С поля работы

Жить вме­сте, тру­дить­ся вме­сте, иметь все общее, про­по­ве­до­вать о Хри­сте. Наши бра­тья и сест­ры в дале­кие 20‑е реши­ли вопло­тить этот иде­ал в жизнь. Но жизнь очень часто суро­ва к меч­там. Не суж­де­но было сбыть­ся и этой. Пре­пят­ствия со сто­ро­ны вла­стей, гнев­ные ста­тьи (одна из кото­рых так и назы­ва­лась «С поля рабо­ты»), пожар (или под­жог?) – и от ком­му­ны «При­лу­чье» на преж­нем месте остал­ся толь­ко ябло­не­вый сад, 12 могил и доб­рые вос­по­ми­на­ния мест­ных жителей.

До рево­лю­ции в Рос­сии ком­мун не было, если не счи­тать ком­му­ну «Вер­то­град». Артель эта про­су­ще­ство­ва­ла недол­го, все­го четы­ре года, и было это вот как.


Любу­ясь на место вбли­зи Сим­фе­ро­по­ля, при­мы­ка­ю­щее к цве­ту­щей долине, Паш­ков, повер­нув­шись к Кор­фу, вос­клик­нул: «Доли­на Саро­на! Хоро­шо бы наса­дить фрук­то­вые дере­вья, вино­град­ни­ки, создать общи­ну-артель и назвать «Вер­то­град». В 1883 году Паш­ков и Корф реши­ли попро­бо­вать осу­ще­ствить свою меч­ту и орга­ни­зо­вать сель­ско­хо­зяй­ствен­ную артель в Кры­му. Но тогда мечте опти­ми­стов не суж­де­но было осуществиться.


Спу­стя 11 лет, как толь­ко Про­ха­нов позна­ко­мил­ся с архи­вом В.А. Паш­ко­ва и М.М. Кор­фа, он тут же начал осу­ществ­ле­ние этой идеи. «У Ива­на Сте­па­но­ви­ча созре­ва­ет план перей­ти на зем­лю и устро­ить жизнь по при­ме­ру Иеру­са­лим­ской церк­ви, как напи­са­но в кни­ге Дея­ния Апо­сто­лов. К это­му вре­ме­ни в чис­ле веру­ю­щих в Пет­ро­гра­де были Г.И.Фаст, брат мено­нит с женой, З.Н. Некра­со­ва, вдо­ва извест­но­го рус­ско­го поэта с пле­мян­ни­ца­ми и дру­гие. Все они вос­пла­ме­ни­лись этой иде­ей и вско­ре выеха­ли из Петер­бур­га в Сим­фе­ро­поль (Крым). Там, на при­об­ре­тен­ном у нем­цев-коло­ни­стов участ­ке, устро­и­ли первую в Рос­сии еван­гель­скую все­об­щи­ну (ком­му­ну) «Вер­то­град» («Утрен­няя Звез­да» № 6–7‑8, 1822 г. Архив ВСЕХБ). Неугод­ная цар­ско­му режи­му, вско­ре ком­му­на была закрыта.


«После рево­лю­ции, одна из пер­вых – сель­ско­хо­зяй­ствен­ная ком­му­на, или артель, в Рос­сии была орга­ни­зо­ва­на в Нов­го­род­ской губер­нии, Ста­ро­рус­ско­го уез­да, Жглов­ской воло­сти, селе­ния Ляхо­ви­чи и Кузь­мин­ское. Воз­ник­ла в селе Дроз­ди­но. Артель заре­ги­стри­ро­ва­на 19 авгу­ста 1918 г., в ком­муне – 22 чело­ве­ка. Пред­се­да­те­лем ком­му­ны был избран Лари­он Роди­о­нов». «Уча­сток зем­ли, предо­став­лен­ный в поль­зо­ва­ние ком­му­ны, пло­ща­дью 569,2 деся­тин выре­зан из земель запас­но­го фон­да Жглов­ско­го Волост­но­го земель­но­го отде­ла быв­ше­го име­ния поме­щи­цы, Анны Ива­нов­ны Бал­ка­ши­ной, «При­лу­чье». Боль­шая часть участ­ка рас­по­ло­же­на на живо­пис­ном и воз­вы­шен­ном бере­гу реки Лова­ти…» (Архив ГАНО) 
Вот как сви­де­тель­ству­ет об этом мест­ная дол­го­жи­тель­ни­ца Бар­су­ко­ва Ната­лья Ива­нов­на, 1910 г. р.: «Пом­ню очень хоро­шо ком­му­ну. Весе­лые они были, общи­тель­ные. Все пели очень хоро­шо, ходи­ли по избам, кни­жеч­ки раз­да­ва­ли…». По-дру­го­му и не мог­ли жить коммунары.


