«Дру­гой» Гоголь

Навер­но, каж­дый из вас, когда-нибудь читал про­из­ве­де­ния Нико­лая Васи­лье­ви­ча Гого­ля. По школь­ной про­грам­ме я чита­ла “Реви­зор”, “Мерт­вые души”, “Тарас Буль­ба” и дру­гие про­из­ве­де­ния. В то вре­мя по учеб­ни­ку рус­ской лите­ра­ту­ры Гого­ля пред­став­ля­ли как писа­те­ля-сати­ри­ка, обли­чи­те­ля поро­ков чело­ве­че­ских и, обще­ствен­ных, бле­стя­ще­го юмо­ри­ста и про­сто писа­те­ля-коми­ка, раз­вле­ка­ю­ще­го и весе­ля­ще­го рус­скую публику.

Сам он с горе­чью гово­рил: “Я не знал ещё тогда, что моё имя в ходу толь­ко затем, что­бы попрек­нуть друг дру­га и посме­ять­ся друг над дру­гом”. После чте­ния “Вече­ра на хуто­ре близ Дикань­ки”, “Вия”, и дру­гих подоб­ных про­из­ве­де­ний, Гоголь пред­став­лял­ся болез­нен­ным фана­ти­ком, мисти­ком, бор­цом с нечи­стой силой. Но одна­жды сест­ра дала мне про­чи­тать “Пра­ви­ло жития в мире”, из собра­ния сочи­не­ний, Выбран­ные места из пере­пис­ки с дру­зья­ми, Н. В. Гого­ля, напи­сан­ные в 1843–45 годах. Потом как-то мне дали кни­гу “Духов­ная про­за” Гого­ля. Это как взрыв, как про­зре­ние для сле­по­го и вос­торг, и радость, и удив­ле­ние. Воис­ти­ну, сло­ва “рус­ская душа” не пустой звук. Я узна­ла дру­го­го Гого­ля – чут­ко­го иссле­до­ва­те­ля рус­ской души. Ведь душа наро­да от Бога. Вспом­ни­те Вави­лон­скую баш­ню, её стро­и­тель­ство. Был один народ, и один у всех язык, и “вот что нача­ли они делать и не отста­нут от того, что заду­ма­ли”. И сде­ла­ли бы! И обя­за­тель­но сде­ла­ли – вме­сте еди­но­душ­но, одной душой. Пото­му и сошел Все­выш­ний и сме­шал язы­ки их и рас­се­ял их по всей зем­ле. 
О, что мы сде­ла­ли с этой душой! Я думаю, что Гоголь изу­чал, позна­вал, пытал­ся про­ник­нуть в рус­скую душу, ощу­тить те нити, кото­рые свя­зы­ва­ют с Богом. Всё ли, до кон­ца ли, кто будет судить? Из ста­тьи В. Н. Воро­па­е­ва “Гоголь был глу­бо­ко наци­о­на­лен в сво­ём твор­че­стве. Из всех рус­ских писа­те­лей никто так силь­но, как он не обна­жал язв внут­рен­не­го мира рус­ской души, ука­зав и на их источ­ник – роко­вую отде­лен­ность жиз­ни обще­ства от Церк­ви. Вся неправ­да свет­ско­го суще­ство­ва­ния с его устрем­лен­но­стью к мате­ри­аль­ным бла­гам, стра­стям, со всей мелоч­но­стью и суе­той – явля­ет­ся след­стви­ем этой отде­лён­но­сти. Един­ствен­ную воз­мож­ность духов­но­го воз­рож­де­ния и про­цве­та­ния Рос­сии Гоголь видел в вос­со­еди­не­нии её с Цер­ко­вью”. В самом Гого­ле ужи­ва­лись духов­ность, стрем­ле­ние к мона­ше­ству и худо­же­ствен­ное нача­ло, писа­тель­ский дар. 
 
Про­чи­тав пись­ма Н. В. Гого­ля, я мно­го дума­ла, в душе что-то про­изо­шло. 
 
