Счаст­ли­вое рабство

Какое пара­док­саль­ное выра­же­ние постав­ле­но в заго­ло­вок! Раз­ве воз­мож­но счаст­ли­вое рабство?

В наше вре­мя малей­шее ущем­ле­ние прав вызы­ва­ет все­на­род­ное воз­му­ще­ние, бурю про­те­стов и демон­стра­ций. В сво­бод­ном мире дав­но уже нет раб­ства в пря­мом смыс­ле это­го сло­ва. Все граж­дане стра­ны рав­ны перед зако­ном, все сво­бод­ны, и эта сво­бо­да закреп­ле­на конституцией.

Да, мы сво­бод­ны в выбо­ре жиз­нен­но­го пути, воль­ны выби­рать про­фес­сию, откры­то выска­зы­вать мне­ние. Мы можем сво­бод­но выехать из сво­ей стра­ны и воз­вра­тить­ся назад, но в то же вре­мя, если при­смот­реть­ся к жиз­ни людей, то иде­аль­но сво­бод­но­го чело­ве­ка на зем­ле не найти.

Мил­ли­о­ны людей живут в раб­стве гре­хов­ных при­вы­чек. Они ста­ли раба­ми алко­го­ля, лож­ных уче­ний, рели­ги­оз­ных тра­ди­ций и все­воз­мож­ных куль­тов. Каж­дый слу­жит кому-то или чему-то. А Биб­лия гово­рит: «Кто кем побеж­ден, тот тому и раб» (2 Пет. 2:19).

Бог через апо­сто­ла Иоан­на гово­рит пре­дель­но ясно: «Неуже­ли вы не зна­е­те, что, кому вы отда­е­те себя в рабы для послу­ша­ния, того вы и рабы?» (Рим. 6:16). Иисус Хри­стос ска­зал: «Вся­кий, дела­ю­щий грех, есть раб гре­ха» (Ин. 8:34). Такое раб­ство, конеч­но, не может быть счастливым.

Мы зна­ем о пагуб­но­сти гре­ха, но когда я делаю то, что нена­ви­жу, то «уже не я делаю то, но живу­щий во мне грех… Бед­ный я чело­век! Кто изба­вит меня от сего тела смер­ти?» (Рим.7). Ответ дает Еван­ге­лие: «Если Сын осво­бо­дит вас, то истин­но сво­бод­ны буде­те» (Ин. 8:36).

Воз­мож­но ли это? Конеч­но, воз­мож­но! Для того и при­хо­дил на зем­лю Иисус Хри­стос, что­бы осво­бо­дить нас, иску­пить от вла­сти гре­ха. О Нем ска­за­но в Еван­ге­лии от Мат­фея (1:21): «Ибо Он спа­сет людей Сво­их от гре­хов их». Чудес­ное про­ро­че­ское слово1 Кто же эти «свои»? Все те, кто доб­ро­воль­но откро­ет Ему серд­це, уве­ро­вав в Него как в сво­е­го Спа­си­те­ля, умер­ше­го на кре­сте за гре­хи наши и вос­крес­ше­го для оправ­да­ния нашего.

Это как раз то, что нуж­но каж­до­му чело­ве­ку, что­бы вый­ти из раб­ства гре­ха на свободу.

Поче­му же, в таком слу­чае, апо­сто­лы Иаков, Павел и дру­гие подвиж­ни­ки веры назы­ва­ли себя раба­ми Иису­са Хри­ста? Пото­му что Он поко­рил их серд­ца Сво­ей любо­вью и стал их Гос­по­дом. Он выку­пил их из под вла­сти сата­ны Сво­ей кро­вью, и они ста­ли Его досто­я­ни­ем. Это уже совсем иное раб­ство, кото­рое я назы­ваю счаст­ли­вым рабством.

В исто­ри­че­ской лите­ра­ту­ре суще­ству­ет мно­го доку­мен­таль­ных сви­де­тельств о вре­ме­нах, когда про­цве­та­ла рабо­тор­гов­ля. Рабо­вла­дель­цы выстав­ля­ли «живой товар» на база­ре, веша­ли на шее таб­лич­ку с ценой. Поку­па­тель осмат­ри­вал раба, щупал муску­лы, загля­ды­вал в рот, испы­ты­вал его на вынос­ли­вость, пред­ла­гал свою цену. Но быва­ли слу­чаи, когда состо­я­тель­ный чело­век, тро­ну­тый жало­стью к несчаст­но­му рабу или рабыне, пла­тил хозя­и­ну назна­чен­ную им цену, а потом гово­рил невольнику:

- Я тебя купил, а теперь отпус­каю. Можешь идти куда угод­но. Вот доку­мент , даю­щий тебе свободу…

Раб, в бла­го­дар­ность за это, гово­рил сво­е­му освободителю:

- За вашу доб­ро­ту я хочу доб­ро­воль­но слу­жить вам, остать­ся вашим рабом на всю жизнь.

И неволь­ник оста­вал­ся навсегда.

Одна­жды Иисус Хри­стос, видя, что мно­гие, соблаз­нив­шись Его уче­ни­ем, ото­шли от Него, ска­зал Сво­им уче­ни­кам: «Не хоти­те ли и вы отой­ти?» Симон отве­тил Ему: «Гос­по­ди! К кому нам идти? Ты име­ешь гла­го­лы веч­ной жиз­ни» (Ин.6:68).

Мы не можем най­ти луч­ше­го Гос­по­ди­на, чем Иисус Хри­стос. Ради наше­го искуп­ле­ния Он доб­ро­воль­но пошел на крест. Вот поче­му люди, уве­ро­вав­шие в Него как в сво­е­го Спа­си­те­ля, с радо­стью гово­рят : «Он-мой Гос­по­дин. Я ‑Его слу­га и раб, и в этом для меня наи­выс­шая радость».

