Снова в церковных аудиториях и на христианских радиостанциях раздаются умилительные звуки рождественских хоралов. А рядом, на улицах больших и малых городов, – бурные демонстрации, терроризм, убийства; в разных концах земли – непрекращающиеся войны, большие и малые, то затухающие, то снова вспыхивающие. И, как следствие, неимоверные страдания людей.
Такова горькая правда о человечестве Земли в конце второго тысячелетия. Все это – дела мира, не познавшего радости, которую принес людям рожденный в Вифлееме Иисус Христос.
Перевернем эту печальную страницу и посмотрим на Рождество Христа с другой, божественной, стороны. Сегодня Дух Святой продолжает возвещать всем людям Евангелие Христово, как некогда возвестил ангел на полях Вифлеема пастухам радостную весть: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11).
А радости в мире нет. Ее украл сатана и вместо нее дал свое: дух люциферовой зависти, эгоизма и человеконенавистничества.
Да не будет этот дух вечного врага господствовать в сердцах читающих эти строки! Подумаем: как нам не радоваться?! «Младенец родился нам Сын дан нам» (Ис.9:6). Так пророчествовал Исаия о рождении нашего Спасителя за семь с половиной столетий до Его воплощения как Сына Человеческого.
Бог знал и знает нужды человечества, утопающего в грехах. Он знает, что каждый человек, приходящий в этот мир, – погибший грешник; что каждый нуждается в Спасителе, и Бог дал нам Его в Рожденном в вифлеемских яслях.
Тот, кто верит рождественской вести всем сердцем, сегодня радуется радостью великой и славной, радуется, несмотря на дьявольские козни, наполняющие утопающий в грехах мир.
Пастухи поверили ангельской вести и, увидев Младенца, возрадовались радостью великой. Мудрецы с Востока поверили астрономическому откровению и, следуя звезде, пришли в Вифлеем. Они увидели Младенца-Спасителя, принесли Ему дары и, так же, как и пастухи, «возрадовались радостью весьма великою» (Мф. 2:10).
Да и все люди, так или иначе соприкасавшиеся с Ним, не могли не радоваться, ибо Он – Источник истинной радости, и вкусить эту радость дано каждому человеку, если он откроет свое сердце Спасителю. – Истинная радость Рождества – в уверовании в Иисуса Христа как личного Спасителя. Не в умственном, поверхностном уверовании, а в принятии Его всепрощающей Голгофской жертвы всем сердцем. Без этого Рождество – только выходной день да возможность стряхнуть с себя на некоторое время житейское бремя за рюмкой «зеленого змия» и плотскими увеселениями, которые обычно заканчиваются слезами.
Когда душа принимает благую весть Рождества, она становится своего рода яслями, в которых пребывает Христос Духом Святым. И тогда рождественские подарки, елки и бутафория отходят на задний план, ибо Рождество – это прежде всего праздник духа, а не плоти.
Рождество есть новая жизнь – жизнь во Христе и со Христом.
Что же произошло с миром, в котором мы сегодня живем? Отводит ли он первое место Рожденному в вифлеемских яслях? К сожалению, нет, да и не может, не познав Рожденного. Человек поверил обману сатаны. И в этом его трагедия. Это мешает не только установлению мира на Земле, но и взаимопониманию между множеством церковных организаций.
Рассказывают, что ночью в большой американский магазин пробрались злоумышленники. Они ничего не взяли, ничего не повредили, но всю ночь меняли на вещах этикетки с ценами. На утро покупатели увидели, что шуба стоит 45 центов, а зубная паста – 150 долларов; серебряный прибор стоит 1.75 доллара, а чулки – 300 долларов и т. д.
Нечто подобное сделал сатана в жизни нашего общества. Вечное и святое он обесценил, а цену временному, земному, греховному многократно увеличил, губя душу человека. Обмен подарками к Рождеству занял первое место, а Христос – последнее, а чаще всего – вообще никакого. Телевизор занял первое место, а чтение Священного Писания – последнее. Все наоборот.
Если Рождество – это обмен подарками, то в первую очередь человек должен принять подарок от всемогущего Бога, принять в сердце Христа как Божий дар, «чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16), а взамен отдать Ему свое греховное сердце со всеми проблемами.
Тогда душевный мир и радость будут нашим достоянием. Тогда каждый христианин будет ценить и содействовать исполнению заповеди Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (всему миру)» (Мк. 16:15).
Только тогда пение наших хоров: «Слава в вышних Богу, и на земле – мир» будет принято небом и землею. Ведь «Младенец дан нам» как дар Божий для нашего искупления от власти греха.
Николай Водневский