«Рус­ский про­те­стан­тизм» на Новгородчине

В Вели­ком Нов­го­ро­де в Хра­ме Хри­ста 12–13 сен­тяб­ря про­шла вто­рая науч­но-исто­ри­че­ская кон­фе­рен­ция «Рус­ский про­те­стан­тизм». Кон­фе­рен­ция при­уро­че­на к 20-летию заклад­ки кам­ня Хра­ма Хри­ста в Вели­ком Нов­го­ро­де. 14 сен­тяб­ря в Хра­ме Хри­ста состо­я­лось тор­же­ствен­ное бого­слу­же­ние в честь зна­ме­на­тель­но­го собы­тия. Ведь 20 лет назад был зало­жен сим­во­ли­че­ский кра­е­уголь­ный камень в осно­ва­ние ново­го Дома молит­вы общи­ны еван­гель­ских хри­сти­ан в Вели­ком Нов­го­ро­де. Про­во­дил кон­фе­рен­цию и тор­же­ствен­ное бого­слу­же­ние Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель, епи­скоп Еван­гель­ских и бап­тист­ских церк­вей Нов­го­род­ской обла­сти. Имен­но 20 лет назад Ана­то­лий Ива­но­вич был хиро­то­ни­зи­ро­ван (руко­по­ло­жен) в сан пре­сви­те­ра для слу­же­ния Гос­по­ду на Нов­го­род­чине. Неиз­мен­но, все это вре­мя рядом с ним слу­жит Богу бла­го­сло­вен­ная его супру­га Любовь. 
 
На кон­фе­рен­цию при­бы­ли исто­ри­ки, бого­сло­вы, фило­ло­ги и слу­жи­те­ли церк­вей ЕХБ из раз­ных горо­дов Рос­сии, Лат­вии, Фин­лян­дии. Сре­ди доклад­чи­ков были извест­ные в хри­сти­ан­ском мире исто­ри­ки: Мари­на Сер­ге­ев­на Карет­ни­ко­ва, почет­ный док­тор исто­ри­че­ско­го бого­сло­вия Спб­ХУ; Татья­на Кирил­лов­на Николь­ская, док­то­рант Инсти­ту­та Исто­рии РАН, зав. кафед­ры исто­рии Церк­ви Спб­ХУ; Вла­ди­мир Андре­евич Сте­па­нов, заве­ду­ю­щий Биб­лио­те­кой хри­сти­ан­ско­го обще­ства «Биб­лия для всех», исто­рик-иссле­до­ва­тель, архи­вист; Андрей Ген­на­дье­вич Моро­зов, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук; Ири­на Семе­нов­на Кат­чен­ко­ва, учи­тель исто­рии, отлич­ник народ­но­го про­све­ще­ния РФ г. Санкт-Петер­бург. Уже вто­рой раз участ­ни­ка­ми и доклад­чи­ка­ми были люте­ран­ский архи­епи­скоп, док­тор Йозеф Барон, про­фес­сор Ново­го Заве­та, и Оль­га Нико­ла­ев­на Соко­ло­ва, фило­лог из г. Санкт-Петер­бур­га и др. 
 
Темы докла­дов осве­ща­ли раз­ные вехи исто­рии рус­ско­го про­те­стан­тиз­ма, охва­ты­вая еван­гель­скую исто­рию Рос­сии в целом, вспо­ми­на­ли и 16 век, когда впер­вые ста­ли упо­ми­нать­ся в архи­вах хри­сти­ане еван­гель­ско­го испо­ве­да­ния. Как счи­та­ют исто­ри­ки, в 16 веке про­те­стан­тизм, как фено­мен в Рос­сии, полу­чил свое нача­ло. Тема­ти­ка докла­дов была очень раз­но­об­раз­ной: «Bonus eventus – доб­рый или счаст­ли­вый исход», «Рус­ские про­те­стан­ты; мис­сия сре­ди евре­ев», «Иисус Хри­стос как камень осно­ва­ния», «Дух Свя­той – пред­мет эку­ме­ни­че­ско­го диа­ло­га меж­ду хри­сти­а­на­ми» (по Ново­му Заве­ту), «Сво­бо­да сове­сти в Рос­сии на совре­мен­ном эта­пе: про­бле­мы и пути их реше­ния», «Бого­сло­вие нов­го­род­ских воль­но­дум­цев ХV-ХVI веков», «Санкт-Петер­бург­ский съезд еван­гель­ских веру­ю­щих 1884 года: мифы, фак­ты, уро­ки», «Соци­аль­ное слу­же­ние в про­те­стант­ских церк­вах» и дру­гое. 
 
