­ни­ли услы­шан­ные сло­ва и спра­ши­ва­ли друг дру­га, что зна­чит: вос­крес­нуть из мерт­вых. И в отве­те Иису­са об Илии мы видим, что эта бесе­да содер­жит боль­ше, чем об этом запи­сал Мат­фей. В этот момент Иисус отве­чал, поче­му напи­са­но, что Ему «[над­ле­жит] мно­го постра­дать и быть уни­чи­же­ну», чем и объ­яс­ня­ет­ся, поче­му еще не вос­ста­нов­ле­но Цар­ство, хотя Илия уже приходил.

У Луки мы можем видеть неко­то­рые отли­чи­тель­ные момен­ты (9:28–36). Если дру­гие Еван­ге­лия гово­рят, что это собы­тие про­изо­шло после шести дней, то Лука ука­зы­ва­ет: «дней через восемь». Лука гово­рит, что они взо­шли на гору, что­бы помо­лить­ся. И когда Он молил­ся, то Он пре­об­ра­зил­ся: «Вид лица Его изме­нил­ся, и одеж­да Его сде­ла­лась белою, бли­ста­ю­щею». Лука гово­рит, что Мои­сей и Илия так­же яви­лись во сла­ве, гово­ря с Иису­сом о Его исхо­де из Иеру­са­ли­ма. Лука запи­сы­ва­ет те же самые сло­ва, про­зву­чав­шие с Небес, что и дру­гие Еван­ге­ли­сты, но при этом не вклю­ча­ет в повест­во­ва­ние дис­кус­сию об Илии.

Все три Еван­ге­лия, кото­рые назы­ва­ют­ся синоп­ти­че­ски­ми, отра­жа­ют глав­ную, самую суще­ствен­ную, часть собы­тия. Одна­ко каж­дый Еван­ге­лист счел необ­хо­ди­мым для себя рас­ска­зать об этом их соб­ствен­ным спо­со­бом, соглас­но их цели. Хотя в фоку­се наше­го вни­ма­ния будет рас­сказ Мат­фея, одна­ко мы будем тол­ко­вать его в соот­вет­ствии со все­ми дета­ля­ми о том, что произошло.

Место собы­тия

Это будет неболь­шой абзац, одна­ко сто­ит отме­тить, что суще­ству­ет две тра­ди­ции, кото­рые каса­ют­ся рас­смот­ре­ния место­по­ло­же­ния горы Пре­об­ра­же­ния. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ным и при­ня­тым мне­ни­ем местом Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня счи­та­ет­ся гора Фавор, высо­той 588 мет­ров, рас­по­ло­жен­ная в восточ­ной части Изре­ель­ской доли­ны, в Ниж­ней Гали­лее, в 9 км к юго-восто­ку от Наза­ре­та. Дру­гим пред­став­ле­ни­ем о месте Пре­об­ра­же­ния Гос­по­да явля­ет­ся гора Хев­рон, кото­рая нахо­дит­ся дале­ко на севе­ре от того места, где рас­по­ло­же­на Кеса­рия Филип­по­ва. Эта точ­ка зре­ния име­ет боль­ший смысл для того, что­бы пре­об­ра­же­ние про­изо­шло в этом реги­оне, пото­му что имен­но здесь Иисус совер­шал Свое слу­же­ние, и здесь Петр сде­лал свое при­зна­ние. Без­услов­но, неде­ли вполне доста­точ­но, что­бы добрать­ся почти до любо­го места. Опре­де­ля­ю­щим момен­том в этой исто­рии явля­ет­ся то, что они уда­ли­лись в место, рас­по­ло­жен­ное дале­ко от всех людей.

Если у вас есть вре­мя, то вы може­те изу­чить тра­ди­ции в исполь­зо­ва­нии гор­ных вер­шин для духов­ной прак­ти­ки и в каче­стве свя­тынь. В усло­ви­ях древ­не­го мира это было рас­про­стра­не­но повсе­мест­но. И так как внут­рен­нее побуж­де­ние под­нять­ся на гору при­об­ре­ло устой­чи­вый харак­тер, то Бог так­же исполь­зо­вал этот факт, что­бы откры­вать Себя людям (изу­чи­те гору Синай, Нагор­ную про­по­ведь, гору Пре­об­ра­же­ния и, конеч­но, гору Сион).

