Апостол Павел был одним из умнейших людей не только своего времени, но и, пожалуй, всех времен и народов. Его природный интеллект соединился с божественной мудростью, даруемой Святым Духом настоящим подвижникам. “Мы имеем ум Христов”, — эти слова апостола Павла в особенной степени могут быть отнесены к нему самому. Кто же он, этот апостол?
Ап. Павел — величайший проповедник христианства в I в.н.э. среди язычников, вследствие чего называется “апостолом язычников”. Один из первых христианских писателей, чьи сочинения дошли до нас, и самая авторитетная фигура в истории христианской мысли. Победа богословских воззрений Павла сыграла огромную роль в формировании христианства как самостоятельной религии, отличной от иудаизма.
Павел родился в еврейской семье в Тарсе на юге Малой Азии (современная Турция). Сын зажиточных иудейских родителей, принадлежавших к партии строгих ревнителей Моисеева закона — фарисеев (Деян. 23, 6).
В юности он получил хорошее образование в знаменитой школе Гамалиила, который отличался от других законников широтой воззрений, доходившей до признания значения даже языческой литературы. В этой школе Павел не только основательно изучил весь закон Моисеев со всеми тонкостями его талмудического истолкования, но и познакомился с греческой литературой, как это обнаружилось в его знаменитой речи перед афинским ареопагом, где он приводил места из греческих поэтов. Первоначальное имя его было Савл или Саул — очевидно в честь израильского царя Саула, принадлежавшего к одному с ним колену — Вениаминову.
Впервые услышав о христианстве через несколько лет после распятия Иисуса Христа, он сделался ожесточенным противником этого нового религиозного движения. Его обращение в христианство носило внезапный и драматический характер: по его собственному свидетельству, на пути в Дамаск ему явился в видении сам Христос. Впоследствии Павел стал одним из самых энергичных и деятельных проповедников христианской церкви 1 в. Он проповедовал евреям, но еще больше – неофитам, обращенным из язычников, заслужив этим почетное звание «апостол язычников».
“Апостол язычников” так сформулировал главный принцип своего служения в окружающем мире: “Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых” (1 Кор., 9:20–22).
Таким образом, для спасения людей апостол Павел прилагал все силы, стараясь найти подход к душе каждого человека. При этом Павел стремится передать язычникам Божественное Откровение не только адекватно, но и убедительно, понятно и красиво.
После многих странствий и приключений, сопряженных с его миссионерской деятельностью в Малой Азии и Греции, он, по преданию, был казнен римскими властями в 60‑е годы Iвека в Риме.
Но сейчас Апостол Павел в Афинах и огромный интерес представляет его речь, в тогдашнем центре образованности и философии, о чем нам повествуют “Деяния святых апостолов” (Деян.17:16–34). Это выступление являет собой прекрасный пример проповеди языческому миру с его скептицизмом и снобизмом.
Почти двадцать лет спустя после своего обращения Павел оказался в Афинах, где было великое множество языческих храмов. Но апостол уже не спешил, как когда-то, осуждать и наказывать. Он проповедовал афинянам о любящем Господе, Который во Христе жаждет явить Себя каждому человеку. Очень просто недоброжелательно смотреть на неверующих или тех, чья вера слаба, и осуждать их, например, за то, что гоняются за деньгами, живут в нечистоте или уповают только на свои силы. Давайте учиться у Павла. Языческие храмы и поклонение идолам в Афинах очень огорчили его, но апостол предложил афинянам надежду. Как же нам перейти от осуждения к состраданию?
Если мы посмотрим в сердца людей, то увидим, что каждый человек желает счастья и исполнения своих чаяний. Каждый человек на земле испытывает глубокое, естественное желание к жизни. Проблема заключается в том, что многим людям ещё предстоит понять, что истинный источник мира и исполнения их желаний — в Иисусе Христе.
Встречая рыбаков, купцов, бизнесменов, сборщиков налогов, раввинов, грешниц и многих других, Иисус видел, что они пытаются удовлетворить свою внутреннюю потребность познать Господа разными способами. Каждому человеку, независимо от того, насколько он погряз в грехе, Господь подарил возможность покаяния и надежду на новую жизнь.
Итак, став среди Ареопага, Павел произнес речь, которая представляет собой великий образец и его апостольской мудрости, и его красноречия, и применения его всегдашнего правила — быть для язычников как бы язычником, чтобы и язычников приобрести для Евангелия (1 Кор. 9:19–22).
Ареопаг — место, близ Акрополя, где происходили заседания верховного Совета Греции. Место это находилось на Марсовом холме, примыкавшем к большой площади, к северу от западной оконечности Акрополя. Павла привели сюда не для того, чтобы судить, а для того, чтобы он перед лицом знаменитейших представителей греческой науки и образованности, в присутствии многого народа, могущего слушать его с площади, изложил свое новое учение.
Перед взором его был Акрополь с полной коллекцией знаменитейших произведений искусства, внизу великолепный храм Тезея, вокруг множество храмов, алтарей и статуй разнообразных богов, и все это было сделано искусством лучших художников. Это Павел и использовал для вступительных слов своей речи. Он похвалил Афинян за их набожность. Важно отметить, что при этом Павел употребил такое слово, которое по-гречески обозначает одинаково: и “благочестие” и “суеверие” в смысле страха пред почитаемыми предметами. Не оскорбляя слуха своих слушателей и вместе с тем не жертвуя истиной, Павел мудро выбирает это слово, которое характеризует благочестие афинян, как языческое суеверие. “И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам”.
