Рож­де­ствен­ская история

Мно­го веков под­ряд, из года в год, чело­ве­че­ство отме­ча­ет Рож­де­ство Хри­сто­во — один из вели­чай­ших хри­сти­ан­ских праздников.

Это собы­тие — появ­ле­ние на Зем­ле Спа­си­те­ля — столь зна­чи­тель­но, что нашло свое отра­же­ние даже в лето­ис­чис­ле­нии: все, в мире про­ис­хо­див­шее и про­ис­хо­дя­щее, раз­де­ля­ет­ся теперь на две части — до Рож­де­ства Хри­сто­ва и после него.

Новая эра — после Рож­де­ства Хри­сто­ва — эра осо­знан­но­го бес­смер­тия, эра веч­ной жиз­ни души и духа, и поэто­му само по себе собы­тие Рож­де­ства Хри­сто­ва име­ет для все­го хри­сти­ан­ско­го мира осо­бен­ный нрав­ствен­ный смысл, кото­рый труд­но срав­нить с чем-либо, посколь­ку речь идет о спа­се­нии человечества.

В те годы рим­ский импе­ра­тор Август, под вла­ды­че­ством кото­ро­го нахо­ди­лась зем­ля Изра­и­ля, при­ка­зал про­ве­сти все­об­щую пере­пись насе­ле­ния. Для это­го каж­до­му жите­лю надо было запи­сать­ся в том горо­де, где жили его пред­ки. Род­ным горо­дом рода Дави­до­ва, к кото­ро­му при­над­ле­жал Иосиф, был Виф­ле­ем, нахо­дя­щий­ся на юге, в Иудее, — туда и отпра­ви­лись Иосиф с Марией.

Когда они при­бы­ли в Виф­ле­ем, ока­за­лось, что в город­ской гости­ни­це нет сво­бод­ных мест. Марии же насту­пи­ло вре­мя родить. Появив­ше­е­ся на свет Дитя ей при­шлось, спе­ле­нав, поло­жить в ясли — кор­муш­ку для скота.

В эту ночь, когда родил­ся Иисус, на окрест­ных полях пас­ту­хи охра­ня­ли свои ста­да. Вдруг перед ними, во всем сво­ем вели­чии, пред­стал ангел Божий, и пас­ту­хи очень испу­га­лись. Но ангел ска­зал им: «Не бой­тесь! Я воз­ве­щаю вам о вели­кой радо­сти, при­шед­шей в мир. В горо­де Дави­до­вом родил­ся Гос­подь — Спа­си­тель; вы Его лег­ко узна­е­те — Мла­де­нец лежит спе­ле­ну­тым в яслях».

В этот миг на поле вне­зап­но появи­лось мно­же­ство анге­лов, сла­вя­щих Бога и раду­ю­щих­ся за людей. Пас­ту­хи ска­за­ли друг дру­гу: «Надо ско­рее идти в Виф­ле­ем и уви­деть Мла­ден­ца, о Кото­ром воз­ве­стил нам Бог».

Они поспе­ши­ли в город, и ско­ро их взо­ру пред­ста­ли Мария с Иоси­фом и Мла­де­нец, лежа­щий в яслях. Потом пас­ту­хи повсю­ду рас­ска­зы­ва­ли о том, что дове­лось уви­деть им, и все пора­жа­лись их рассказам.

Волх­вы — муд­ре­цы, жив­шие на Восто­ке, — уви­де­ли на небе звез­ду, воз­ве­щав­шую о рож­де­нии Иису­са. Они при­шли в Иеру­са­лим и нача­ли спра­ши­вать: «Где родил­ся Царь Иудей­ский? Мы виде­ли Его звез­ду и хотим покло­нить­ся Ему».

В это вре­мя Иуде­ей пра­вил Ирод. Он испу­гал­ся, услы­шав о родив­шем­ся Царе, созвал зна­то­ков Зако­на и пер­во­свя­щен­ни­ков и спро­сил у них: «Где дол­жен родить­ся Мессия-Христос?»

Они отве­ти­ли: «В Виф­ле­е­ме». Соглас­но древ­не­му про­ро­че­ству, Мес­сия дол­жен был при­над­ле­жать к коле­ну Иуды, сына Иако­ва, и родить­ся имен­но в этом горо­де, кото­рым издав­на вла­де­ли потом­ки Иуды.

Тогда Ирод, позвав к себе волх­вов, выве­дал у них точ­ное вре­мя появ­ле­ния звез­ды. Затем он напра­вил их в Виф­ле­ем, попро­сив: «Когда вы най­де­те Мла­ден­ца, сооб­щи­те мне — я тоже хочу покло­нить­ся Ему».

Волх­вы тро­ну­лись в путь, а звез­да, кото­рую они виде­ли на восто­ке, ста­ла дви­гать­ся перед ними, пока не оста­но­ви­лась над тем местом, где был Мла­де­нец. Волх­вы очень обра­до­ва­лись. Вой­дя в дом и уви­дев Марию с Мла­ден­цем, они упа­ли на коле­ни перед Иису­сом и покло­ни­лись Ему до зем­ли. Потом волх­вы под­нес­ли Иису­су свои дары: золо­то и бла­го­во­ния: ладан со смирной.

Ночью же, во сне, волх­вы полу­чи­ли Боже­ствен­ное пове­ле­ние не воз­вра­щать­ся к Иро­ду. Они отпра­ви­лись назад дру­гой дорогой.