Эти слова звучат так поэтично, величественно и загадочно. Они овевают нас задумчивостью и приготавливают к встрече с чем-то горним, чрезвычайным и таинственным. Помня Иосифа и Марию, мы желаем раздвинуть занавес древности и услышать голос ангела из глубин небесной бесконечности.
Мы с большим благоговением жаждем понять суть великой тайны Рождества. А человек, как нам известно, – единственное существо на Земле, одаренное способностью критически осмысливать не только свои личные мнения, решения и поступки, но и события внешнего мира. Он обладает широтой мышления, т.е. способностью постигать смысл широкого круга вопросов. Ему также присуща глубина мышления – умение проникнуть в сущность сложных проблем и предвидеть возможные последствия событий. Бог наделил человека и скоростью мышления. Он может вникать во что-то детально, объяснять суть истины и выносить какое-либо решение. Человека характеризует еще одна необходимая черта – последовательность мышления. Он обладает умением придерживаться логической преемственности в своих суждениях и в объективном отражении действительности. Потому Бог дал человеку Библию, где святые мужи, пророки и апостолы описывают тайну и цель Христова рождения; и только человек с помощью своего разума и Духа Святого может хотя бы частично понять глубину Рождества Христова.
Обратим теперь особое внимание на то, как евангелист Лука воспроизводит картину благовествования Деве Марии о зачатии Сына в ее утробе. Да, тот Божий посланник был ангелом, потому что никто из людей не был достоин провозгласить замечательную весть о воплощении Христа. Действие воплощения Христа ангел приписывает Святому Духу. Это было чрезвычайное, чудотворное действие, когда Дух Святой Своей силой мгновенно сформировал человеческое тело Христа. Мессия пришел искупить грешников, поэтому его человеческая природа не могла иметь ни пятна, ни порока, а должна была быть чистой и свободной от испорченности грехопадения. Таким образом, в минуту зачатия у Христа были безгрешны и тело, и душа. Он был совершенным Богом и совершенным человеком.
О сути этой истины читаем в Евангелии от Луки 1:26–38, когда Ангел Гавриил прибыл к Деве Марии и сказал: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою… Вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус… Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Мария была сердцем покорной, поверила Божьему слуге, Гавриилу, и сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее Ангел.
Итак, Мария должна была радоваться, и она радовалась и величала Господа (Лк. 1:46–55), потому что удостоилась такой большой чести, что чрез нее должен воплотиться долгожданный Мессия, Который будет велик и наречется Сыном Всевышнего. Он будет царствовать, и Его Царству не будет конца. Его Царство нерушимо. Он держит Вселенную словом силы Своей (Евр. 1:3). Такого Сына-Царя и Царства еще никогда не было. А самое главное, что Он спасет людей Своих от грехов их. Вот почему Гавриил сказал Иосифу: «Наречешь Ему имя Иисус», что означает Спаситель. Мария поверила в обещанного Мессию и стала Его матерью, однако нуждалась в Спасителе, как и все остальные люди.
Когда ангел Гавриил сообщил Марии о приходе Мессии, то многие, особенно евреи, желали, чтобы Мессия, наконец, избавил их от римского ига, позора, бедности, но не от греха. Мало кто из них недосыпал ночей от того, что их беспокоили грехи. Однако грех – это величайшее зло. Где творится грех, там вражда, ссоры, стыд, слезы и просто ад. Когда же придет Спаситель мира, Он своевременно уничтожит жало смерти, то есть грех, смерть, дьявола и ад.
Теперь еще одно наблюдение. Бог послал ангела Гавриила с весомым известием не к первосвященнику, а к простой крестьянской девушке, обрученной с плотником; не к гордому столичному городу Иерусалиму, а к незаметному городку Назарету. Господь праведен, Он «смиренных возвышает.., а нечестивых унижает до земли» (Пс. 146:6).
Таким образом, чем больше мы пытаемся проникать вглубь вну-треннего мира людей того времени, а особенно Иосифа и Марии, тем больше нас интересует кардинальный вопрос: какой великодушно-альтруистический мотив побудил Иисуса Христа сойти с небесной вершины на испорченную грехом Землю, стать Богочеловеком и прожить более тридцати лет между грешными землянами? Думаю, следующий эпизод бросит луч света на наш вопрос.
Одного из выдающихся богословов, Карла Барта, пригласили гостем-преподавателем в Богословскую школу Чикагского университета. Под конец последней прекрасной лекции президент семинарии объявил, что д‑р Барт чувствует себя нездоровым и не сможет отвечать на вопросы, поэтому он поставит ему от имени всей аудитории один-единственный вопрос.
И президент обратился к знаменитому богослову и спросил: «Из всех богословских мыслей, которые вы когда-либо имели, какую вы считаете самой выдающейся?» Это был глубокий вопрос человеку, который написал буквально десятки тысяч страниц сложного богословия. Студенты держали свои карандаши, готовые дословно записывать главные мысли выдающегося богослова их времени. Карл Барт закрыл усталые глаза, подумал минутку и, слегка улыбаясь, сказал молодым семинаристам: «Выдающаяся богословская мысль, которую я когда-либо имел, следующая: ‘‘Иисус любит меня, я это знаю, поскольку Библия говорит мне об этом’’».
Действительно, Евангелист Иоанн (Ин. 3:16) говорит, что Бог возлюбил нас, грешных, до такой степени, что во время Рождества оказал нам незаслуженную милость – дал в дар Своего Единородного Сына, чтобы Он стал человеком и умер за нас. Отдать же на смерть единственного Сына – высший жест любви; однако это можно сделать для друзей, не для врагов, а мы были Его врагами. Итак, наш Бог не только бесконечно доброжелательный, но и сама Доброжелательность. И даже больше этого, Бог не только любит – Он есть Любовь (1 Ин. 4:8; 2 Кор. 13:11). Такой любви мы даже своей широтой, глубиной и последовательностью мышления не в силах не только описать, но и понять без помощи Духа Святого. Если бы не Рождество, если бы Христос не воплотил эту любовь, мы не знали бы силы любви, которой Бог возлюбил нас. А рассказ о рождении Христа – это не выдумка, не субъективное мышление какого-то Ангела, а осуществление пророчества, объективная истина. Бог дал нам Рождество для того, чтобы Его и наши тропинки сошлись, и мы встретились со Спасителем, о Котором нам благовествовал ангел Гавриил.
Вы уже встретились со Спасителем? Если нет, то размышляйте об этом и приготовьтесь к встрече с Ним.
Леонид Коровник