Общая атмо­сфе­ра в обще­стве так­же име­ет важ­ное зна­че­ние. После вре­ме­ни попу­ляр­но­сти во вре­мя слу­же­ния в север­ных рай­о­нах, обсто­я­тель­ства начи­на­ют скла­ды­вать­ся про­тив Иису­са. Рели­ги­оз­ные лиде­ры были заня­ты тем, что пыта­лись дис­кре­ди­ти­ро­вать Его, а люди начи­на­ют ухо­дить. Это ста­ло при­чи­ной того, что Иисус спра­ши­вал, что люди дума­ют о Нем, и что гово­рят уче­ни­ки. Теперь, когда Он направ­ля­ет­ся в сто­ро­ну Иеру­са­ли­ма и сво­ей смер­ти, Он пре­об­ра­жа­ет­ся перед тре­мя уче­ни­ка­ми на горе. Это долж­но было обод­рить уче­ни­ков, и неваж­но, что про­изой­дет в Иеру­са­ли­ме, Иисус был Гос­по­дом сла­вы. Спу­стя вре­мя, они, вспо­ми­ная бесе­ды с Учи­те­лем, поня­ли это, но в тот момент, они не мог­ли и поду­мать об этом.

Кон­текст Вет­хо­го Завета

Даже несмот­ря на то, что в тек­сте о неко­то­рых вещах речь идет мимо­хо­дом, может быть полез­но разо­брать­ся с этим сей­час. Петр хотел сде­лать три «кущи» или «укры­тия», или «шала­ша». Он думал о Празд­ни­ке Кущей. Но что побу­ди­ло его думать об этом? Из тек­ста вид­но, что он боял­ся и не знал, что гово­рил. Я думаю, что он ошиб­ся с пред­ло­же­ни­ем, пото­му что это не было вре­мя для празд­ни­ка. Празд­ник кущей празд­но­вал­ся евре­я­ми каж­дый год, пото­му что он напо­ми­нал стран­ство­ва­ние по пустыне или вре­мен­ное пре­бы­ва­ние людей, пока они не посе­ли­лись в Обе­то­ван­ной Зем­ле. Поэто­му люди стро­и­ли неболь­шие шат­ры и жили в них в тече­ние неде­ли, толь­ко что­бы в кон­це отпразд­но­вать вели­кий день празд­ни­ка (мож­но доба­вить, с боль­шим облег­че­ни­ем после напря­жен­ных дней ожи­да­ния). Семи­днев­ное празд­но­ва­ние не толь­ко напо­ми­на­ло о вре­мен­ном пре­бы­ва­нии людей в пустыне, но и насто­я­щий момент, посколь­ку заклю­чи­тель­ный вели­кий день был празд­но­ва­ни­ем при­об­ре­те­ния зем­ли, и (в буду­щем) куль­ми­на­ци­ей обе­то­ва­ний. Имен­но поэто­му этот празд­ник отме­чал­ся в кон­це кален­дар­но­го года.

Петр слы­шал, что неде­лей рань­ше Иисус ска­зал, что неко­то­рые, кто сто­ял там, не испы­та­ют смер­ти, преж­де чем они уви­дят Сына Чело­ве­че­ско­го гря­ду­ще­го в Сво­ем Цар­ствии (Матф.16:28). Теперь, на горе, Петр видел Хри­ста во всей Его сла­ве. Из это­го Петр сде­лал невер­ное заклю­че­ние, поду­мав, что это было нача­ло рас­про­стра­не­ния Цар­ства. В силу сво­е­го импуль­сив­но­го харак­те­ра он хотел сде­лать кущи для боль­шо­го празд­ни­ка. Мы зна­ем, что Петр хоро­шо ведал про­ро­че­ские кни­ги Вет­хо­го Заве­та. В част­но­сти, Заха­рия ясно ука­зы­ва­ет, что люди в Цар­стве будут отме­чать празд­ник Кущей, т.е. куль­ми­на­цию всех обе­то­ва­ний. Петр имел вер­ное пред­став­ле­ние, в целом, но ошиб­ся со вре­ме­нем, пото­му что сна­ча­ла дол­жен был уме­реть Христос.

