Про­по­ведь «Пусти­те детей при­хо­дить ко Христу!»

При­но­си­ли к Нему детей, что­бы Он при­кос­нул­ся к ним; уче­ни­ки же не допус­ка­ли при­но­ся­щих. Уви­дев то, Иисус воз­не­го­до­вал и ска­зал им: пусти­те детей при­хо­дить ко Мне и не пре­пят­ствуй­те им, ибо тако­вых есть Цар­ствие Божие. Истин­но гово­рю вам: кто не при­мет Цар­ствия Божия, как дитя, тот не вой­дет в него. И, обняв их, воз­ло­жил руки на них и бла­го­сло­вил их. 

(Еван­ге­лие от Мар­ка, 10 глава)

Я не наме­рен ухо­дить в сто­ро­ну от пря­мо­го смыс­ла этих слов или выска­зы­вать пред­по­ло­же­ние, что Он имел в виду, буд­то Цар­ство Божье состо­ит их тех, кто упо­до­бил­ся детям. Оче­вид­но, Он гово­рил о тех детях, кото­рые сто­я­ли в тот момент перед Ним — о мла­ден­цах и малень­ких детях: “Ибо тако­вых есть Цар­ствие Божие”. В каж­дом цар­стве есть дети. Есть дети и в Цар­стве Хри­ста. Мне кажет­ся, что Джон Нью­тон был прав, заявив, что боль­шин­ство тех, кто нахо­дит­ся сей­час в Цар­стве Божьем, — дети. Когда я думаю об огром­ном коли­че­стве умер­ших мла­ден­цев, запол­нив­ших небес­ные ули­цы, меня без­мер­но раду­ет мысль, что, несмот­ря на то что поко­ле­ние за поко­ле­ни­ем люди уми­ра­ли в неве­рии и без пока­я­ния, бес­чис­лен­ные мно­же­ства детей после смер­ти устрем­ля­лись на небе­са, спа­сен­ные мило­стью Бога и оправ­дан­ные Кро­вью Хри­ста, что­бы петь хва­лу Гос­по­ду пред Его веч­ным троном.
Наш Гос­подь гово­рит, что вой­ти в Цар­ство Божье мож­но лишь при­няв его: “… кто не при­мет Цар­ствия Божия, как дитя, тот не вой­дет в него (Луки, 18:17). Мы не вой­дем в Цар­ство Божье, решив какую-то глу­бо­кую про­бле­му или изба­вив­шись от чего-то внут­ри себя. Мы вой­дем туда, при­няв в себя нечто тай­ное. Мы вой­дем в Цар­ство, когда оно вой­дет в нас: оно при­ни­ма­ет нас, когда мы при­ни­ма­ем его. Сле­до­ва­тель­но, если для того, что­бы вой­ти в Цар­ство Божье нуж­но путем уси­лий и раз­мыш­ле­ний уда­лить грех из чело­ве­че­ско­го разу­ма, тогда очень мало детей смо­гут вой­ти в него. Но вход в него зави­сит от чего-то, что нуж­но про­сто при­нять на веру.
Таким обра­зом, дети могут вой­ти в него. Те дети, кото­рые уже доста­точ­но созре­ли, что­бы согре­шить и полу­чить про­ще­ние по вере, долж­ны слу­шать Еван­ге­лие и таким обра­зом вой­ти в Цар­ство Божье. Они в состо­я­нии сде­лать это с помо­щью Духа Свя­то­го. В этом нет сомне­ния, ибо огром­ное коли­че­ство детей уже сде­ла­ло это. Я не могу ска­зать, в каком воз­расте дети могут познать Хри­ста, но это про­ис­хо­дит гораз­до рань­ше, чем неко­то­рые могут себе пред­ста­вить. Мы виде­ли и зна­ли детей, кото­рые пред­став­ля­ли мно­же­ство дока­за­тельств того, что они при­ня­ли Хри­ста и пове­ри­ли в Него в самом ран­нем воз­расте. Неко­то­рые из них умер­ли с тор­же­ством, дру­гие про­жи­вут бла­го­твор­ной жиз­нью, мно­гие их них пре­вра­ти­лись в муж­чин и жен­щин и ста­ли почет­ны­ми чле­на­ми церкви. 
