К 150-летию Еван­гель­ско­го движения

При­бли­жа­ет­ся 150–летие (1863–2013) Еван­гель­ско­го дви­же­ния на Нов­го­род­ской зем­ле. В свя­зи с этим мы про­дол­жа­ем пуб­ли­ка­цию био­гра­фи­че­ских очер­ков и сви­де­тельств веру­ю­щих, посвя­тив­ших свою жизнь слу­же­нию Богу во имя Иису­са Хри­ста на Нов­го­род­чине. 
 
Иван Вла­ди­ми­ро­вич Сиро­тин 
 
Исто­рия не сохра­ни­ла для нас доста­точ­ной инфор­ма­ции об этом бла­го­сло­вен­ном муже веры. Но неко­то­рые кру­пи­цы, из кото­рых мож­но собрать образ это­го слу­жи­те­ля, достой­ны того, что­бы, по край­ней мере, исто­ри­ки узна­ли о нем. Имя Сиро­ти­на мель­ка­ет на стра­ни­цах свет­ских и хри­сти­ан­ских изда­ний того вре­ме­ни. Жур­нал «Без­бож­ник» выстав­ля­ет его как быв­ше­го эсе­ра, а мно­гие архи­вы – пре­сви­те­ром. Мы нахо­дим его в «золо­том деся­ти­ле­тии» как актив­но­го пред­ста­ви­те­ля бап­тист­ско­го брат­ства. 
 
Родил­ся Иван Вла­ди­ми­ро­вич Сиро­тин в 1888 году в д. Аку­ло­во Вос­кре­сен­ской воло­сти Буй­ско­го уез­да Костром­ской губер­нии. Как про­шло его дет­ство, и, когда он пове­рил в Иису­са Хри­ста и кре­стил­ся нам не извест­но. Одна­ко, к сво­им трид­ца­ти годам Сиро­тин ста­но­вит­ся актив­ным и извест­ным дея­те­лем в сре­де хри­сти­ан­ско­го сооб­ще­ства. 
 
С 19 по 24 янва­ря 1920 года в Пет­ро­гра­де (наз. до 1924 г.) на Литей­ном про­спек­те 33, состо­я­лось пер­вое сове­ща­ние Вре­мен­но­го все­рос­сий­ско­го обще­го сове­та, в кото­ром при­ня­ли уча­стие десять чело­век. От ВСЕХ (Все­рос­сий­ский Союз Еван­гель­ских Хри­сти­ан) высту­пи­ли – И.С. Про­ха­нов, Г.М. Мат­ве­ев, К.П. Пет­ров, П.С. Капа­лы­гин и М.А. Орлов; Союз бап­ти­стов пред­став­ля­ли П.В. Пав­лов, И.Н. Шилов, И.В. Сиро­тин, Г.Г. Яухи­ай­нен и В.Г. Мелис. 
 
В этом спис­ке мы видим Сиро­ти­на в чис­ле руко­во­ди­те­лей бап­тист­ско­го Сою­за. Он дей­стви­тель­но был избран кан­ди­да­том в прав­ле­ние Сою­за на Все­рос­сий­ском съез­де бап­ти­стов, кото­рый про­хо­дил с 27 мая по 6 июня 1920 г. в г. Москве. И оста­вал­ся им до сво­е­го аре­ста в Ленин­гра­де в 1928 году. Но это все про­изой­дет поз­же, а сей­час реше­ни­ем Север­но­го Сою­за Сиро­тин Иван Вла­ди­ми­ро­вич направ­ля­ет­ся в Ста­рую Рус­су Нов­го­род­ской губер­нии в каче­стве пре­сви­те­ра общи­ны. 
 
