Про­по­ведь в Афи­нах (2 часть)

Апо­стол Павел был одним из умней­ших людей не толь­ко сво­е­го вре­ме­ни, но и, пожа­луй, всех вре­мен и наро­дов. Его при­род­ный интел­лект соеди­нил­ся с боже­ствен­ной муд­ро­стью, дару­е­мой Свя­тым Духом насто­я­щим подвиж­ни­кам. “Мы име­ем ум Хри­стов”, — эти сло­ва апо­сто­ла Пав­ла в осо­бен­ной сте­пе­ни могут быть отне­се­ны к нему само­му. Кто же он, этот апостол?

Ап. Павел — вели­чай­ший про­по­вед­ник хри­сти­ан­ства в I в.н.э. сре­ди языч­ни­ков, вслед­ствие чего назы­ва­ет­ся “апо­сто­лом языч­ни­ков”. Один из пер­вых хри­сти­ан­ских писа­те­лей, чьи сочи­не­ния дошли до нас, и самая авто­ри­тет­ная фигу­ра в исто­рии хри­сти­ан­ской мыс­ли. Побе­да бого­слов­ских воз­зре­ний Пав­ла сыг­ра­ла огром­ную роль в фор­ми­ро­ва­нии хри­сти­ан­ства как само­сто­я­тель­ной рели­гии, отлич­ной от иудаизма.

Павел родил­ся в еврей­ской семье в Тар­се на юге Малой Азии (совре­мен­ная Тур­ция). Сын зажи­точ­ных иудей­ских роди­те­лей, при­над­ле­жав­ших к пар­тии стро­гих рев­ни­те­лей Мои­се­е­ва зако­на — фари­се­ев (Деян. 23, 6).

В юно­сти он полу­чил хоро­шее обра­зо­ва­ние в зна­ме­ни­той шко­ле Гама­ли­и­ла, кото­рый отли­чал­ся от дру­гих закон­ни­ков широ­той воз­зре­ний, дохо­див­шей до при­зна­ния зна­че­ния даже язы­че­ской лите­ра­ту­ры. В этой шко­ле Павел не толь­ко осно­ва­тель­но изу­чил весь закон Мои­се­ев со все­ми тон­ко­стя­ми его тал­му­ди­че­ско­го истол­ко­ва­ния, но и позна­ко­мил­ся с гре­че­ской лите­ра­ту­рой, как это обна­ру­жи­лось в его зна­ме­ни­той речи перед афин­ским аре­о­па­гом, где он при­во­дил места из гре­че­ских поэтов. Пер­во­на­чаль­ное имя его было Савл или Саул — оче­вид­но в честь изра­иль­ско­го царя Сау­ла, при­над­ле­жав­ше­го к одно­му с ним коле­ну — Вениаминову.

Впер­вые услы­шав о хри­сти­ан­стве через несколь­ко лет после рас­пя­тия Иису­са Хри­ста, он сде­лал­ся оже­сто­чен­ным про­тив­ни­ком это­го ново­го рели­ги­оз­но­го дви­же­ния. Его обра­ще­ние в хри­сти­ан­ство носи­ло вне­зап­ный и дра­ма­ти­че­ский харак­тер: по его соб­ствен­но­му сви­де­тель­ству, на пути в Дамаск ему явил­ся в виде­нии сам Хри­стос. Впо­след­ствии Павел стал одним из самых энер­гич­ных и дея­тель­ных про­по­вед­ни­ков хри­сти­ан­ской церк­ви 1 в. Он про­по­ве­до­вал евре­ям, но еще боль­ше – нео­фи­там, обра­щен­ным из языч­ни­ков, заслу­жив этим почет­ное зва­ние «апо­стол язычников».