Про­шу, чтоб в нашей газе­те напе­ча­та­ли неко­то­рые пись­ма Гого­ля. Воз­мож­но, вы что–то при­ме­те, что-то нет, но вряд ли оста­не­тесь рав­но­душ­ны. 
 
Итак, Н. В. Гоголь “Пра­ви­ло жития в мире”: 
 
“Нача­ло, корень и утвер­жде­нье все­му есть любовь к Богу. Но у нас это нача­ло в кон­це, и мы всё, что ни есть в мире, любим боль­ше, неже­ли Бога. Любить Бога сле­ду­ет так, что­бы всё дру­гое, кро­ме Него, счи­та­лось вто­ро­сте­пен­ным и не глав­ным, что­бы зако­ны Его были выше для нас всех поста­нов­ле­ний чело­ве­че­ских. Его сове­ты выше всех сове­тов, что­бы огор­чить Его счи­тать гораз­до важ­ней­шим, чем огор­чить како­го-нибудь чело­ве­ка. Любить Бога зна­чит любить Его в несколь­ко раз более, чем отца, мать, жену, детей, мужа, бра­та и дру­га, а мы даже и так Его не любим, как любим их. Кто любит Бога, тот уже гораз­до более любит и отца, и мать, и детей, и бра­та, чем тот, кто при­вя­эы­ва­ет­ся к ним более, чем к само­му Богу. Любовь послед­не­го есть один опти­че­ский обман, плот­ская чув­ствен­ная любовь, одно страст­ное оба­я­ние. Такая любовь не может посту­пать разум­но, пото­му что очи её сле­пы. 
 
Любовь же есть свет, а не мрак. В люб­ви заклю­ча­ет­ся Бог, а не дух тьмы, где есть свет, там и спо­кой­ствие, где тьма, там и воз­му­ще­ние. И пото­му любовь, про­ис­шед­шая от Бога, твер­да и вно­сит твер­дость в наш харак­тер и самих нас дела­ет твёр­ды­ми, а любовь не от Бога шат­ка и мятеж­на и самих нас дела­ет шат­ки­ми, бояз­ли­вы­ми и нетвёр­ды­ми. И пото­му пря­мо от Божьей люб­ви долж­на про­ис­хо­дить вся­кая дру­гая любовь на зем­ле”. 
 
“Любовь зем­ная, про­ис­шед от Божи­ей, ста­но­вит­ся через то воз­вы­шен­ней и обшир­ней, ибо она велит нам гораз­до боль­ше любить ближ­не­го и бра­та, чем мы любим, она велит нам ока­зы­вать не толь­ко одну веще­ствен­ную помощь, но и душев­ную, не толь­ко забо­тить­ся о его теле, но и о его душе, скор­беть на него не за то, что он нано­сит нам непри­ят­но­сти, но за то, что он сим поступ­ком нано­сит несча­стье душе сво­ей. Ибо грех его лежит и на нас, мы долж­ны были его поучить, наста­вить, обра­зо­вать, вос­пи­тать. Но как мы можем это сде­лать, будучи сами сла­бы и немощ­ны. Путём и доро­гою Боже­ствен­ной люб­ви всё воз­мож­но, без неё всё труд­но. Что­бы вос­пи­тать дру­го­го, мы долж­ны вос­пи­тать преж­де себя”. 
 
