Приветствую Вас, возлюбленные братья и сестры. Слава Богу, что мы сегодня находимся в Доме Божьем. Сегодня я хочу с вами поговорить о необычной теме. Может быть, вы слышали об этом, а может быть и нет. В книге Откровения 21 главе есть такое место, 27 стих: “Не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни”. А теперь еще одно место прочитаем, – 22 главу 11 стих: “Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще”.
Я это все прочитал, братья и сестры, потому что я хочу с вами говорить о том, о чем Вы еще не слышали. Это очень интересная тема. В течение 2‑х дней у нас в Церкви проходил семинар ПЛВЦ, в котором участвовали руководители организации церквей. И там я, как раз и говорил об этом. И я подумал, что будет интересно, если и мы с вами об этом поговорим. Итак, вернемся к Слову: “Неправедный пусть еще делает неправду”. Кто такой неправедный? Вы можете определить? Неправедный – это неверующий. А святой – кто это такой? Сложно объяснить, но все равно понятно, что святой – это верующий. “Праведный да творит правду”.
Неправедный – понятно, праведный – тоже. А вот кто такой нечистый? Можно сказать, что это сатана, потому что если мы читаем Священное Писание, то там четко и ясно написано, что нечистый дух входил в человека. Значит, одно из имен сатаны это – нечистый. Но, друзья дорогие, давайте оставим это место и обратимся ко второму посланию апостола Петра. Петр говорит в своем послании в 3 главе: “Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам”.
Какими должно быть? Написано: “Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще”.
Очень легко можно сказать, если нечистый – это грязный. Тогда вроде все становится понятно. Но если я одного из вас позову сюда и спрошу у вас: “Давайте посмотрим, – вот в этом человеке можно найти нечистоту или нет?” Разве вы сейчас можете сказать, что я выгляжу грязным? Смотрите – я чист, разве я грязно выгляжу? А кто тогда такой нечистый?
Недавно я услышал такой пример, который я хочу вам рассказать. Представьте себе – идет такой чистый и красивый человек. Такой, как говорят, накрахмаленный, поглаженный, в белом костюме. Идет, несет букет цветов. А совсем неподалеку сидит бомж. Рядом лужа, он сидит весь грязный. Когда первый проходил мимо, а бомж возьми и скажи ему “франт какой-то”. А чистого человека это задело, и слово за слово, как это бывает у людей, ведь очень легко зацепить другого человека, вот они и зацепились. Тот, который был в белом костюме начал его букетом хлестать, поломал весь букет, а потом они сцепились и оба упали в эту лужу. Потом они разошлись, встали и что вы думаете – этот бомж, как был в грязи и в луже, так и остался. Только вот что приобрел – теперь он еще и в цветах. А другой был в белом костюме, в белых туфлях, а стал грязным и опозоренным.
Друзья дорогие, мы живем в этом развращенном и строптивом мире. Я хотел бы, чтобы мы об этом вспомнили и поговорили. Петр говорит,- “Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится”, если мы ожидаем и если нас Бог так долго терпит, “то какими мы должны быть в этой жизни” (2Пет.3:10,11). Если мы откроем с вами книгу Левит, то там мы сможем найти много мест, где Господь говорит Моисею, Аарону, священникам и многим другим, – кто такой чистый и кто нечистый. Мы помним, что в израильском народе, и не только в израильском, потому что мы знаем из литературы и истории, что были прокаженные или заразные люди, и они когда шли, то всегда кричали “нечистый”, и все люди шарахались от них в стороны. Для прокаженных были отдельные места и все понимали, что этот человек нечистый, прокаженный. Но есть много других моментов.
Священное Писание говорит, когда у человека был нарыв, и происходило истечение из него, этот человек считался нечистым. Всего-навсего нарыв. Но если он сел на скамейку, скамейка была нечистой, если он лег на кровать, кровать становилась тоже нечистой. Если человек прикоснулся к мертвому человеку, он был нечистым, если он прикоснулся к зверю, который определен Богом по Писанию, что он нечист, то этот человек был нечист. Если он случайно съел животное, которое было мертвым до того, как он его нашел, он становился нечист. И мы можем найти еще много других вещей, которые нам говорят о том, что человек был нечист. Понятно, что когда с него сочится, то это видно, что он нечистый. Но когда он сел на скамейку и она после этого стала нечистая, то мы не сможем этого увидеть. Человек, который после этого сел на эту скамейку считается нечистым, он должен был омыться и какое-то время, по предписанию священника, быть в изоляции.
