150 лет – Рос­сий­ский бап­тизм как факт

В нача­ле 60‑х годов XIX века латыш­ские кре­стьяне пере­се­ли­лись в Нов­го­род­скую губер­нию в надеж­де обре­сти зем­лю и улуч­шить свои усло­вия жиз­ни. Сре­ди пере­се­лен­цев было мно­го бап­ти­стов. По архив­ным дан­ным Латыш­ско­го Сою­за Бап­ти­стов, пер­вые бап­ти­сты при­е­ха­ли в Нов­го­род в 1863 году. Эта дата явля­ет­ся отправ­ной исто­ри­че­ской точ­кой. В это вре­мя еван­гель­ские хри­сти­ане-бап­ти­сты появи­лись в Любине и Дере­ва, Кре­стец­ко­го рай­о­на. Веру­ю­щие вели ожив­лен­ную цер­ков­ную рабо­ту и воз­ве­ща­ли Еван­ге­лие сво­им сооте­че­ствен­ни­кам. Об этом пери­о­де исто­рии, на юби­лей­ном Бого­слу­же­нии в «Хра­ме Хри­ста» в Вели­ком Нов­го­ро­де, пове­дал в сво­ем докла­де пре­зи­дент латыш­ско­го Сою­за Еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов док­тор Янис Шмидтс: «Это было труд­ное, но одно­вре­мен­но слав­ное вре­мя, когда на Вели­кой Руси отме­ни­ли кре­пост­ное пра­во. На зем­лю Нов­го­род­скую при­был латыш Кри­шьян Вал­де­мар и купил здесь зем­лю для пере­се­лен­цев-зем­ля­ков. На его при­зыв пере­се­лить­ся в Нов­го­род­скую зем­лю ото­зва­лось более 600 семей. Сре­ди них было очень мно­го веру­ю­щих». 1 
 
Пери­од с 1863 ‑1865 годы исто­ри­ки назы­ва­ют пятой вол­ной пере­се­ле­ния, имен­но в это вре­мя К. Вал­де­марс 2, один из руко­во­ди­те­лей дви­же­ния так назы­ва­е­мых «мла­до­ла­ты­шей» 3, орга­ни­зо­вал пере­се­ле­ние кре­стьян из Кур­лянд­ской губер­нии в Нов­го­род­скую. Исто­рик Х. Стродс ука­зы­ва­ет на при­чи­ну их пере­се­ле­ния: «На двух тыся­чах пур­ви­е­тас (одна пур­ви­е­та, или «дур­ное место», рав­ня­лась 0,4 га) в поме­стье Дере­во, куп­ле­но­го К. Вал­де­мар­сом, мож­но было посе­лить 400 кре­стьян­ских семей, про­да­вая каж­дой по 50 пур­ви­е­тас. Так как в Нов­го­род­ской губер­нии одна пур­ви­е­та сто­и­ла око­ло 5 руб­лей, а Кур­лянд­ской – 20–401 руб­лей, кре­стьяне ста­ли пере­се­лять­ся в Нов­го­род­скую губер­нию». 
 
Криш­мен Вал­де­мар назы­вал сбли­же­ние «латыш­ско­го пле­ме­ни с вели­ким рус­ским оте­че­ством истин­но народ­ным делом» латы­шей. За рус­ский язык как сред­ство сбли­же­ния латыш­ско­го и рус­ско­го наро­дов аги­ти­ро­вал бли­жай­ший сорат­ник Вал­де­ма­ра, педа­гог, фольк­ло­рист и писа­тель Ф. Брив­зем­ни­екс, при­зы­вая сво­их сооте­че­ствен­ни­ков «стре­мить­ся к тому, что­бы рус­ский и латыш­ский наро­ды, по-воз­мож­но­сти, сбли­зить в духов­ном отно­ше­нии». Те же мыс­ли выска­зы­вал И. Спро­гис: «Латы­ши при­зы­ва­ют­ся к само­му тес­ней­ше­му брат­ско­му еди­не­нию с вели­ким и слав­ным рус­ским наро­дом. Никто не осме­лит­ся оспа­ри­вать, что в этом новом, сами­ми латы­ша­ми созна­тель­но воз­буж­ден­ном и рус­ски­ми людь­ми одоб­ря­е­мом стрем­ле­нии к наи­тес­ней­ше­му внут­рен­не­му еди­не­нию с рус­ским наро­дом, лежит их луч­шее буду­щее». К ним при­со­еди­ни­ли свои голо­са сек­ре­тарь Риж­ско­го латыш­ско­го обще­ства, впо­след­ствии педа­гог И. Кра­ук­лис, а так­же исто­рик и педа­гог К. Биез­бар­дис: «Мы, латы­ши, чле­ны Риж­ско­го латыш­ско­го обще­ства и бла­го­же­ла­те­ли латыш­ско­го наро­да, от лица сво­их еди­но­мыш­лен­ни­ков заяв­ля­ем, что латы­ши преж­де все­го долж­ны и хотят научить­ся язы­ку сво­е­го оте­че­ства – язы­ку рус­ско­му». «Я глу­бо­ко уве­рен в том, – писал язы­ко­вед Атис Крон­валд, – что латы­ши разо­вьют­ся, их жизнь рас­цве­тет имен­но под защи­той Рос­сии». 
 