“Как же вос­пи­тать себя? Вос­пи­та­нье долж­но про­ис­хо­дить в бес­пре­стан­ном раз­мыш­ле­нии о сво­ём дол­ге, в чте­нии тех книг, где изоб­ра­жа­ет­ся чело­век в подоб­ном нам состо­я­нии, кру­ге, обще­стве и зва­нии, и сре­ди таких же обсто­я­тельств. Потом в бес­пре­стан­ном при­ме­не­нии и сли­че­нии все­го это­го с зако­ном Хри­ста, в чем они не про­ти­во­ре­чат Хри­сту, то при­ни­мать, в чем не соот­вет­ству­ют Его зако­ну, то отвер­гать, ибо всё, что не от Бога, то не есть истин­но. Что же най­дём сомни­тель­ным и не зна­ем как решить, то до вре­ме­ни сле­ду­ет отло­жить и никак не сму­щать­ся им. Это при­знак, что мы еще не гото­вы и что гла­за наши полу­чат ясное позна­ние вещей после, по мере наше­го усо­вер­шен­ство­ва­ния. От спо­ров, как от огня, сле­ду­ет осте­ре­гать­ся, как бы ни силь­но нам про­ти­во­ре­чи­ли, какое бы непра­вое мне­ние нам ни изла­га­ли, не сле­ду­ет никак раз­дра­жать­ся, ни дока­зы­вать напро­тив, но луч­ше замол­чать, и уда­лясь к себе, взве­сить всё ска­зан­ное и обсу­дить его хлад­но­кров­но. Но и обсу­див­ши не гово­рить, если чув­ству­ем, что не можем ска­зать хлад­но­кров­но и без­гнев­но. Исти­на, ска­зан­ная в гне­ве, раз­дра­жа­ет, а не пре­кло­ня­ет. Итак, вос­пи­тать дру­го­го и подать ему душев­ную истин­ную помощь мы можем тогда, когда достиг­ли сами до высо­чай­ше­го незло­бия, когда ника­кие оскорб­ле­ния не могут оскор­бить нас. Тогда и разум наш полу­ча­ет свет и можем наблю­дать поступ­ки дру­гих, видеть их пре­гре­ше­ния и науча­ет нас, как избав­лять­ся от них. Тогда и помо­га­ет нам Бог на вся­ком шагу, вну­шая дей­ствен­ные сред­ства про­тив все­го. На сём осно­ва­на и жизнь, учить­ся само­му и научать дру­гих, и само­му воз­не­стись и дру­го­го воз­не­сти к Богу». 
 
“Во всех наших начи­на­ни­ях и поступ­ках боль­ше все­го мы долж­ны осте­ре­гать­ся одно­го най­силь­ней­ше­го вра­га наше­го. Враг этот – уны­ние. Уны­ние есть истое иску­ше­ние духа тьмы, кото­рым напа­да­ет он на нас, зная, как труд­но с ним бороть­ся чело­ве­ку. Уны­ние про­тив­но Богу. Оно есть след­ствие недо­стат­ка люб­ви нашей к Нему. Уны­ние рож­да­ет отча­я­ние, кото­рое есть душев­ное убий­ство, страш­ней­шее всех зло­де­я­ний, совер­ша­е­мых чело­ве­ком, ибо отре­зы­ва­ет все пути к спа­се­нию, и пото­му пуще всех гре­хов оно нена­ви­ди­мо Богом. От того и в молит­вах про­сит­ся еже­днев­но, дабы дал нам Бог серд­це трез­вя­ще­е­ся, бодр ум, мысль свет­лую и ото­гнал бы от нас дух уны­ния”. 
 
“Ино­гда душев­ные бес­по­кой­ства и сму­ще­ния, схо­жие с уны­ни­ем, быва­ют Божи­и­ми попу­ще­ни­я­ми, насы­ла­е­мы­ми на нас для того, что­бы испро­бо­вать и испы­тать, укре­пи­лись ли мы в харак­те­ре, ино­гда же про­сто для того, что­бы, ища средств спа­стись от тако­го бес­по­кой­ства и уны­ния, при­ду­ма­ли сде­лать что-нибудь такое, чего бы никак не при­ду­ма­ли преж­де. Ибо Бог вся­че­ски ста­ра­ет­ся нас вра­зу­мить и тре­бу­ет, что­бы мы упо­тре­би­ли какое-нибудь уси­лие для узна­ва­ния Его воли. И пото­му мно­гие, вос­пи­тав­шие себя сре­ди вол­не­ний, сове­ту­ют в такие мину­ты обра­тить взгляд на всю преж­нюю жизнь нашу и ста­рать­ся при­пом­нить всё то, что мы про­пу­сти­ли сде­лать или откла­ды­ва­ли к дру­го­му вре­ме­ни, а при­пом­нив, занять­ся уже не все­днев­ны­ми и обык­но­вен­ны­ми дела­ми наши­ми, а теми имен­но, кото­рые мы про­пу­сти­ли сде­лать, и зани­мать­ся ими при­леж­но во всё вре­мя, пока про­дол­жа­ет­ся уны­ние и сму­ще­ние. И занять­ся ими вовсе не так, как бы мы их сами себе зада­ли, но так, как бы они были нало­же­ны Богом, а не дру­гим кем, испол­няя их подоб­но послуш­ни­ку, испол­ня­ю­ще­му бес­пре­ко­слов­но и раб­ски вся­кое пове­ле­ние сво­е­го подви­го­по­лож­ни­ка и гос­по­ди­на”. 
 
