«В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его.» (Псалом 17:7). Во время второй мировой войны, когда армии народов сражались по всему земному шару, было много случаев, когда отдельные отряды, а иногда и целые армии были окружены противником. Оказавшись отрезанными от своих главных штабов и от баз снабжения, они могли пользоваться единственным средством связи: радио. При помощи радио они сообщали о своем положении, о своих нуждах, взывали о помощи и получали директивы.
В истории своего существования на земле человек, в силу своего падения, потерял возможность полного и безграничного общения со своим Творцом-Богом. В результате разрыва с Богом человек лишился Его помощи и силы, оказался в зависимости от самого себя и в зависимости от темных сил, подчинивших человека своему влиянию.
Но с потерей всех преимуществ, вытекающих из жизни в полной гармонии с Богом, у человека осталось последнее звено, связывающее его с Творцом, и этим последним звеном является МОЛИТВА. Молитва – это «радиосвязь» между человеком и Богом. При помощи молитвы человек имеет возможность войти в контакт со своим Творцом, сообщить Ему о своем положении, о своих нуждах, может воззвать о помощи и защите в трудных обстоятельствах.
«Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния 4:12), – так говорит нам Священное Писание, так говорит Библия.
Наступили праздничные дни, дни, в которые Дух Святой сошел на Апостолов, и именно в этот святой день Пятидесятницы, то есть пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения, в проповеди апостола Петра прозвучали слова, обращенные ко многим народам, находящимся в тот момент в Иерусалиме: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Эти слова показывают нашу несостоятельность и ужаснейшее положение всех живущих в этом мире. Спасется тот, кто это Святое Имя призовет, а что будет с теми, кто это имя не призовет, что будет с теми, кто об этом имени никогда не слышал? Они идут в погибель. Есть одна дорога для не знающих Бога – смерть.
Господь открывает нам удивительные слова о самом важном смысле молитвы. Молитва – это особое приглашение, призвание Бога в нашу жизнь, когда мы ощущаем нужду в Нем, когда мы осознаем свою ничтожность. Именно этого Бог хочет от людей, чтобы люди по всему лицу земли почувствовали нужду в Боге, но, к большому сожалению, не все испытывают эту потребность. Люди ищут, находятся в поиске, но очень часто промахиваются, не попадая в цель. Молитву можно назвать направлением в Боге, источником духовного питания. Один проповедник сказал так: «Молитва – это богослужение в твоем сердце.»
Один из учеников Христа сказал Ему: «Господи! Научи нас молиться.» И Христос стал учить, произнося молитву «Отче наш», молитву Господню, ту молитву, которую знают многие люди, которой учат своих внуков бабушки. Это та молитва, которую повторяли наизусть солдаты, идя в бой, – этой молитвой учил молиться своих учеников Христос. Когда-то уже была зафиксирована в поэтической формуле необходимость молитвы: «Душа живет, пока молитвой дышит». И каждый верующий человек понимает это, он понимает, что без общения с Богом невозможно существовать в этом мире. Как-то однажды один знаменитый проповедник спросил у маленького мальчика, что он думает о молитве, и тот ответил ему: «Молитва – это ключ ко дню и замок к ночи.» Эти чудные слова сказал маленький мальчик, наверняка испытавший силу молитвы в своей жизни. Молитва действительно является ключом к победе и успеху, в первую очередь ключом ко спасению, ключом, который открывает дверь благословений Божьих, и одновременно ограждает нас от всех дьявольских напастей. Апостол Павел, осознавая важность и силу молитвы, настоятельно просит братьев: «Молитесь также и о нас.»
И в молитве Господней, которую вообще можно назвать схемой или моделью молитвы, Христос объясняет, как нужно молиться, что должно быть на первом месте, на каком месте в молитве должны быть мы. Молитва «Отче наш» не начинается со слов «Господи, дай» и даже со слов «Господи, прости», но начинается со слов обращения к Живому Вечному Богу, и уже это является огромной честью и привилегией для каждого человека – называть Отцом Того, от которого человек отошел когда-то в результате греха, Того, кого грешный люд отверг и распял, но после всего этого Господь продолжает принимать падшего человека, подтверждая за ним право сына, потому что только сын может обратиться к Отцу как к Отцу. А дальше идет особое благодарение и восхваление Бога. Христос учит о том, что сначала мы должны Бога призвать, потом прославить, а дальше в молитве нам нужно обязательно искать Его воли: «да будет воля Твоя.»
Хотелось бы поговорить о некоторых аспектах молитвы, которые определяют, какой должна быть молитва. Таких аспектов может быть намного больше, и, внимательно изучая Библию, мы можем отчетливо их увидеть, но пока только о четырех.
Первой позицией является направление в молитве.