Кон­фе­рен­ции были пред­став­ле­ны: кни­га «Рож­ден­ные свы­ше на бере­гах Ижо­ры» о 100-лет­ней исто­рии церк­ви ЕХБ г. Кол­пи­но (автор В.А. Сте­па­нов) и жур­нал «От серд­ца к серд­цу» (редак­тор Еле­на Шуст­ря­ко­ва). Инте­рес­ным и необ­хо­ди­мым был доклад «Сво­бо­да сове­сти в Рос­сии на совре­мен­ном эта­пе: про­бле­ма и пути их реше­ния» Инны Вла­ди­ми­ров­ны Загре­би­ной, адво­ка­та, заме­сти­те­ля заве­ду­ю­ще­го кафед­рой пра­ва и цер­ков­но-госу­дар­ствен­ных отно­ше­ний МБС ЕХБ. 
 
Тор­же­ствен­ным четы­рех­ча­со­вым бого­слу­же­ни­ем, посвя­щен­ным исто­ри­че­ской вехе Хра­ма Хри­ста – 20-летию заклад­ки кам­ня ново­го Дома молит­вы и празд­ни­ку Жат­вы – завер­ши­лось это осо­бое тор­же­ство Еван­ге­лия на Нов­го­род­чине. Духо­вой оркестр бра­тьев и сестер – слу­жи­те­лей и мест­ных музы­кан­тов горо­да радо­вал сво­им искус­ством в тече­ние празд­ни­ка. Осо­бый коло­рит внес музы­каль­ный кол­лек­тив «Род­ствен­ни­ки» семьи Лари­о­но­вых из Риги. В тече­ние всех дней кон­фе­рен­ции и на вос­крес­ном бого­слу­же­нии они сла­ви­ли Бога. 
 
После сво­е­го поздрав­ле­ния, А. И. Кора­бель предо­ста­вил вре­мя для при­вет­ствия: Анто­ну Тре­тья­ку, помощ­ни­ку заме­сти­те­ля пред­се­да­те­ля РС ЕХБ по Севе­ро-Запад­но­му реги­о­ну, моло­деж­но­му пас­то­ру церк­ви ЕХБ на Поклон­ной горе. Васи­лию Кон­стан­ти­но­ви­чу Бело­ву, архи­тек­то­ру зда­ния Хра­ма Хри­ста, началь­ни­ку стро­и­тель­но­го отде­ла РСЕХБ с 1994 по 2008 год, архи­тек­то­ру более 100 молит­вен­ных домов РС ЕХБ. Архи­епи­скоп люте­ран­ской церк­ви Й. Барон в сво­ем при­вет­ствии под­ме­тил, что «муд­рость мира сего про­хо­дит, но муд­рость Божия оста­ет­ся». Жур­на­лист Зоя Бар­ди­на (РС ЕХБ) поже­ла­ла, что­бы «Храм Хри­ста, как живая Цер­ковь спа­сен­ных душ, все­гда была мая­ком сия­ния Иису­са Хри­ста». 
 