Инте­рес­но, что Мат­фей гово­рит, что это про­изо­шло по про­ше­ствии шести дней, а Лука гово­рит о вось­ми днях. Воз­мож­но, что Петр сде­лал свое при­зна­ние в суб­бот­ний день или на утро пер­во­го дня неде­ли, в вось­мой день, Гос­подь явил­ся в Сво­ей сла­ве. Если это пра­виль­но, и это един­ствен­ный вари­ант для под­сче­та дней, кото­рый име­ет смысл, тогда сим­во­лизм вос­крес­но­го пре­об­ра­же­ния и вос­крес­но­го вос­кре­се­ния име­ет боль­шое значение.

Ана­лиз текста

Пре­об­ра­же­ние (Еван­ге­лие от Мат­фея 17:1–3). Клю­че­вое сло­во в пер­вых трех сти­хах, и оно же явля­ет­ся глав­ным для все­го отрыв­ка – это «пре­об­ра­зил­ся». В гре­че­ском язы­ке это будет сло­во “metamorphosis”. Сло­во опи­сы­ва­ет пол­ное изме­не­ние фор­мы и сущ­но­сти. Напри­мер, мы исполь­зу­ем это сло­во для опи­са­ния изме­не­ния гусе­ни­цы в бабоч­ку. Здесь мы име­ем пол­ное изме­не­ние в появ­ле­нии или фор­ме Иису­са в при­сут­ствии уче­ни­ков. Теперь Его вид был ярче, чем свет, являя им Его истин­ную славу.

То, что инте­рес­но отме­тить в этом иссле­до­ва­нии сло­ва, так это то, что здесь пере­ме­на темы Филип­пий­цам, kenosis. Там Павел гово­рит, что Хри­стос Иисус при­нял образ слу­ги. Здесь, одна­ко, Слу­га при­ни­ма­ет образ Боже­ства, являя Свою славу.

То же самое сло­во Павел исполь­зо­вал в Посла­нии к Рим­ля­нам 12:1–2, где он пове­ле­ва­ет веру­ю­щим «пре­об­ра­зо­вы­вать­ся» обнов­ле­ни­ем их ума. В жиз­ни веру­ю­ще­го долж­но про­ис­хо­дить под­лин­ное изме­не­ние. Разу­ме­ет­ся, Новый Завет так­же учит, что мы изме­ним­ся, когда мы вой­дем в при­сут­ствие Гос­по­да – тогда мы будем прославлены.

Во вре­мя Пре­об­ра­же­ния появ­ля­ют­ся Мои­сей и Илия, кото­рые раз­го­ва­ри­ва­ют с Гос­по­дом. Мои­сей пред­став­ля­ет Закон, а Илия Про­ро­ков. Мои­сей пред­став­ля­ет тех, кто умер в Гос­по­де, а Илия, тех, кто не умер. Мои­сей запи­сал Закон, кото­рый пред­вос­хи­тил жерт­вен­ное искуп­ле­ние Мес­сии. Илия дол­жен был прий­ти, что­бы под­го­то­вить серд­ца людей к при­ше­ствию Гос­по­да. Мои­сей под­нял­ся на гору Синай, где он был с Гос­по­дом Сла­вы и поэто­му его лицо сия­ло, когда он вер­нул­ся вниз. Илия не умер, но был взят к сла­ве в вих­ре, кото­рый появил­ся вме­сте с огнен­ной колес­ни­цей. Здесь оба из них бесе­ду­ют с Хри­стом, а парал­лель­ные тек­сты гово­рят нам, что они бесе­до­ва­ли об «исхо­де» Иису­са в Иеру­са­лим (гре­че­ское exodus озна­ча­ет мас­со­вое бег­ство). Они гово­ри­ли о Его при­бли­жа­ю­щей­ся смер­ти, исполь­зуя биб­лей­ские тер­ми­ны, а поэто­му мы зна­ем, что они гово­ри­ли об этом, как об испол­не­нии вели­ко­го избав­ле­ния в Егип­те. Смерть Иису­са ста­ла бы мас­со­вым бег­ством от нево­ли гре­ха в мире.