Подоб­ные мыс­ли выска­зы­ва­ли в те годы обще­ствен­ные дея­те­ли, педа­го­ги и лите­ра­то­ры бра­тья Кауд­зит, Мате­ру Юрис и дру­гие. Латыш­ские поэты-роман­ти­ки Аусек­лис и Пум­пурс в сво­их сти­хах и поэ­мах про­по­ве­до­ва­ли те же идеи о сбли­же­нии с рус­ски­ми, латыш­ские обще­ствен­ные дея­те­ли высту­па­ли по это­му вопро­су в рус­ской печа­ти. Актив­ны­ми про­па­ган­ди­ста­ми ста­но­ви­лись народ­ные учи­те­ля, кото­рые исполь­зо­ва­ли любой повод для разъ­яс­не­ния того, насколь­ко необ­хо­ди­мо латы­шам изу­че­ние рус­ско­го язы­ка. Про­сто хоте­лось бы об этом напом­нить… Дви­же­ние мла­до­ла­ты­шей назы­ва­ют ещё «эпо­хой наци­о­наль­но­го про­буж­де­ния». Опять же надо пом­нить, что без актив­ной под­держ­ки рус­ских про­грес­сив­но мыс­ля­щих либе­ра­лов это дви­же­ние было бы задав­ле­но ост­зей­ца­ми на кор­ню. Ещё в 1863 году в защи­ту латы­шей высту­пал Миха­ил Кат­ков, став­ший тогда редак­то­ром круп­ней­шей в Рос­сии газе­ты «Мос­ков­ские ведо­мо­сти». Он писал ста­тью за ста­тьей про­тив оне­ме­чи­ва­ния латы­шей, тре­бо­вал наде­ле­ния латыш­ских кре­стьян зем­лей. Так­же нико­гда не оста­ва­лись рав­но­душ­ны­ми к Рос­сии бап­тист­ские про­по­вед­ни­ки и бла­го­вест­ни­ки. Нахо­дясь в коман­ди­ров­ке в США и любу­ясь Ниа­гар­ским водо­па­дом, Виль­гельм Андре­евич Фет­лер (Малов) напи­сал про­ник­но­вен­ные стро­ки о Рос­сии: 
 
Еще раз уви­жу тебя, Зем­ля род­ная, 
Еще раз прой­дусь я по нивам золо­тым! 
Тебя не забыть мне, Рос­сия доро­гая: 
Люб­лю ведь тебя, – и я тобой любим. 
Еще раз я буду, Русь, гово­рить с тобою: 
Сло­ва от серд­ца к серд­цу я искрен­но ска­жу; 
То, что о Боге знаю, я от тебя не скрою, 
Ведь луч­ше дать, чем брать, – а я тебя люб­лю! 
 



1. Из выступ­ле­ния пре­зи­ден­та латыш­ско­го Сою­за ЕХБ д‑ра Я.Э.Шмидтса в В. Нов­го­ро­де на юби­лее, посвя­щен­ном 135-летию пер­вой заре­ги­стри­ро­ван­ной Церк­ви ЕХБ на Нов­го­род­чине 12.09.2004 // Газе­та «Ладья» №10(44) 2004 // Меж­ду­на­род­ная хри­сти­ан­ская газе­та № 11(74)2004. 
 
2. Кри­шья­нис Вал­де­мар ( латыш Krisjanis Valdemars, так­же Кри­сти­ан Вал­де­мар, Вол­де­мар, Хри­сти­ан Мар­ты­но­вич Вал­де­мар) 2 декаб­ря 1825 г.р. Умер в Москве 7 декаб­ря 1891 г. — писа­тель, фольк­ло­рист и про­све­ти­тель, духов­ный лидер дви­же­ния мла­до­ла­ты­шей и латыш­ско­го наци­о­наль­но­го воз­рож­де­ния. 
 
3. Мла­до­ла­ты­ши — участ­ни­ки наци­о­наль­но-либе­раль­но­го дви­же­ния в Лат­вии в 50—60‑х гг. XIX в. Высту­па­ли про­тив остат­ков кре­пост­ни­че­ства и заси­лья немец­ко-бал­тий­ско­го дво­рян­ства, за эко­но­ми­че­скую само­сто­я­тель­ность и раз­ви­тие наци­о­наль­ной куль­ту­ры, ори­ен­ти­ро­ва­лись на Рос­сию. Лиде­ры: К.Барон, К.Биезбардис, К.Валдемар.