Мы видим, что нечистота – это не обязательно грязный костюм, грязные ботинки или когда у тебя нарывы или проказа. Писание говорит, что туда на небо ничто нечистое и преданное мерзости и лжи не войдет. Нечистота, мерзость и ложь поставлены в одном порядке. В книге Левит также написано, что иногда люди приходили к священнику и говорили, что у них в доме на стене появилось зеленое или красное пятно. И священник приходил и говорил, что это проказа. Нужно было все вынести из дома, на семь дней его оставить, запечатать, и семь дней он должен был постоять. Через семь дней он приходил и говорил: это проказа, этот дом нечист. Если это распространялось, и нельзя было ничего сделать, то этот дом разрушали и вывозили его на место, которое было за городом и называлось нечистым. Если оно не распространялось, то священник говорил, чтобы вытащили те камни с того места, соскоблить все штукатурку или обмазку, которая там была, вложить новые камни в то место и поштукатурить все. И потом через определенное время священник приходил, совершал освящение, и этот дом только после этого становился чистым.
У нас есть такой гимн “или лежит на нас плесень сомнения или теснит суета, или от бурного в жизни волнения плохо в нас видно Христа”. Если этот дом был нечистым, то нельзя было там находиться, нельзя было там спать, нельзя было там есть, нельзя было там жить, ничего нельзя было там делать, потому что в книге Левит сказано: “Я не могу находиться там. Этот дом нечист”. Так Бог говорит. Когда мы говорим о чистоте, конечно же, мы не говорим о наших квартирах, что там плесень, мы говорим о квартире своего сердца, о горнице своего сердца, о своем сосуде. А, может быть, в нем возникает такое пятно, и нам надо от него избавиться, его соскоблить и, может быть, новые камни туда положить.
В книге пророка Исаии 6 главе, есть знакомое нам всем место Писания, где Исаия, когда увидел святость Божию сказал: “горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа”. Исаия увидел, что у него нечистые уста. А какая разница – только уста нечистые или сердце нечистое, или ноги нечистые или голова нечистая. Какая разница? Писание говорит – ничто нечистое и преданное мерзости и лжи. Исаия увидел, что он такой, потому что он живет среди такого народа.
Есть люди, которым говоришь, что есть слова нехорошие, которые нельзя произносить, но они не воспринимают этого. Они считают, что они поступают правильно. Хотя Священное Писание говорит, если ты сказал рака на брата, то там речь идет уже о геенне огненной. Нельзя этого говорить и употреблять, но нам кажется, что я нечистый только тогда, когда я вступил в лужицу дегтя и когда от меня везде пахнет этим дегтем. А если я просто сказал слово, то тогда это не влияет на мою святость и на мою чистоту. Мы посмотрим, где же может быть эта нечистота, ведь речь идет не о неверующих людях, а речь идет о верующих, потому что неверующие не читают Писание. Им все равно, – чистые они или грязные. Неверующий этого не знает.
В первом послании Фессалоникийцам 2 главе 3 стихе написано: “Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства”. Оказывается, что учение, которое проповедуется и которое должно быть основано на Евангелии, оно может быть нечистым. У Иова есть стих, который он говорит Богу: “Разве от нечистого может родиться чистый?” Если в учении есть нечистота, то какой может быть этот верующий человек? Если учение нечисто, то тогда и последователи этого учения будут нечистыми. Если есть заблуждение, то это учение тоже нечистое. Если нет нечистых побуждений, каких-то неправильных побуждений, нет лукавства, то это чистое учение. Но если это присутствует, то это учение будет нечистым и никакого царства небесного последователи этого учения не увидят.
Послание апостола Павла к Ефесянам 5 глава с 3 по 12 стих: “Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым”. Блуд, нечистота и любостяжание стоят на одной линии. Павел ставит знак равенства между ними. Блудников судит Бог. “А нечистых тоже судит Бог, потому что ничто нечистое туда не войдет. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить”.
Друзья, смотрите, Священное Писание не разделяет нечистоту со всякими этими греховными атрибутами. Оно ставит его в одном порядке. Апостол Павел к Колосянам пишет в 3 главе 8 стихе: “А теперь, для того чтобы стать чистыми, вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его”. Во втором послании апостола Павла к Коринфянам мы читаем в 7 главе с 1 стиха: “Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием”.