Тогда виде­ние было ясным: Хри­стос явил­ся в Сво­ей сла­ве, и к Нему при­со­еди­ни­лись Мои­сей и Илия, что­бы ука­зать, что Он соби­рал­ся испол­нить Закон и Про­ро­ков, и что смерть не может раз­ру­шить сла­ву, кото­рая после­ду­ет. Мои­сей и Илия были и ныне живы, и про­слав­ле­ны. В те дни, когда Иисус будет нахо­дить­ся в Иеру­са­ли­ме, Ему будет угро­жать смерть, но смерть в слу­же­нии Богу – это есть путь к славе.

Ответ Пет­ра (17:4–8). Мат­фей не гово­рит нам, поче­му Петр ска­зал то, что ска­зал, и не ком­мен­ти­ру­ет при­ем­ле­мость сво­е­го рас­ска­за о про­ис­шед­шем на горе. Он про­сто сооб­ща­ет о пред­ло­же­нии Пет­ра сде­лать три кущи, что­бы отпразд­но­вать оче­вид­ное испол­не­ние обе­ща­ний. Сле­ду­ет заме­тить, что посту­пок Пет­ра не име­ет ниче­го обще­го с про­яв­ле­ни­ем непо­чти­тель­но­сти или свое­во­лия. Мы долж­ны отме­тить, что сло­ва Пет­ра: «Гос­по­ди! хоро­шо нам здесь быть; если хочешь…», ука­зы­ва­ют на любовь Пет­ра к Гос­по­ду, и его готов­ность сде­лать что-либо для Него, если Он пожелает.

Вто­рая речь в этой части отрыв­ка – это голос с Небес. Это не столь­ко ответ Пет­ру, сколь­ко откро­ве­ние, кото­рое доми­ни­ру­ет над всем, что про­ис­хо­ди­ло, и в любом слу­чае пол­но­стью затме­ва­ет все, о чем думал или ска­зал Петр. Это было непе­ре­да­ва­е­мо, видеть пре­об­ра­зив­ше­го­ся Иису­са, Его одеж­ду и Его внеш­ность – одеж­ды, более свет­лые, чем свет, и про­си­яв­шее лицо, что напу­га­ло уче­ни­ков, как повест­ву­ют нам об этом дру­гие Еван­ге­лия. Дру­гая вещь, кото­рая вызва­ла подоб­ную реак­цию у уче­ни­ков, был голос с Небес, под­твер­жда­ю­щий, что Иисус есть Сын Божий. Хри­стос, Мес­сия (на иври­те) был не про­сто сыном Дави­да, а поэто­му назы­вал­ся «Божьим Сыном»; Он был Божьим Сыном, при­дя в этот мир уни­каль­ным обра­зом. Бог (мы зна­ем, Отец) объ­явил: «Сей есть Сын Мой Воз­люб­лен­ный, в Кото­ром Мое бла­го­во­ле­ние; Его слу­шай­те». Голос с Небес ука­зы­вал на три важ­ных момен­та: Иисус есть Сын Божий, Иисус любим и обо­жа­ем Отцом и Иису­су долж­ны пови­но­вать­ся. Рели­ги­оз­ные лиде­ры того вре­ме­ни отвер­га­ли все эти идеи, а люди под­вер­га­ли их сомне­нию. Уче­ни­ки, тем не менее, зна­ли, что Иисус был Божьим Сыном (в неко­то­ром роде), что Он испол­нял волю Отца и Ему сле­до­ва­ло пови­но­вать­ся. Теперь же, это пре­об­ра­же­ние пря­мо под­твер­ди­ло их веру – и это, без­услов­но, обод­ри­ло Иису­са, рав­но как и вызва­ло ответ­ную реак­цию у оппо­зи­ции, кото­рая рас­ши­ри­лась и укрепилась.

