«Младенец родился нам» — так говорит пророк Исаия о воплощении Сына Божьего, Иисуса Христа, нашего Спасителя (Ис. 9:6).
И вот мы снова празднуем Рождество! Христианский мир охвачен праздничным настроением. Ярко украшены витрины магазинов, наряжены улицы, горят разноцветные огни, везде свежесрубленные елки, елки, елки… И как жаль, что через неделю-две эти благоухающие свежестью зеленые елочки, говорящие о чистой, Богом созданной жизни, непричастной греху, будут преданы огню!
А сколько ликования у детей, получающих рождественские подарки от родных, близких и дальних, не всегда напоминающих о Небесном Младенце, в Котором Бог дарует человеку спасение и жизнь вечную.
Годы идут. Рождественские праздники следуют один за другим, а вместе с ними непреодолимо приближается исполнение пророчеств Библии о времени второго пришествия Христа, но не в образе беспомощного Младенца, а как Царя славы, Которому дана вся власть на небе и на земле; и не для того, чтобы снова быть распятым на кресте, а чтобы произвести суд над народами. Развязка мировой драмы приближается к концу, а мир по-прежнему глух к зову Христа и не познал Небесного Посланника.
С каждым годом духовный смысл рождественских праздников отодвигается на задний план. Вместо тихой святой радости о родившемся в мир Спасителе для большинства людей это — случай хорошо погулять, повеселиться. А что касается Христа-Младенца, то Ему немногие отводят место в праздник Рождества.
Как-то я спрашивал детей: «Что такое Рождество?» Дети по-разному отвечали: «Это когда елку зажигают…» «Когда Дед Мороз приходит и приносит подарки». Очень немногие вспомнили имя Христа, принявшего крест ради нашего спасения. И получается так, что праздник определен для Христа, а Ему на этом празднике отводится столько же места, сколько бездомному сироте в рассказе Достоевского. Богатая барыня не приняла мальчика в свои хоромы, а небрежно сунула копеечку в его покрасневшие от мороза ручонки и поспешно захлопнула дверь. А та копеечка покатилась, и, как ни искал, не нашел ее мальчик… Страшным показался ему мир. Нарядная улица не дала ему место согреться. Утром дворник нашел мальчика во дворе за дровами — мертвого. Он замерз.
А елки горят, и разноцветные лампочки льют холодный свет на обезображенную грехом землю, льют свет, от которого никому не согреться.
Рождество Христово — особый праздник. Это день великой радости и торжества, день исполнения мессианских пророчеств, день, которого народ ожидал в течении тысячелетий.
Надежда пришествия Мессии-Освободителя всегда жила в сердце израильского народа. Эта надежда была основана на предсказании великих мужей Божьих — пророков.
Грядущего Мессию израильтяне представляли себе могущественным царем, который должен был занять престол Давида, восстановить царство Израилево и покорить себе все народы земли.
Израильтяне не поняли смысла этих пророчеств. Они проглядели, что Исаия рисует Мессию-Освободителя в ином свете. Он видел, что Царь придет в образе кроткого, смиренного Младенца, Которому вместо царского трона надлежало сперва принять крест страданий.
«Се, дева во чреве приимет и родит Сына» — так предсказал пророк явление в мир Христа-Избавителя, «спасающего людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21), а не от власти Рима.
За 840 лет до Р. Х. Исаия описывал рождение Христа так, как если бы Христос уже родился: «Ибо Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6).
В этом чудном Младенце, в «неизреченном даре» — истинная радость Рождества и смысл праздника. Люди же ищут радость не в личности Христа, а в обрядах, — что уводит от Него людей в дебри мертвой религии.
Мне рассказывали такой случай. Молодой человек, после долгих лет сомнений и отрицания Бога, наконец уверовал в Христа как своего Спасителя. Он послал всем своим бывшим друзьям рождественские открытки, поздравляя их с великим праздником, и закончил свои письма текстом из пророка Исаии: «Младенец родился нам» (Ис. 9:6).
Одна религиозная семья благосклонно отнеслась к письму уверовавшего во Христа друга, но была крайне удивлена, что он, недавно женившись, имел уже младенца…
— Смотри, — сказал муж жене, — у них уже есть наследник! Но почему они дали ему такое странное имя — Исаия?
— Меня удивляет не это, — ответила жена, — мать-то ребенка маленькая, худенькая, а заметил ли ты, что в письме указано не только имя, но и вес младенца: Читай — Исаия, 9 фунтов и 6 унций. По-моему это очень хороший вес…
Этот случай из американской жизни – не выдумка, а горькая правда. Сегодня миллионы людей празднуют Рождество (даже японцы — в коммерческих целях), но совершенно не знают Христа, который отдал себя на крест за грехи наши, чтобы примирить нас с Богом, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Миллионы так называемых «христиан» все еще не знают, что «Младенец родился нам, Сын дан нам», чтобы мы, приняв Его в сердце верою, приняли спасение Божье, как Его дар, и жили новой жизнью.
Явление Спасителя миру есть несомненное чудо. Человеческий ум не в состоянии вместить идею Боговоплощения. Это нужно принять только верою. Как может великий Бог обитать в ничтожно малом человеке?» — спрашивают многие.
То, что невозможно людям, возможно Богу.
В истории развития точной механики отмечен интересный случай. Когда-то Русским техническим обществом была изготовлена миниатюрная иголка и, как великое чудо, была отправлена в Германию. Спустя некоторое время немецкие механики возвратили эту русскую иголку с запиской: «Внутри вашей иголки вы найдете нашу».
Но и тут не было чуда. Меньший предмет вместился в больший. Это нормально.
Истинное чудо в том, что Бог, Создатель вселенной, Который о себе говорит: «Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих», что этот Бог соблаговолил прийти на маленькую планету Землю — эту крошечную точку Вселенной.
«Он взошел… как росток из сухой земли», – говорит пророк Исаия. Для явления миру Он избрал не царский град (хотя Иисус — истинный Царь), а маленький городок Вифлеем, который «не больше воеводств Иудиных». Вместо царского чертога Он избрал пещеру, убежище для скота. Больше того: Он избрал ясли местом Своего рождения и пришел в образе Младенца, завернутого в пелены. Что заставило Его так унизиться? Бесподобная любовь к людям.
Любовь к человеку привела Бога на землю, где под бременем греха страдало и продолжает страдать Его творение.
«Человек — это великолепно! Это звучит гордо!» — так сказал Максим Горький устами своего героя Сатина в пьесе «На дне». Но этот человек оказался «на дне» в полном смысле этого слова и не знает, как выбраться со «дна».
Бог пожелал «взыскать и спасти погибшее», найти и поднять со дна погибели обреченного на вечную смерть человека. Это есть «великая благочестия тайна», которая открывается сегодня каждому человеку Духом Святым, если он действительно ищет Истину, ищет не только своим ограниченным умом, но прежде всего — сердцем.
Каждый, кто поверит Слову Божиему, повествующему о Рождестве Христа и о Его искупительной жертве, «возрадуется радостью весьма великою» и, подобно вифлеемским пастухам, поклонится Ему, приняв Его в сердце как Небесного Посланника и Спасителя.
Да прольет Господь Свой свет над просторами израненной грехами многострадальной Родины, и да увидят себя все люди и их душепастыри в истинном свете, и да обратятся от мертвой обрядовой религии к истинному Богу и Спасителю душ — Иисусу Христу.
Николай Водневский