Извест­ный меж­ду­на­род­ный еван­ге­лист из Фин­лян­дии Кари Хейк­ки­ля в сво­ем при­вет­ствии гово­рил о силе Еван­ге­лия для спа­се­ния души чело­ве­ка. Еван­ге­лист Кари – дав­ний друг пас­то­ра, как рас­ска­зал Ана­то­лий Кора­бель, 20 лет назад он при­сут­ство­вал на заклад­ке исто­ри­че­ско­го кам­ня для этой общи­ны и на руко­по­ло­же­нии пас­то­ра Ана­то­лия Ива­но­ви­ча. В те годы Кари вме­сте с пас­то­ром и дру­ги­ми слу­жи­те­ля­ми из Фин­лян­дии и нов­го­род­ской общи­ны объ­ез­ди­ли всю область, неся Бла­гую весть и раз­да­вая Еван­ге­лие. В дале­ком 1991 г. еван­ге­лист Кари Хейк­ки­ля 7 нояб­ря на Крас­ной Пло­ща­ди в Москве со сво­и­ми дру­зья­ми из Фин­лян­дии раз­да­вал хри­сти­ан­ские трак­та­ты и Еван­ге­лие на рус­ском язы­ке. Об этом вече­ром сооб­щи­ли в репор­та­же цен­траль­но­го теле­ви­де­ния. Рус­ский про­те­стан­тизм шага­ет по Рос­сии, про­воз­гла­шая Бла­гую весть до сего дня. 
 
Сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми о важ­ных собы­ти­ях на Нов­го­род­ской зем­ле поде­ли­лись участ­ни­ки. 
 
А.ТретьякАнтон Тре­тьяк, моло­деж­ный пас­тор церк­ви ЕХБ на Поклон­ной горе. 
 
- 20 лет – это память. В Биб­лии рас­ска­зы­ва­ет­ся, как Иаков спал и под­ло­жил под голо­ву камень. К нему про­го­во­рил Бог, и тогда в знак тако­го обще­ния Иаков поста­вил камень, как что-то осо­бен­ное в его жиз­ни. Мы запо­ми­на­ем осо­бые собы­тия в жиз­ни: День рож­де­ния, сва­дьба, еще что-то. В честь это­го хра­ним фото­гра­фии. Зда­ние – это тоже часть нашей жиз­ни. Цер­ковь – это наша семья, ее исто­рия – это «семей­ный» архив. С тече­ни­ем вре­ме­ни есть воз­мож­ность сде­лать ана­лиз собы­тий, как они повли­я­ли на жизнь, что изме­ни­лось к луч­ше­му. Это очень важ­но для того, что­бы идти даль­ше и делать что-то боль­шее. 
 
- Вы види­те резуль­тат за 20 лет? 
 
- Я вижу, что есть жизнь, цер­ковь, слу­жи­те­ли, кото­рые даже игра­ют на тру­бах. Когда я на бого­слу­же­нии спро­сил, кто при­шел в цер­ковь после заклад­ки кам­ня, то очень мно­го людей под­ня­ли руки. Это тот резуль­тат, кото­рый важен для Гос­по­да. Бог хочет, что­бы мы и даль­ше тру­ди­лись и при­но­си­ли плод. 
 
- Что вы дума­е­те о празд­ни­ке Жат­вы? 
 
- Для меня празд­ник Жат­вы – это бла­го­дар­ность Богу. Когда ты поел, надо ска­зать «спа­си­бо» Богу за пищу и за того чело­ве­ка, кото­рый ее при­го­то­вил. Самое страш­ное в жиз­ни быть небла­го­дар­ным. Жат­ва – это празд­ник радо­сти. 
 
Ири­на Семе­нов­на Кат­чен­ко­ва, учи­тель исто­рии, отлич­ник народ­но­го про­све­ще­ния РФ, автор трех сбор­ни­ков сти­хов, книг, ста­тей по исто­рии, пра­во­слав­ная, г. Санкт- Петер­бург. 
 
- На кон­фе­рен­ции пер­вый раз. Было очень инте­рес­но. Мно­го мыс­лей бого­слов­ско­го, исто­ри­че­ско­го и рели­гио­вед­че­ско­го харак­те­ра. Очень инте­рес­ные люди из раз­ных мест, горо­дов. Все хоро­шо, но мне кажет­ся, что слиш­ком мно­го чай­ных и кофей­ных пауз. Хоте­лось бы боль­ше докла­дов. 
 