В тре­тьем номе­ре «Сло­ва исти­ны» за 1920 год ска­за­но: «Кол­ле­гия Сове­та Все­рос­сий­ско­го Сою­за Бап­ти­стов для све­де­ния всех общин сооб­ща­ет, что в дан­ное вре­мя от Сою­за постав­ле­ны и рабо­та­ют в деле бла­го­ве­стия име­ю­щие пра­во совер­шать кре­ще­ние и Вече­рю Гос­под­ню бра­тья: Андре­ев Т.А., Дря­мин М.К., Шиш­кин М.М., Сиро­тин И.В., Михай­лов А.И., Пузан­ков Ф.А., Бур­ми­ст­ров В.А., Колес­ни­ков С.А. Совет про­сит ко всем этим бра­тьям отно­сить­ся с пол­ным дове­ри­ем и об их посе­ще­нии и рабо­те при­сы­лать свои сооб­ще­ния Сове­ту». 
 
В этом же номе­ре И.В. Сиро­тин пишет, что «по доро­ге из Моск­вы в Ста­рую Рус­су я заехал на ст. Ака­де­ми­че­скую, где в одной деревне посе­тил бра­тьев и сестер и дер­жал одно собра­ние. С 13-го по 20 июня я рабо­тал в Ста­рой Рус­се, где имел несколь­ко при­зыв­ных и нази­да­тель­ных собра­ний. 16 июня при боль­шом сте­че­нии наро­да я совер­шил кре­ще­ние трех душ… Перед кре­ще­ни­ем было собра­ние в чай­ной, где собра­лось до четы­рех­сот чело­век слу­ша­те­лей. Жаж­да слу­ша­ния Сло­ва Божия вели­кая; теперь я при­гла­шен быв­ши­ми в собра­нии слу­ша­те­ля­ми посе­тить их дерев­ни, что­бы там устро­ить собра­ния. В Ста­рой Рус­се, навер­ное, ско­ро обра­зу­ет­ся общи­на, пред­ви­дит­ся кре­ще­ние еще душ шесть. Про­шу молить­ся обо мне. 
 
Пора, пора всем взять­ся за рабо­ту, 
Мир уто­па­ет в соб­ствен­ной кро­ви, 
И кто же, кро­ме нас, возь­мет эту забо­ту 
И ска­жет изне­мог­ше­му: мой брат, еще живи 
Еще живи, Хри­стос ведь твой Спа­си­тель, 
Он любит всех, Он любит и тебя, 
Он умер на кре­сте, твой иску­пи­тель, 
Он кровь Свою про­лил ведь за тебя». 
 
И.В.СиротинЧерез неко­то­рое вре­мя Сиро­тин в жур­на­ле «Сло­во исти­ны» за 1921 год в руб­ри­ке «С поля рабо­ты» сооб­ща­ет, что «рабо­та в Ста­рой Рус­се идет успеш­но впе­ред и Рус­са сде­ла­лась почти цен­тром, куда из раз­ных мест посту­па­ют при­гла­ше­ния при­е­хать к ним и устро­ить там рели­ги­оз­ные собра­ния, а так­же и из отда­лен­ных губер­ний посту­па­ют пись­ма с раз­ны­ми духов­ны­ми вопро­са­ми. Это­му содей­ство­вал курорт, на кото­рый съез­жа­ют­ся летом мно­го людей с целью лечить­ся гря­зе­вы­ми ван­на­ми, мно­гие из них были посе­ти­те­ля­ми наших собра­ний, и, уез­жая домой, повез­ли эту бла­гую весть с собой. Пусть Гос­подь Сам бла­го­сло­вит эти всхо­ды и сохра­нит их для глав­но­го уро­жая». 
 
В это же вре­мя, газе­та «Звез­да» 1921 года в ста­тье «С поля рабо­ты» пишет: «… бап­тист Сиро­тин в реке Лова­ти в мороз­ное зим­нее вре­мя кре­стил двух бра­тьев в белых хала­тах и чул­ках из ком­му­ны «При­лу­чье» Ста­ро­рус­ско­го уез­да…». 
 
