При­мер из жиз­ни для души каж­до­го человека

В Нов­го­род­ской губер­нии меж­ду Песто­во и Чере­пов­цом близ села Ива­нов­ско­го нахо­ди­лось име­ние Марии Гри­го­рьев­ны Пей­кер. Ее имя зна­чи­мо для рус­ской исто­рии еван­гель­ско­го дви­же­ния, пото­му что она явля­лась редак­то­ром рели­ги­оз­но – нрав­ствен­но­го жур­на­ла «Рус­ский рабо­чий», кото­рый выхо­дил с 1875 по 1886 год.

“Жур­нал изда­ет­ся с целью доста­вить рабо­че­му насе­ле­нию нази­да­тель­ное чте­ние по дешё­вой цене. Озна­ко­мить чита­те­лей со Сло­вом Божьим, необ­хо­ди­мым для души каж­до­го чело­ве­ка, воз­бу­дить в них жаж­ду добра, пока­зать им сло­ва­ми Свя­щен­но­го Писа­ния и при­ме­ра­ми из жиз­ни, что во вся­ком поло­же­нии мож­но слу­жить Богу и ближ­ним в истине и в люб­ви, – вот глав­ная зада­ча, кото­рую ста­ра­ет­ся выпол­нить наш жур­нал”, – писа­ла М. Г. Пей­кер. Идео­ло­ги­че­ские цен­зо­ры все­гда и во всем нахо­ди­ли «кра­мо­лу», что достав­ля­ло боль­шие труд­но­сти для изда­тель­ни­цы, но были и дру­зья, кото­рые под­дер­жи­ва­ли. Так, Нико­лай Семе­но­вич Лес­ков в сво­ем пись­ме к Марии Гри­го­рьевне от 21 июня 1879 г. из Риги писал: «Рус­ско­го рабо­че­го» надо вос­со­здать, что­бы он дей­стви­тель­но шел и дело делал. Жур­нал народ­ный, в сво­бод­ном истин­но хри­сти­ан­ском духе в Рос­сии есть пред­при­я­тие самое доб­рое и самое бла­го­че­сти­вое, и чис­ло его под­пис­чи­ков долж­но быть 100—200 тысяч. Пусть Вас это не удив­ля­ет, — это несо­мнен­но так. Но изда­ние надо вести забот­ли­во, ста­ра­тель­но и толь­ко в духе хри­сти­ан­ском, не вда­ва­ясь ни в какую цер­ков­ность, ни в орто­док­саль­ную*, ни в ред­сто­ков­скую**. Это я Вам ска­зал не толь­ко как чело­век, Вас любя­щий, но и как жур­на­лист, у кото­ро­го есть за пле­ча­ми дол­гий опыт и пони­ма­ние изда­тель­ско­го дела, с кото­рым играть нельзя».

В сво­их вос­по­ми­на­ни­ях о семье Пей­кер пишет сын писа­те­ля А. Н. Лес­ков – «Непо­сред­ствен­ные отно­ше­ния пока­за­лись вза­им­но столь при­ят­ны­ми и про­сты­ми, что в зиму 1878—1879 годов даже я, две­на­дца­ти­лет­ний маль­чик, стал непре­мен­ным гостем тихих Пей­ке­ров­ских суб­бот­них вече­ров, про­хо­див­ших в мяг­ких бесе­дах, в кото­рых весь­ма часто вид­ное уча­стие при­ни­мал и мой отец. Здесь я, под покро­ви­тель­ствен­ным руко­вод­ством два­дца­ти­лет­ней Алек­сан­дры Ива­нов­ны (доче­ри М. Г. Пей­кер), зна­ко­мил­ся с Еван­ге­ли­ем, выре­зал, накле­и­вал и рас­кра­ши­вал медо­вы­ми крас­ка­ми избран­ные тек­сты для раз­да­ри­ва­ния их менее меня про­све­щен­ным, пел с ее голо­са издан­ные ею же “люби­мые сти­хи” на тот или иной еван­гель­ский стих или пса­лом и даже играл на англий­ском кон­цер­ти­но. Друж­ба наша так рос­ла, что вес­ной Пей­ке­ры нача­ли про­сить отца отпу­стить меня вме­сто Кие­ва на все лето к ним в их име­ние, село Ива­нов­ское, с тем, что в кон­це лета за мной заедет сам отец. Здесь я еще более окреп во всех пере­чис­лен­ных заня­ти­ях, зна­ни­ях и искусствах…».

Сбли­же­ние с Пей­ке­ра­ми и с Засец­кой (доче­рью Дени­са Давы­до­ва) не замед­ли­ли при­не­сти свои пло­ды. В оче­ред­ной сво­ей ста­тье в полу­свет­ском жур­на­ле Лес­ков силь­но изме­ня­ет отно­ше­ние к Ред­сто­ку и даже при­зна­ет в “Вели­ко­свет­ском рас­ко­ле” целых три сво­их ошиб­ки в суж­де­нии о нем: что интел­лек­ту­аль­ные спо­соб­но­сти про­по­вед­ни­ка не ниже его апо­столь­ско­го рве­ния; что линг­ви­сти­че­ские силы его вели­ки и он в одно лето, само­уч­кой, усво­ил рус­ский язык, с кото­ро­го пере­во­дит, на кото­ром чита­ет и даже “немнож­ко объ­яс­ня­ет­ся”; что в раз­го­во­ре “с гла­зу на глаз” он “про­из­во­дит такое при­ят­ное впе­чат­ле­ние, какое может вну­шить чело­век не толь­ко очень искрен­ний, но и глу­бо­кий; что зна­ние им свя­щен­но­го писа­ния “доволь­но замечательно”.

Из-за смер­ти Марии Гри­го­рьев­ны 27 фев­ра­ля 1881 года, рабо­ту по выпус­ку жур­на­ла и редак­ти­ро­ва­нию про­дол­жи­ла ее дочь.

* пра­во­слав­ная
** про­по­вед­ник Редсток

А. И. Корабель
Отры­вок из кни­ги, посвя­щен­ной исто­рии еван­гель­ско­го дви­же­ния на Новгородчине