Что пред­ла­га­ет мир, и что дает Бог?

Ибо все, что в мире похоть пло­ти, похоть очей и гор­дость житей­ская, не есть от Отца, но от мира сего! (1Иоанна 2.16) Свя­щен­ное писа­ние сове­ту­ет: «не люби­те мира, ни того что в мире» (Ин. 2.15). Это заяв­ле­ние выгля­дит отвле­чен­но и ста­ро­мод­но, осо­бен­но для хри­сти­ан тре­тье­го тыся­че­ле­тия, кото­рые не пере­жи­ли гоне­ний и кото­рые живут в стра­нах, где хри­сти­ан­ство в поче­те и где назы­вать себя хри­сти­а­ни­ном счи­та­ет­ся хоро­шим тоном. Как совре­мен­но­му чело­ве­ку не любить мир в этих условиях.

Мир манит и силь­но дей­ству­ет осо­бен­но на юные серд­ца, но фак­ти­че­ски он пуст и ниче­го не может дать чело­ве­ку. Все люди в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни попа­да­ют­ся на при­ман­ку брос­ких обе­ща­ний это­го мира. И толь­ко лич­но убе­див­шись, что за парад­ной вит­ри­ной мира толь­ко холод, болезнь и пусто­та, они либо впа­да­ют в пес­си­мизм и отча­я­ние, либо, без­на­деж­но мах­нув рукой, вла­чат одно­об­раз­ное и без­ра­дост­ное суще­ство­ва­ние, и лишь немно­гие обра­ща­ют­ся за помо­щью к Богу. А ведь даже не погру­жа­ясь в мир­ские похо­ти, мож­но пред­ви­деть их конец. Весь чело­ве­че­ский опыт еще с глу­бо­кой древ­но­сти сви­де­тель­ству­ет, что мир ниче­го не может дать душе человека.

Царь Соло­мон в кни­ге «Еккле­си­аст» дает яркое опи­са­ние мира сего и резуль­тат соб­ствен­ных попы­ток най­ти в этом мире хоть что-нибудь цен­ное. Уже в пер­вой гла­ве он пишет, что искал позна­ния и муд­ро­сти, думая, что они удо­вле­тво­рят жаж­ду его внут­рен­не­го чело­ве­ка. Но они не дали ему ожи­да­е­мо­го, и он нашел толь­ко суе­ту и том­ле­ние духа. Далее он опи­сы­ва­ет, как от зна­ний и муд­ро­сти он пере­шел к радо­стям и весе­лью мира сего, испив эту чашу до дна. Но и это все оста­лось лишь суе­той. Он при­об­рел все, что толь­ко мог пред­ло­жить этот мир, и ожи­дал, что, воз­мож­но, это при­ве­дет его к внут­рен­не­му удо­вле­тво­ре­нию. Он пред­при­ни­мал боль­шие дела – стро­ил дома и рас­тил рощи, имел мно­же­ство слуг, жен, детей, неис­чис­ли­мые богат­ства, вели­кий авто­ри­тет, во всех наро­дах сво­е­го вре­ме­ни, и «чего бы гла­за мои не поже­ла­ли – я не отка­зы­вал им», – пишет он (Еккл. 2:10). Но, к кон­цу жиз­ни, огля­ды­ва­ясь на все свои дела, Соло­мон заклю­ча­ет: «И это суе­та!» (Еккл. 2:11).

Если кто-то из людей за всю исто­рию чело­ве­че­ства дей­стви­тель­но мог испы­тать все пре­ле­сти это­го мира в их пол­но­те, так это был имен­но царь Соло­мон. И если мир, с его радо­стя­ми, зна­ни­ем и богат­ством не дал ему внут­рен­не­го удо­вле­тво­ре­ния, то удо­вле­тво­ря­ет ли он нас? Все, кто доста­точ­но дол­го шли путем это­го мира, ища в нем уте­ше­ния и успо­ко­е­ния, неиз­мен­но при­хо­ди­ли к тому же само­му выво­ду: все в мире толь­ко обман­чи­вая пусто­та и суе­та, при­кры­тая внеш­ним лос­ком и благополучием.

Мир обе­ща­ет удо­вле­тво­ре­ние, радость и покой, но он не выпол­ня­ет сво­их обе­ща­ний. И это оди­на­ко­во отно­сит­ся как ко все­му миру в целом, так и к каж­до­му кон­крет­но­му мир­ско­му про­яв­ле­нию, будь то мир­ская музы­ка, кино, театр или что-то иное. Пер­вые при­кос­но­ве­ния к мир­ским насла­жде­ни­ям как буд­то и при­но­сят удо­вле­тво­ре­ние, но с каж­дым после­ду­ю­щим шагом появ­ля­ет­ся созна­ние того, что истин­ное удо­вле­тво­ре­ние где-то впе­ре­ди. Чело­век дела­ет сле­ду­ю­щий шаг, глуб­же погру­жа­ясь в мир, а чув­ство неудо­вле­тво­ре­ния уси­ли­ва­ет­ся… и так до тех пор, пока чело­век не пой­мет, что все напрас­но. Если, конеч­но, он пой­мет это преж­де соб­ствен­ной смер­ти. Вме­сто обе­щан­но­го насла­жде­ния, мир дает горь­кую ста­рость, подо­рван­ное здо­ро­вье и без­раз­ли­чие. Мир нико­гда не отпус­ка­ет сво­их плен­ни­ков, не иска­ле­чив, не изло­мав и не поиз­де­вав­шись над ними в свое удовольствие.

Но то, что пред­ла­га­ет людям Бог, дей­стви­тель­но удо­вле­тво­ря­ет чело­ве­ка. Это истин­ное, посто­ян­ное и глу­бо­кое удо­вле­тво­ре­ние, душев­ный мир, радость, покой, непо­сред­ствен­ный кон­такт с Твор­цом и Все­дер­жи­те­лем все­го види­мо­го и неви­ди­мо­го. Что может быть луч­ше и сла­ще это­го? Слу­же­ние Богу, чте­ние Биб­лии и молит­ва – все это внешне совер­шен­но не при­вле­ка­ет чело­ве­ка, так как в пло­ти его отсут­ству­ет опыт обще­ние с Богом. Чело­век зна­ет, какое удо­вле­тво­ре­ние дает ему хлеб, но какое удо­вле­тво­ре­ние дает ему Небес­ный хлеб – ему абсо­лют­но неве­до­мо до тех пор, пока он не вку­сит это­го хле­ба. Дело ослож­ня­ет­ся тем, что мно­гие люди име­ют опыт фор­маль­но­го слу­же­ния Богу, поверх­ност­но­го чте­ния Биб­лии, без­дум­ной, заучен­ной молит­вы и это, конеч­но, не может дать им под­лин­но­го удо­воль­ствия и даже пре­пят­ству­ет им прий­ти и вку­сить бла­гость Божию. Им кажет­ся, что они зна­ют, что такое Хлеб духов­ный, но это не так. Толь­ко полу­чив лич­ный опыт живо­го и непо­сред­ствен­но­го обще­ния с Богом, они ста­но­вят­ся спо­соб­ны­ми вме­щать в себя истин­ную отра­ду, пере­кры­ва­ю­щую все мир­ские приманки.

С.В. Сан­ни­ков, “Фун­да­мент”