“Апо­стол языч­ни­ков” так сфор­му­ли­ро­вал глав­ный прин­цип сво­е­го слу­же­ния в окру­жа­ю­щем мире: “Для Иуде­ев я был как Иудей, что­бы при­об­ре­сти Иуде­ев; для под­за­кон­ных был как под­за­кон­ный, что­бы при­об­ре­сти под­за­кон­ных; для чуж­дых зако­на — как чуж­дый зако­на, — не будучи чужд зако­на пред Богом, но под­за­ко­нен Хри­сту, — что­бы при­об­ре­сти чуж­дых зако­на; для немощ­ных был как немощ­ный, что­бы при­об­ре­сти немощ­ных. Для всех я сде­лал­ся всем, что­бы спа­сти по край­ней мере неко­то­рых” (1 Кор., 9:20–22).

Таким обра­зом, для спа­се­ния людей апо­стол Павел при­ла­гал все силы, ста­ра­ясь най­ти под­ход к душе каж­до­го чело­ве­ка. При этом Павел стре­мит­ся пере­дать языч­ни­кам Боже­ствен­ное Откро­ве­ние не толь­ко адек­ват­но, но и убе­ди­тель­но, понят­но и красиво.

После мно­гих стран­ствий и при­клю­че­ний, сопря­жен­ных с его мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­стью в Малой Азии и Гре­ции, он, по пре­да­нию, был каз­нен рим­ски­ми вла­стя­ми в 60‑е годы Iве­ка в Риме.

Но сей­час Апо­стол Павел в Афи­нах и огром­ный инте­рес пред­став­ля­ет его речь, в тогдаш­нем цен­тре обра­зо­ван­но­сти и фило­со­фии, о чем нам повест­ву­ют “Дея­ния свя­тых апо­сто­лов” (Деян.17:16–34). Это выступ­ле­ние явля­ет собой пре­крас­ный при­мер про­по­ве­ди язы­че­ско­му миру с его скеп­ти­циз­мом и снобизмом.

Почти два­дцать лет спу­стя после сво­е­го обра­ще­ния Павел ока­зал­ся в Афи­нах, где было вели­кое мно­же­ство язы­че­ских хра­мов. Но апо­стол уже не спе­шил, как когда-то, осуж­дать и нака­зы­вать. Он про­по­ве­до­вал афи­ня­нам о любя­щем Гос­по­де, Кото­рый во Хри­сте жаж­дет явить Себя каж­до­му чело­ве­ку. Очень про­сто недоб­ро­же­ла­тель­но смот­реть на неве­ру­ю­щих или тех, чья вера сла­ба, и осуж­дать их, напри­мер, за то, что гоня­ют­ся за день­га­ми, живут в нечи­сто­те или упо­ва­ют толь­ко на свои силы. Давай­те учить­ся у Пав­ла. Язы­че­ские хра­мы и покло­не­ние идо­лам в Афи­нах очень огор­чи­ли его, но апо­стол пред­ло­жил афи­ня­нам надеж­ду. Как же нам перей­ти от осуж­де­ния к состраданию?

Если мы посмот­рим в серд­ца людей, то уви­дим, что каж­дый чело­век жела­ет сча­стья и испол­не­ния сво­их чая­ний. Каж­дый чело­век на зем­ле испы­ты­ва­ет глу­бо­кое, есте­ствен­ное жела­ние к жиз­ни. Про­бле­ма заклю­ча­ет­ся в том, что мно­гим людям ещё пред­сто­ит понять, что истин­ный источ­ник мира и испол­не­ния их жела­ний — в Иису­се Христе.

Встре­чая рыба­ков, куп­цов, биз­не­сме­нов, сбор­щи­ков нало­гов, рав­ви­нов, греш­ниц и мно­гих дру­гих, Иисус видел, что они пыта­ют­ся удо­вле­тво­рить свою внут­рен­нюю потреб­ность познать Гос­по­да раз­ны­ми спо­со­ба­ми. Каж­до­му чело­ве­ку, неза­ви­си­мо от того, насколь­ко он погряз в гре­хе, Гос­подь пода­рил воз­мож­ность пока­я­ния и надеж­ду на новую жизнь.

