В начале 60‑х годов XIX века латышские крестьяне переселились в Новгородскую губернию в надежде обрести землю и улучшить свои условия жизни. Среди переселенцев было много баптистов. По архивным данным Латышского Союза Баптистов, первые баптисты приехали в Новгород в 1863 году. Эта дата является отправной исторической точкой. В это время евангельские христиане-баптисты появились в Любине и Дерева, Крестецкого района. Верующие вели оживленную церковную работу и возвещали Евангелие своим соотечественникам. Об этом периоде истории, на юбилейном Богослужении в «Храме Христа» в Великом Новгороде, поведал в своем докладе президент латышского Союза Евангельских христиан-баптистов доктор Янис Шмидтс: «Это было трудное, но одновременно славное время, когда на Великой Руси отменили крепостное право. На землю Новгородскую прибыл латыш Кришьян Валдемар и купил здесь землю для переселенцев-земляков. На его призыв переселиться в Новгородскую землю отозвалось более 600 семей. Среди них было очень много верующих». 1
Период с 1863 ‑1865 годы историки называют пятой волной переселения, именно в это время К. Валдемарс 2, один из руководителей движения так называемых «младолатышей» 3, организовал переселение крестьян из Курляндской губернии в Новгородскую. Историк Х. Стродс указывает на причину их переселения: «На двух тысячах пурвиетас (одна пурвиета, или «дурное место», равнялась 0,4 га) в поместье Дерево, купленого К. Валдемарсом, можно было поселить 400 крестьянских семей, продавая каждой по 50 пурвиетас. Так как в Новгородской губернии одна пурвиета стоила около 5 рублей, а Курляндской – 20–401 рублей, крестьяне стали переселяться в Новгородскую губернию».
Кришмен Валдемар называл сближение «латышского племени с великим русским отечеством истинно народным делом» латышей. За русский язык как средство сближения латышского и русского народов агитировал ближайший соратник Валдемара, педагог, фольклорист и писатель Ф. Бривземниекс, призывая своих соотечественников «стремиться к тому, чтобы русский и латышский народы, по-возможности, сблизить в духовном отношении». Те же мысли высказывал И. Спрогис: «Латыши призываются к самому теснейшему братскому единению с великим и славным русским народом. Никто не осмелится оспаривать, что в этом новом, самими латышами сознательно возбужденном и русскими людьми одобряемом стремлении к наитеснейшему внутреннему единению с русским народом, лежит их лучшее будущее». К ним присоединили свои голоса секретарь Рижского латышского общества, впоследствии педагог И. Крауклис, а также историк и педагог К. Биезбардис: «Мы, латыши, члены Рижского латышского общества и благожелатели латышского народа, от лица своих единомышленников заявляем, что латыши прежде всего должны и хотят научиться языку своего отечества – языку русскому». «Я глубоко уверен в том, – писал языковед Атис Кронвалд, – что латыши разовьются, их жизнь расцветет именно под защитой России».
Подобные мысли высказывали в те годы общественные деятели, педагоги и литераторы братья Каудзит, Матеру Юрис и другие. Латышские поэты-романтики Аусеклис и Пумпурс в своих стихах и поэмах проповедовали те же идеи о сближении с русскими, латышские общественные деятели выступали по этому вопросу в русской печати. Активными пропагандистами становились народные учителя, которые использовали любой повод для разъяснения того, насколько необходимо латышам изучение русского языка. Просто хотелось бы об этом напомнить… Движение младолатышей называют ещё «эпохой национального пробуждения». Опять же надо помнить, что без активной поддержки русских прогрессивно мыслящих либералов это движение было бы задавлено остзейцами на корню. Ещё в 1863 году в защиту латышей выступал Михаил Катков, ставший тогда редактором крупнейшей в России газеты «Московские ведомости». Он писал статью за статьей против онемечивания латышей, требовал наделения латышских крестьян землей. Также никогда не оставались равнодушными к России баптистские проповедники и благовестники. Находясь в командировке в США и любуясь Ниагарским водопадом, Вильгельм Андреевич Фетлер (Малов) написал проникновенные строки о России:
Еще раз увижу тебя, Земля родная,
Еще раз пройдусь я по нивам золотым!
Тебя не забыть мне, Россия дорогая:
Люблю ведь тебя, – и я тобой любим.
Еще раз я буду, Русь, говорить с тобою:
Слова от сердца к сердцу я искренно скажу;
То, что о Боге знаю, я от тебя не скрою,
Ведь лучше дать, чем брать, – а я тебя люблю!
1. Из выступления президента латышского Союза ЕХБ д‑ра Я.Э.Шмидтса в В. Новгороде на юбилее, посвященном 135-летию первой зарегистрированной Церкви ЕХБ на Новгородчине 12.09.2004 // Газета «Ладья» №10(44) 2004 // Международная христианская газета № 11(74)2004.
2. Кришьянис Валдемар ( латыш Krisjanis Valdemars, также Кристиан Валдемар, Волдемар, Христиан Мартынович Валдемар) 2 декабря 1825 г.р. Умер в Москве 7 декабря 1891 г. — писатель, фольклорист и просветитель, духовный лидер движения младолатышей и латышского национального возрождения.
3. Младолатыши — участники национально-либерального движения в Латвии в 50—60‑х гг. XIX в. Выступали против остатков крепостничества и засилья немецко-балтийского дворянства, за экономическую самостоятельность и развитие национальной культуры, ориентировались на Россию. Лидеры: К.Барон, К.Биезбардис, К.Валдемар.