Про­те­стан­ты — не враги

Миха­ил Мудью­гин — Архи­епи­скоп рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви, чело­век яркой био­гра­фии, выхо­дец из семьи потом­ствен­ных рус­ских интел­ли­ген­тов. Он окон­чил три выс­ших учеб­ных заве­де­ния: инсти­тут ино­стран­ных язы­ков, инсти­тут метал­ло­про­мыш­лен­но­сти и Ленин­град­скую Духов­ную Академию.

При­няв реше­ние слу­жить Богу в 46 лет, он про­шел путь от рядо­во­го алтар­ни­ка, чте­ца на кли­ро­се и дья­ко­на до рек­то­ра Духов­ной Ака­де­мии, док­то­ра бого­сло­вия, архиепископа.
Архи­епи­ско­пу было 87 лет, когда состо­я­лось это интер­вью. В малень­кой квар­тир­ке — хру­щов­ке, бед­но обстав­лен­ной, он отве­чал на мои вопро­сы. Он был немо­щен и слаб, почти ниче­го не видел. Но голос его зву­чал убе­ди­тель­но и твер­до — как и в моло­дые годы. Нель­зя было не вос­хи­тить­ся эру­ди­ци­ей и муже­ством это­го человека. 
В этом году Архи­епи­скоп Миха­ил Мудью­гин скончался…

Ваше прео­свя­щен­ство, како­во Ваше отно­ше­ние к протестантам?

Самое поло­жи­тель­ное. Во-пер­вых, они хри­сти­ане, во-вто­рых, мне мно­го при­шлось знать люте­ран. В юно­сти у меня были дру­зья — люте­ране. Это были люди очень созна­тель­но­го отно­ше­ния к сво­ей вере, кото­рые так же стра­да­ли за свою веру, как и пра­во­слав­ные люди.
Сего­дняш­ние про­те­стан­ты зани­ма­ют­ся еван­ге­ли­за­ци­ей и часто встре­ча­ют непо­ни­ма­ние со сто­ро­ны про­стых людей. Непра­во­слав­ных у нас не хотят даже слушать…
Это свя­за­но с предубеж­де­ни­ем, кото­рое у нас суще­ству­ет про­тив всех ино­слав­ных. Суще­ству­ет не толь­ко сре­ди мирян, но и сре­ди духо­вен­ства: один свя­щен­ник отно­сит­ся крайне нетер­пи­мо к дру­гим веро­ис­по­ве­да­ни­ям, а дру­гой — спо­кой­но, мяг­ко и чув­ству­ет, что это бра­тья и сест­ры во Хри­сте. Мне очень мно­го жалоб при­хо­дит от тех, кто при­хо­дит в храм (толь­ко начи­на­ю­щие ходить) и кто вме­сто про­по­ве­ди Сло­ва Божия слы­шит от мест­но­го свя­щен­ни­ка, что Боже упа­си, чтоб чело­век пошел в какую дру­гую (ино­слав­ную) цер­ковь, что­бы не было дру­зей — про­те­стан­тов или като­ли­ков. Осо­бен­но сло­во “като­лик” зву­чит в ушах пра­во­слав­но­го чело­ве­ка, как нечто оди­оз­ное; как толь­ко чело­век чем-то отли­ча­ет­ся от дру­гих — сра­зу гово­рят: он — като­лик. Мне мно­го при­хо­ди­лось с этим стал­ки­вать­ся: “като­ли­ком” назы­ва­ют все непра­во­слав­ное. О про­те­стан­тиз­ме у мно­гих вооб­ще нет ясно­го пред­став­ле­ния, поэто­му к про­те­стан­там отно­сят­ся менее оди­оз­но. Я пра­во­слав­ный чело­век, но отно­шусь и к про­те­стан­там, и к като­ли­кам, как к бра­тьям, ну, может быть, заблуж­да­ю­щим­ся в смыс­ле сво­е­го веро­уче­ния, если их срав­ни­вать с пра­во­сла­ви­ем, но, все-таки, братьям.

Вы себя ощу­ща­е­те счаст­ли­вым человеком?

Я могу ска­зать, что моя жизнь сверх-уда­лась. Такое сча­стье, как учить­ся в трех учеб­ных заве­де­ни­ях, я гово­рю про выс­шие учеб­ные заве­де­ния, — это боль­шое сча­стье. Я при­об­рел очень боль­шое коли­че­ство зна­ний. Мно­го вре­ме­ни у меня про­ве­де­но в молит­ве, в обще­нии с окру­жа­ю­щи­ми меня людь­ми, и поэто­му я счи­таю, что жил неда­ром. Это радость, сча­стье, есть за что бла­го­да­рить Бога. Сам про­цесс слу­же­ния литур­гии — это эле­мент сча­стья для вся­ко­го свя­щен­ни­ка, кото­рый спо­со­бен его переживать.

Что бы Вы мог­ли поже­лать читателям?

Тем, кто не зна­ет еще Хри­ста, нуж­но Его позна­вать. Нуж­но читать Сло­во Божие, ходить в Храм Божий, нуж­но молить­ся дома, крайне необ­хо­ди­мо обра­щать­ся к Богу во всех слу­ча­ях жиз­ни, как при счаст­ли­вых обсто­я­тель­ствах жиз­ни, так и в горе, стра­да­нии, при неуда­чах. А что каса­ет­ся тех людей, кото­рые живут цер­ков­ной жиз­нью, — нуж­но опять-таки боль­ше ощу­щать Хри­ста как гла­ву Церк­ви, как гла­ву лич­ной жиз­ни каж­до­го хри­сти­а­ни­на. Хри­сто­цен­трич­ность долж­на быть у каж­до­го хри­сти­а­ни­на, то есть его жизнь долж­на быть тес­но свя­за­на с Хри­стом и — я не могу най­ти более вер­но­го сло­ва — быть христоцентрична.

Бесе­ду вел Сер­гей Рома­нов, “Ассо­ци­а­ция хри­сти­ан­ских жур­на­ли­стов”, acj. ru