Итак, став сре­ди Аре­о­па­га, Павел про­из­нес речь, кото­рая пред­став­ля­ет собой вели­кий обра­зец и его апо­столь­ской муд­ро­сти, и его крас­но­ре­чия, и при­ме­не­ния его все­гдаш­не­го пра­ви­ла — быть для языч­ни­ков как бы языч­ни­ком, что­бы и языч­ни­ков при­об­ре­сти для Еван­ге­лия (1 Кор. 9:19–22).

Аре­о­паг — место, близ Акро­по­ля, где про­ис­хо­ди­ли засе­да­ния вер­хов­но­го Сове­та Гре­ции. Место это нахо­ди­лось на Мар­со­вом хол­ме, при­мы­кав­шем к боль­шой пло­ща­ди, к севе­ру от запад­ной око­неч­но­сти Акро­по­ля. Пав­ла при­ве­ли сюда не для того, что­бы судить, а для того, что­бы он перед лицом зна­ме­ни­тей­ших пред­ста­ви­те­лей гре­че­ской нау­ки и обра­зо­ван­но­сти, в при­сут­ствии мно­го­го наро­да, могу­ще­го слу­шать его с пло­ща­ди, изло­жил свое новое учение.

Перед взо­ром его был Акро­поль с пол­ной кол­лек­ци­ей зна­ме­ни­тей­ших про­из­ве­де­ний искус­ства, вни­зу вели­ко­леп­ный храм Тезея, вокруг мно­же­ство хра­мов, алта­рей и ста­туй раз­но­об­раз­ных богов, и все это было сде­ла­но искус­ством луч­ших худож­ни­ков. Это Павел и исполь­зо­вал для всту­пи­тель­ных слов сво­ей речи. Он похва­лил Афи­нян за их набож­ность. Важ­но отме­тить, что при этом Павел упо­тре­бил такое сло­во, кото­рое по-гре­че­ски обо­зна­ча­ет оди­на­ко­во: и “бла­го­че­стие” и “суе­ве­рие” в смыс­ле стра­ха пред почи­та­е­мы­ми пред­ме­та­ми. Не оскорб­ляя слу­ха сво­их слу­ша­те­лей и вме­сте с тем не жерт­вуя исти­ной, Павел муд­ро выби­ра­ет это сло­во, кото­рое харак­те­ри­зу­ет бла­го­че­стие афи­нян, как язы­че­ское суе­ве­рие. “И, став Павел сре­ди аре­о­па­га, ска­зал: Афи­няне! по все­му вижу я, что вы как бы осо­бен­но набож­ны. Ибо, про­хо­дя и осмат­ри­вая ваши свя­ты­ни, я нашел и жерт­вен­ник, на кото­ром напи­са­но «неве­до­мо­му Богу». Сего-то, Кото­ро­го вы, не зная, чти­те, я про­по­ве­дую вам”.

Свет­ские писа­те­ли гре­ков сви­де­тель­ству­ют, что в Афи­нах дей­стви­тель­но были жерт­вен­ни­ки с над­пи­сью: ”неве­до­мо­му богу”. Объ­яс­ня­ет­ся это тем, что мно­го­бо­жие нико­гда не может быть уве­ре­но, что оно почи­та­ет всех богов: страх, что­бы какие-то неиз­вест­ные, а пото­му и не почи­та­е­мые, боги могут про­гне­вать­ся за непо­чи­та­ние, побу­дил воз­двиг­нуть жерт­вен­ни­ки этим неиз­вест­ным богам, что­бы и их уми­ло­сти­вить. Но несо­мнен­но, что в этом покло­не­нии “неве­до­мо­му Богу” выска­зы­ва­лось и бес­со­зна­тель­ное стрем­ле­ние мно­го­бо­жия к истине, созна­ние его несо­сто­я­тель­но­сти и иска­ние еди­но­го истин­но­го Бога. Об этой-то истине, толь­ко смут­но созна­ва­е­мой, Павел и счи­та­ет необ­хо­ди­мым дать пол­ное позна­ние: “Сего то Бога, Кото­ро­го вы, не зная, чти­те, я про­по­ве­дую вам”.