– Поче­му Вы взя­ли тему: «Нов­го­род­ские ере­ти­ки в рус­ской худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре»? 
 
- У меня две темы, кото­ры­ми я зани­ма­юсь упор­но, это писа­те­ли Бала­шов и Гри­бо­едов. По этим темам у меня вышли кни­ги. Про­сто Гри­бо­едов не писал ни о рус­ских про­те­стан­тах, ни о стри­голь­ни­ках, ни о нов­го­род­ской мос­ков­ской ере­си, а Бала­шов писал об этом. Поэто­му я взя­ла такую тему в кон­тек­сте кон­фе­рен­ции. 
 
- Вам ком­форт­но было на кон­фе­рен­ции и самом бого­слу­же­нии? 
 
– Да. Хоро­шо. С бап­ти­ста­ми обща­юсь дав­но. У меня подру­га – исто­рик, бап­тист­ка. Были уче­ни­ки бап­ти­сты. Кон­фе­рен­ция – это нор­маль­ный меж­кон­фес­си­о­наль­ный диа­лог. Мы отно­сим­ся с ува­же­ни­ем друг к дру­гу, а Ана­то­лий Ива­но­вич Кора­бель – наш друг. 
 
– Что вы дума­е­те о кон­фес­сии еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов? 
 
- Эта кон­фес­сия дей­стви­тель­но уже исто­ри­че­ская. Про­шло боль­ше 150 лет, как она утвер­ди­лась. Как хри­сти­а­нин дол­жен заявить о себе? Доб­ры­ми дела­ми. Доб­рые дела у бап­ти­стов есть, это точ­но. Бап­ти­сты, без­услов­но, часть обще­ства. Хочу при­ве­сти лите­ра­тур­ный при­мер. Чита­ли рас­сказ А. Сол­же­ни­цы­на «Один день Ива­на Дени­со­ви­ча»? Там герой – бап­тист Алеш­ка, к кото­ро­му автор с сим­па­ти­ей отно­сил­ся еще в те годы. При том, что сам Сол­же­ни­цын был пра­во­слав­ным. Нуж­но про­сто боль­ше общать­ся, тогда будет мень­ше пред­рас­суд­ков. Я когда начи­на­ла вхо­дить в рели­ги­оз­ный мир, кре­сти­лась в 30 лет, созна­тель­но. В нача­ле 90-ых годов 20 века я ходи­ла на про­по­ве­ди извест­но­го бап­тист­ско­го про­по­вед­ни­ка Бил­ли Грэ­ма в цер­ковь ЕХБ на Поклон­ной горе в Санкт-Петер­бур­ге. Тогда мне пода­ри­ли книж­ку «Не про­сто плот­ник». Надо друг дру­га пони­мать, а что­бы пони­мать, надо знать. Что­бы знать, надо общать­ся. Бап­ти­стам тоже полез­но похо­дить в пра­во­слав­ные хра­мы. Мож­но почерп­нуть мно­го инте­рес­но­го и нуж­но­го в любой хри­сти­ан­ской кон­фес­сии. Как гово­рил о. Алек­сандр Мень, «пере­го­род­ки – то не дохо­дят до неба». 
 
М.С.Каретникова и Т.НикольскаяМари­на Сер­ге­ев­на Карет­ни­ко­ва, пре­по­да­ва­тель, кан­ди­дат педа­го­ги­че­ских наук, почет­ный док­тор исто­ри­че­ско­го бого­сло­вия, доцент. 
 