“Зем­ная жизнь наша не может быть и на мину­ту покой­на, это мы долж­ны пом­нить все­гда. Тре­во­ги сле­ду­ют одни за дру­ги­ми, сего­дня одни, зав­тра дру­гие. Мы при­зва­ны в мир на бит­ву, а не на празд­ник, празд­но­вать побе­ду мы будем на том све­те. Здесь мы долж­ны муже­ствен­но, не упа­дая духом сра­жать­ся, дабы полу­чить боль­ше наград, боль­ше повы­ше­ний, испол­няя всё как закон­ный долг наш с разум­ным спо­кой­стви­ем, осмат­ри­ва­ясь вся­кий раз вокруг себя и све­ряя всё с зако­ном Хри­ста Гос­по­да наше­го. Неко­гда нам помыш­лять о робо­сти или бег­стве с поля, на вся­ком шагу пред­сто­ит нам подвиг хри­сти­ан­ско­го муже­ства, вся­кий подвиг достав­ля­ет нам новую сту­пень к дости­же­нию Небес­но­го Цар­ствия. Чем боль­ше опас­но­сти, тем силь­нее сле­ду­ет собрать силы и воз­но­сить силь­ней молит­ву к Богу. Нахо­дя­щий­ся сре­ди бит­вы, не теряй сего ни на час из виду, гото­вя­щий­ся к бит­ве, при­го­тов­ляй себя к тому зара­нее, дабы трез­во, бодр­ствен­но и весе­ло потечь по доро­ге! Сме­лей! Ибо в кон­це доро­ги Бог и веч­ное бла­жен­ство! Но, как безум­ные, бес­печ­ные и недаль­но­зор­кие, мы не гля­дим на конец доро­ги, отто­го не полу­ча­ем ни бод­ро­сти, ни сил для путе­ше­ствия по ней. Мы видим одни толь­ко пре­пят­ствия, не заме­чая, что они-то суть наши сту­пе­ни вос­хож­де­ния. А чаще все­го, мы всё видим ина­че, при­го­рок нам, кажет­ся, горою, малость – вели­ким делом, при­зрак – дей­стви­тель­но­стью, всё пре­уве­ли­чи­ва­ет­ся в гла­зах наших и пуга­ет нас. Пото­му что мы гла­за дер­жим вниз и не хотим под­нять их вверх. Ибо если бы под­ня­ли их на несколь­ко минут вверх, то уви­де­ли бы свы­ше все­го толь­ко Бога и свет, от Него исхо­дя­щий, осве­ща­ю­щий всё в насто­я­щем виде, и посме­я­лись бы тогда сами сле­по­те сво­ей”. 
 
“Вся­кое дело и начи­на­ние да сопро­вож­да­ет­ся все­гда душев­ной внут­рен­ней молит­вой, не такой молит­вой, какую мы при­вык­ли повто­рять еже­днев­но, не вхо­дя во смысл вся­ко­го сло­ва, но такой молит­вой, кото­рая бы изле­те­ла от всех сил нашей души и после кото­рой, бла­го­сло­вясь и пере­кре­стясь, мог­ли бы вдруг при­нять­ся за самое дело”. 
 
