Родил­ся нам!

«Мла­де­нец родил­ся нам» — так гово­рит про­рок Иса­ия о вопло­ще­нии Сына Божье­го, Иису­са Хри­ста, наше­го Спа­си­те­ля (Ис. 9:6).

И вот мы сно­ва празд­ну­ем Рож­де­ство! Хри­сти­ан­ский мир охва­чен празд­нич­ным настро­е­ни­ем. Ярко укра­ше­ны вит­ри­ны мага­зи­нов, наря­же­ны ули­цы, горят раз­но­цвет­ные огни, вез­де све­же­сруб­лен­ные елки, елки, елки… И как жаль, что через неде­лю-две эти бла­го­уха­ю­щие све­же­стью зеле­ные елоч­ки, гово­ря­щие о чистой, Богом создан­ной жиз­ни, непри­част­ной гре­ху, будут пре­да­ны огню!

А сколь­ко лико­ва­ния у детей, полу­ча­ю­щих рож­де­ствен­ские подар­ки от род­ных, близ­ких и даль­них, не все­гда напо­ми­на­ю­щих о Небес­ном Мла­ден­це, в Кото­ром Бог дару­ет чело­ве­ку спа­се­ние и жизнь вечную.

Годы идут. Рож­де­ствен­ские празд­ни­ки сле­ду­ют один за дру­гим, а вме­сте с ними непре­одо­ли­мо при­бли­жа­ет­ся испол­не­ние про­ро­честв Биб­лии о вре­ме­ни вто­ро­го при­ше­ствия Хри­ста, но не в обра­зе бес­по­мощ­но­го Мла­ден­ца, а как Царя сла­вы, Кото­ро­му дана вся власть на небе и на зем­ле; и не для того, что­бы сно­ва быть рас­пя­тым на кре­сте, а что­бы про­из­ве­сти суд над наро­да­ми. Раз­вяз­ка миро­вой дра­мы при­бли­жа­ет­ся к кон­цу, а мир по-преж­не­му глух к зову Хри­ста и не познал Небес­но­го Посланника.

С каж­дым годом духов­ный смысл рож­де­ствен­ских празд­ни­ков ото­дви­га­ет­ся на зад­ний план. Вме­сто тихой свя­той радо­сти о родив­шем­ся в мир Спа­си­те­ле для боль­шин­ства людей это — слу­чай хоро­шо погу­лять, пове­се­лить­ся. А что каса­ет­ся Хри­ста-Мла­ден­ца, то Ему немно­гие отво­дят место в празд­ник Рождества.

Как-то я спра­ши­вал детей: «Что такое Рож­де­ство?» Дети по-раз­но­му отве­ча­ли: «Это когда елку зажи­га­ют…» «Когда Дед Мороз при­хо­дит и при­но­сит подар­ки». Очень немно­гие вспом­ни­ли имя Хри­ста, при­няв­ше­го крест ради наше­го спа­се­ния. И полу­ча­ет­ся так, что празд­ник опре­де­лен для Хри­ста, а Ему на этом празд­ни­ке отво­дит­ся столь­ко же места, сколь­ко без­дом­но­му сиро­те в рас­ска­зе Досто­ев­ско­го. Бога­тая бары­ня не при­ня­ла маль­чи­ка в свои хоро­мы, а небреж­но суну­ла копе­еч­ку в его покрас­нев­шие от моро­за ручон­ки и поспеш­но захлоп­ну­ла дверь. А та копе­еч­ка пока­ти­лась, и, как ни искал, не нашел ее маль­чик… Страш­ным пока­зал­ся ему мир. Наряд­ная ули­ца не дала ему место согреть­ся. Утром двор­ник нашел маль­чи­ка во дво­ре за дро­ва­ми — мерт­во­го. Он замерз.

А елки горят, и раз­но­цвет­ные лам­поч­ки льют холод­ный свет на обез­об­ра­жен­ную гре­хом зем­лю, льют свет, от кото­ро­го нико­му не согреться.

Рож­де­ство Хри­сто­во — осо­бый празд­ник. Это день вели­кой радо­сти и тор­же­ства, день испол­не­ния мес­си­ан­ских про­ро­честв, день, кото­ро­го народ ожи­дал в тече­нии тысячелетий.