Реак­ция людей на этой горе отра­жа­ет реак­цию Изра­и­ля у горы Синай. Там, в Исхо­де (19–24), сла­ва ГОСПОДА была явле­на в обла­ке на вер­шине горы, когда Мои­сей полу­чил Закон. Из-за при­сут­ствия ГОСПОДА, лицо Мои­сея нача­ло отра­жать сла­ву Бога, Кото­ро­му нуж­но было пови­но­вать­ся – тому, что Он гово­рил. Биб­лия гово­рит, что люди слы­ша­ли глас слов Его, они не виде­ли ГОСПОДА, но они слы­ша­ли сло­ва (Втор.4). Это виде­ние, и этот голос под­твер­дил им, что этот Закон был дан ГОСПОДОМ Богом, и его сле­до­ва­ло исполнять.

Как повест­ву­ет Еван­ге­лие от Мат­фея 17 гла­ва, уче­ни­ки были напу­га­ны, услы­шав этот голос, и потер­пе­ли фиа­ско. Одна­ко Гос­подь Иисус при­сту­пил к ним и успо­ко­ил их. Таким обра­зом, тре­тья речь в этой части отрыв­ка – это Его про­стые сло­ва: «Встань­те и не бой­тесь». И когда уче­ни­ки посмот­ре­ли, то они нико­го не уви­де­ли, кро­ме Иису­са. Откро­ве­ние было дано не для того, что­бы все­лить страх в уче­ни­ков, хотя все откро­ве­ние долж­но вызвать – в каче­стве ответ­ной реак­ции – страх и пови­но­ве­ние, а для того, что­бы явить нам сла­ву суве­рен­но­го Гос­по­да, и при­звать нас пови­но­вать­ся. Это откро­ве­ние убе­ди­ло, обод­ри­ло и укре­пи­ло уче­ни­ков в их вере и послу­ша­нии. Для это­го Иисус при­сту­пил к ним, и «кос­нул­ся их». Это при­кос­но­ве­ние не было про­стым дока­за­тель­ством того, что Он был насто­я­щим, но озна­ча­ло, что они были Его дру­зья­ми, и были при­ня­ты Им. Это было при­кос­но­ве­ние успо­ко­е­ния, сопро­вож­дав­ше­е­ся сло­ва­ми: «Не бойтесь».

Сле­ду­ет пом­нить, что откро­ве­ние Бога Сво­е­му наро­ду явля­ет­ся демон­стра­ци­ей Его люб­ви и Его мило­сти для них. Без­услов­но, мысль об этом пора­жа­ет нас. Более того, каж­дое обра­ще­ние к откро­ве­нию Бога под­твер­жда­ет нам, что Иисус – наш Гос­подь, и что наша вера не напрас­на, и что мы не долж­ны жить в стра­хе, но что долж­ны жить верой в Него. И такое откро­ве­ние дает нам еще одно сло­во от Бога о надеж­де на сла­ву, кото­рая будет дана нам в буду­щем, неза­ви­си­мо от того, что мы долж­ны тер­петь здесь, на зем­ле. Толь­ко во Хри­сте есть надеж­да вый­ти из моги­лы во славе.

Вопрос об Илии (17:9–13). О Пре­об­ра­же­нии и откро­ве­нии с Небес мож­но было бы рас­ска­зать гораз­до боль­ше, одна­ко рам­ки ста­тьи не поз­во­ля­ют вый­ти за ее гра­ни­цы, а поэто­му нам надо дви­гать­ся даль­ше. Заклю­чи­тель­ная часть повест­во­ва­ния о Пре­об­ра­же­нии содер­жит вопрос об Илии (в дру­гих Еван­ге­ли­ях нет). Это мож­но было бы иссле­до­вать как отдель­ную исто­рию, посколь­ку это­го доста­точ­но, что­бы разо­брать­ся с выше­упо­мя­ну­тым, но в свя­зи с появ­ле­ни­ем Илии, нам сле­ду­ет вклю­чить этот момент в обсуждение.