«При­лу­чье» – одна из пер­вых – сель­ско­хо­зяй­ствен­ная ком­му­на в Рос­сии, была орга­ни­зо­ван­на в Нов­го­род­ской губер­нии, Ста­ро­рус­ско­го уез­да, Жглов­ской воло­сти, селе­ни­ях Ляхо­ви­чи и Кузь­мин­ское. Воз­ник­ла она и в селе Дроз­ди­но. Артель заре­ги­стри­ро­ва­на 19 авгу­ста 1918 г., в ком­муне было 22 чело­ве­ка. Пред­се­да­те­лем ком­му­ны избра­ли Лари­о­на Роди­о­но­ва. Архив­ный доку­мент пока­зы­ва­ет, что «уча­сток зем­ли, предо­став­лен­ный в поль­зо­ва­ние ком­му­ны, пло­ща­дью 569,2 деся­тин выре­зан из земель запас­но­го фон­да Жглов­ско­го Волост­но­го земель­но­го отде­ла быв­ше­го име­ния поме­щи­цы, Анны Ива­нов­ны Бал­ка­ши­ной, «При­лу­чье». Боль­шая часть участ­ка рас­по­ло­же­на на живо­пис­ном и воз­вы­шен­ном бере­гу реки Лова­ти». 
 
С 30 октяб­ря по 8 нояб­ря 1921 года в Москве про­хо­дил Все­рос­сий­ский Съезд Бап­ти­стов. На съезд при­бы­ло 98 деле­га­тов, пред­ста­ви­те­лей от 3 650 общин. Из-за про­дол­жа­ю­щей­ся граж­дан­ской вой­ны не смог­ли при­е­хать толь­ко пред­ста­ви­те­ли общин Даль­не­го Восто­ка. 
 
Пред­се­да­те­лем съез­да был избран П.В. Пав­лов. Съезд одоб­рил кол­ле­ги­аль­ную фор­му прав­ле­ния и избрал кол­ле­гию, в кото­рую вошли: П. В. Пав­лов, М. Д. Тимо­шен­ко, И. Н. Шилов, В. П. Сте­па­нов, Г. И. Шалье. 
 
В Совет было избра­но два­дцать чело­век: «С. В. Бело­усов, В. Г. Пав­лов и Г. Д. Жулин. В Совет Сою­за вошло два­дцать восемь чело­век: В.В. Скал­лин (Лазо­вая), Костю­ков А.П. (Ели­за­вет­град), З.Я. Пав­лен­ко (Кре­мен­чуг), Е.А. Фасто­вец, И.И. Пет­ров (Сибирь), П.И. Малин (Там­бов), Г.С. Моро­ков (Сара­тов), Р.Д. Хомяк (Пол­та­ва), С.А. Хох­лов (Сама­ра), А.Н. Пан­те­ле­ев (Тур­ке­стан), В.В. Бур­ми­ст­ров (Бежи­на, Орлов­ской губ.), В.Г. Мелис (Гат­чи­на, Пет­ро­градск. Губ.), Д.П. Сте­пин и Г.И. Адам (Москва), М.И. Чер­нов (Ржа­ва, Кур. Губ), К.Х. Гра­вин­ский (Нов­го­род), Т.И. Рез­цов (Цари­цын), И.В. Сиро­тин (Ста­рая Рус­са, Нов­гор. Губ), С.И. Сиги­тов (Липя­ги, Тамб. губ., и кан­ди­да­ты к ним: Н.И. Зиверт (Новгор.губ.) К.А. Гарт­виг (Москва), А.М. Бес­са­раб (Ингул­ка), П.Е. Душе­вин, Р.М. Гаре­тов (Ростов на Дону), М.П. Журавлев, М.П. Меще­ря­ков (Лепя­ги, Там­бовск. Губ.), М.И. Кан­де­ла­ки (Тифлис)». 
 
В про­то­ко­лах допро­са пре­сви­те­ра В.А. Сучи­ли­на и руко­во­ди­те­ля моло­де­жи Г.Р. Мак­сю­тен­ко в 1928 г. чита­ем: «Общи­на бап­ти­стов в г. Ста­рой Рус­се име­ет соб­ствен­ный молит­вен­ный дом. Построй­ку это­го дома нача­ли в 1924 году, стро­ил дом, то есть заве­до­вал построй­кой дома еди­но­лич­но, Сиро­тин, быв­ший пре­сви­тер общи­ны, по дове­рию общи­ны». Почти семь лет И.В. Сиро­тин руко­во­дил общи­ной в Ста­рой Рус­се. По его прось­бе на стро­и­тель­ство молит­вен­но­го дома жерт­во­ва­ли мно­гие общи­ны губер­нии и осо­бен­но в этом пре­успе­ли латыш­ские церк­ви. В 1926 году слу­же­ния нача­ли про­во­дить в новом Молит­вен­ном доме. 
 