Возникает вопрос: на что или на кого должна быть направлена молитва, а точнее, за кого молиться – только ли за себя? Христос в молитве «Отче наш» не учит молиться «Отче мой» или «хлеб мой насущный дай мне на сей день». Везде в молитве упоминаются местоимения «наш, нам, нас», как будто бы Христос хочет, чтобы мы помолились Ему и за других, за тех, кто еще не в состоянии помолиться за себя. Христос учит нас, что молитва не должна быть направлена только лишь на себя, что наша молитва не должна быть эгоистичной. Господь – милостивый Бог и любящий, и в молитве Господней мы просим Его дать «наш» насущный хлеб, чтобы хлеба на этой земле хватило каждому человеку. И если кто-то спросит, почему во многих странах по-прежнему царит голод, то ответ будет очень простым. Это происходит не потому, что Бог не усмотрел, а потому, что человек не усмотрел это в своей алчности, эгоизме и неравномерном использовании всех ресурсов, данных ему Богом. Проводились серьезные исследования этого вопроса и выяснилось, что хлеба на земном шаре хватит всем, но в результате того, что некоторые компании просто выкидывали и уничтожали продовольственные ресурсы из-за конкуренции и прочей выгоды, кто-то ест досыта, а кто-то нуждается и терпит голод. «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иакова 5:16). Христос через многие места Своего Слова подсказывает нам вспоминать нуждающихся и молиться о них, так как и Он сам молился за всех людей.
Следующим аспектом молитвы является постоянство.
Для подтверждения этого мы рассмотрим несколько мест Священного Писания. «Непрестанно молитесь,» – пишет в своем послании Фессалоникийской церкви Апостол Павел (Фессалоникийцам 5:17). В послании, обращенном к церкви в Колоссах, Павел оставил такие слова: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.» Почему постоянство в молитве играет такую важную роль? Наверное, потому, что наличие молитвы в нашей жизни показывает наше отношение к Богу, показывает это отношение для Бога, для нас самих и для всех окружающих нас людей. Очень тяжело будет представить двух супругов, живущих вместе, но не общающихся друг с другом, учитывая и то, что такая возможность у них есть. Или представить детей, не разговаривающих со своими родителями. Если это присутствует, то есть какая-то проблема. Молитва – это прежде всего общение, разговор с Богом. И если супруги любят друг друга, то без общения они просто не смогут. Многие люди говорят, что верят в Бога, но общаются ли они с Ним? Царь Давид говорит: » Тебя от ранней зари ищу я, Тебя жаждет душа моя.» Давид хочет встретиться с Богом с раннего утра, чтобы прославить Его, заручиться Его поддержкой. Теперь посмотрим не только на руководство к действию, но и на библейский практический пример. В Библии в книге Даниила рассказывается о заговоре людей, не желающих допустить Даниила к власти. Их уловка заключалась в том, чтобы в течение тридцати дней никто не вопрошал ни к Богу, ни к человеку, кроме царя. Кто же нарушит это установление, будет брошен в львиный ров. Но Даниил, против которого и направлен был заговор, как и прежде, молился Богу. За это нарушение его бросили в львиный ров, и царь, подойдя ко рву, сказал ему: «Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!» Даже царь знал, что Даниил служит своему Богу неизменно. Неизменным было не только служение Даниила, неизменной была его жизнь, когда даже под страхом смерти, и смерти мучительной, он не предал Бога, не отошел от Него, и неизменной также осталась и его молитва. Наша молитва не может зависеть от обстоятельств, или от нашего настроения, хорошо нам или плохо, но она должна быть постоянной. Даниил молился, когда у Него все было спокойно, но когда Его бросили в ров ко львам, он продолжал молиться. Молитва в Его жизни продолжалась не смотря ни на что.
Третьей состовляющей молитвы является воля Божья.
«И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас, а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили,- знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Иоанна 5:14,15). Очень часто многие люди начинают роптать на Бога из-за того, что не получают того, что просят, но никто не пытается даже задуматься о том, что Бог специально не делает того, о чем мы Его просим, потому что на это нет Его Святой воли. Господь – очень мудрый Бог и знает, что нам нужно, а что не нужно, что принесет нам пользу, а что не принесет. У Бога может быть тысяча причин не совершить того, о чем мы просим. Может быть, для того, о чем мы просим, еще не наступило время. Самое главное – это то, что Бог не желает нам зла, «Ибо Я знаю намерения, какие имею о вас, – говорит Господь, – намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иеремия 29:11). Один служитель произнес такую фразу: «Многие истомили себя бременами служений, которых Бог на них никогда не возлагал.» Люди, действующие без воли Божьей, очень часто могут разочароваться в самом Боге, и чтобы этого не произошло, нужно искать в молитве волю Божью. Даже сам Христос, являющийся для нас великим примером, молился Отцу Небесному, говоря: «Не как Я хочу, но как Ты.»
Рассмотрим еще один аспект молитвы, определяющий молитву как подготовку.
Подготовку к какому-то делу, подготовку к служению. Идти по жизни без Бога тяжело, своей молитвой мы приглашаем Господа посетить нас особо, пойти вместе с нами, пойти впереди нас. Всегда нужно помнить, что Господь знает любую дорогу лучше нас, знает любое дело лучше нас. Обращаясь к Нему в молитве, мы предаем наше дело в Его мудрые руки. «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю, Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе» (Псалом 138). Вспоминая Христа в Гефсиманском саду, мы представляем Его пламенную молитву. Насколько тяжело было Ему в тот момент осознавать, какой мучительной смерти предадут Его люди спустя некоторое время. «И был пот Его как капли крови,» и даже ангел явился и укреплял Его. Из всего этого мы видим, что молитва Христа была ничто иное, как подготовка к тому самому кульминационному моменту, для которого Христос пришел на эту грешную землю, спасения нашего ради.
Может быть, ты еще никогда не молился, но Господь предлагает каждому человеку открыть дверь своего сердца и впустить Христа через молитву. «Воззови ко мне – и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Иеремия 33:3).