Надеж­да при­ше­ствия Мес­сии-Осво­бо­ди­те­ля все­гда жила в серд­це изра­иль­ско­го наро­да. Эта надеж­да была осно­ва­на на пред­ска­за­нии вели­ких мужей Божьих — пророков.

Гря­ду­ще­го Мес­сию изра­иль­тяне пред­став­ля­ли себе могу­ще­ствен­ным царем, кото­рый дол­жен был занять пре­стол Дави­да, вос­ста­но­вить цар­ство Изра­и­ле­во и поко­рить себе все наро­ды земли.

Изра­иль­тяне не поня­ли смыс­ла этих про­ро­честв. Они про­гля­де­ли, что Иса­ия рису­ет Мес­сию-Осво­бо­ди­те­ля в ином све­те. Он видел, что Царь при­дет в обра­зе крот­ко­го, сми­рен­но­го Мла­ден­ца, Кото­ро­му вме­сто цар­ско­го тро­на над­ле­жа­ло спер­ва при­нять крест страданий.

«Се, дева во чре­ве при­и­мет и родит Сына» — так пред­ска­зал про­рок явле­ние в мир Хри­ста-Изба­ви­те­ля, «спа­са­ю­ще­го людей Сво­их от гре­хов их» (Мф. 1:21), а не от вла­сти Рима.

За 840 лет до Р. Х. Иса­ия опи­сы­вал рож­де­ние Хри­ста так, как если бы Хри­стос уже родил­ся: «Ибо Мла­де­нец родил­ся нам — Сын дан нам; вла­ды­че­ство на раме­нах Его, и наре­кут имя Ему: Чуд­ный, Совет­ник, Бог креп­кий, Отец веч­но­сти, Князь мира» (Ис. 9:6).

В этом чуд­ном Мла­ден­це, в «неиз­ре­чен­ном даре» — истин­ная радость Рож­де­ства и смысл празд­ни­ка. Люди же ищут радость не в лич­но­сти Хри­ста, а в обря­дах, — что уво­дит от Него людей в дебри мерт­вой религии.

Мне рас­ска­зы­ва­ли такой слу­чай. Моло­дой чело­век, после дол­гих лет сомне­ний и отри­ца­ния Бога, нако­нец уве­ро­вал в Хри­ста как сво­е­го Спа­си­те­ля. Он послал всем сво­им быв­шим дру­зьям рож­де­ствен­ские открыт­ки, поздрав­ляя их с вели­ким празд­ни­ком, и закон­чил свои пись­ма тек­стом из про­ро­ка Иса­ии: «Мла­де­нец родил­ся нам» (Ис. 9:6).

Одна рели­ги­оз­ная семья бла­го­склон­но отнес­лась к пись­му уве­ро­вав­ше­го во Хри­ста дру­га, но была крайне удив­ле­на, что он, недав­но женив­шись, имел уже младенца…

— Смот­ри, — ска­зал муж жене, — у них уже есть наслед­ник! Но поче­му они дали ему такое стран­ное имя — Исаия?

— Меня удив­ля­ет не это, — отве­ти­ла жена, — мать-то ребен­ка малень­кая, худень­кая, а заме­тил ли ты, что в пись­ме ука­за­но не толь­ко имя, но и вес мла­ден­ца: Читай — Иса­ия, 9 фун­тов и 6 унций. По-мое­му это очень хоро­ший вес…

Этот слу­чай из аме­ри­кан­ской жиз­ни – не выдум­ка, а горь­кая прав­да. Сего­дня мил­ли­о­ны людей празд­ну­ют Рож­де­ство (даже япон­цы — в ком­мер­че­ских целях), но совер­шен­но не зна­ют Хри­ста, кото­рый отдал себя на крест за гре­хи наши, что­бы при­ми­рить нас с Богом, «дабы вся­кий, веру­ю­щий в Него, не погиб, но имел жизнь веч­ную» (Ин. 3:16).

Мил­ли­о­ны так назы­ва­е­мых «хри­сти­ан» все еще не зна­ют, что «Мла­де­нец родил­ся нам, Сын дан нам», что­бы мы, при­няв Его в серд­це верою, при­ня­ли спа­се­ние Божье, как Его дар, и жили новой жизнью.

