Рус­ские попро­си­ли при­знать хри­сти­ан­ство тра­ди­ци­он­ной религией

Рос­сия под­клю­чи­лась к собы­ти­ям, посвя­щен­ным 500-летию Рефор­ма­ции, кото­рую хри­сти­ан­ский мир начал отме­чать 31 октяб­ря про­шло­го года и окон­чит той же датой года теку­ще­го. 31 октяб­ря 1517 года монах Мар­тин Лютер опуб­ли­ко­вал мани­фест с при­зы­вом обсу­дить цер­ков­ную рефор­му: отме­нить индуль­ген­ции, раз­ре­шить пере­вод Еван­ге­лия на род­ные язы­ки и так далее. Все­го у Люте­ра было 95 тези­сов. Но обсуж­де­ния тогда не полу­чи­лось, а вышел цер­ков­ный рас­кол. Като­ли­че­ское руко­вод­ство жест­ко отверг­ло пред­ло­же­ния мятеж­но­го мона­ха, а его после­до­ва­те­ли нача­ли осно­вы­вать свои церк­ви: ста­ли сна­ча­ла люте­ра­на­ми, а затем и пред­ста­ви­те­ля­ми дру­гих тече­ний. Так появи­лись хри­сти­ане-про­те­стан­ты, в каче­стве глав­но­го пло­да Рефор­ма­ции. Это при­ве­ло к страш­ным вой­нам меж­ду като­ли­ка­ми и про­те­стан­та­ми, в кото­рых наро­ду полег­ло не мень­ше, чем в Первую миро­вую. Но в ито­ге тези­сы Люте­ра при­ня­ли не толь­ко про­те­стан­ты, но и като­ли­ки, да и сама жизнь.

В Евро­пе 500-летие Рефор­ма­ции като­ли­ки и про­те­стан­ты отме­ча­ют сов­мест­но, но не как празд­ник, а как исто­ри­че­скую и тра­ги­че­скую дату рас­ко­ла. В Рос­сии с полу­го­до­вым опоз­да­ни­ем Рефор­ма­цию нача­ли отме­чать про­те­стан­ты, при­чем они пози­ци­о­ни­ру­ют ее в каче­стве празд­ни­ка. Офи­ци­аль­ное откры­тие Года 500-летия Рефор­ма­ции про­шло в гла­мур­ном Крас­ном зале «Пре­зи­дент-оте­ля» 22 марта.

Про­те­стан­ты внес­ли боль­шой вклад в фор­ми­ро­ва­ние совре­мен­ной Рос­сии. В основ­ном речь о людях немец­ко­го и швед­ско­го про­ис­хож­де­ния, кото­рые посту­па­ли на служ­бу наше­му госу­дар­ству, но не при­ни­ма­ли при этом пра­во­сла­вие. Рус­ское пра­во­сла­вие отли­ча­лось тем, что начи­ная с Пет­ра I монарх одно­вре­мен­но являл­ся и пред­сто­я­те­лем церк­ви. То есть власть госу­дар­ствен­ная и духов­ная была в одних и тех же руках. Про­те­стан­ты же, посту­пая на служ­бу к царям и цари­цам рус­ским, пред­по­чи­та­ли раз­го­ва­ри­вать с Богом само­сто­я­тель­но, по-про­те­стант­ски, без цар­ско­го посред­ни­че­ства. Поэто­му по опре­де­ле­нию они были духов­но более сво­бод­ны, и это не порицалось.

«Рефор­ма­ция раз­ре­ши­ла про­те­стан­там запрет­ное преж­де для каж­до­го хри­сти­а­ни­на – не про­сто вести внут­рен­ний диа­лог с Богом, но еще и не скры­вать это, что поз­во­ли­ло появить­ся мно­же­ству вели­ких про­из­ве­де­ний искус­ства», – ска­зал во вре­мя откры­тия меро­при­я­тий спе­ци­аль­ный пред­ста­ви­тель Пре­зи­ден­та Рос­сии по меж­ду­на­род­но­му куль­тур­но­му сотруд­ни­че­ству, быв­ший министр куль­ту­ры Рос­сии Миха­ил Швыдкой.

Его мысль раз­вил исто­рик и жур­на­лист Нико­лай Сва­нид­зе: «Про­рок» Пуш­ки­на – это откры­тый раз­го­вор с Богом НА РАВНЫХ. Рус­ская интел­ли­ген­ция, рус­ские гении, явля­ясь пра­во­слав­ны­ми, вос­при­ня­ли мно­гое из того, что в Рос­сию при­внес­ли про­те­стан­ты, и ста­ли про­те­стан­та­ми по духу». И еще Сва­нид­зе отме­тил важ­ней­шую роль отме­ны индуль­ген­ций: «Чело­век пере­стал выку­пать свои гре­хи у свя­щен­ни­ков. Он стал в суде отве­чать за свои поступ­ки. Он стал лич­но­стью, ответ­ствен­ной за свои деяния».

«Пере­во­дя Биб­лию на немец­кий язык, Мар­тин Лютер, соб­ствен­но, этот язык и создал, собрав его из мно­го­чис­лен­ных гер­ман­ских диа­лек­тов, – напом­нил чрез­вы­чай­ный и пол­но­моч­ный посол Гер­ма­нии в Рос­сии Рюди­гер фон Фрич. – А от кам­ня, кото­рый он бро­сил, кру­ги дошли до Рос­сии, кото­рую стро­и­ли и защи­ща­ли мно­гие нем­цы-про­те­стан­ты. Биб­лию в Рос­сии тоже пере­ве­ли на рус­ский, созда­вая при этом рус­ский язык. На люте­ран­стве дер­жит­ся бли­зость наших наро­дов, кото­рую не смог­ли разо­рвать даже страш­ней­шие войны».

