“И сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твоей были одно… и сделаю их одним жезлом, и будет одно в руке Моей”.
(Иезекииля 37, 17 – 19)
«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино».
(Иоан.17.21–22)
В ветхозаветный период единство народа Божия обеспечивалось, помимо принадлежности всех его представителей к одной религии, также племенной и языковой общностью и укорененностью в определенной земле — отечестве.
Народу израильскому была дана Богом в удел земля обетованная. Выйдя из Египта, этот народ пошел в Ханаан, землю своих предков, и, по повелению Божию, завоевал ее. С этого момента земля Ханаанская стала землей Израильской, а ее столица — Иерусалим — приобрела значение главного духовного и политического центра Богом избранного народа. Народ израильский говорил на одном языке, бывшем не только языком повседневности, но и языком молитвы. Более того, древнееврейский был языком Откровения, ибо на нем говорил с народом израильским Сам Бог.
В эпоху перед пришествием Христа, когда жители Иудеи говорили на арамейском, а в ранг государственного языка был возведен греческий, к еврейскому продолжали относиться как к святому языку, на котором совершалось богослужение в храме.
Ветхозаветный народ израильский был прообразом народа Божия — новозаветной Церкви Христовой. Искупительный подвиг Христа Спасителя положил начало бытию Церкви как нового человечества — духовного потомства Авраама. Своей Кровью Христос «искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5. 9). Церковь по самой своей природе имеет вселенский и, следовательно, наднациональный характер. В Церкви «нет различия между Иудеем и Еллином» (Рим. 10. 12). Как Бог не есть Бог иудеев только, но и тех, кто происходит из языческих народов (Рим. 3. 29), так и Церковь не делит людей ни по национальному, ни по классовому признаку: в ней «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3. 11).
Будучи по природе вселенской, Церковь одновременно является единым организмом, телом. «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». (1 Кор. 12. 12–13). Она — община чад Божьих, «род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел… некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2. 9–10).
Единство этого нового народа обеспечивается не национальной, культурной или языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Новый народ Божий «не имеет здесь постоянного града, но ищет будущего» (Евр. 13. 14). Духовная родина всех христиан — не земной, но «небесный» Иерусалим (Гал. 4. 26). Евангелие Христово проповедуется не на священном языке, доступном одному народу, но на всех языках (Деян. 2. 3–11). Евангелие проповедуется не затем, чтобы один избранный народ сохранил истинную веру, но дабы «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2. 10–11).
Единство духа — основная нужда Церкви Иисуса Христа. В этом главное условие ее роста и успешного служения. Но о каком единстве духа может быть речь, если не будет концепции единства основных положений нашего спасения и пребывания в Господе? Единство духа и единство понимания неразделимы, ибо одно без другого существовать не может.
Что же касается единства в моем понимании и ответственности за это, как служителя церкви, полагаю, что смогу объяснить некоторым положением вещей.
На Новгородчине вот уже три года существует Консультативный Совет глав протестантских церквей, председателем которого является ваш покорный слуга. Совет собирается два раза в год и по мере необходимости. В него входят баптисты, евангелисты, пятидесятники, методисты, армия спасения, адвентисты, лютеране (немцы) в качестве наблюдателей. Кроме того, организован Совет глав религиозных организаций при губернаторе области, куда входят также православные, католики и иудейская община.
Ярким примером единения всех протестантских общин было шествие (парад) на празднике города В. Новгорода, и в честь 480-летия (протестантов в России) в 2004 году в июне месяце.
Конечно, жизнь сложна и многообразна и потому во второстепенных вопросах, не отмеченных в «Исповедании веры», каждый имеет право на свое мнение. Главное не создавать трудностей в церковной жизни, не упрямствовать и не «ломать на свое колено» тех, кто верит в согласии с официальным вероучением, основанным на Священном Писании. Ведь каждое христианское вероисповедание имеет свое вероучение, — иначе оно существовать не может. «Кто в лес, а кто по дрова» — это не путь христианской веры и церковного домостроительства.
Апостол Павел советует «не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозноситься один перед другим» (1Кор. 4:6). И не лучше ли во избежание кривотолков принять общепризнанное исповедание веры, не отвергать официального вероучения, вымоленного призванными братьями и страдальцами за веру на коленях перед Господом. Они знали дух Священного Писания много лучше и глубже нас и доказали это своею жизнью, положенной на алтарь служения Божьему народу.
«Плотская натура человека, — писал Николай Водневский, — всегда поднимала и поднимает голову там, где Божью благодать вытесняет, пустой и никому не нужный формализм и сухое законничество. В семье детей Божьих этому не должно быть места. Пусть упрямствуют в своей мертвой философии неверующие, но дети Божьи да будут едины, как един их Пастырь и Спаситель Иисус Христос».
Епископ евангельских церквей Новгородской области
А. И. Корабель
30 октября в наших церквях отмечался праздник ЕДИНСТВА. Он посвящен октябрьскому дню 1944 года, в который А. В. Карев зачитал проект совместной резолюции евангельских христиан и баптистов по вопросу слияния церквей в одно братство и в один союз. «Признавая, что воля Небесного Учителя Иисуса Христа должна быть превыше всего для Его учеников на земле, а эта воля в вопросе о взаимоотношениях детей Божьих выражена ясно и определена словами Христа, произнесенными в Первосвященнической молитве: «Да будут все едино» – Ин. 17, 21, совещание считает важнейшей задачей, чтобы указанные слова Иисуса Христа были, наконец, осуществлены в жизни евангельских христиан и баптистов в нашей стране».
ЕДИНСТВО
1. Общность, полное сходство. Единство взглядов. 2. Цельность, сплочённость. Единство нации, 3. Неразрывность, взаимная связь. Единство теории и практики.
(Толковый словарь русского языка)