Еще я хочу такой момент напомнить вам – в первом послании к Коринфянам 7 главе в 14 стихе сказано: “Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы”. А теперь представьте себе семью, где один верующий, а другой неверующий. Итак, Священное Писание говорит, что неверующий освящается верующим. Если только он верующий. И не только он освящается, но еще и дети до определенного возраста, до того, пока они сами смогут избрать Бога или другого. Если мы хотим, чтобы наши дети были святы, то мы должны поступать так перед Богом, чтобы, через нас, они были святы и не были нечисты. Потому что нечистота детей будет являться свидетельством неправедной жизни, т.е. нечистоты их родителей. Важно это для нас или нет? Я уже не говорю о том, что ничто нечистое и преданное лжи не войдет на небо. Я говорю о вещах, которые нам уже здесь на земле должны быть дороги.
Итак, что же Писание нам говорит 2 послание к Коринфянам 6 глава с 14 стиха: “Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными”. Вы вообще знаете что такое ярмо? Ярмо- это 2 палки снизу и сверху (я помню видел это когда-то), куда вставляются штыри, с одной стороны упряжки стоит бык и с другой. Он не привязан как лошадь. Он только упирается грудью и холкой в это ярмо и таким образом он тащит плуг или телегу. И если один только штырек вытащить, то он свободен, поставить обратно, – и он снова стоит в ярме. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Быть в одном ярме с неверным обозначает быть в одной упряжке и тащить грех. И Писание говорит, – не делайте этого. “Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием?”
В 24 главе Евангелия от Матфея написано, что “по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь.” По причине умножения беззакония там в мире, здесь в церкви охладевает любовь. Это разные вещи. Но если мы будем стремиться к тому, чтобы здесь накапливалось, возгревалось, чтобы любовь увеличивалась, то беззаконие там будет уменьшаться. Если там беззаконие умножается, то любовь здесь охладевает. Это как на весах одно обязательно перевесит другое. И в Притчах написано, что “когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает” (Прит.29:2). И Священное Писание говорит: “какое общение может быть праведника с беззаконником, что общего у света с тьмой”. “Какое согласие между Христом и Веллеаром. Или какое соучастие верного с неверным, какая совместимость Храма Божьего с идолами”.
Я думаю, что в нашей стране мы не понимаем до конца, что есть идол. Если вы прочитаете книгу Левит вы увидите там, что мерзостью является прикосновение к мертвому человеку (исключение близкие родственники). Человек этот становится нечистым. Мы не понимаем, что такое идол. Это не обязательно золотой истукан, перед которым стоит жертвенник, которому мы ходим и приносим жертвы. Это то, перед чем мы приклоняемся. Идолом может быть и ребенок и жена и муж и квартира и машина, – что угодно может быть идолом, потому что для нас это больше всего. Я давно рассказывал историю, как один человек умирал от рака, у него была машина “Москвич”, которая стояла в гараже. Когда он умирал то попросил, чтобы его вывели к этой машине. И он подошел к ней, он знал что ему нужно умирать, а он все гладил ее, вся жизнь его была в этой машине. Он не мог стоять, он падал, но он гладил эту машину, потому что для него она была идолом. “Вы – Храм Бога Живого”. Как сказал Бог: “вселюсь в них и буду ходить и буду их Богом, и они будут моим народом”. Вы – храм, но если в этом храме появилось пятно, то этот Храм уже не является чистым? Он нечист. А Бог говорит нам, – “и потому выйдите из среды их и отделитесь и не прикасайтесь к нечистым, и Я приму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами, и дочерями, – говорит Господь Вседержитель”.
Братья и сестры, я напомню Вам еще раз место, которое мы читали в самом начале. Но прежде вспомним пророка Исаию, который увидел себя с нечистыми устами, в 64 главе он говорит: “Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду, поминающего Тебя на путях Твоих. Но вот, Ты прогневался, потому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены? Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас”.
Дорогие мои, иногда Господь хочет нам помочь, говорит, что у тебя где-то там запачкано. Бог переживает за нас, что наша праведность как запачканная одежда, а мы смотрим и не видим, – где? все нормально, я чистый, ничего нигде нет. Господь говорит: “И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни”. Почему? Читаем дальше: “И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков”.
Друзья дорогие, в одном из посланий к 7 церквям, Господь сказал: “Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его”.
Братья и сестры. Пусть Господь благословит нас, чтобы мы понимали, что если мы не будем стремиться к святости, если мы не будем разбираться, что такое нечистота, и кто такой нечистый, то, друзья дорогие, есть опасность в том, чтобы нам не попасть в Царство Небесное. Поэтому бодрствуйте, ибо не знаете когда найду на вас, – говорит Господь. Пусть Бог прославится в наших сердцах, слава Ему за все. Аминь.
Проповедь епископа