Мы зна­ем, что мла­ден­цы попа­да­ют в Цар­ство Божье, пото­му что убеж­де­ны: все пред­ста­ви­те­ли чело­ве­че­ства, умер­шие во мла­ден­че­стве, явля­ют­ся избран­ни­ка­ми Божьей мило­сти и участ­ни­ка­ми искуп­ле­ния, совер­шен­но­го нашим Гос­по­дом Иису­сом. Что бы ни дума­ли неко­то­рые люди, весь дух и тон Сло­ва Божье­го, как суть Само­го Бога, убеж­да­ют нас, что те, кто поки­да­ет этот мир в мла­ден­че­стве, спасены.
Хоро­шо, но в силу чего они попа­да­ют в Цар­ство Божье, ведь мы тоже можем полу­чить таким же обра­зом? Конеч­но же, дети не полу­ча­ют Цар­ство Божье ни сво­им рож­де­ни­ем, ни кро­вью, так как в Еван­ге­лии от Иоан­на чет­ко ска­за­но, что Божьи чада рож­да­ют­ся не от кро­ви и пло­ти. Упразд­ня­ют­ся все при­ви­ле­гии, свя­зан­ные с про­ис­хож­де­ни­ем, и ни одно дитя не вхо­дит в Цар­ство Божье ни сво­им рож­де­ни­ем, и ни одно дитя не вхо­дит в Цар­ство Божье толь­ко пото­му, что его роди­те­ли были набож­ны­ми людь­ми. Ни перед одним ребен­ком не закро­ют­ся две­ри Цар­ства пото­му лишь, что его пред­ка­ми были ате­и­сты или идо­ло­по­клон­ни­ки. Я глу­бо­ко убеж­ден, что дитя маго­ме­та­ни­на или като­ли­ка, буд­ди­ста или кан­ни­ба­ла, умер­шее в мла­ден­че­стве, так же будет спа­се­но, как и дитя хри­сти­а­ни­на. Не может быть спа­се­ния по кро­ви или по рож­де­нию, пото­му что зако­ны Еван­ге­лия не при­зна­ют его. Если дети спа­се­ны, в чем мы твер­до уве­ре­ны, они долж­ны быть спа­се­ны лишь волей и мило­стью Божьей, пото­му что Он сде­лал их Сво­и­ми собственными…
Они воз­не­се­ны в Небес­ное Цар­ство щед­рой и суве­рен­ной мило­стью Бога. Тогда в силу чего они спа­се­ны? За свои дела? Нет, ведь они не успе­ли еще ниче­го сде­лать. За свою при­род­ную невин­ность? Нет, пото­му что если бы эта невин­ность поз­во­ли­ла им вой­ти в Цар­ство Небес­ное, ее было бы доста­точ­но, что­бы убе­речь их от боли и смерти…
Муки уми­ра­ю­ще­го ребен­ка — это дока­за­тель­ство гре­хо­па­де­ния Ада­ма и его послед­ствий. Доро­гие малют­ки вновь живут, пото­му что Иисус умер и вос­крес опять, а они пре­бы­ва­ют в Нем. Они ушли из жиз­ни, если иметь в виду зем­ную жизнь, за грех, кото­рый не совер­ша­ли, но они так­же живут веч­но бла­го­да­ря пра­вед­но­сти, к кото­рой не име­ют ника­ко­го отно­ше­ния, рав­ной пра­вед­но­сти Иису­са Хри­ста. Мы зна­ем мало, но пред­по­ла­га­ем, что они пере­жи­ли воз­рож­де­ние, преж­де чем вошли в Небес­ное Цар­ство, пото­му что рож­ден­ное от пло­ти есть плоть, а для того что­бы вой­ти в духов­ный мир, они долж­ны полу­чить рож­де­ние от Духа. Но каки­ми бы они ни были, оче­вид­но, что дети вхо­дят в Цар­ство Божье не силой интел­лек­та или воли или бла­го­да­ря сво­им заслу­гам, а бла­го­да­ря щед­рой мило­сти, не име­ю­щей ника­ко­го отно­ше­ния к тому, что они совер­ши­ли или почувствовали…
А теперь мы долж­ны поду­мать о дру­гих детях, о тех, кто вышел из мла­ден­че­ско­го воз­рас­та и спо­со­бен совер­шить насто­я­щий грех, познать Хри­ста и обра­тить­ся к Нему. Мно­гие из них вошли в Цар­ство Небес­ное по вере. Ну, а если они полу­чи­ли Цар­ство Божье, то и мы долж­ны его полу­чить. Как полу­ча­ют его дети? Ребе­нок вос­при­ни­ма­ет весть Еван­ге­лия со сми­ре­ни­ем, с про­стой верой и духов­но­стью. Дети не во всем для нас при­мер, пото­му что совер­ша­ют ошиб­ки, кото­рых мы долж­ны избе­гать, но в одном сле­ду­ет под­ра­жать им — в том, как они полу­ча­ют Цар­ство Небесное.
