Сло­варь биб­лей­ско­го бого­сло­вия: служить

Сло­во «слу­же­ние» име­ет в Биб­лии два про­ти­во­по­лож­ных смыс­ла, соглас­но тому, обо­зна­ча­ет ли оно под­чи­не­ние чело­ве­ка Богу или же пора­бо­ще­ние чело­ве­ка чело­ве­ком, т. е. раб­ство. Исто­рия спа­се­ния учит нас, что осво­бож­де­ние чело­ве­ка зави­сит от его под­чи­не­ния Богу и что «слу­жить Богу зна­чит цар­ство­вать» (литур­ги­че­ский текст лат. обряда).

В отно­ше­ни­ях меж­ду людь­ми одно и то же сло­во может озна­чать два кон­крет­ных поло­же­ния, глу­бо­ко раз­лич­ных: поло­же­ние раба, каким оно явля­лось в язы­че­ском мире, где пора­бо­щен­ный чело­век был низ­ве­ден до уров­ня живот­ных и вещей, и поло­же­ние слу­жи­те­ля, как оно опре­де­ле­но Зако­ном наро­да Божия: в этом наро­де раб оста­ет­ся чело­ве­ком и зани­ма­ет свое место в семье, таким обра­зом, что он, будучи насто­я­щим слу­жи­те­лем, может стать там дове­рен­ным и наслед­ни­ком (Быт. 24, 2; 15, 3). Из–за это­го тер­ми­ны оста­ют­ся дву­смыс­лен­ны­ми: авад (евр.) и δουλεύειν (греч) при­ме­ня­ют­ся в обо­их слу­ча­ях. Одна­ко суще­ству­ют сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют слу­же­ние или зави­си­мость, име­ю­щие почет­ный харак­тер – будь то служ­ба вое­на­чаль­ни­ков царю (евр. шерат) или же обще­ствен­ное слу­же­ние и преж­де все­го слу­же­ние рели­ги­оз­ное (греч λειτουργεΐν).

Слу­же­ние Богу – честь для наро­да, с кото­рым Он заклю­чил Союз–Завет. Но высо­кое поло­же­ние обя­зы­ва­ет. Ягве – Бог рев­ни­тель, не тер­пя­щий раз­де­ла (Втор. 6, 15), как гово­рит­ся в одном тек­сте Писа­ния, кото­рый при­во­дит Хри­стос: «Гос­по­ду Богу тво­е­му покло­няй­ся и Ему Одно­му слу­жи» (Мф. 4, 10; см Втор. 6, 13). Эта вер­ность долж­на про­яв­лять­ся и в куль­те и в пове­де­нии. Таков смысл пред­пи­са­ния, где пере­чис­ле­ны сино­ни­мы слу­же­ния Богу: «Гос­по­ду Богу ваше­му после­дуй­те и Его бой­тесь; запо­ве­ди Его соблю­дай­те, и гла­са Его слу­шай­те, и Ему слу­жи­те, и к Нему при­леп­ляй­тесь» (Втор. 13, 4)

1. Рели­ги­оз­ное слу­же­ние. – Слу­же­ние Богу – это преж­де все­го при­но­ше­ние Ему даров и жертв, обес­пе­чи­ва­ние содер­жа­ние Его хра­ма. Имен­но поэто­му свя­щен­ни­ки и леви­ты назы­ва­ют­ся «теми, кто отправ­ля­ют служ­бу» Гос­по­ду (Числ. 18; 1Цар 2, 11, 18; 3, 1; Иер 33, 21). Дей­стви­тель­но, свя­щен­ник опре­де­ля­ет­ся как страж свя­ти­ли­ща, слу­жи­тель Бога и тол­ко­ва­тель Его про­ри­ца­ний (Суд. 17, 5). В свою оче­редь вся­кий вер­ный, испол­ня­ю­щий куль­то­вое дей­ствие, слу­же­ние Гос­по­ду (2Цар 15, 8). В конеч­ном сче­те выра­же­ние «слу­жить Богу» ста­ло обо­зна­чать обыч­но воз­да­ва­е­мый Богу культ и мало–помалу ста­но­вит­ся сино­ни­мом покло­не­ния (Иисус Навин 24, 22).

2. Послу­ша­ние. – Слу­же­ние, кото­ро­го тре­бу­ет Ягве, не огра­ни­чи­ва­ет­ся обря­до­вым куль­том, оно рас­про­стра­ня­ет­ся на всю жизнь, выра­жа­ясь в послу­ша­нии запо­ве­дям. Вот что неустан­но повто­ря­ют про­ро­ки во Вто­ро­за­ко­нии: «Послу­ша­ние луч­ше жерт­вы, и пови­но­ве­ние луч­ше тука овнов» (1Цар. 15, 22; см. Втор. 5, 29), откры­вая всю глу­би­ну тре­бо­ва­ния тако­го послу­ша­ния: «Я мило­сти хочу, а не жерт­вы» (Ос. 6, 6; Иер. 7).

