Пре­об­ра­же­ние Господне


Был день, каких было и рань­ше нема­ло: 
Баг­ро­вое солн­це всё так­же вста­ва­ло, 
Щипа­ли тра­ву доб­ро­душ­ные овцы, 
Руга­лись тор­гов­ки, спе­ши­ли торговцы.

Все­мир­но рев­нуя о вере и Боге, 
Твер­ди­ли рав­ви­ны закон в сина­го­ге. 
Но что-то слу­чить­ся долж­но будет вско­ре – 
Гото­ви­лось чудо на древ­нем Фаворе.

На древ­нем Фаво­ре, кру­том и зелё­ном, 
Дре­ма­ли апо­сто­лы, сном отяг­чён­ные. 
И вдруг про­бу­ди­лись: Учи­тель пред ними 
В одеж­дах, что сол­неч­ный свет вмиг затмили.

Сия­ло лицо Его; рядом, к тому же, 
Сто­я­ли ещё два боже­ствен­ных мужа. 
С вос­тор­гом апо­сто­лы мыс­ли­ли: «Рав­ви, 
Впер­вые явил­ся Ты в силе и сла­ве, 
Ты с нами ходил в оде­я­нье убо­гом, 
Но толь­ко теперь Ты пред­ста­вил­ся Богом».

Юрий и Вера Артемьевы

Пре­об­ра­же­ние Господне

Мно­гие хри­сти­ане меч­та­ли бы про­ве­сти ночь с 18 на 19 авгу­ста на горе Фавор. В Еван­ге­лии не гово­рит­ся о том, что Пре­об­ра­же­ние про­изо­шло имен­но здесь. Толь­ко у Иса­ии есть такие сло­ва: «преж­нее вре­мя ума­ли­ло зем­лю Заву­ло­но­ву и зем­лю Неф­фа­ли­мо­ву; но после­ду­ю­щее воз­ве­ли­чит. Народ, ходя­щий во тьме, уви­дит свет вели­кий». Над гра­ни­цей колен Заву­ло­на и Неф­фа­ли­ма как раз и воз­вы­ша­ет­ся Фавор. Но глав­ное даже не это про­ро­че­ство, а исто­рия, запи­сан­ная в Свя­щен­ном Писа­нии о потря­са­ю­щем душу собы­тие, ради кото­ро­го мно­гие палом­ни­ки так стре­мят­ся попасть сюда…

Одна­жды – это было года за два до Пас­хи Стра­да­ний – Гос­подь взо­шел на гору помо­лить­ся и про­был там всю ночь. Когда же настал день, Он при­звал уче­ни­ков Сво­их и избрал из них две­на­дцать, кото­рых и наиме­но­вал Апо­сто­ла­ми. Так по-гре­че­ски назы­ва­лись пред­ста­ви­те­ли общин, выпол­няв­шие в Изра­и­ле функ­ции поч­та­льо­нов: под­вое ходи­ли они по горо­дам, раз­но­си­ли ново­сти, пись­ма и соби­ра­ли пожерт­во­ва­ния. Обык­но­вен­но они поль­зо­ва­лись боль­шим дове­ри­ем, так что люди даже дове­ря­ли им решать свои спо­ры. 
 
Тро­им из сво­их Послан­ни­ков Хри­стос дал новые име­на: Симо­на нарек Кам­нем – Пет­ром, а бра­тьев Иако­ва и Иоан­на – Сына­ми Гро­мо­вы­ми. Это было зна­ком край­ней бли­зо­сти – пра­вом род­но­го Отца, и в то же вре­мя гово­ри­ло о том, что воз­ло­жен­ная мис­сия потре­бу­ет от уче­ни­ков не про­сто искрен­не­го усер­дия, а Пере­рож­де­ния. 
 
Люди, тянув­ши­е­ся к Иису­су как к Чудо­твор­цу, Цели­те­лю, осо­бен­но не пони­ма­ли, Кто Он. И вот одна­жды после уеди­нен­ной молит­вы Он спро­сил их: «За кого почи­та­ет Меня народ? » – «За Иоан­на Кре­сти­те­ля, а иные за Илию; дру­гие же гово­рят, что один из древ­них про­ро­ков вос­крес ». – «А вы за кого почи­та­е­те Меня?» Отве­чал Петр: «Ты – Хри­стос, Сын Бога Жива­го». 
 