Спус­ка­ясь с горы, Иисус пре­ду­пре­дил уче­ни­ков, что­бы они не рас­ска­зы­ва­ли нико­му о том, что они виде­ли до тех пор, пока Сын Чело­ве­че­ский «не вос­крес­нет из мерт­вых». Дру­гие Еван­ге­ли­сты сооб­ща­ют нам, что уче­ни­ки не были уве­ре­ны в том, что Он под­ра­зу­ме­вал под вос­кре­се­ни­ем из мерт­вых, даже при том, что еще до Пре­об­ра­же­ния Он пред­ска­зы­вал Свою смерть (16:21), а Петр воз­ра­зил Ему на это (16:22). Откро­ве­ние Пре­об­ра­же­ния было про­ро­че­ским откро­ве­ни­ем сла­вы Хри­ста, а вос­кре­се­ние из мерт­вых под­твер­дит то, что откры­ло Пре­об­ра­же­ние. Если бы новость о пре­об­ра­же­нии рас­про­стра­ни­лась преж­де­вре­мен­но, то она мог­ла бы быть непра­виль­но поня­той и, воз­мож­но, мно­гие после­до­ва­те­ли Иису­са попы­та­лись бы воз­ве­сти Его на пре­стол, преж­де чем Он вой­дет в Иеру­са­лим, что­бы уме­реть за их грехи.

Уче­ни­ки хоте­ли знать, поче­му учи­те­ля гово­ри­ли, что Илии над­ле­жит прий­ти преж­де. Они виде­ли Хри­ста в Его сла­ве; они виде­ли Мои­сея и Илию; но при этом они не долж­ны были гово­рить об этом до тех пор, пока Иисус не умрет и не вос­крес­нет сно­ва. Иисус отве­тил им: «Прав­да, Илия дол­жен прид­ти преж­де и устро­ить все». Это будет в буду­щем; это еще не Илия про­ро­ка Мала­хии. Затем Иисус добав­ля­ет, «что Илия уже при­шел, и не узна­ли его». Конеч­но же, Он гово­рил им об Иоанне Кре­сти­те­ле. Уче­ние об Иоанне нико­им обра­зом не учит о пре­об­ра­же­нии. Гос­подь про­сто гово­рит, что Иоанн испол­нил про­ро­че­ство о том, что Илия дол­жен прий­ти пер­вым. Одна­ко это еще не было вре­ме­нем для испол­не­ния всех вещей, и Иоанн не изме­нил стра­ну к луч­ше­му, пото­му что он был схва­чен и каз­нен. Дело в том, что Иисус будет так­же схва­чен и каз­нен. Иисус гово­рил уче­ни­кам, что короне будет пред­ше­ство­вать крест. Как Иоанн, так и Иисус, долж­ны постра­дать от рук злых людей. Нет ника­кой необ­хо­ди­мо­сти, что­бы здесь иссле­до­вать все дета­ли про­ро­честв об Илии. Вы може­те выпол­нить обзор все­го того, что ска­за­но в Биб­лии, изу­чив Мат­фея 11. Здесь сло­ва Иису­са ука­зы­ва­ют на то, что Иоанн при­хо­дил, что­бы испол­нить про­ро­че­ство об Илии, но Илия при­дет и устро­ит все вещи. Еще боль­шее испол­не­ние про­ро­честв про­изой­дет во вре­мя вто­ро­го при­ше­ствия, когда Иисус явит­ся во всей сла­ве (см. виде­ние Иоан­на в Откро­ве­нии 1).

Заклю­че­ние и применение

Иоанн напи­сал в про­ло­ге к Сво­е­му Еван­ге­лию: «И Сло­во ста­ло пло­тию, и оби­та­ло с нами, пол­ное бла­го­да­ти и исти­ны; и мы виде­ли сла­ву Его, сла­ву, как Еди­но­род­но­го от Отца» (Иоан.1:14). Сре­ди про­чих вещей Иоанн, по-види­мо­му, имел в виду и это собы­тие. Сре­ди трех уче­ни­ков, видев­ших сла­ву Гос­по­да Иису­са Хри­ста, был и Иоанн. Эти уче­ни­ки зна­ли, что Он был боже­ствен­ным Сыном, Кото­рый при­шел в этот мир. Для них все еще оста­ва­лось не ясным Его смерть и вос­кре­се­ние, но поз­же они пой­мут более пол­но при­чи­ну это­го откро­ве­ния на горе. Мат­фей рас­ска­зы­ва­ет об этом собы­тии, что­бы пред­ста­вить лич­ность Иису­са Хри­ста совер­шен­но ясно, пото­му что в остав­шей­ся части Еван­ге­лия в фоку­се повест­во­ва­ния будет нахо­дит­ся воз­рас­та­ю­щая оппо­зи­ция, стра­да­ние и смерть. Одна­ко Пре­об­ра­же­ние пока­за­ло, что Он – Гос­подь Сла­вы, в Кото­ром Его Отцу нра­ви­лось все, что Он делал, и что Он – Тот, Кото­ро­му пови­ну­ют­ся. Вели­ко­леп­ное явле­ние Иису­са и голос с Небес не оста­ви­ли сомне­ний в умах учеников.

