Я не помню, когда в первый раз в жизни задумался о Боге. Скорее всего, я подумал впервые о чем-то таком, когда еще маленьким мальчиком наблюдал похороны из окна дома, сидя на подоконнике. Я был еще слишком мал, чтобы понять, что происходит с человеком, когда он умирает. Но я был достаточно взрослый, чтобы понять, что смерть- часть этой жизни.
Ничто нас так не волнует, как то, что каждому из нас предстоит умереть. Смерть всех делает равными: королей и шутов, богатых и бедных. Никто не властен над смертью – это неизбежность, настигающая каждого. Но, как бы ни была очевидна эта истина, смерть приходит к человеку всегда неожиданно, даже если ему суждено умереть в 100 лет. Чужая кончина менее интересна для нас, даже присутствуя на чужих похоронах, мы отгоняем черные мысли прочь.
Но есть еще одна смерть, которая должна нас волновать даже больше, чем собственная – это смерть Иисуса Христа, Господа нашего. Святой апостол Павел утверждал, что в истории человечества было всего два человека: Адам и Христос. Все остальные – либо от Адама. Либо от Христа. И поскольку вы называете себя христианами, смерть Учителя не может не волновать вас. Потому что эта смерть и этот крестный путь должны стать частью вашей судьбы, если вы уже Христов, а не Адам.
Вот поэтому сегодня я вас, дорогой читатель, приглашаю пройти путь последний Христа. Мне посчастливилось побывать на этих святых местах в марте этого года.
Последние этапы пути, пройденного Иисусом и события, происходившие на Его пути к месту, где Он был распят, запечатлены на всех 14 остановках крестного пути. Девять из них находятся на улице Виа Долороса (Скорбный Путь), остальные – в Храме Гроба господня. Некоторые из этих событий описаны в Евангелии, о других повествует церковное предание.
И первый раз мы с вами остановимся там, где был вынесен приговор Сыну Человеческому. Это событие отражено в Евангелии от Луки 23:1–4: И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату, и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем…
Осужденный на казнь иудейским народом и Пилатом, Иисус с этого места направился к месту своей гибели на кресте, который Он должен был нести до места казни на своих плечах: Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. (Иоан.19:16)
Вторая остановка посвящена несению креста: на этом месте Ему возложили орудие казни на плечи. Сегодня здесь находится церковь, которая называется Церковью Приговора.
Измученный пытками и допросами, Иисус упал под тяжестью креста: это третья Его остановка. В наше время на этом месте часовня.
На четвертой остановке, как повествует предание, Иисус встретился со Своей Матерью, о чем вам напомнит каменный рельеф.
Измученный пытками и допросами, Иисус не смог нести тяжелый крест: И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом (от Луки, 23:26). Это место отмечено часовней.
О шестой остановке ничего не сказано в Писании: о том, как Вероника отерла лицо Иисуса, при этом отпечаток Его лица остался на платке. На этом месте сегодня стоит церковь.
Рядом с местом, где произошла седьмая остановка, как утверждают авторитетные историки, стояли Судные ворота. Здесь установлен столб в память о втором падении Спасителя.
Согласно Евангелию от Луки, 23:27–31 Иисус обратился к женщинам Иерусалима, следовавшим вслед за Ним на Голгофу: Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших.
В память об этом, установлен крест, рядом с которым – надпись: «Иисус Христос – победитель».
Следующая остановка отмечена памятным обелиском, ставшим впоследствии частью стены церкви, и установленным в память о третьем падении Иисуса.
Десятая остановка напоминает о ссоре стражников, которые не могли поделить одежду Иисуса:
Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. (Иоан. 19:24). Здесь расположена часовня.
Одиннадцатая остановка, о которой напоминает рака в романском стиле, свидетельствует о Распятии. Во время распятия произошло несколько удивительных событий – одно из них – землетрясение:
И вот, завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись (Матф.27:51)
Там, где умер Спаситель, в память о двенадцатой остановке – Смерти Господа – возвышается церковь, в основании алтаря которой виден кусок скалы с Голгофы. В скале большая трещина, возникшая в результате землетрясения.
После того, как Иосиф Аримафейский снял Иисуса с креста, Его положили на камень умащения, который находится у входа в церковь – это тринадцатая остановка.
Четырнадцатая остановка – память о погребении и Воскресении Иисуса Христа. Здесь стоит церковь Гроба Господня. Священная гробница отделана мрамором, над ней живописные полотна, изображающие Воскресение.
Четырнадцать остановок, которые не смогли остановить смерть. Четырнадцать остановок Христа – четырнадцать остановок для нашего сердца, которое должно замирать от присутствия Христа. Голгофская трагедия – безумное торжество зла и тьмы, и часть Божественного плана искупления человека от зла и тьмы.
Будьте со Христом, дорогие братья и сестры, проходите Его путем снова и снова, пусть Его судьба станет вашей судьбой. Будьте не Адамовы, будьте Христовы! На этом путь нас ждет каждого своя Голгофа, но если мы пройдем свою Виа Долороса так, как прошел ее Христос, то впереди нас ждет Воскресение!