Раб­ство Богу — доб­ро­воль­ное раб­ство, раб­ство по люб­ви. Когда я, читая Еван­ге­лие, узнал и пове­рил, что никто не любит меня так, как любит Бог, я поже­лал быть Его рабом наве­ки и при­над­ле­жать толь­ко Ему. Это было 14 авгу­ста 1948 года.

Хри­стос ска­зал Сво­им после­до­ва­те­лям: «Вы дру­зья Мои, если испол­ня­е­те то, что Я запо­ве­дую вам. Я уже не назы­ваю вас раба­ми…» (Ин. 15:14,15). Но что­бы испол­нять то, что Он запо­ве­дал нам, мы нуж­да­ем­ся в его помо­щи и води­тель­стве. И Он помогает.

Хри­стос — наш Друг и в то же вре­мя Он наш Гос­подь и Учитель.

Печаль­но, когда неутвер­жден­ные в истине веру­ю­щие попа­да­ют в раб­ство чело­ве­че­ских пред­рас­суд­ков, пред­взя­тых мне­ний и лож­ных уче­ний. Это про­ис­хо­дит пото­му, что они утра­ти­ли живой кон­такт с Небес­ным Другом.

Посмот­рим, что гово­рит Биб­лия о том древ­нем вре­ме­ни, когда изра­иль­ский народ прак­ти­ко­вал раб­ство. Бог знал гре­хов­ное состо­я­ние чело­ве­ка, его жесто­ко­сер­дие, его стрем­ле­ние гос­под­ство­вать над сво­им собра­том, и пото­му Он дал через Мои­сея опре­де­лен­ные запо­ве­ди об отно­ше­нии к рабам.

В кни­ге Исход (21:2–6) мы нахо­дим кар­ти­ну доб­ро­воль­но­го раб­ства: «Если купишь раба Еврея, пусть он рабо­та­ет шесть лет, а в седь­мой пусть вый­дет на волю даром… Но если раб ска­жет: люб­лю гос­по­ди­на мое­го, жену мою и детей моих, не пой­ду на волю, – то пусть гос­по­дин его при­ве­дет его пред судей и поста­вит его к две­ри, или к кося­ку и про­ко­лет ему гос­по­дин его ухо шилом, и он оста­нет­ся рабом его вечно».

Неуже­ли мож­но было най­ти тако­го раба, кото­рый доб­ро­воль­но отка­зал­ся бы от сво­бо­ды? Кто может ска­зать: «Не хочу идти на сво­бо­ду»? Муд­рый чело­век зна­ет, что сво­бо­да может ока­зать­ся хуже раб­ства. Так ска­жет и тот раб, у кото­ро­го гос­по­дин — не жесто­кий тиран, не экс­плу­а­та­тор, не угне­та­тель, а любя­щий, спра­вед­ли­вый, мило­серд­ный и состра­да­тель­ный чело­век. Он отно­сит­ся к сво­е­му рабу как к сыну: уса­жи­ва­ет его за свой стол, оде­ва­ет, забо­тит­ся о его здо­ро­вье, дает муд­рые советы.

Поэто­му вполне есте­ствен­но, что когда закан­чи­ва­ет­ся срок тако­го раб­ства, неволь­ник может ска­зать гос­по­ди­ну: «Куда я пой­ду? Где я най­ду луч­шее место? Ты был для меня как род­ной отец, как друг. Хочу остать­ся тво­им рабом навсегда».

В таком слу­чае дол­жен совер­шить­ся обряд про­ка­лы­ва­ния уха рабу- знак его пожиз­нен­ной при­над­леж­но­сти это­му господину.

Так Дух Свя­той образ­но пока­зы­ва­ет нам кар­ти­ну пол­ной отда­чи Гос­по­ду, все­це­ло­го под­чи­не­ния Ему и вступ­ле­ния в завет с Ним через вод­ное крещение.

Вспо­ми­ная об этом момен­те, я как бы сно­ва слы­шу чудес­ную пес­ню, кото­рую пел хор во вре­мя мое­го крещения:

«О, чуд­ный день! О, чуд­ный день, 
Когда Спа­си­тель в пер­вый раз 
С моей душой в завет всту­пил 
И мир мне веч­ный подарил»

Когда мне откры­лась любовь Божья, я ска­зал Гос­по­ду: «Вот мое ухо, даже два уха. Про­ко­ли их у две­рей Дома Тво­е­го, Тво­ей Церк­ви, что­бы я все­гда пом­нил, что я — Твой раб, а Ты — мой Господь».

Быть слу­гой Гос­по­да — это гораз­до выше и бла­го­род­нее, неже­ли быть мини­стром у царя вели­кой стра­ны. В этом смысл жиз­ни христианина.

Сего­дня голос Духа Свя­то­го зовет всех людей вер­нуть­ся к Богу и обре­сти у Его ног сво­бо­ду от раб­ства сата­ны, от раб­ства греха.

Бог не при­нуж­да­ет, а зовет: «Се, стою у две­ри и сту­чу: если кто услы­шит голос Мой и отво­рит дверь, вой­ду к нему, и буду вече­рять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).

Открой­те две­ри Спа­си­те­лю — и Хри­стос вой­дет, даст вам сво­бо­ду, душев­ный мир и радость. Ведь Он Сам ска­зал: «При­ди­те ко Мне все труж­да­ю­щи­е­ся и обре­ме­нен­ные, и Я успо­кою вас».

Нико­лай Водневский