- Я бла­го­дар­на Богу за эту кон­фе­рен­цию. Мы собра­лись с дру­зья­ми, кото­рые раз­мыш­ля­ют о тех же вещах в нашей исто­рии, что и я. Я знаю, что цер­ковь еди­на, что меж­ду собой свя­за­ны поко­ле­ния. В сво­ем докла­де я гово­ри­ла про 15 век исто­рии, мои дру­зья тоже гово­ри­ли про дав­ние вре­ме­на. Это очень обод­ря­ю­ще, когда мы все дума­ем об одном и сла­вим Бога. Это осо­бен­ная встре­ча для нас. Я встре­ти­ла здесь сво­их дру­зей-исто­ри­ков из раз­ных мест. Кро­ме того, я встре­ти­ла людей, кото­рые сла­вят Гос­по­да, как эта уди­ви­тель­ная музы­каль­ная груп­па «Род­ствен­ни­ки» – семья Лари­о­но­вых, они испо­вед­ни­ки, пото­му что они испо­ве­ду­ют свою веру. Они гово­рят о том, что сами хоро­шо зна­ют – о вере в Иису­са Хри­ста. Я очень бла­го­дар­на Богу за эту семью, за этот див­ный Дом молит­вы, пре­крас­ную атмо­сфе­ру люб­ви, вер­но­сти, забот­ли­во­сти! 
 
– Ваши поже­ла­ния? 
 
- Убеж­де­на в том, что Сло­во Божие живо и дей­ствен­но, как меч обо­ю­до­ост­рый. Я желаю, что­бы в этой церк­ви – Хра­ме Хри­ста – было более 10 групп изу­че­ния Биб­лии. Жен­щи­ны, бабуш­ки, дети, ста­ри­ки – все что­бы изу­ча­ли Сло­во Божие. Я быва­ла во мно­гих церк­вах, где есть груп­пы по изу­че­нию Биб­лии для пожи­лых людей, ста­ри­ков, моло­де­жи, жен­ские, дет­ские груп­пы. Пото­му что Божие Сло­во дей­ству­ет так сокру­ши­тель­но, как нико­гда ника­кой чело­век не может дей­ство­вать! 
 
Андрей Ген­на­дье­вич Моро­зов, кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, доцент Калуж­ско­го уни­вер­си­те­та, люте­ран­ская цер­ковь, г. Калу­га. 
 
- Вто­рой раз на такой кон­фе­рен­ции. Подоб­ные встре­чи име­ют боль­шую зна­чи­мость в первую оче­редь с точ­ки зре­ния науч­но­го осмыс­ле­ния насле­дия рус­ско­го про­те­стан­тиз­ма. Мой доклад был посвя­щен соци­аль­но­му слу­же­нию про­те­стант­ских церк­вей. Ведь соци­аль­ное слу­же­ние име­ет боль­шое зна­че­ние для раз­ви­тия рус­ско­го про­те­стан­тиз­ма в совре­мен­ной Рос­сии. И сви­де­тель­ство это­му миру в том, что обще­ство смот­рит на наши дела. Я сам при­ни­маю актив­ное уча­стие в соци­аль­ной жиз­ни сво­е­го горо­да Калу­ги, дав­но явля­юсь волон­те­ром в раз­ных соци­аль­ных про­ек­тах. 
 
Вла­ди­мир Андре­евич Сте­па­нов, исто­рик-иссле­до­ва­тель, архи­вист. Издал двух­том­ник «Рож­ден­ные свы­ше на бере­гах Ижо­ры» о сто­лет­нем пути церк­ви ЕХБ г. Кол­пи­но. Участ­ник мно­гих науч­ных кон­фе­рен­ций в Москве, Санкт-Петер­бур­ге, Вели­ком Нов­го­ро­де. 
 