Явле­ние Спа­си­те­ля миру есть несо­мнен­ное чудо. Чело­ве­че­ский ум не в состо­я­нии вме­стить идею Бого­во­пло­ще­ния. Это нуж­но при­нять толь­ко верою. Как может вели­кий Бог оби­тать в ничтож­но малом чело­ве­ке?» — спра­ши­ва­ют многие.

То, что невоз­мож­но людям, воз­мож­но Богу.

В исто­рии раз­ви­тия точ­ной меха­ни­ки отме­чен инте­рес­ный слу­чай. Когда-то Рус­ским тех­ни­че­ским обще­ством была изго­тов­ле­на мини­а­тюр­ная игол­ка и, как вели­кое чудо, была отправ­ле­на в Гер­ма­нию. Спу­стя неко­то­рое вре­мя немец­кие меха­ни­ки воз­вра­ти­ли эту рус­скую игол­ку с запис­кой: «Внут­ри вашей игол­ки вы най­де­те нашу».

Но и тут не было чуда. Мень­ший пред­мет вме­стил­ся в боль­ший. Это нормально.

Истин­ное чудо в том, что Бог, Созда­тель все­лен­ной, Кото­рый о себе гово­рит: «Небо — пре­стол Мой, а зем­ля — под­но­жие ног Моих», что этот Бог собла­го­во­лил прий­ти на малень­кую пла­не­ту Зем­лю — эту кро­шеч­ную точ­ку Вселенной.

«Он взо­шел… как росток из сухой зем­ли», – гово­рит про­рок Иса­ия. Для явле­ния миру Он избрал не цар­ский град (хотя Иисус — истин­ный Царь), а малень­кий горо­док Виф­ле­ем, кото­рый «не боль­ше вое­водств Иуди­ных». Вме­сто цар­ско­го чер­то­га Он избрал пеще­ру, убе­жи­ще для ско­та. Боль­ше того: Он избрал ясли местом Сво­е­го рож­де­ния и при­шел в обра­зе Мла­ден­ца, завер­ну­то­го в пеле­ны. Что заста­ви­ло Его так уни­зить­ся? Бес­по­доб­ная любовь к людям.

Любовь к чело­ве­ку при­ве­ла Бога на зем­лю, где под бре­ме­нем гре­ха стра­да­ло и про­дол­жа­ет стра­дать Его творение.

«Чело­век — это вели­ко­леп­но! Это зву­чит гор­до!» — так ска­зал Мак­сим Горь­кий уста­ми сво­е­го героя Сати­на в пье­се «На дне». Но этот чело­век ока­зал­ся «на дне» в пол­ном смыс­ле это­го сло­ва и не зна­ет, как выбрать­ся со «дна».

Бог поже­лал «взыс­кать и спа­сти погиб­шее», най­ти и под­нять со дна поги­бе­ли обре­чен­но­го на веч­ную смерть чело­ве­ка. Это есть «вели­кая бла­го­че­стия тай­на», кото­рая откры­ва­ет­ся сего­дня каж­до­му чело­ве­ку Духом Свя­тым, если он дей­стви­тель­но ищет Исти­ну, ищет не толь­ко сво­им огра­ни­чен­ным умом, но преж­де все­го — сердцем.

Каж­дый, кто пове­рит Сло­ву Божи­е­му, повест­ву­ю­ще­му о Рож­де­стве Хри­ста и о Его иску­пи­тель­ной жерт­ве, «воз­ра­ду­ет­ся радо­стью весь­ма вели­кою» и, подоб­но виф­ле­ем­ским пас­ту­хам, покло­нит­ся Ему, при­няв Его в серд­це как Небес­но­го Послан­ни­ка и Спасителя.

Да про­льет Гос­подь Свой свет над про­сто­ра­ми изра­нен­ной гре­ха­ми мно­го­стра­даль­ной Роди­ны, и да уви­дят себя все люди и их душе­пас­ты­ри в истин­ном све­те, и да обра­тят­ся от мерт­вой обря­до­вой рели­гии к истин­но­му Богу и Спа­си­те­лю душ — Иису­су Христу.

Нико­лай Водневский