Рож­де­ство и христиане

Сно­ва в цер­ков­ных ауди­то­ри­ях и на хри­сти­ан­ских радио­стан­ци­ях раз­да­ют­ся уми­ли­тель­ные зву­ки рож­де­ствен­ских хора­лов. А рядом, на ули­цах боль­ших и малых горо­дов, – бур­ные демон­стра­ции, тер­ро­ризм, убий­ства; в раз­ных кон­цах зем­ли – непре­кра­ща­ю­щи­е­ся вой­ны, боль­шие и малые, то зату­ха­ю­щие, то сно­ва вспы­хи­ва­ю­щие. И, как след­ствие, неимо­вер­ные стра­да­ния людей.

Тако­ва горь­кая прав­да о чело­ве­че­стве Зем­ли в кон­це вто­ро­го тыся­че­ле­тия. Все это – дела мира, не познав­ше­го радо­сти, кото­рую при­нес людям рож­ден­ный в Виф­ле­е­ме Иисус Христос.

Пере­вер­нем эту печаль­ную стра­ни­цу и посмот­рим на Рож­де­ство Хри­ста с дру­гой, боже­ствен­ной, сто­ро­ны. Сего­дня Дух Свя­той про­дол­жа­ет воз­ве­щать всем людям Еван­ге­лие Хри­сто­во, как неко­гда воз­ве­стил ангел на полях Виф­ле­е­ма пас­ту­хам радост­ную весть: «Ныне родил­ся вам в горо­де Дави­до­вом Спа­си­тель, Кото­рый есть Хри­стос Гос­подь» (Лк. 2:11).

А радо­сти в мире нет. Ее украл сата­на и вме­сто нее дал свое: дух люци­фе­ро­вой зави­сти, эго­из­ма и человеконенавистничества.

Да не будет этот дух веч­но­го вра­га гос­под­ство­вать в серд­цах чита­ю­щих эти стро­ки! Поду­ма­ем: как нам не радо­вать­ся?! «Мла­де­нец родил­ся нам Сын дан нам» (Ис.9:6). Так про­ро­че­ство­вал Иса­ия о рож­де­нии наше­го Спа­си­те­ля за семь с поло­ви­ной сто­ле­тий до Его вопло­ще­ния как Сына Человеческого.

Бог знал и зна­ет нуж­ды чело­ве­че­ства, уто­па­ю­ще­го в гре­хах. Он зна­ет, что каж­дый чело­век, при­хо­дя­щий в этот мир, – погиб­ший греш­ник; что каж­дый нуж­да­ет­ся в Спа­си­те­ле, и Бог дал нам Его в Рож­ден­ном в виф­ле­ем­ских яслях.

Тот, кто верит рож­де­ствен­ской вести всем серд­цем, сего­дня раду­ет­ся радо­стью вели­кой и слав­ной, раду­ет­ся, несмот­ря на дья­воль­ские коз­ни, напол­ня­ю­щие уто­па­ю­щий в гре­хах мир.

Пас­ту­хи пове­ри­ли ангель­ской вести и, уви­дев Мла­ден­ца, воз­ра­до­ва­лись радо­стью вели­кой. Муд­ре­цы с Восто­ка пове­ри­ли аст­ро­но­ми­че­ско­му откро­ве­нию и, сле­дуя звез­де, при­шли в Виф­ле­ем. Они уви­де­ли Мла­ден­ца-Спа­си­те­ля, при­нес­ли Ему дары и, так же, как и пас­ту­хи, «воз­ра­до­ва­лись радо­стью весь­ма вели­кою» (Мф. 2:10).