– Кон­фе­рен­ция очень важ­на. Если брать исто­ри­че­скую направ­лен­ность, то мое мне­ние, что в целом руко­вод­ство еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов на союз­ном и реги­о­наль­ном уровне недо­оце­ни­ва­ет важ­ность исто­ри­че­ских иссле­до­ва­ний. Обыч­но хри­сти­ан­ские исто­ри­ки не чув­ству­ют под­держ­ки, и поэто­му зада­ча исто­ри­ков на сего­дня соби­рать­ся вме­сте, что­бы под­дер­жи­вать друг дру­га, обме­ни­вать­ся инфор­ма­ци­ей и вме­сте вести эти иссле­до­ва­ния даль­ше. Нуж­но обду­мать, как убе­дить нынеш­них, наших руко­во­ди­те­лей в важ­но­сти этих иссле­до­ва­ний. Если брать исто­ри­че­ские вехи в про­шлом, то руко­во­ди­те­ли еван­гель­ско­го дви­же­ния, такие как Паш­ков, Про­ха­нов, Карев, были теми людь­ми, на кого мы ори­ен­ти­ру­ем­ся. Они сами явля­лись соби­ра­те­ля­ми и иссле­до­ва­те­ля­ми исто­рии. Они не толь­ко пони­ма­ли важ­ность таких изыс­ка­ний, но сами их дела­ли. Хочет­ся иметь такой мостик в наши дни, что­бы из веду­щих наших бра­тьев были те, кто на высо­ком уровне объ­яс­нял, как это важ­но, и ока­зы­вал орга­ни­за­ци­он­ную помощь. В Москве, бла­го­да­ря архи­ва­ри­усу Алек­сею Синич­ки­ну пло­щад­ка подоб­ных кон­фе­рен­ций ста­но­вит­ся общей со свет­ски­ми уче­ны­ми, где свет­ские исто­ри­ки, рели­гио­ве­ды и цер­ков­ные люди соби­ра­ют­ся вме­сте. Зву­чат докла­ды и тех, и дру­гих. Это очень важ­но. 
 
Оль­га Нико­ла­ев­на Соко­ло­ва, фило­лог, г. Санкт-Петер­бург. 
 
- Кон­фе­рен­ция очень важ­на. Она имен­но науч­но-исто­ри­че­ская. В этот раз собра­лись люди, кото­рые пишут об исто­рии бап­тиз­ма. Сюда при­ез­жа­ют не толь­ко уче­ные, а социо­ло­ги, фило­ло­ги. Такие кон­фе­рен­ции полез­ны как веру­ю­щим, так и все­му обще­ству. На этой кон­фе­рен­ции мож­но было мно­гое почерп­нуть, узнать. Тема «Рус­ский про­те­стан­тизм» шире, чем про­сто еван­ге­лизм, но уже, чем про­те­стан­тизм вооб­ще. Тут вид­на куль­ту­ра Духа Свя­то­го. 
 
А.И.КорабельА. И. Кора­бель, епи­скоп церк­вей Нов­го­род­ской обла­сти. 
 
– Ана­то­лий Ива­но­вич, что Вы дума­е­те о про­шед­шей науч­но-исто­ри­че­ской кон­фе­рен­ции? 
 
– Пер­вое. Попу­ля­ри­за­ция. 
 
– Если вспом­нить назва­ния кон­фе­рен­ций, кото­рые про­во­дят­ся в РС ЕХБ и дру­гих кон­фес­си­ях, то они про­хо­дят в бого­слов­ско-исто­ри­че­ском или бого­слов­ско-прак­ти­че­ском направ­ле­нии. Мы же реши­ли назвать нашу кон­фе­рен­цию науч­но-исто­ри­че­ской. Поче­му? А пото­му что, если чита­ют­ся докла­ды, кото­рые име­ют иссле­до­ва­тель­скую подо­пле­ку, то это и есть науч­ная новиз­на. Нау­ка – это иссле­до­ва­ние. Кон­фе­рен­ция про­шло­го года побу­ди­ла людей из Ака­де­мии наук попро­сить меня напи­сать науч­но-исто­ри­че­скую ста­тью для исто­ри­че­ско­го сбор­ни­ка, пуб­ли­ку­ю­ще­го­ся при Рос­сий­ской ака­де­мии наук в Санкт- Петер­бур­ге. Там будет опуб­ли­ко­ва­на моя ста­тья в 33 стра­ни­цы «Пере­се­ле­ние латы­шей в Нов­го­род­скую губер­нию». Речь идет о пятом пере­се­ле­нии латы­шей, имен­но веру­ю­щих, кото­рые нача­ли про­по­ве­до­вать Сло­во Божие, орга­ни­зо­ва­ли церк­ви и откры­ли свои Молит­вен­ные дома, шко­лы. В анно­та­ции к ней я так и напи­сал, что праг­ма­тизм латыш­ских пере­се­лен­цев пре­вра­тил­ся в духов­ное про­буж­де­ние на Нов­го­род­ской зем­ле. Вот основ­ная идея всей ста­тьи. Мы выпу­сти­ли сбор­ник докла­дов по про­шлой кон­фе­рен­ции, кото­рый поль­зу­ет­ся успе­хом у иссле­до­ва­те­лей. Самое глав­ное, что кон­фе­рен­ция состо­я­лась. 
 