«Наши цари при­гла­ша­ли на служ­бу очень мно­го нем­цев, гол­ланд­цев и дру­гих ино­стран­цев – воен­ных, меди­ков, стро­и­те­лей кораб­лей и вое­на­чаль­ни­ков. Они были в основ­ном про­те­стан­та­ми, – напо­ми­на­ет началь­ству­ю­щий епи­скоп Рос­сий­ско­го объ­еди­не­ния Сою­за хри­сти­ан веры еван­гель­ской Сер­гей Ряхов­ский. – Они посвя­ти­ли свою жизнь Рос­сии, мно­го сде­ла­ли для Рос­сии, ста­ли рус­ски­ми. Сре­ди вели­ких рос­сий­ских про­те­стан­тов – герой вой­ны 1812 года Барк­лай де Тол­ли и Вла­ди­мир Даль, кото­рый опи­сал наш вели­кий рус­ский язык, и Фаб­ер­же, и рус­ские Нобе­ли, кото­рые откры­ли нашу «неф­тян­ку», и Дель­виг, и Лефорт, и Брюл­ло­вы… До тре­ти офи­цер­ско­го соста­ва в пери­од вой­ны с Напо­лео­ном были про­те­стан­та­ми по веро­ис­по­ве­да­нию. Поэто­му в год 500-летия Рефор­ма­ции мы реши­ли вспом­нить об этом вкла­де на мно­го­чис­лен­ных меро­при­я­ти­ях и «круг­лых столах».

Высту­пив­ший в «Пре­зи­дент-оте­ле» гене­раль­ный вика­рий мон­се­ньор мит­ро­по­ли­та Рим­ско-като­ли­че­ской церк­ви Сер­гей Тима­шов еще раз напом­нил, что юби­лей и празд­ник – не одно и то же: «Невоз­мож­но радо­вать­ся раз­де­лу церк­ви в прин­ци­пе, но нуж­но совер­шать память по наше­му сов­мест­но­му слу­же­нию в еди­ной церк­ви, про­щать и вза­им­но обо­га­щать друг дру­га. Мы вме­сте про­сим у Бога про­ще­ния за тот рас­кол и бла­го­да­рим его за то, что за века мы достиг­ли мира и вза­и­мо­по­ни­ма­ния с протестантами».

От лица РПЦ высту­пил иеро­мо­нах Сте­фан, кото­рый отме­тил: «500 лет назад про­изо­шли собы­тия, кото­рые мож­но трак­то­вать неод­но­знач­но. Чего в них боль­ше: пафо­са рас­ко­ла и раз­ру­ше­ния или стрем­ле­ния к пере­ме­нам, кото­рые при­ве­ли к окон­ча­нию Сред­не­ве­ко­вья? Но важ­но, что сей­час рас­суж­де­ния идут не в дис­кур­се враж­ды меж­ду кон­фес­си­я­ми, а в духе пони­ма­ния. И рос­сий­ские про­те­стан­ты вно­сят огром­ный вклад в друж­бу меж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных вероисповеданий».

В совре­мен­ном мире про­те­стан­ты – это каж­дый вось­мой житель Зем­ли. То есть мил­ли­ард. В Рос­сии про­те­стан­тов доста­точ­но мало – 2 мил­ли­о­на, и они даже пока не вхо­дят в чис­ло тра­ди­ци­он­ных кон­фес­сий. Но вклю­чив­шись во все­мир­ную акцию в озна­ме­но­ва­ние 500-летия Рефор­ма­ции, они, есте­ствен­но, рас­счи­ты­ва­ют, что их веру при­рав­ня­ют к тем, что в нашей стране явля­ют­ся традиционными.

– У нас есть закон о рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ци­ях от 1997 года, по кото­ро­му живет вся кон­фес­си­о­наль­ная Рос­сия, – гово­рит епи­скоп Ряхов­ский. – В нем есть уди­ви­тель­ная пре­ам­бу­ла, где гово­рит­ся, что наше госу­дар­ство ува­жи­тель­но отно­сит­ся к пра­во­сла­вию как к госу­дар­ство­об­ра­зу­ю­щей рели­гии, а так­же к исла­му, иуда­из­му, буд­диз­му и дру­гим, вклю­чая хри­сти­ан­ство. Это стран­ная вещь, я даже на пре­зи­дент­ском сове­те об этом гово­рил: а поче­му хри­сти­ан­ство в законе отде­ле­но от пра­во­сла­вия?! Как это допу­сти­ли – отде­ле­ние пра­во­сла­вия от хри­сти­ан­ства? Хри­сти­ан­ство (вклю­чая про­те­стан­тов) нуж­но при­знать тра­ди­ци­он­ной рели­ги­ей для Рос­сии. И мы будем доби­вать­ся, что­бы в законе было напи­са­но: мы – не тре­тий сорт, мы – плоть от пло­ти. Мы гото­вим мно­го докла­дов, писем и поста­ра­ем­ся, что­бы к октяб­рю все хри­сти­ан­ство, а не толь­ко РПЦ, при­зна­ли тра­ди­ци­он­ной рели­ги­ей. И что­бы день 31 октяб­ря при­зна­ли памят­ной датой, кото­рая повли­я­ла на стро­и­тель­ство рос­сий­ской госу­дар­ствен­но­сти и письменности.

Миха­ил Зубов