Да и все люди, так или ина­че сопри­ка­сав­ши­е­ся с Ним, не мог­ли не радо­вать­ся, ибо Он – Источ­ник истин­ной радо­сти, и вку­сить эту радость дано каж­до­му чело­ве­ку, если он откро­ет свое серд­це Спа­си­те­лю. – Истин­ная радость Рож­де­ства – в уве­ро­ва­нии в Иису­са Хри­ста как лич­но­го Спа­си­те­ля. Не в умствен­ном, поверх­ност­ном уве­ро­ва­нии, а в при­ня­тии Его все­про­ща­ю­щей Гол­гоф­ской жерт­вы всем серд­цем. Без это­го Рож­де­ство – толь­ко выход­ной день да воз­мож­ность стрях­нуть с себя на неко­то­рое вре­мя житей­ское бре­мя за рюм­кой «зеле­но­го змия» и плот­ски­ми уве­се­ле­ни­я­ми, кото­рые обыч­но закан­чи­ва­ют­ся слезами.

Когда душа при­ни­ма­ет бла­гую весть Рож­де­ства, она ста­но­вит­ся сво­е­го рода ясля­ми, в кото­рых пре­бы­ва­ет Хри­стос Духом Свя­тым. И тогда рож­де­ствен­ские подар­ки, елки и бута­фо­рия отхо­дят на зад­ний план, ибо Рож­де­ство – это преж­де все­го празд­ник духа, а не плоти.

Рож­де­ство есть новая жизнь – жизнь во Хри­сте и со Христом.

Что же про­изо­шло с миром, в кото­ром мы сего­дня живем? Отво­дит ли он пер­вое место Рож­ден­но­му в виф­ле­ем­ских яслях? К сожа­ле­нию, нет, да и не может, не познав Рож­ден­но­го. Чело­век пове­рил обма­ну сата­ны. И в этом его тра­ге­дия. Это меша­ет не толь­ко уста­нов­ле­нию мира на Зем­ле, но и вза­и­мо­по­ни­ма­нию меж­ду мно­же­ством цер­ков­ных организаций.

Рас­ска­зы­ва­ют, что ночью в боль­шой аме­ри­кан­ский мага­зин про­бра­лись зло­умыш­лен­ни­ки. Они ниче­го не взя­ли, ниче­го не повре­ди­ли, но всю ночь меня­ли на вещах эти­кет­ки с цена­ми. На утро поку­па­те­ли уви­де­ли, что шуба сто­ит 45 цен­тов, а зуб­ная пас­та – 150 дол­ла­ров; сереб­ря­ный при­бор сто­ит 1.75 дол­ла­ра, а чул­ки – 300 дол­ла­ров и т. д.

Нечто подоб­ное сде­лал сата­на в жиз­ни наше­го обще­ства. Веч­ное и свя­тое он обес­це­нил, а цену вре­мен­но­му, зем­но­му, гре­хов­но­му мно­го­крат­но уве­ли­чил, губя душу чело­ве­ка. Обмен подар­ка­ми к Рож­де­ству занял пер­вое место, а Хри­стос – послед­нее, а чаще все­го – вооб­ще ника­ко­го. Теле­ви­зор занял пер­вое место, а чте­ние Свя­щен­но­го Писа­ния – послед­нее. Все наоборот.

Если Рож­де­ство – это обмен подар­ка­ми, то в первую оче­редь чело­век дол­жен при­нять пода­рок от все­мо­гу­ще­го Бога, при­нять в серд­це Хри­ста как Божий дар, «что­бы вся­кий, веру­ю­щий в Него, не погиб, но имел жизнь веч­ную» (Ин. 3:16), а вза­мен отдать Ему свое гре­хов­ное серд­це со все­ми проблемами.

Тогда душев­ный мир и радость будут нашим досто­я­ни­ем. Тогда каж­дый хри­сти­а­нин будет ценить и содей­ство­вать испол­не­нию запо­ве­ди Хри­ста: «Иди­те по все­му миру и про­по­ве­дуй­те Еван­ге­лие всей тва­ри (все­му миру)» (Мк. 16:15).

Толь­ко тогда пение наших хоров: «Сла­ва в выш­них Богу, и на зем­ле – мир» будет при­ня­то небом и зем­лею. Ведь «Мла­де­нец дан нам» как дар Божий для наше­го искуп­ле­ния от вла­сти греха.

Нико­лай Водневский