12 июня 1927 года из Ленин­гра­да в Ста­рую Рус­су на заме­ну Сиро­ти­на при­был Вино­гра­дов Петр Игна­тье­вич (45 лет). Дья­кон­ское слу­же­ние в общине в это вре­мя выпол­нял М.П. Пет­ров. Через неко­то­рое вре­мя, в авгу­сте, Иван Вла­ди­ми­ро­вич Сиро­тин воз­вра­тил­ся в Ленин­град в «Дом Еван­ге­лия» на Васи­льев­ском Ост­ро­ве, где нахо­ди­лась кан­це­ля­рия Север­но­го Сою­за. Постро­ен­ный И. Сиро­ти­ным Молит­вен­ный Дом нахо­дил­ся на ули­це Сили­на 29. (ул. Декаб­ри­стов. Дом во вре­мя ВОВ сго­рел). 
 
В сен­тяб­ре 1927 года Сиро­тин нахо­дит­ся в горо­де Тверь. Мест­ная общи­на бап­ти­стов, кото­рой руко­во­дит А.П. Кон­дра­тьев, 11сентября тор­же­ствен­но откры­ва­ет свои собра­ния. Об этом сооб­ща­лось в хри­сти­ан­ском жур­на­ле «Бап­тист»: «Из Моск­вы на празд­ник при­е­ха­ли Пред­се­да­тель Феде­ра­тив­но­го Сою­за бап­ти­стов Н.В. Один­цов, брат В.И. Сини­цын с женой и сест­ра М.И. Шалье, кро­ме того от Север­но­го Сою­за Бап­ти­стов (Ленин­град) при­был брат И.В. Сиро­тин». 
 
Об Иване Сиро­тине на стра­ни­цах жур­на­ла «Бап­тист Укра­и­ны» пишет Сте­пан Сева­стья­нов: «В “Доме Еван­ге­лия” г. Ленин­град “Вечер музы­ки и пения”, под таким назва­ни­ем в боль­шом зале Дома Еван­ге­лия 7 нояб­ря (1927) состо­я­лось тор­же­ствен­ное собра­ние. Перед гла­за­ми собрав­ших­ся более пяти­сот чело­век слу­ша­те­лей на эст­ра­де высту­па­ли винов­ни­ки дан­но­го тор­же­ства. Хотя их было и не мно­го, чело­век 60–70, но это были те, кото­рым писал Апо­стол Иоанн в пер­вом посла­нии 2:14: “…Я напи­сал вам, юно­ши, пото­му что вы силь­ны, и сло­во Божие пре­бы­ва­ет в вас, и вы побе­ди­ли лука­во­го”, а хор испол­нил: “когда идешь в дом Божий, все забо­ты брось…”». 
 
Далее жур­нал сооб­щал: «Откры­вая собра­ние, брат И.В. Сиро­тин про­чи­тал заме­ча­тель­ные сло­ва, кото­рые как нель­зя луч­ше под­хо­ди­ли к наше­му вече­ру: “Цве­ты пока­за­лись на зем­ле, вре­мя пения наста­ло”, Песнь Пес­ней 2:12». 
 
В жур­на­ле «Бап­тист Укра­и­ны» №2 за 1928 г. поме­ще­на замет­ка об откры­тии бого­слов­ской шко­лы в Москве. «Собра­ние, по слу­чаю откры­тия Биб­лей­ских Кур­сов, нача­лось в 6 часов вече­ра 1 декаб­ря (1927 г.) в скром­ном поме­ще­нии 1‑й Мос­ков­ской общи­ны на Поч­то­вой ули­це…» На этом тор­же­ствен­ном собра­нии при­сут­ство­ва­ло мно­го гостей. Руко­во­дил Бого­слу­же­ни­ем пред­се­да­тель Феде­ра­тив­но­го Сою­за Бап­ти­стов Н.В. Один­цов. 
 
