Слово «служение» имеет в Библии два противоположных смысла, согласно тому, обозначает ли оно подчинение человека Богу или же порабощение человека человеком, т. е. рабство. История спасения учит нас, что освобождение человека зависит от его подчинения Богу и что «служить Богу значит царствовать» (литургический текст лат. обряда).
В отношениях между людьми одно и то же слово может означать два конкретных положения, глубоко различных: положение раба, каким оно являлось в языческом мире, где порабощенный человек был низведен до уровня животных и вещей, и положение служителя, как оно определено Законом народа Божия: в этом народе раб остается человеком и занимает свое место в семье, таким образом, что он, будучи настоящим служителем, может стать там доверенным и наследником (Быт. 24, 2; 15, 3). Из–за этого термины остаются двусмысленными: авад (евр.) и δουλεύειν (греч) применяются в обоих случаях. Однако существуют слова, которые обозначают служение или зависимость, имеющие почетный характер – будь то служба военачальников царю (евр. шерат) или же общественное служение и прежде всего служение религиозное (греч λειτουργεΐν).
Служение Богу – честь для народа, с которым Он заключил Союз–Завет. Но высокое положение обязывает. Ягве – Бог ревнитель, не терпящий раздела (Втор. 6, 15), как говорится в одном тексте Писания, который приводит Христос: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему Одному служи» (Мф. 4, 10; см Втор. 6, 13). Эта верность должна проявляться и в культе и в поведении. Таков смысл предписания, где перечислены синонимы служения Богу: «Господу Богу вашему последуйте и Его бойтесь; заповеди Его соблюдайте, и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь» (Втор. 13, 4)
1. Религиозное служение. – Служение Богу – это прежде всего приношение Ему даров и жертв, обеспечивание содержание Его храма. Именно поэтому священники и левиты называются «теми, кто отправляют службу» Господу (Числ. 18; 1Цар 2, 11, 18; 3, 1; Иер 33, 21). Действительно, священник определяется как страж святилища, служитель Бога и толкователь Его прорицаний (Суд. 17, 5). В свою очередь всякий верный, исполняющий культовое действие, служение Господу (2Цар 15, 8). В конечном счете выражение «служить Богу» стало обозначать обычно воздаваемый Богу культ и мало–помалу становится синонимом поклонения (Иисус Навин 24, 22).
2. Послушание. – Служение, которого требует Ягве, не ограничивается обрядовым культом, оно распространяется на всю жизнь, выражаясь в послушании заповедям. Вот что неустанно повторяют пророки во Второзаконии: «Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов» (1Цар. 15, 22; см. Втор. 5, 29), открывая всю глубину требования такого послушания: «Я милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6, 6; Иер. 7).
Иисус обращается к выражениям Закона и Пророков (Мф. 4, 10; 9, 13), дабы напомнить о том, что служение Богу исключает всякий другой культ и что силою любви, вдохновляющей его, оно должно захватывать его. Он называет соперника, препятствующего этому служению: это деньги, служение которым неправедно. О таком служении Апостол, вслед за Учителем говорит, что любостяжание есть Идолослужение (Еф. 5, 5). Надо сделать выбор: «Никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и маммоне (богатству)» (Мф. 6, 24 п). Если человек любит одного, то другого будет ненавидеть и презирать. Поэтому отказ от богатства необходим для того, кто хочет следовать за Иисусом, Служителем (Рабом) Божиим (Мф. 19, 21).
1. Служение Иисуса. – Сын возлюбленный, посланный Богом, чтобы увенчать дело служителей Ветхого Завета (Мф. 21, 33), пришел, чтобы послужить. С самого детства Он утверждает, что Ему «должно быть в том, что принадлежит Отцу» Его (Лк. 2, 49). Вся жизнь Иисуса прошла под знаком «надлежит», что выражает Его полную зависимость от воли Отца (Мф. 16, 21; Лк. 24, 26), но за этой необходимостью служения, ведущей Его к крестной смерти, Иисус открывает любовь, которая одна сообщает этой необходимости ее достоинство и ценность: надо «чтобы мир знал, что Я люблю Отца, и как заповедал Мне Отец, так и творю» (Ин. 14, 31).
Служа Богу, Иисус спасает людей. Он преодолевает их нежелание служить и открывает им, какое служение ожидает от них Отец: Он хочет, чтобы они всецело отдавали себя на служение своим братьям, подобно тому как сделал Сам Иисус, их Господь и Учитель: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою…» (Мк. 10, 45). «Я дал вам пример… Раб не больше господина своего» (Ин. 13, 15). «Я посреди вас. как служащий» (Лк. 22, 27).
2. Величие христианского служения. – Служители Христа прежде всего служители Слова (Деян. 6, 4; Лк. 1, 2), возвещающие Благую Весть, исполняя таким образом священное служение (Рим. 15, 16; Кол. 1, 23; Флп. 2, 22), «со всяким смиренномудрием» и если требуется «со многими слезами, среди искушений» (Деян. 20, 19). Что касается тех, кто служит общине, по образу Семи, избранных Апостолами (Деян. 6, 1–4), Павел объясняет им, при каких условиях это служение будет угодным Господу (Рим. 12, 7, 9–13). Впрочем все христиане через крещение перешли от служения греху и Закону, который был рабством, к служению правде и Христу, Который есть свобода (Ин. 8, 31–36; Рим. 6–7; 1Кор. 7, 22; Еф. 6, 6). Они служат Богу как сыны, а не как рабы (Гал. 4), ибо они служат Ему «в обновлении Духа» (Рим. 7, 6). Благодать, которая перевела их из состояния рабов в состояние друзей Христа (Ин. 15, 15), помогает им служить своему Господу с той верностью, которая дает убеждение, что и они войдут «в радость господина» своего (Мф. 25, 14–23; Ин. 15, 10).