Итак, апо­стол Павел начал свою речь не с обли­че­ния “нече­сти­вых идо­ло­слу­жи­те­лей”, не с филип­пик в адрес “бого­бор­цев и без­за­кон­ни­ков” и даже не с бла­го­ве­стия истин­но­го Бога. Он начал с похва­лы афи­ня­нам за набож­ность и пред­ло­жил сде­лать их бого­по­чи­та­ние ведо­мым и зна­чи­мым. Он про­по­ве­ды­вал не новое, раз­ру­ша­ю­щее ста­рое, а новое, пре­об­ра­жа­ю­щее ста­рое: “Сего-то, Кото­ро­го вы, не зная, чти­те…”, осмыс­ля­ю­щее мир на дру­гом уровне.

Апо­стол гово­рит о Боге, Кото­рый создал мир. Толь­ко в наше вре­мя люди пред­став­ля­ют воз­ник­но­ве­ние мира без Бога. Но насто­я­щей веры это воз­зре­ние все же не нахо­дит. Это кажет­ся нам слиш­ком дале­ким и не прав­до­по­доб­ным, что­бы это непо­сти­жи­мо — слож­ное тво­ре­ние, кото­рое мы назы­ва­ем миром, мог­ло само себя вызвать к жиз­ни. И мы, пусть даже очень ред­ко, но дела­ем един­ствен­но пра­виль­ный вывод, кото­рый здесь опре­де­лен­но напра­ши­ва­ет­ся, — вывод о том, что имен­но Бог — Созда­тель мира и все­го суще­ству­ю­ще­го в нем, а зна­чит и нас самих; что этот Бог явля­ет­ся Гос­по­дом неба зем­ли. Павел опре­де­лен­но гово­рит, что этот Бог дает всем жизнь, дыха­ние и все необ­хо­ди­мое для жиз­ни. Это зна­чит: сего­дня, сей­час. То есть этот Бог явля­ет­ся нашим сего­дняш­ним Гос­по­дом, Кото­ро­му мы обя­за­ны всем и все­гда, а не толь­ко созда­ни­ем мира в прошлом.

Мы долж­ны искать Бога, пытать­ся ощу­тить и най­ти Его; ибо «Он неда­ле­ко от каж­до­го из нас. И «мы Им живем и дви­жем­ся и суще­ству­ем». Бог предъ­яв­ля­ет нам Свои тре­бо­ва­ния. Он име­ет на это пра­во, пото­му что Он наш Созда­тель и Хра­ни­тель. Он хочет, что­бы мы иска­ли свя­зи с Ним. Он хочет, что­бы мы почи­та­ли Его, моли­лись Ему. Павел же уви­дел у афи­нян — и он упо­ми­на­ет об этом с похва­лой — что у них мно­же­ство алта­рей, и на одном из них была над­пись: “неве­до­мо­му Богу”. Ведо­мых, извест­ных “богов”, — таких как Зевс и дру­гие гре­че­ские боже­ства, изоб­ра­же­ния и скульп­ту­ры кото­рых мож­но было видеть повсю­ду в Афи­нах, — в дей­стви­тель­но­сти не вос­при­ни­ма­ли по насто­я­ще­му серьез­но, пото­му что все зна­ли, что эти ста­туи появи­лись от рук чело­ве­че­ских, а как может чело­ве­че­ская рука создать Бога? А неве­до­мый Бог таков, что Его образ не изве­стен нико­му, Он не создан чело­ве­че­ски­ми рука­ми. Люди не могут управ­лять Им. Напро­тив, Он рас­по­ря­жа­ет­ся нами, людь­ми. Бог сотво­рив­ший мир. Это уче­ние пол­но­стью отверг­ло взгля­ды как эпи­ку­рей­цев, кото­рые вери­ли в веч­ность мате­рии и отсут­ствие Созда­те­ля, так и сто­и­ков, кото­рые будучи пан­те­и­ста­ми, вери­ли, что Бог есть часть все­го и Он не мог сотво­рить Само­го себя.