Иисус обра­ща­ет­ся к выра­же­ни­ям Зако­на и Про­ро­ков (Мф. 4, 10; 9, 13), дабы напом­нить о том, что слу­же­ние Богу исклю­ча­ет вся­кий дру­гой культ и что силою люб­ви, вдох­нов­ля­ю­щей его, оно долж­но захва­ты­вать его. Он назы­ва­ет сопер­ни­ка, пре­пят­ству­ю­ще­го это­му слу­же­нию: это день­ги, слу­же­ние кото­рым непра­вед­но. О таком слу­же­нии Апо­стол, вслед за Учи­те­лем гово­рит, что любо­с­тя­жа­ние есть Идо­ло­слу­же­ние (Еф. 5, 5). Надо сде­лать выбор: «Никто не может слу­жить двум гос­по­дам… Не може­те слу­жить Богу и мам­моне (богат­ству)» (Мф. 6, 24 п). Если чело­век любит одно­го, то дру­го­го будет нена­ви­деть и пре­зи­рать. Поэто­му отказ от богат­ства необ­хо­дим для того, кто хочет сле­до­вать за Иису­сом, Слу­жи­те­лем (Рабом) Божи­им (Мф. 19, 21).

1. Слу­же­ние Иису­са. – Сын воз­люб­лен­ный, послан­ный Богом, что­бы увен­чать дело слу­жи­те­лей Вет­хо­го Заве­та (Мф. 21, 33), при­шел, что­бы послу­жить. С само­го дет­ства Он утвер­жда­ет, что Ему «долж­но быть в том, что при­над­ле­жит Отцу» Его (Лк. 2, 49). Вся жизнь Иису­са про­шла под зна­ком «над­ле­жит», что выра­жа­ет Его пол­ную зави­си­мость от воли Отца (Мф. 16, 21; Лк. 24, 26), но за этой необ­хо­ди­мо­стью слу­же­ния, веду­щей Его к крест­ной смер­ти, Иисус откры­ва­ет любовь, кото­рая одна сооб­ща­ет этой необ­хо­ди­мо­сти ее досто­ин­ство и цен­ность: надо «что­бы мир знал, что Я люб­лю Отца, и как запо­ве­дал Мне Отец, так и тво­рю» (Ин. 14, 31).

Слу­жа Богу, Иисус спа­са­ет людей. Он пре­одо­ле­ва­ет их неже­ла­ние слу­жить и откры­ва­ет им, какое слу­же­ние ожи­да­ет от них Отец: Он хочет, что­бы они все­це­ло отда­ва­ли себя на слу­же­ние сво­им бра­тьям, подоб­но тому как сде­лал Сам Иисус, их Гос­подь и Учи­тель: «Сын Чело­ве­че­ский не для того при­шел, что­бы Ему слу­жи­ли, но что­бы послу­жить и отдать душу Свою…» (Мк. 10, 45). «Я дал вам при­мер… Раб не боль­ше гос­по­ди­на сво­е­го» (Ин. 13, 15). «Я посре­ди вас. как слу­жа­щий» (Лк. 22, 27).

2. Вели­чие хри­сти­ан­ско­го слу­же­ния. – Слу­жи­те­ли Хри­ста преж­де все­го слу­жи­те­ли Сло­ва (Деян. 6, 4; Лк. 1, 2), воз­ве­ща­ю­щие Бла­гую Весть, испол­няя таким обра­зом свя­щен­ное слу­же­ние (Рим. 15, 16; Кол. 1, 23; Флп. 2, 22), «со вся­ким сми­рен­но­муд­ри­ем» и если тре­бу­ет­ся «со мно­ги­ми сле­за­ми, сре­ди иску­ше­ний» (Деян. 20, 19). Что каса­ет­ся тех, кто слу­жит общине, по обра­зу Семи, избран­ных Апо­сто­ла­ми (Деян. 6, 1–4), Павел объ­яс­ня­ет им, при каких усло­ви­ях это слу­же­ние будет угод­ным Гос­по­ду (Рим. 12, 7, 9–13). Впро­чем все хри­сти­ане через кре­ще­ние пере­шли от слу­же­ния гре­ху и Зако­ну, кото­рый был раб­ством, к слу­же­нию прав­де и Хри­сту, Кото­рый есть сво­бо­да (Ин. 8, 31–36; Рим. 6–7; 1Кор. 7, 22; Еф. 6, 6). Они слу­жат Богу как сыны, а не как рабы (Гал. 4), ибо они слу­жат Ему «в обнов­ле­нии Духа» (Рим. 7, 6). Бла­го­дать, кото­рая пере­ве­ла их из состо­я­ния рабов в состо­я­ние дру­зей Хри­ста (Ин. 15, 15), помо­га­ет им слу­жить сво­е­му Гос­по­ду с той вер­но­стью, кото­рая дает убеж­де­ние, что и они вой­дут «в радость гос­по­ди­на» сво­е­го (Мф. 25, 14–23; Ин. 15, 10).