Светские писатели греков свидетельствуют, что в Афинах действительно были жертвенники с надписью: ”неведомому богу”. Объясняется это тем, что многобожие никогда не может быть уверено, что оно почитает всех богов: страх, чтобы какие-то неизвестные, а потому и не почитаемые, боги могут прогневаться за непочитание, побудил воздвигнуть жертвенники этим неизвестным богам, чтобы и их умилостивить. Но несомненно, что в этом поклонении “неведомому Богу” высказывалось и бессознательное стремление многобожия к истине, сознание его несостоятельности и искание единого истинного Бога. Об этой-то истине, только смутно сознаваемой, Павел и считает необходимым дать полное познание: “Сего то Бога, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам”.
Итак, апостол Павел начал свою речь не с обличения “нечестивых идолослужителей”, не с филиппик в адрес “богоборцев и беззаконников” и даже не с благовестия истинного Бога. Он начал с похвалы афинянам за набожность и предложил сделать их богопочитание ведомым и значимым. Он проповедывал не новое, разрушающее старое, а новое, преображающее старое: “Сего-то, Которого вы, не зная, чтите…”, осмысляющее мир на другом уровне.
Апостол говорит о Боге, Который создал мир. Только в наше время люди представляют возникновение мира без Бога. Но настоящей веры это воззрение все же не находит. Это кажется нам слишком далеким и не правдоподобным, чтобы это непостижимо — сложное творение, которое мы называем миром, могло само себя вызвать к жизни. И мы, пусть даже очень редко, но делаем единственно правильный вывод, который здесь определенно напрашивается, — вывод о том, что именно Бог — Создатель мира и всего существующего в нем, а значит и нас самих; что этот Бог является Господом неба земли. Павел определенно говорит, что этот Бог дает всем жизнь, дыхание и все необходимое для жизни. Это значит: сегодня, сейчас. То есть этот Бог является нашим сегодняшним Господом, Которому мы обязаны всем и всегда, а не только созданием мира в прошлом.
Мы должны искать Бога, пытаться ощутить и найти Его; ибо «Он недалеко от каждого из нас. И «мы Им живем и движемся и существуем». Бог предъявляет нам Свои требования. Он имеет на это право, потому что Он наш Создатель и Хранитель. Он хочет, чтобы мы искали связи с Ним. Он хочет, чтобы мы почитали Его, молились Ему. Павел же увидел у афинян — и он упоминает об этом с похвалой — что у них множество алтарей, и на одном из них была надпись: “неведомому Богу”. Ведомых, известных “богов”, — таких как Зевс и другие греческие божества, изображения и скульптуры которых можно было видеть повсюду в Афинах, — в действительности не воспринимали по настоящему серьезно, потому что все знали, что эти статуи появились от рук человеческих, а как может человеческая рука создать Бога? А неведомый Бог таков, что Его образ не известен никому, Он не создан человеческими руками. Люди не могут управлять Им. Напротив, Он распоряжается нами, людьми. Бог сотворивший мир. Это учение полностью отвергло взгляды как эпикурейцев, которые верили в вечность материи и отсутствие Создателя, так и стоиков, которые будучи пантеистами, верили, что Бог есть часть всего и Он не мог сотворить Самого себя.
Это, по сути новое положение вещей, изумляет афинян: оказывается, они не могут претендовать на свой эксклюзивный взгляд и не имеют права требовать — так выглядит всеобщая человеческая позиция, потому что это прерогатива Бога и этот Бог и Господь требует. И Его требования радикальны: Он требует перемены «образа мыслей», покаяния, обращения, изменения, отказа от зла и поворота к добру. Об этом Боге уже не приходится философствовать: Он слишком величественен для этого, «единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная!» (1Тим. 6:16). Он стоит высоко над нами и Его сущность недоступна нашему пониманию. Конечно, люди — в том числе и те афиняне, которые славились особенной мудростью — были в неведении. Но время прошло. «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться»(Деян. 17:30). Сейчас в проповеди, Павел приносит — и он твердо убежден в этом — необходимое знание. Апостол объясняет, что «от одной крови Он (т.е. Бог) произвел весь род человеческий», такая информация напрочь разбивает национальное достоинство греков которые считали, что все остальные люди — варвары. Далее Павел приносит знание связаное с возвещением о будущем суде. Бог установил день, в который произойдет этот суд. «Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян.17,31). Павел говорит здесь очень конкретно, и мы должны понимать это. Апостол говорит о бесспорном факте, на который должны ориентироваться все люди, в том числе и афиняне.
Не останавливайтесь в изумлении, но идите дальше. Видите ли вы Бога, сущего над всем, благословенного вовеки, Который более тридцати лет жил среди людей, носил человеческие немощи, брал на Себя их болезни, разделял их скорби, ноги Его утомлялись хождением по Палестине, тело Его часто томилось от голода и жажды,колени Его сгибались в ночной молитве, глаза были полны слез, Иисус Христос подобно нам был искушен во всем, — чудное, непостижимое зрелище!
Он мог прощать грехи, будучи на земле, тем более теперь, находясь во славе. Он вознесен, чтобы быть Князем мира и Спасителем, чтобы приводить к покаянию и оставлению грехов.
Епископ церквей Новгородской области
А.И. Корабель