Гово­ря о при­ме­не­нии, на ум при­хо­дит несколь­ко обла­стей. Во-пер­вых, Пре­об­ра­же­ние не толь­ко настав­ля­ет нас, но и рас­кры­ва­ет истин­ную при­ро­ду Иису­са. Это собы­тие при­от­кры­ва­ет заве­су над тем, чему над­ле­жит слу­чить­ся, не толь­ко в свя­зи с Его при­хо­дом с Небес, но так­же и воз­мож­но­стью наше­го про­слав­ле­ния. Имен­но по этой при­чине Павел ука­зы­ва­ет в Посла­нии к Рим­ля­нам на всю важ­ность пре­об­ра­зо­ва­ния: мы долж­ны начать менять­ся в наших духов­ных жиз­нях теперь, а Бог закон­чит его в нашем реаль­ном пере­хо­де, что­бы торжествовать.

Во-вто­рых, откро­ве­ние тре­бу­ет отве­та. Есте­ствен­ная реак­ция – на уровне инстинк­та – это страх и покло­не­ние, когда мы пада­ем ниц перед Ним. Но прак­ти­че­ское про­дол­же­ние наше­го отве­та сле­ду­ет из боже­ствен­но­го пове­ле­ния слу­шать­ся Его, то есть пови­но­вать­ся Его коман­дам. Если Иисус дей­стви­тель­но явля­ет­ся Гос­по­дом Сла­вы, а не про­сто чело­ве­ком из Гали­леи, тогда мы долж­ны покло­нять­ся Ему и пови­но­вать­ся Ему.

В‑третьих, откро­ве­ние Бога дано нам, пото­му что Бог любит нас и жела­ет, что­бы мы были с Ним во сла­ве. В конеч­ном сче­те, при­кос­но­ве­ние руки Иису­са, веро­ят­но, было наи­луч­шим под­твер­жде­ни­ем это­му. Конеч­но, у людей, кото­рые отвер­га­ют Спа­си­те­ля и отка­зы­ва­ют­ся пови­но­вать­ся Его сло­ву, есть мно­го при­чин, что­бы боять­ся. Но мы – те, кто покло­ня­ет­ся Ему и слу­жит Ему, име­ем Его обра­ще­ние: «Не бой­тесь». И поз­же: «При­ду опять и возь­му вас к Себе, что­бы и вы были, где Я» (Иоан.14:3).

Что каса­ет­ся шагов в мето­де иссле­до­ва­ния Биб­лии, кото­рый мы исполь­зо­ва­ли здесь, то в цен­тре наше­го вни­ма­ния было само собы­тие и обсуж­де­ние содер­жа­ния тек­ста. Резуль­та­ты рабо­ты с тек­стом пока­зы­ва­ют, что диа­лог, бесе­ды и обра­ще­ние к парал­лель­ным тек­стам важ­ны для тол­ко­ва­ния. Мы так­же видим всю важ­ность иссле­до­ва­ния сло­ва «пре­об­ра­же­ние», а так­же то, как оно соеди­ня­ет нас с дру­ги­ми отрыв­ка­ми. И нако­нец, мы долж­ны так­же под­черк­нуть важ­ность кон­тек­ста Вет­хо­го Заве­та (кущи и Илия) для пони­ма­ния все­го, что про­ис­хо­дит в повест­во­ва­нии о Пре­об­ра­же­нии Иису­са Христа.

Нико­лай Сыро­ват­ко, 
кан­ди­дат гео­гра­фи­че­ских наук, СПб.