«Бла­жен ты, Симон, сын Ионин, — ска­зал Иисус, — пото­му что не плоть и кровь откры­ли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небе­сах; и Я гово­рю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Цер­ковь Мою, и вра­та ада не одо­ле­ют ее» С это­го вре­ме­ни Хри­стос стал рас­кры­вать им Тай­ну Мес­си­ан­ства, гово­ря о том, что Сыну Чело­ве­че­ско­му долж­но мно­го постра­дать, и быть отвер­же­ну ста­рей­ши­на­ми, пер­во­свя­щен­ни­ка­ми и книж­ни­ка­ми, и быть уби­ту, и в тре­тий день вос­крес­нуть. Но ее постичь они пока не мог­ли. 
 
Тогда Гос­подь, обра­тив­шись ко всем, ска­зал: «Истин­но гово­рю вам есть неко­то­рые из сто­я­щих здесь, кото­рые не вку­сят смер­ти, как уже уви­дят Цар­ствие Божие. И через восемь дней, взяв Пет­ра, Иоан­на и Иако­ва, взо­шел Он на гору помо­лить­ся. И когда молил­ся, вид лица Его изме­нил­ся, про­си­ял, как Солн­це, и одеж­да Его сде­ла­лась белою, бли­ста­ю­щею, как снег. 
 
И вот, два мужа бесе­до­ва­ли с Ним, кото­рые были Мои­сей и Илия, явив­шись во сла­ве, они гово­ри­ли об Исхо­де, кото­рый Ему над­ле­жа­ло совер­шить в Иеру­са­ли­ме. 
 
Уче­ни­ки усну­ли, но, очнув­шись, уви­де­ли Хри­ста и вели­ких мужей. И не пом­ня себя от сча­стья, Петр ска­зал: Рав­ви! хоро­шо нам здесь быть; сде­ла­ем три кущи: одну Тебе, одну Мои­сею и одну Илии, не зная, что гово­рил. И вдруг яви­лось обла­ко и осе­ни­ло их; и в нозд­ри уда­рил тон­кий хлад, и лег­кие напол­ни­лись дыха­ни­ем Рая. И был из обла­ка глас, гла­го­лю­щий: Сей есть Сын Мой Воз­люб­лен­ный, Его слу­шай­те. 
 
Им были зна­ко­мы эти сло­ва – их слы­шал Иоанн при Иор­дане. Теперь Мес­сия открыл­ся им тро­им, в осле­пи­тель­ном сия­нии Боже­ствен­ной Сла­вы, ожи­да­ю­щей всех, кто упо­ва­ет на Него. Прав­да, они так и не поня­ли, что уви­де­ли Веч­ный Свет толь­ко пото­му, что их Настав­ник и Друг шел на Крест, и всё спра­ши­ва­ли друг дру­га, что зна­чит: вос­крес­нуть из мерт­вых? 
 
Этот вопрос хри­сти­ане зада­ют и сего­дня. И вот ино­гда Вос­крес­ший Хри­стос, все­гда живу­щий с нами и бес­ко­неч­но любя­щий нас, дарит Церк­ви Сво­ей и людям Сво­им радость Сво­е­го при­сут­ствия и это див­ное пере­жи­ва­ние пре­об­ра­жен­но­го Им мира. Что­бы, сохра­нив эту встре­чу с Богом как самую вели­кую дра­го­цен­ность, вер­ные уче­ни­ки мог­ли поде­лить­ся ей со всей Землей.

Вы шли тол­пою, врозь и пара­ми, вдруг кто-то вспом­нил, что сегодня

Шестое авгу­ста по ста­ро­му, Пре­об­ра­же­ние Господне.

Обык­но­вен­но свет без пла­ме­ни исхо­дит в этот день с Фавора,

И осень, ясная как зна­ме­нье, к себе при­ко­вы­ва­ет взоры…

Борис Пастер­нак