Это, по сути новое поло­же­ние вещей, изум­ля­ет афи­нян: ока­зы­ва­ет­ся, они не могут пре­тен­до­вать на свой экс­клю­зив­ный взгляд и не име­ют пра­ва тре­бо­вать — так выгля­дит все­об­щая чело­ве­че­ская пози­ция, пото­му что это пре­ро­га­ти­ва Бога и этот Бог и Гос­подь тре­бу­ет. И Его тре­бо­ва­ния ради­каль­ны: Он тре­бу­ет пере­ме­ны «обра­за мыс­лей», пока­я­ния, обра­ще­ния, изме­не­ния, отка­за от зла и пово­ро­та к доб­ру. Об этом Боге уже не при­хо­дит­ся фило­соф­ство­вать: Он слиш­ком вели­че­стве­нен для это­го, «еди­ный име­ю­щий бес­смер­тие, Кото­рый оби­та­ет в непри­ступ­ном све­те, Кото­ро­го никто из чело­ве­ков не видел и видеть не может. Ему честь и дер­жа­ва веч­ная!» (1Тим. 6:16). Он сто­ит высо­ко над нами и Его сущ­ность недо­ступ­на наше­му пони­ма­нию. Конеч­но, люди — в том чис­ле и те афи­няне, кото­рые сла­ви­лись осо­бен­ной муд­ро­стью — были в неве­де­нии. Но вре­мя про­шло. «Итак, остав­ляя вре­ме­на неве­де­ния, Бог ныне пове­ле­ва­ет людям всем повсю­ду покаяться»(Деян. 17:30). Сей­час в про­по­ве­ди, Павел при­но­сит — и он твер­до убеж­ден в этом — необ­хо­ди­мое зна­ние. Апо­стол объ­яс­ня­ет, что «от одной кро­ви Он (т.е. Бог) про­из­вел весь род чело­ве­че­ский», такая инфор­ма­ция напрочь раз­би­ва­ет наци­о­наль­ное досто­ин­ство гре­ков кото­рые счи­та­ли, что все осталь­ные люди — вар­ва­ры. Далее Павел при­но­сит зна­ние свя­за­ное с воз­ве­ще­ни­ем о буду­щем суде. Бог уста­но­вил день, в кото­рый про­изой­дет этот суд. «Ибо Он назна­чил день, в кото­рый будет пра­вед­но судить все­лен­ную, посред­ством пред­опре­де­лен­но­го Им Мужа, подав удо­сто­ве­ре­ние всем, вос­кре­сив Его из мерт­вых» (Деян.17,31). Павел гово­рит здесь очень кон­крет­но, и мы долж­ны пони­мать это. Апо­стол гово­рит о бес­спор­ном фак­те, на кото­рый долж­ны ори­ен­ти­ро­вать­ся все люди, в том чис­ле и афиняне.

Не оста­нав­ли­вай­тесь в изум­ле­нии, но иди­те даль­ше. Види­те ли вы Бога, суще­го над всем, бла­го­сло­вен­но­го вове­ки, Кото­рый более трид­ца­ти лет жил сре­ди людей, носил чело­ве­че­ские немо­щи, брал на Себя их болез­ни, раз­де­лял их скор­би, ноги Его утом­ля­лись хож­де­ни­ем по Пале­стине, тело Его часто томи­лось от голо­да и жажды,колени Его сги­ба­лись в ноч­ной молит­ве, гла­за были пол­ны слез, Иисус Хри­стос подоб­но нам был иску­шен во всем, — чуд­ное, непо­сти­жи­мое зрелище!

Он мог про­щать гре­хи, будучи на зем­ле, тем более теперь, нахо­дясь во сла­ве. Он воз­не­сен, что­бы быть Кня­зем мира и Спа­си­те­лем, что­бы при­во­дить к пока­я­нию и остав­ле­нию грехов.

Епи­скоп церк­вей Нов­го­род­ской обла­сти 
А.И. Кора­бель