Пре­об­ра­же­ние

Пред­по­ла­га­ют, что пре­об­ра­же­ние Иису­са про­изо­шло на горе Фавор, вско­ре после Его послед­не­го ухо­да из Гали­леи, при­мер­но око­ло 4 меся­цев до Его смер­ти. Одна из целей Его пре­об­ра­же­ния заклю­ча­лась в утвер­жде­нии веры уче­ни­ков в боже­ствен­ную при­ро­ду Иису­са Хри­ста, для предот­вра­ще­ния потря­се­ния в гря­ду­щие тяже­лые вре­ме­на. И апо­стол Петр нико­гда не забы­вал это­го. Оно ста­ло ему зало­гом при его муче­ни­че­ской смер­ти (2 Пет. 1:14:18). Поми­мо того, оно было гран­ди­оз­ным куль­ми­на­ци­он­ным сви­де­тель­ством непо­сред­ствен­но с неба, что Хри­стос был един­ствен­ным, в Кото­ром сошлись и завер­ши­лись все вет­хо­за­вет­ные пророчества.

Апо­стол Лука пишет об этом так: 
 
“Гово­рю же вам истин­но: есть неко­то­рые из сто­я­щих здесь, кото­рые не вку­сят смер­ти, как уже уви­дят Цар­ствие Божие. После сих слов, дней через восемь, взяв Пет­ра, Иоан­на и Иако­ва, взо­шел Он на гору помо­лить­ся. И когда молил­ся, вид лица Его изме­нил­ся, и одеж­да Его сде­ла­лась белою, бли­ста­ю­щею. И вот, два мужа бесе­до­ва­ли с Ним, кото­рые были Мои­сей и Илия; явив­шись во сла­ве, они гово­ри­ли об исхо­де Его, кото­рый Ему над­ле­жа­ло совер­шить в Иеру­са­ли­ме. Петр же и быв­шие с ним отяг­че­ны были сном; но, про­бу­див­шись, уви­де­ли сла­ву Его и двух мужей, сто­яв­ших с Ним. И когда они отхо­ди­ли от Него, ска­зал Петр Иису­су: Настав­ник! хоро­шо нам здесь быть; сде­ла­ем три кущи: одну Тебе, одну Мои­сею и одну Илии, – не зная, что гово­рил. Когда же он гово­рил это, яви­лось обла­ко и осе­ни­ло их; и устра­ши­лись, когда вошли в обла­ко И был из обла­ка глас, гла­го­лю­щий: Сей есть Сын Мой Воз­люб­лен­ный, Его слу­шай­те. Когда был глас сей, остал­ся Иисус один. И они умол­ча­ли, и нико­му не гово­ри­ли в те дни о том, что виде­ли”. 
 
Еван­ге­лие от Луки 9:27–36

Яви нам, Господи, ту гору, 
Даруй узреть и нам, 
Что пережить пришлось в ту пору 
Твоим ученикам. 
 
Пред изумленными очами 
Открылся новый мир! 
Поплыл прозрачными волнами 
Невиданный эфир… 
 
Лицо Господне просияло, 
Как солнце в летний зной; 
Одежды светлые блистали 
Слепящей белизной. 
 
И в светлом облаке был слышен 
Им голос неземной, 
Принесшийся от Бога свыше: 
"Се Сын любимый Мой!" 
 
И пуще прежнего дивились, 
Когда во славе сей, 
В сиянье радужном явились 
Илья и Моисей, 
 
Мир чудным светом озарился 
Пред взором рыбаков 
И Царства вечного открылся 
Таинственный покров. 

О, чудный миг общенья с Богом! 
И, Петр, сияя весь, 
Воскликнул с пламенным восторгом: 
-Как хорошо нам здесь!.. 
 
О, если б длились бесконечно 
Мгновения отрад 
Вдали от злобы человечьей 
И горечи утрат! 
 
Но краток отдых на Фаворе, 
В торжественных лучах... 
А там, внизу, людское море, 
Где грех царит и страх; 
 
И им поплыть придется вскоре 
В его шальных волнах... 
 
Пойдут на скорби и мученья, 
Чтоб грешники смогли 
Услышать правду о спасенье 
Во всех концах земли. 
 
И скоро светлое сиянье 
Господнего лица 
Покроют грешники шипами 
Тернового венца... 
 
Была свидетелем вершина 
Фавор - горы святой, 
Что Бог послал на землю Сына, 
Чтоб род спасти людской.