«…От Ленин­гра­да и Север­но­го Сою­за сло­во при­вет­ствия ска­зал И.В. Сиро­тин на тему Матф. 4,19. “Да бла­го­ден­ству­ют любя­щие Тебя, да будет мир в сте­нах Тво­их…” Затем сло­ва из Еван­ге­лия от Мат­фея – “иди­те за Мной и я сде­лаю вас лов­ца­ми чело­ве­ков”, – про­из­ве­ли на слу­ша­те­лей глу­бо­кое впе­чат­ле­ние. Лич­ное обще­ние с Хри­стом и пре­бы­ва­ние в Сло­ве Его явля­ют­ся обя­за­тель­ным усло­ви­ем для пра­виль­но­го, пло­до­твор­но­го и слав­но­го слу­же­ния Ему». При таком актив­ном слу­же­нии труд­но оста­вать­ся в тени. На рев­ност­но­го слу­жи­те­ля обра­ти­ли вни­ма­ния орга­ны ОГПУ. 
 
В 1928 году И.В. Сиро­тин, как и мно­гие руко­во­ди­те­ли Север­но­го Сою­за, был осуж­ден по ст. 58, п.10 УК РСФСР на 3 года заклю­че­ния в Соло­вец­кий конц­ла­герь. 
 
После воз­вра­ще­ния из лаге­ря Сиро­тин и Шилов были вынуж­де­ны посе­лить­ся в Выш­нем Волоч­ке, так как жить им в Ленин­гра­де боль­ше не раз­ре­ша­лось. Иван Сиро­тин про­жи­вал по адре­су: В. Воло­чек, ул. 4‑я Про­ле­тар­ская, д.5. 
 
Пре­дан­ные делу Божье­му слу­жи­те­ли не мог­ли оста­вать­ся в тени. Объ­еди­нив­шись с еван­гель­ски­ми веру­ю­щи­ми они нача­ли бур­ную дея­тель­ность. Но, начи­ная с 4 мар­та 1935 г., И. Сиро­тин, И. Шилов и дру­гие были аре­сто­ва­ны орга­на­ми НКВД. Из «Обви­ни­тель­но­го заклю­че­ния» от 14 мая 1935 года: «Шилов, Сиро­тин и др. пыта­лись орга­ни­зо­вать 24.03.1935 года анти­со­вет­ское сбо­ри­ще сек­тант­ско­го акти­ва для бого­мо­ле­ния о пре­кра­ще­нии буд­то бы суще­ству­ю­ще­го «пре­сле­до­ва­ния» со сто­ро­ны Сов. Вла­сти за рели­ги­оз­ные убеж­де­ния, о пре­сле­до­ва­нии «боль­ших сво­бод» и о смяг­че­нии репрес­сий про­тив контр­ре­во­лю­ци­он­ных эле­мен­тов… Обви­ня­е­мые винов­ны­ми себя не при­зна­ли». 
 
Осо­бым сове­ща­ни­ем НКВД СССР от 25 авгу­ста 1935 года по обви­не­нию «за актив­ное уча­стие в контр-рево­лю­ци­он­ной Орга­ни­за­ции» были осуж­де­ны: Шилов И.Н.- 5 лет ИТЛ, Сиро­тин И.В.- 5 лет ИТЛ, а так­же Андре А.А., Пав­лов Н.П., Шиш­ма­рев Ф.Н., Гусев В.Д., Пан­кра­тов И.В., Ефи­мен­ко Н.П., Вар­ла­мов Г.Е., Усти­нов И.Р.» Из лаге­рей никто из них не вер­нул­ся. И.В. Сиро­тин реа­би­ли­ти­ро­ван 12 мая 1989 г. по заклю­че­нию Про­ку­ра­ту­ры Кали­нин­ской обла­сти. 
 
Из кни­ги «Via sacra», А.И. Кора­бель