Почему Христос в Своей проповеди учил, чтобы мы никого не судили?
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Св. Евангелие от Матфея 7:1–5).
- Потому что Он знал, что люди в своем осуждении могут очень далеко зайти. Сердце, осуждающее других, не способно любить того, кого осуждает, да и вообще, в таком сердце не может быть любви. Такой человек может любить только любящих его, тех, кто ему нравится, тех, кто его устраивает, тех, с кем общение – выгодно, другими словами, тех, кого он не осуждает. Так относятся друг ко другу неверующие люди, грешники и язычники.
Учение Христа проповедует другое: «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Св. Евангелие от Матфея 5:46,47). Христианин отличается от прочих тем, что он любит всех, а не только тех, которые любят его. Евангельское учение состоит в том, чтобы люди, верующие, в первую очередь научились у Христа не осуждать, а любить тех, кого хочется осуждать.
Любить любящих тебя – это не христианство. Смысл христианского учения в том, чтобы научиться любить тех, которые тебя ненавидят. Чтобы так поступать, нужно для начала избавиться от осуждения тех людей, которыми ты недоволен. К тому же, наше отношение к другим нельзя назвать объективным, хотя бы потому, что мы тоже всего лишь люди. Мы не можем видеть других так, как видит их Бог, мы чаще всего ошибаемся в своих оценках человеку. Вспомните, что «Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце. … подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал Иессею: никого из этих не избрал Господь. И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть еще меньший; он пасет овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обедать, доколе не придет он сюда. И послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он» (Первая книга Царств 16:7–12). Так думал о Давиде Бог. А вот что думал о Давиде его родной брат Елиав: «И услышал Елиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и рассердился Елиав на Давида и сказал: зачем ты сюда пришел и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел посмотреть на сражение» (Первая книга Царств 17:28).
Наше удовольствие или недовольство от кого-то не отражает мнение Бога об этом человеке. Поэтому не нужно личное мнение выставлять барометром определения достоинств или недостатков другого человека. Бог не дал нам никакого права делить людей на хороших или плохих. Суд – это дело Бога, нам же Он дал иную заповедь: «не суди»! Христос не просит, а повелевает не судить других. Ты заметил очередной сучок в чужом глазу? Осуждать – твоя привычка? Остановись! В такие моменты полезно вспомнить о том, что ты тоже человек, и что в твоей жизни бывало и также, и хуже. Чужой сучок – это всего лишь свидетельство о том, что в твоем глазу бревно.
«Поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя; ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других» (Екклесиаст 7:21,22). Екклесиаст – самый мудрый проповедник из всех советует нам так думать, так делать. Тогда легче будет простить. Легкое прощение – признак любви: любовь легко прощает (Песнь Возрождения, № 946).
Как правило, врагов человек себе придумывает сам. Так случилось у Саула по отношению к Давиду: «И стал Саул еще больше бояться Давида и сделался врагом его на всю жизнь» (Первая книга Царств 18:29). Но Давид не был ему врагом: «И сказал ему Саул: для чего вы сговорились против меня, ты и сын Иессея, что ты дал ему хлебы и меч и вопросил о нем Бога, чтоб он восстал против меня и строил мне ковы, как это ныне видно? И отвечал Ахимелех царю и сказал: кто из всех рабов твоих верен как Давид? он и зять царя, и исполнитель повелений твоих, и почтен в доме твоем» (Первая книга Царств 22:13,14). Взгляд Саула на Давида был неправильным: «И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида» (Первая книга Царств 18:9). Он все видел искаженным образом. Он не видел, что Давид – его зять, что он его раб, верный и послушный, что Давид его уважает и никогда не сделает зла Саулу, что и доказал Давид впоследствии не раз (1 Царств 24:1–7, 26:7–9). От гордости и зависти глаза Саула не видели истины, не видели того, что Давид боялся Бога, уважал Саула как царя, как своего тестя, как воина и не только сам не причинил ему зла, но и не позволял это делать другим (1 Царств 24:8). Давида как верного раба Саула характеризует и тот факт, что он оплакивал искренно смерть Саула (2 Царств 1:17–27). Но Саул так ничего этого и не разглядел в Давиде, потому что его глаза были ослеплены осуждением (1 Царств 20:31). Гордость родила зависть, и эта зависть в сердце Саула заставила его осуждать, обвинять, подозрительно смотреть на Давида, бояться и преследовать его. Грех Саула обманул, в первую очередь, его самого. Более 13 лет бегал царь по пустыням и горам, гонимый страхом, с желанием отомстить Давиду. Напрасные страхи! Зависть и осуждение обречены на страхи, лукавые подозрения, в то время как любовь исключает страх (1 Ин. 4:18) и не замечает недостатков!
Однако Ионафан, сын Саула, видел все по-другому: «И говорил Ионафан доброе о Давиде Саулу, отцу своему, и сказал ему: да не грешит царь против раба своего Давида, ибо он ничем не согрешил против тебя, и дела его весьма полезны для тебя…» (Первая книга Царств 19:4).