Эту кон­фе­рен­цию мы назва­ли: «Вто­рая кон­фе­рен­ция »Рус­ский про­те­стан­тизм»». Мы гово­ри­ли обо всем, о хри­сти­а­нах в раз­ные пери­о­ды нашей исто­рии. Это дает про­стор мыс­ли. Но мы под­чер­ки­ва­ли, что это рус­ский про­те­стан­тизм. Это в Рос­сии. Об этом гово­рил П.В. Пав­лов 21 июля 1923 года, высту­пая на кон­грес­се в Сток­голь­ме (Шве­ция): «Рос­сий­ский бап­тизм не экзо­ти­че­ское рас­те­ние, пере­са­жен­ное из-за гра­ни­цы на рус­скую поч­ву, но само­быт­ное рус­ское явле­ние, как и все сек­тант­ство, явив­ше­е­ся про­те­стом про­тив все­го поли­ти­че­ско­го и рели­ги­оз­но­го угне­те­ния преж­ней пра­ви­тель­ствен­ной систе­мы» (Бап­тист. 1925. № 3). Мы хотим пока­зать, что имен­но в Рос­сии еван­гель­ское хри­сти­ан­ство «заки­пе­ло» и «забур­ли­ло» и ста­ло рас­про­стра­нять­ся. Хотим пока­зать, что есть такой фено­мен, как рус­ский про­те­стан­тизм. 
 
На кон­фе­рен­ции вспо­ми­на­ли и о том, что из Евро­пы хри­сти­ане нача­ли пере­се­лять­ся в Рос­сию в 1524 году. Исто­ри­че­ская спра­вед­ли­вость тре­бу­ет уточ­не­ния: поня­тие про­те­стан­тиз­ма в то вре­мя не суще­ство­ва­ло, сле­до­ва­тель­но, в Рос­сию при­е­ха­ли «духов­ные хри­сти­ане», кото­рые de-facto не при­над­ле­жа­ли ни к какой офи­ци­аль­ной церк­ви. Вели­кий князь Васи­лий «вызвал с Запа­да» ремес­лен­ни­ков, худож­ни­ков, тор­гов­цев и апте­ка­рей. «Око­ло того же вре­ме­ни при­бы­ли в Рос­сию швед­ские куп­цы, полу­чив­шие пра­во тор­гов­ли в Рос­сии по дого­во­ру 1524 года», но в Скан­ди­на­вии хри­сти­ан­ство появи­лось в 8–9 веке, и они не были ни като­ли­ка­ми, ни про­те­стан­та­ми, пото­му что хри­сти­ан­ство в Скан­ди­на­вию при­нес­ли испан­ские куп­цы. Разу­ме­ет­ся, оста­ет­ся мно­го вопро­сов, над кото­ры­ми рус­ским про­те­стан­там еще пред­сто­ит мно­го рабо­тать. Участ­ни­ки про­шлой и насто­я­щей кон­фе­рен­ций настро­е­ны опти­ми­стич­но. Они жела­ют, что­бы кон­фе­рен­ции про­дол­жа­лись. А то, что на кон­фе­рен­ции при­сут­ству­ют веру­ю­щие не толь­ко наше­го веро­ис­по­ве­да­ния, это раду­ет. 
 
Зоя Бар­ди­на 
Источ­ник: baptist.org.ru