Как полу­ча­ет его ребе­нок? Преж­де все­го со сми­ре­ни­ем. В нем доста­точ­но сми­ре­ния, что­бы не иметь пред­рас­суд­ков. Возь­ми­те ребен­ка и рас­ска­жи­те ему об Иису­се Хри­сте Спа­си­те­ле, и если Бог бла­го­сло­вит рас­сказ о смер­ти Иису­са на кре­сте, ребе­нок пове­рит в Него, он полу­чит Цар­ство без вся­ких лож­ных пред­став­ле­ний и поня­тий, с кото­ры­ми надо было бы бороть­ся взрос­ло­му. Мно­гие люди при­хо­дят послу­шать про­по­ведь Еван­ге­лия, убеж­ден­ные в том, что Иисус Хри­стос все­го лишь чело­век. Они не могут изба­вить­ся от это­го предубеж­де­ния и, таким обра­зом, не вос­при­ни­ма­ют Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Дру­гие люди при­хо­дят послу­шать сло­во Божье, памя­туя все, что они слы­ша­ли или чита­ли о язы­че­стве, ере­си и бого­хуль­стве. Какую могут они извлечь поль­зу от про­по­ве­ди, пока это хра­нит­ся в их памя­ти? Неко­то­рые из тех, кто при­хо­дит в цер­ковь, пере­пол­не­ны чув­ством гор­до­сти и само­уве­рен­но­сти, дру­гие убеж­де­ны, что духо­вен­ство спо­соб­но лишь на коз­ни и интри­ги, тре­тьи же при­да­ют зна­че­ние лишь обря­дам и цере­мо­ни­ям. Если бы мы мог­ли убрать весь этот хлам из каж­дой души, тогда была бы какая-нибудь надеж­да, а пока это боль­шая преграда.
У ребен­ка же, слу­ша­ю­ще­го исто­рию о люб­ви Бога через Иису­са Хри­ста, нет этих пред­рас­суд­ков, кото­рые меша­ли бы ему слу­шать. Вполне веро­ят­но, он даже и не подо­зре­ва­ет о тех поро­ках, кото­рые изоб­рел чело­век, и он бла­го­сло­вен в сво­ем неве­де­нии. Доволь­но ско­ро он узна­ет грех, но теперь сми­рен­но впи­ты­ва­ет Сло­во и молится.
Осво­бож­де­ние от пред­взя­то­го мне­ния — вот в чем мы крайне нуж­да­ем­ся. Имен­но так, как верит ваш малень­кий маль­чик или малень­кая девоч­ка, долж­ны верить и вы. Это един­ствен­ный спо­соб для пас­ту­ха и уче­но­го мужа, фило­со­фа и кре­стья­ни­на. Дитя при­ни­ма­ет Хри­ста сми­рен­но, пото­му что не меч­та­ет о заслу­гах или пре­иму­ще­ствах. Я не пом­ню, что­бы мне когда-нибудь встре­тил­ся ребе­нок, кото­ро­му при­шлось бы пре­одо­ле­вать чув­ство гор­до­сти и само­уве­рен­но­сти, что­бы прий­ти ко Христу.

Чарльз Спер­джен