“Никто да не при­хо­дит от того в уны­ние, если дая­ние не вдруг снис­хо­дит на про­ше­ние, но напро­тив, тогда-то бод­рей и весе­лей духом да молим­ся и дей­ству­ем! Тогда-то имен­но да воз­рас­та­ет силь­ней наша надеж­да. Ибо Бог, руко­во­дясь вели­ким смыс­лом дает ино­му в кон­це то, что дру­го­му в нача­ле. Но бла­жен, и в несколь­ко раз бла­жен­ней тот, кото­ро­му назна­че­но вку­сить за дол­гие и боль­шие тру­ды то, что дру­го­му за мень­шие, душа его боль­ше будет при­го­тов­ле­на, боль­ше достой­на и может более обнять и вме­стить в себе бла­жен­ства. «Пре­тер­пев­ший до кон­ца спа­сёт­ся» – ска­зал Спа­си­тель – и сим уже открыл нам всю тай­ну жиз­ни, на кото­рую не хотим мы даже взгля­нуть оча­ми, не толь­ко про­ра­зу­меть”. 
 
“Не омра­чать­ся, но ста­рать­ся свет­леть душой долж­ны мы бес­пре­рыв­но. Бог есть свет, а пото­му и мы долж­ны стре­мить­ся к све­ту. Бог есть вер­хов­ное весе­лие, а пото­му и мы долж­ны быть так­же свет­лы и весе­лы. Весе­лы имен­но тогда, когда всё воз­дви­га­ет­ся про­ти­ву нас, что­бы сму­тить и опе­ча­лить. Ина­че и заслу­ги нет ника­кой, нетруд­но быть весе­лу, когда вокруг нас все весе­лы, тогда вся­кий уме­ет весе­лить­ся, и не про­све­щен­ный верою, и не име­ю­щий ника­кой твер­до­сти чело­век, и не хри­сти­а­нин, и языч­ни­ки тогда уме­ют быть спо­кой­ны­ми и весе­лить­ся. Но досто­ин­ство хри­сти­а­ни­на в том, что­бы и в печа­ли быть бес­пе­чаль­но­му духом. Ина­че где ж и отли­чье его от языч­ни­ка”. 
 
“Всё да управ­ля­ет­ся у нас любо­вью к Богу. Да носит­ся она веч­но, как маяк пред мыс­лен­ны­ми наши­ми гла­за­ми! Бла­жен, кто начал свои подви­ги пря­мо с люб­ви к Богу. Он быст­рее всех дру­гих поле­тит по пути сво­е­му и лег­ко побе­дит всё то, что дру­го­му кажет­ся непре­одо­ли­мым и невоз­мож­ным. Весь мир тогда пред­ста­нет пред ним в ином и в истин­ном виде к миру он при­вя­жет­ся пото­му толь­ко, что Бог поме­стил его в нём и пове­лел при­вя­зать­ся к нему, но и в мире воз­лю­бит он толь­ко то, что есть в нем образ и подо­бие Божие. И зем­ной люб­ви он покло­нит­ся не так, как гру­бый чело­век покло­ня­ет­ся обра­зу, счи­тая образ за само­го Бога, но так, как покло­ня­ет­ся обра­зу про­све­щен­ный верою чело­век, счи­та­ю­щий образ за одно блед­ное худо­же­ствен­ное про­из­ве­де­ние, постав­лен­ное толь­ко для напо­ми­на­ния, что нуж­но воз­но­сить­ся к Тому, Чье­го обра­за невоз­мож­но уви­деть наши­ми брен­ны­ми гла­за­ми. Рав­ным обра­зом и на вся­кую зем­ную любовь нашу, как бы чиста и пре­крас­на она ни была, мы долж­ны взи­рать как на одни види­мые и недо­ста­точ­ные зна­ки бес­ко­неч­ной люб­ви Божи­ей. Это толь­ко одни искры, одни края той вели­ко­леп­ной ризы, в кото­рую облек­лась без­мер­ная и без­гра­нич­ная любовь Хри­сто­ва, кото­рую ничто не вме­стит, как ничто не может вме­стить Само­го Бога».