Христос хочет, чтобы мы себя не обманывали и не наполняли свои сердца злом и обманом осуждения, горькой завистью и недовольством, и неправдою вместо любви, мира, покоя, правды Божьей. Христос знал все о каждом из своих учеников, но, несмотря на это, любил их: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Св. Евангелие от Иоанна 13:1,2). Он не просто сказал им о своей любви, Он явил им это делом. О любви не нужно только говорить. Если есть разговоры, но нет дела, служения и ответственности ни за что: в семье ли, церкви, в обществе, – там нет любви. Любовь нужно являть делом: дома – по отношению к семье, в Церкви – по отношению к братьям и сестрам, в обществе – всем людям. Любовь нужно делать, любовью нужно служить. Заниматься конкретным делом, служением, со всей ответственностью за это дело перед Богом. Нет ответственности в Церкви ни за какое служение? – Нет любви, одни слова, пустые разговоры! Любовь – это ответственность, ее нужно проявлять и доказывать «добрым поведением с мудрою кротостию» (Иакова 3:13) . Не других по этому критерию выверять, но себя. Христос явил любовь и доказал делом, что любит своих учеников, всех, от Петра до Иуды. В момент предательства Он называет Иуду другом. Вот любовь! Он доказал Свою любовь и к каждому из нас: за грешников, за врагов пошел на крест. Такой пример оставил нам наш Господь…
Наша вера должна действовать любовью (Галатам 5:6). Если этого нет, то она может оказаться пустой, бессмысленной, как у бесов, которые и веруют, и трепещут (Иакова 2:19). Давайте перестанем говорить о любви, давайте начнем ее делать! Не ждать ее от пастора, от других служителей, а делать самим!
Один пастор ничего не сможет сделать. Ему тоже нужна атмосфера любви и поддержки, как, впрочем, любому человеку. В атмосфере недовольства, осуждения его служение не будет эффективным, он будет служить не с радостью, а с воздыханием: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Послание к Евреям 13:17). Если пастух несет свою службу не с радостью, а воздыхая, то и для овечек это не полезно. Христос не освобождает от служения никого. Неправильно, если одни делают, а другие только говорят да осуждают, и при этом ничего не делают. Христос учит не ждать любви от других, а делать ее самим! Прямо сейчас остановитесь и задумайтесь: «не даете ли вы места диаволу в своем сердце?» (Ефесянам 4:28–29, 31–32) не думайте ни про кого, думайте о себе. И храните свое сердце! Саулу не удалось сохранить свое сердце, людям, предавшим Христа из зависти, Иуде, не удалось этого, в этот же список попадают и те, которые осуждают других. Осуждение – это грех, который распинает Христа по сей день и наносит боль Его ранам. Человек праздный, не занятый служением, не имеющий ответственности в деле Божьем, занят лукавым. Он начинает искать оправдание своей праздности, своему «ничего не деланью», искать причины не ходить в Церковь, не молиться, не являться примером и светом для домашних, и находит такое оправдание и такие причины в обвинении других, но не себя! Дома – жена плохая, на работе – начальник плохой, в Церкви – братья, сестры, пастор… (Песнь Возрождения № 904). Если есть такие мысли, то в твоем глазе бревно! Это ты плохой! Это из твоего сердца выходит ропот, который есть грех недовольства, из-за которого евреи не вошли в землю обетованную (1 Коринфянам 10:10). Этим, роптавшим, то Моисей, то Аарон, то Сам Бог был плохой. Для людей, зараженных страстью к состязаниям, стал плохим и достойным смерти Сам Иисус Христос. Такое состояние очень опасно. Оно свидетельствует о том, что в человеке сердце осталось плотским, зараженным страстью все время что-то кому-то доказывать, оправдываться. Задайте себе вопрос: «Какие у меня соседи? В каком городе я живу?» Какие разные ответы можно услышать на эти вопросы у соседей по одной лестничной клетке, у жителей одного и того же города… одни скажут: «Какие прекрасные соседи у меня! В каком удивительном городе я живу!» Другие ответят с точностью наоборот: «Отвратительные соседи! Ужасный город!». Почему? Потому что у отвечающих разное состояние сердец. Или сердце наполнено миром Божьим, любовью, прощением к людям, или оно отравлено гордостью, горькой завистью, бесовской и плотской злобой, обидами и осуждением.
Против осуждения, против ропота есть хорошее лекарство – прощение. Кто-то согрешил против тебя? Прости! (Евангелие от Матфея, 18:15–18,21–35) Видишь согрешающего грехом не к смерти? – молись! (1 Иоанна 5:16) Заметил в чужом глазу сучок? Разберись сначала со своим бревном! На все есть в Библии свой ответ. Если делать так, как написано, исполнишь заповедь Христа: «Не суди!»
Мы придумываем себе врагов или находим себе друзей, либо мы осуждаем других, чтобы оправдать себя, либо мы пребываем в вере (2 Коринфянам 13:5) и следим за собой, а не за другими. Что сейчас в твоем сердце? Храни его от гордости, ощущай себя меньшим, не будь недоволен другими, храни его от зависти, от осуждения, злых помыслов, которые приводят ко лжи, прелюбодеяниям, воровству, убийствам и хулениям. Храни сердце, потому что из него источники жизни (Притчи4:23)! Если в сердце все худое: «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Послание Иакова 3:14–16), то источниками жизни будут греховными, и приведут к печальному финалу жизни как у Саула или Иуды. Пусть источником твоей жизни будет чистое, доброе сердце, наполненное любовью, прощением, состраданием, милосердием, довольством, радостью, желанием приносить Богу плоды, умножая данные Им таланты…
Аминь!