Христианский брак всецело зиждется на учении Христа и Его обетованиях. Христос, возрождая и преобразуя верующего человека, преображает так же брачный союз, охраняя его от эгоизма, властвующего в невозрожденном человеке. Супружество верующих людей освящается присутствием Самого Бога.
Истинный христианский брак не имеет ничего общего с домостроевским принципом владычества мужа над женой или языческим принципом матриархата (главенствующей роли женщины над мужчиной). В то же время Христос нигде не говорит о равенстве мужа и жены в браке, ибо равенство как таковое невозможно в связи с физиологическими, функциональными и другими различиями мужчины и женщины. Муж никогда не сможет выполнить кое-что из того, что может сделать только женщина, и наоборот — есть вещи, которые, безусловно, лучше может сделать мужчина, чем женщина. Христос провозгласил для мужа и жены принцип гораздо более высокий, чем равенство — принцип единства.Христос указал, что с точки зрения Бога муж и жена не представляют собой двух обособленных созданий, живущих рядом с друг другом. Перед Богом муж и жена являют собой нераздельную плоть. Вряд ли люди живя на земле, смогут до конца понять, почему это так и как именно это происходит, ибо в их глазах муж и жена предстают как две самостоятельные личности, о которых можно спорить — кто из них больше и кто кому должен подчиняться. Но апостол Павел пишет: «Тайна сия велика» (Еф. 5:32), – и хотя мы не вполне понимаем, как двое становятся одной плотью, Священное Писание категорически заявляет, что это так. Если же муж и жена составляют одно тело, то надо ли говорить об их равенстве? Безусловно, каждая часть тела равноправна с любо другой его частью, но функционально каждый член тела имеет разное назначение. В семье муж выполняет функции главы, жена ‑домоуправителя (1Тим. 5:14).
Но это не значит, что муж безраздельно распоряжается женой, а жена бесправно подчинена мужу. Это значит, что каждый член тела должен правильно выполнять свою роль на своем месте.
В мире очень много говорится об эмансипации, которая теоретически объясняется как предоставление женщине равных прав с мужчиной, а на деле оказывается смешением обязанностей мужчины и женщины. На практике лозунг равенства мужчины и женщины привел к тому, что женщина в семье выполняет одновременно обязанности матери, хозяйки, домоправителя, а а кроме того берет на себя чисто мужские обязанности — работу на производстве, обеспечение необходимого материального уровня жизни, решение главных семейных вопросов и т. д. Это крайне ненормальное явление.
Единство в семье предполагает тесный и глубокий обмен мыслями между супругами, общность интересов, взглядов, решений и имущества. В семье не может быть «моего» и «твоего», потому что все «наше». Единство означает общность невзгод и скорбей, радости и веселья. И основой единства служит любовь.
Естественное начало любви проявляется как предпочтение одного любимого существа всем другим. Духовное же начало наполняет любовь истинным содержанием и определяет ее глубину и величие. И если влюбленность как влечение со временем может исчезнуть или угаснуть, то духовная составляющая любви как проявление тайны Божьей с годами возрастает все больше, приобретая прекрасные, божественные черты. Даря друг другу любовь, супруги получают ее обратно приумноженной и обогащенной. «Мужья любите своих жен , как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». (Еф. 5:25). Это требование ведет свое начало от божественной заповеди: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34). То есть супруги призваны любить друг друга не так, как они любят самих себя (хотя и это очень высокое требование), но как Христос возлюбил их. То есть любить до самоотдачи, любить с готовностью жертвовать друг для друга собственным мнением, временем, эгоистическими желаниями и т. д.
Подход к браку как к единству мужа и жены логически отвергает саму возможность развода, так как развод это, по сути дела, разрушение единой плоти. О вреде разводов говорит не только Священное Писание, но и исследования психологов, социологов и философов. Все они прекрасно понимают, что семья и супружеские отношения служат индикатором морального состояния как отдельных людей, так и целого общества. Достаточно вспомнить, что распад и разложение Римской империи начались с общей деморализации и прежде всего с распада семей. Поэтому для членов евангельских церквей разводы немыслимы и недопустимы.
Однако кризис брака и семьи характерен, к сожалению, не только для мира, но и для современного христианства. В настоящее время не всегда христианские браки отвечают своему высокому назначению, и это происходит по одной единственной причине — из-за недостаточно тесного духовного контакта со Христом мужа и жены как до брака, так и после начала семейной жизни. На практике эта единственная причина выражается в бесконечно разнообразных проявлениях. Чаще всего неудачная семейная жизнь предопределяется еще до брака. С одной стороны — неверным выбором спутника жизни, а с другой-неправильными добрачными отношениями.
«Фундамент», Санников С. В.