– Ната­лья Ива­нов­на, может быть, вы помни­те, как их называли? 
– Бап­ти­сты они и были, поче­му назы­ва­ли? Они были бап­ти­сты. Вон через реч­ку, на гору 
под­нять­ся. Там и сей­час ябло­ни рас­тут и оре­хи. Там до сих пор еще есть две­на­дцать могил. Вот что оста­лось от ком­му­ны. Ста­ри­ки часто все про ком­му­ну рас­ска­зы­ва­ли, да кому нуж­ны были эти рассказы? 
– А может быть еще что помните? 
– Пожар у них был здесь. Я бега­ла смот­реть, все горе­ло. А поче­му не знаю. Мне тогда уже точ­но 25 лет было. А под­жег ли кто – я не знаю. После пожа­ра все разъехались.


Что­бы опи­сать жизнь и быт ком­му­на­ров, нуж­но собрать мно­же­ство мате­ри­а­лов, кото­рых в нашем рас­по­ря­же­нии крайне мало. Но с уве­рен­но­стью мож­но ска­зать, что еван­ге­ли­сты и бап­ти­сты ста­ра­лись вопло­тить свои соци­аль­ные иде­а­лы. Вме­сте пре­одо­ле­вать труд­но­сти голо­да в тяже­лое вре­мя граж­дан­ской вой­ны и после нее. Попро­бо­вать, хотя бы ощу­тить, радость Цар­ства Божья на зем­ле, исполь­зуя Еван­гель­ский прин­цип равен­ства и брат­ской люб­ви. Поэто­му в нача­ле созда­ния таких кол­лек­ти­вов веру­ю­щие жела­ли видеть в сво­их ком­му­нах толь­ко верующих.


Власть иму­щие не хоте­ли допус­кать такой «дис­кри­ми­на­ции», так как это нару­ша­ло декрет «Об отде­ле­нии церк­ви от госу­дар­ства» от 23 янва­ря 1918 г. В 1920 году Нар­ком­зем раз­ра­бо­тал типич­ный устав для «сек­тант­ских арте­лей». Так, основ­ной из пунк­тов уста­ва ком­му­ны «При­лу­чье» зазву­чал в иной интер­пре­та­ции: п. 2 «Чле­ном ком­му­ны могут быть все рабо­та­ю­щие граж­дане обо­е­го пола, достиг­шие восем­на­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та с их семья­ми без раз­ли­чия рели­гий и наци­о­наль­но­стей…». Один пункт (№ 7) все – таки гово­рил о том, что чле­ны обя­за­ны спо­соб­ство­вать раз­ви­тию ком­му­ны и «брат­ско­му еди­не­нию ее членов».


Устав есть устав, но веру­ю­щие ста­ра­лись при­об­щать к вере тех, кто еще не знал Бога. Так, в газе­те «Звез­да» 1921 года в ста­тье «С поля рабо­ты», гово­ри­лось: «… бап­тист Сиро­тин в реке Лова­ти в мороз­ное зим­нее вре­мя кре­стил двух бра­тьев в белых хала­тах и чул­ках из ком­му­ны «При­лу­чье» Ста­ро­рус­ско­го уезда…»


В это вре­мя И.Сиротин был пре­сви­те­ром Ста­ро­рус­ской общи­ны бап­ти­стов, кото­рая и забо­ти­лась о сво­их бра­тьях и сест­рах в уез­де. Иван Сиро­тин оста­вал­ся пре­сви­те­ром в Ста­рой Рус­се до 1926 года вклю­чи­тель­но. Потом – ответ­ствен­ный работ­ник Север­но­го Сою­за в Ленин­гра­де, в «Доме Еван­ге­лия» (ГАНО).


По всей види­мо­сти, то, что власть при­нуж­да­ла веру­ю­щих при­ни­мать на рабо­ту людей «со сто­ро­ны»: дру­го­го, а точ­нее, вооб­ще ника­ко­го веро­ис­по­ве­да­ния, отча­сти при­ве­ло к рас­па­ду ком­мун. Да и сама идея наших бра­тьев и сестер о стро­и­тель­стве Цар­ства Божье­го на зем­ле никак не мог­ла впи­сать­ся в то труд­ное вре­мя для все­го Боже­ствен­но­го. Офи­ци­аль­но «При­лу­чье» лик­ви­ди­ро­ва­но Залуч­ским ВИК, 21 июля 1924г.